Роль малого инновационного бизнеса в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы: рассмотреть особенности малого инновационного бизнеса и его роль в экономике.
Задачи курсовой работы: рассмотреть классификацию инновационных организаций, рассмотреть инновационный потенциал малого инновационного бизнеса, рассмотреть преимущества малого инновационного бизнеса по сравнению с крупным инновационным бизнесом, рассмотреть проблемы развития малого инновационного бизнеса, рассмотреть влияние малого инновационного бизнеса на строительный комплекс.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………….2
Отличие инновационного проекта от инвестиционного проекта в малом бизнесе……………..………………………………………………………………………….3
Классификация инновационных организаций……………………………………….4
Инновационный потенциал малого бизнеса …………………………………..……9
Преимущества малого инновационного бизнеса по сравнению с крупным инновационным бизнесом…………………………………………….……..12
Сотрудничество малого инновационного предпринимательства и крупных фирм…………………………………………………..……………………………………16
Проблемы развития малого инновационного бизнеса……………………….17
Влияние малого инновационного бизнеса на строительный комплекс………………………………………………………………………………………………..20
Практическое задание…………………………………………………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ИННОВАЦИЯМ.docx

— 70.37 Кб (Скачать)

   Инновационная напряженность строительной организации  характеризуется степенью обеспечения  собственными инновационными ресурсами  и возможностями для устойчивого  развития.

   Инновационная плотность характеризуется насыщенностью  инновационной продукции в общем  объеме выпуска продукции и влияет на возможность и успешность внедрения  инноваций в строительный комплекс региона.

   Инновационная восприимчивость — способность  строительных организаций, предприятий  стройиндустрии внедрять и использовать инновации, давая положительный  эффект. Зависит не только от объектов внедрения (квалификация кадров, система  неформальных отношений внутри организации), но и от менталитета населения, культуры производства и управления в регионе  и степени коррумпированности. Чем  выше инновационная восприимчивость, тем больше эффект от внедрения инноваций. Необходимо отметить значимость инновационного потенциала региона, как способности и готовности осуществлять эффективную инновационную деятельность (т.е. наличие и сбалансированность структуры потенциала - ресурсов, необходимых для инновационной деятельности; достаточность уровня развития потенциала и имеющихся ресурсов). Инновационный потенциал любого региона, вне зависимости от масштаба, имеет задачи, далеко выходящие за рамки территориальных или ведомственных проблем, поэтому он должен иметь государственные целевые ориентиры и существенную государственную поддержку. Вместе с тем инновационный потенциал региона должен быть составной частью социально-экономического потенциала региона и выполнять функции его целевой подсистемы, в связи с чем - выступать как объект регионального управления.

    Малые предприятия оказывают значительное влияние на развитие строительного  комплекса – почти половина объема работ, выполненных по договорам строительного подряда, приходится на малый бизнес.

    Динамичное  влияние малого предпринимательства  на развитие национальной экономики  в значительной мере связано с  его уникальными особенностями, выражающимися в приспособляемости  к изменениям внешней среды, предприимчивостью, инновационной активностью и  готовностью к принятию рискованных, но эффективных решений. [7] 

  1. Практическое  задание

    Продажа патента или лицензии – это  именно тот случай, когда объектом купли-продажи является объект интеллектуальной собственности (ИС). Следовательно, в  этом случае можно говорить о рыночной стоимости ИС и методах ее определения.

    Объект  интеллектуальной собственности стоит  ровно столько, за сколько его  хотят приобрести, соответственно совокупность всех лицензионных платежей в рамках лицензионного договора и будет  являться рыночной стоимостью ИС.

Лицензионные  платежи

  • Роялти;
  • Паушальный /единовременный/ платеж;
  • Выбор лицензионных платежей.

    Вид заключаемого лицензионного договора - первый вопрос, который должны решить стороны. Второй, и не менее важный, - платежи и оценка общей стоимости  лицензии. Вне зависимости от того, является ли лицензия патентной или  беспатентной (лицензия на ноу-хау), мировая  практика выработала два вида лицензионных платежей.

Роялти

    Основным  видом платежей в мировой практике являются роялти - периодические отчисления, выплачиваемые в течение срока  действия договора, своеобразная форма  участия лицензиара в прибыли  лицензиата. Вопрос о размере процента отчислений (ставке роялти) и о том, с чего должны взиматься эти отчисления (базе роялти) - наиболее сложный в  мировом лицензионном праве.

    Вариантов выбора базы роялти может быть несколько: экономический эффект, прибыль, объем  реализации в денежном выражении  или натуральных показателях, стоимость  перерабатываемого сырья и т.д. Можно с уверенностью утверждать, что в мировой практике наиболее широко используется в качестве базы роялти объем реализации продукции  в денежном выражении, то есть объем  продаж, как называют его в западной практике. Причем для того, чтобы  гарантировать лицензиару надежность и стабильность платежей, используется не фактическая продажная цена продукции, а средняя цена, действующая в  данный момент на данном товарном рынке. Для сырьевых товаров это биржевая котировка, для прочих - справочные индексы цен, периодически публикуемые  зарубежными конъюнктурными изданиями.

    Если  за базу роялти принимается стоимостной  объём реализуемой продукции, расчёт производится по формуле:

     ,

    где Cr — цена лицензии, рассчитанная в  виде роялти;

        Vi — планируемый объём реализуемой продукции в i-ом году;

        Zi — цена единицы реализуемой продукции в i-ом году;

        Ri — ставка роялти в i-ом году;

        t — срок действия  лицензионного договора.

    Если  за базу роялти принимается физический объём продукции, расчёт производится по формуле:

     ,

    где Ri — ставка роялти в i-ом году с единицы реализуемой продукции.

    Если  за базу роялти принимается экономический  эффект, прибыль (доход) от использования  объекта лицензии в производстве, расчёт производится по формуле:

     ,

    где Bi — экономический эффект, прибыль (доход) от использования объекта лицензии в i-году;

        Ri — ставка роялти в i-ом году как доля лицензиара в экономическом эффекте, прибыли (доходе) лицензиата.

    Если  за базу роялти принимается стоимость  основного перерабатываемого сырья, что бывает нужно, если по лицензии выпускается гамма изделий из одного и того же сырья и установить ставку роялти для всех изделий невозможно, расчёт производится по формуле:

    

    где Mi — стоимость основного перерабатываемого сырья в i -ом году;

        Ri — ставка роялти в i-ом году.

    Платежи осуществляются по фактическим результатам  использования объекта лицензии, они и формируют цену лицензии. Непосредственная связь роялти с  фактическими результатами использования  объекта лицензии и предопределяет распространенность этой формы платежей.

    С целью стимулирования лицензиата к  увеличению объёмов производства в  лицензионные договоры рекомендуется  вводить дифференцированные ставки роялти, т. е. уменьшать их по достижении более высоких показателей по сравнению с расчётным вариантом. Ставки роялти должны уменьшаться и  по истечении льготного периода, в течение которого прибыль (доход) лицензиата от использования объекта  лицензии не облагалась налогом. Иначе  использование объекта лицензии может стать для него не выгодным.

    Вариант расчета исходя из прибыли гораздо  более выгоден для покупателей. Владельцу патента выгодней в  качестве базы роялти брать объем  сбыта продукции или установить минимальный фиксированный платеж - конкретную сумму, отчисляемую с  каждой единицы произведенной или  проданной продукции. Не меньшее  количество факторов влияет на ставку (процент) роялти. Это прежде всего  объем патентной охраны, качество составления формулы изобретения. Мировой опыт говорит , что наибольшие ставки роялти достигались при продаже  лицензий на изобретения, надежно защищенные целым блоком патентов (до 30% ежегодных отчислений). Напротив, лицензия на ноу-хау автоматически снижает ставку роялти, так как сохранить незапатентованную информацию крайне трудно, особенно, когда речь идет не о технологическом процессе, особенно химическом, а, например, о механическом устройстве. В последнем случае беспатентная лицензия, как правило, лишь дополняет патентную.

    На  ставку роялти влияет вид лицензионного  договора. Естественно, самая дорогая - полная лицензия, а также исключительная, а наиболее дешевая - простая, и сроки - чем больше срок, тем ниже ставка роялти.

    Возможность контролировать выпуск продукции по лицензии также влияет на ставку роялти. В тех случаях, когда контроль затруднен /химическое или фармацевтическое производство, изготовление комплектующих  для последующей сборки на стороне/ ставка автоматически повышается. Например, если для лицензий на машины и оборудование средняя ставка роялти составляет 5-7% от объема продаж, то для химического  производства она составляет до 10-12%. Ставка роялти также зависит от того, какими сериями выпускается продукция, т. е. для таких областей, как самолетостроение и т.п. ставка выше, чем в легкой промышленности. Существуют сводные  таблица по средним ставкам роялти, применяемым в различных отраслях промышленности. Однако, в связи  с тем, что на ставку влияет целый  ряд причин в каждом конкретном случае она может довольно существенно  отличаться от средней.

Паушальный (единовременный) платеж

    Паушальный (единовременный) платеж используется сам по себе достаточно редко. Он применяется  в основном в тех случаях, когда  покупатель лицензии – фирма, неизвестная  на рынке, и есть сомнение, удастся  ли ей наладить успешный выпуск и коммерческую реализацию разработки. Только паушальный платеж может быть применен, если крайне сложно проконтролировать объем  выпущенной по лицензии продукции. В  этом случае лицензиар может просто не получить необходимых для расчета  данных.

    Паушальные  платежи (фиксированные суммы, выплачиваемые единовременно или в рассрочку) рекомендуется применять, если лицензиату переходят все права на объект лицензии, либо договор заключается с малоизвестным лицензиатом, контроль за деятельностью которого затруднен. Эта форма платежей особенно выгодна лицензиару. Она значительно снижает его риск, избавляет от необходимости контролировать деятельность лицензиата, единовременно предоставляет лицензиару достаточно большую сумму (хотя при роялти суммарный объём платежей может быть выше). Размер паушальных платежей колеблется в достаточно широких пределах: 5-25% от всей суммы.

    Из-за необходимости уплаты значительных сумм до получения прибыли (дохода), более высокой степени риск лицензиат  не всегда соглашается на паушальный платеж.

    Нельзя  точно подсчитать размер паушального  платежа простым сложением сумм, определённых на основе роялти, в связи  с изменением ценности наличных денег, инфляционными процессами. При паушальном платеже лицензиат выступает  в роли кредитора, а лицензиар  — получателя кредита. Это и определяет их поведение при заключении лицензионного договора. Лицензиар должен стремиться получить такую сумму, которая, будучи вложенной в банк, обеспечивала бы ему прибыль, по величине и времени получения (вместе с вложенной в банк суммой) равнялась платежам в виде роялти. В свою очередь лицензиату выгодно снизить расчётную цену до такой величины, чтобы разница между роялти и паушальным платежом была равна стоимости кредита. Коэффициент снижения (дисконтирования) вычисляется по формуле сложных процентов:

     ,

    где Ai — коэффициент дисконтирования для суммы роялти, получаемой в i-ом году;

        i - число лет, следующих  за расчётным годом (расчётный  год считается нулевым);

        r - ставка дисконта (%).

    Ставка  дисконта должна быть не ниже ставки коммерческого  кредита по долгосрочным кредитным  операциям, иначе было бы выгоднее помещать деньги в банк. Значение коэффициента дисконтирования следует определять заблаговременно для наиболее распространенных ставок дисконта и сроков лицензионных договоров. Метод дисконтирования, т. е. приведения стоимостных показателей  разных лет к сопоставимому виду, позволяет пересчитать текущие  платежи в форме роялти в паушальные платежи и наоборот:

     ,

    где Cpi — роялти, которые должны быть выплачены в i-ом году;

        Cri— чистые дисконтированные поступления за лицензию в i -году;

        i — год платежа  в виде роялти.

    Расчётная цена лицензии при паушальных платежах определяется по формуле:

    

    Чтобы стимулировать использование объектов интеллектуальной собственности лицензиатом, выплату платежей следует тесно  увязать с этим фактом. Так, при  выплате паушального платежа  в два-три приема перевод первой части целесообразно приурочить ко времени заключения договора, второй - к освоению объекта лицензиатом  и третий - выходу производства на проектные  мощности. Первоначальный платеж, как  правило, должен возмещать лицензиару его затраты на маркетинг, заключение соглашения, передачу технической документации, а в определённых условиях и затраты  на разработку научно-технического достижения. Если паушальный платеж переводится  единовременно, его рекомендуется  связать с освоением объекта.

Информация о работе Роль малого инновационного бизнеса в экономике