Роль малого инновационного бизнеса в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы: рассмотреть особенности малого инновационного бизнеса и его роль в экономике.
Задачи курсовой работы: рассмотреть классификацию инновационных организаций, рассмотреть инновационный потенциал малого инновационного бизнеса, рассмотреть преимущества малого инновационного бизнеса по сравнению с крупным инновационным бизнесом, рассмотреть проблемы развития малого инновационного бизнеса, рассмотреть влияние малого инновационного бизнеса на строительный комплекс.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………….2
Отличие инновационного проекта от инвестиционного проекта в малом бизнесе……………..………………………………………………………………………….3
Классификация инновационных организаций……………………………………….4
Инновационный потенциал малого бизнеса …………………………………..……9
Преимущества малого инновационного бизнеса по сравнению с крупным инновационным бизнесом…………………………………………….……..12
Сотрудничество малого инновационного предпринимательства и крупных фирм…………………………………………………..……………………………………16
Проблемы развития малого инновационного бизнеса……………………….17
Влияние малого инновационного бизнеса на строительный комплекс………………………………………………………………………………………………..20
Практическое задание…………………………………………………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ИННОВАЦИЯМ.docx

— 70.37 Кб (Скачать)

   • многоплановый характер мотивации  к инновационной деятельности, обусловленный  экономическими и неэкономическими факторами (внеэкономическая причина  — честолюбие автора изобретения, экономическая  причина — успешная реализация изобретения, позволяющая автору состояться как  предпринимателю);

   • узкая специализация творческого  поиска;

   • немногочисленный персонал;

   • ориентация на конечный результат;

   • возможность идти на риск, что абсолютно  неприемлемо для большинства  крупных организаций. Научное предпринимательство  связано с особым риском (статистика показывает, что путь от идеи до наукоемкого  коммерческого товара занимает от трех до пяти лет; лишь одна инновация из десяти доходит до рынка);

   • малые фирмы, работающие по аутсорсингу  с крупными, оперативно реагируют  на спрос к изменениям со стороны  крупного бизнеса и становятся источниками  инноваций в экономике;

   • динамическая роль малого бизнеса как  источника развития, значительно  превышающая его относительно низкую эффективность;

   • высокая производительность труда  и малые издержки производства;

   • высокая отдача на единицу денежных средств, вложенных в НИОКР.

   Многие  товары, определяющие ныне лицо современного общества, появились благодаря именно малому наукоемкому бизнесу.[5]

   Основное  преимущество малого бизнеса заключается  в повышенной творческой инициативности, способности к быстрым переменам, самостоятельности в принятии главных  решений, что позволяет получать выгоды от изменений во внешней среде, способствует созданию и внедрению  новшеств. Характерна легкость, с которой  вводят новшества многие небольшие  компании. Они разрабатывают новые  изделия, процессы и услуги со скоростью  и эффективностью, которой не могут  достичь крупные компании. В небольшой  фирме обычно хорошо налажены коммуникации. Сотрудники постоянно находятся  в контакте друг с другом, быстро приходят к общему мнению в оценке трудностей. Им приходится менять характер работы или дублировать друг друга, чтобы избавиться от критических  «узких мест». Часто один и тот  же человек выполняет многочисленные функции. Пересечение обязанностей помогает преодолению организационных  барьеров, препятствующих инновационным  процессам. Руководство малых компаний, как правило, терпимее относится  к неудачам в работе своих сотрудников, понимая, что создавать новое  нелегко. Успешно действующие компании предоставляют своим сотрудникам  оплачиваемое время для проведения поисковых работ по рисковым проектам.

   Большинство выдающихся изобретений нашего века увидели свет благодаря небольшим  компаниям и лишь по прошествии известного времени стали производиться  крупными корпорациями. И это неудивительно. По данным ученых 70 -80 % всех исследований и разработок «умирают» уже на первой стадии (проработка идей), затем процент «смертности» снижается, а оставшиеся идеи приобретают более или менее коммерческую ценность и практическую осуществимость. Около 80 новых продуктов, поступающих на рынок, вообще не имеют успеха и снимаются с производства.

   Эффективность средних и малых фирм, занимающихся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, чаще бывает немного  выше, чем у крупных организаций, при освоении того или иного нововведения, которое не требует значительных средств и больших коллективов, когда небольшая группа специалистов может работать без использования сложного и дорогостоящего исследовательского оборудования.

   Успех малого предпринимательства можно  объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках  привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы могут  конкурировать с крупными концернами (даже имея малые ресурсы) в специфических  направлениях: они занимаются разработкой  и освоением инновации в тех  областях, которые кажутся для крупных фирм или неперспективными, или слишком рискованными. Малые фирмы охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально новой продукции снижается значение крупных научных подразделении с устоявшимися направлениями исследований (такие коллективы труднее переключить на оригинальное открытие). Например, компания «Тандем компьютер» первой освоила и вышла на рынок с компьютерами с двойным процессором, хотя этой проблемой в течение нескольких лет занималась корпорация IBM.

   Удельные  затраты на НИОКР у небольших  высокотехнологичных фирм нередко  в несколько раз могут превышать  аналогичный показатель крупных  фирм, что содействует более быстрому и эффективному появлению на рынке  их инноваций. Изобретательским группам  в таких фирмах приходится работать в областях, где они не являются профессионалами, так как небольшая  фирма не может держать специалистов по многим отраслям знаний, а это  порой способствует появлению новых, оригинальных идей и совершенно неожиданного подхода к решению проблем.

   Малые фирмы, как правило, стремятся любыми средствами выйти на рынок и завоевать  определенное положение. Крупные же фирмы иногда не осваивают даже изобретение, разработанное в собственных  научных подразделениях, ввиду риска  получения недостаточно высокой  нормы прибыли, которая может  не покрыть потери, бывший президент «Бэлл лабораториз» г-н Боде писал по этому поводу, что «существование монополий существенно затормаживает темп освоения нововведений. Это может быть обусловлено желанием монополиста защитить свои вложения в то, что он уже имеет, или же просто отсутствием стимула конкуренции».

   Большое число крупных фирм концентрирует  свои усилия на другой форме использования  научно-технического потенциала —  приобретении акций и поглощении малых фирм, освоивших выпуск какого-либо нового продукта или технологии и  уже доказавших их дееспособность на рынке. Часто таким образом крупные  фирмы решают вопрос о переходе на более прогрессивную технологию производства или выходе на другой рынок. В этих случаях они напрямую привлекают результаты деятельности других фирм. Речь идет о широком применении внутреннего венчура, т.е. предоставление широкой автономии научным группам  или подразделениям. Образование  таких венчурных групп дает возможность  использовать преимущества внедрения  НИОКР в небольших научных  организациях при одновременном  использовании мощного научно-технического потенциала крупной фирмы.

   Без участия малого предпринимательства  научно-технический прогресс развивался бы на суженной основе, поскольку крупные  фирмы предпочитают обходить многие изобретения и нововведения, связанные с повышенным риском.[6] 

  1. Сотрудничество  малого инновационного предпринимательства  и крупных фирм

   И крупные, и мелкие фирмы, связанные  с научными исследованиями и разработками, заинтересованы в сотрудничестве друг с другом. Для крупных корпораций это возможность, во-первых, быстрого и относительно дешевого получения результатов, требующих лишь минимальной доработки, а во-вторых, снижения степени риска для проведения аналогичных НИОКР собственными силами.

   Для небольших предприятий - это повод  решить многие проблемы, связанные  с завершением работ и выходом  на рынок, поскольку крупные фирмы  в данном случае выступают как  организаторы и источники финансирования.

   Существует  несколько форм кооперации малого и  крупного бизнеса:

   - работа по заказам крупных  фирм;

   - создание мелких новаторских  фирм самим крупным бизнесом;

   - включение мелких исследовательских  фирм в комплекс крупных корпораций;

   - рисковое финансирование.

   Мелкие  внедренческие фирмы являются как  бы связующим звеном между фундаментальными и прикладными исследованиями. Поэтому  они часто основываются учеными, ранее работавшими в университетах  или крупных лабораториях, а также  инженерами, работавшими в крупных  фирмах и желающими самостоятельно воплотить свои идеи в жизнь.

   Руководители  крупных компаний и университетов, как правило, не препятствуют образованию  мелких самостоятельных внедренческих  фирм и даже предлагают свою техническую  и финансовую помощь. А университеты часто оставляют место для  своих профессоров в случае неудачи  проекта.

   Многие  ученые считают что сотрудничество крупных и малых фирм весьма взаимовыгодно, подчеркивая, что наиболее четко оно проявляется в отраслях высокой технологии и сфере НИОКР, где такие связи не только очевидны, но и юридически оформлены. Более того, уже выделяются типы исследований, которые доступны небольшим предприятиям и в которых последние имеют определенные преимущества перед крупными корпорациями.

   Зачастую  заметные открытия, а также создание опытного образца на его базе требуют  колоссальных усилий многочисленных коллективов  и крупной материально-технической  базы для проведения исследований, разработки производства и внедрения  новой продукции. Издержки на основании  инноваций неуклонно растут, и  часто первоначальная стоимость  инновационного проекта возрастает многократно. Поэтому лишь обладающие финансовой мощью фирмы могут  довести разработку крупных инноваций  до конца. Концентрация огромных усилий особо важна, когда несколько  идей должны быть соединены в одно жизнеспособное нововведение или когда  освоение новой продукции требует  значительных средств для создания прогрессивной технологии, которая  делает нововведение эффективным.[6] 

  1. Проблемы  развития малого инновационного бизнеса

   Российская экономика сегодня имеет четко выраженную сырьевую направленность, которая может сохраниться на долгие годы, если экономику не переориентировать на инновационный путь развития, на реализацию передовых технологий и достижений науки. Пока же кроме заявлений на самом высоком уровне о том, что «развитие науки и технологий относится к числу высших приоритетов политики Российской Федерации», конкретно мало что делается.

   В основном главные проблемы для  малого инновационного бизнеса одинаковы:

    -   серьезные пробелы в нормативно-правовом  обеспечении инновационной деятельности;

    -   слабая восприимчивость  нашей экономики к новым разработкам,  неразвитость инфраструктуры;

    -   отсутствие на федеральном  и региональном уровнях эффективной  системы поддержки инновационного, венчурного предпринимательства;

    -   нерешенность проблем с  интеллектуальной собственностью;

    -   отсутствие политической  воли.

     Инновационное развитие сдерживается  отсутствием эффективных механизмов  внедрения инновационных решений.  По оценкам экспертов, восприимчивость  российской экономики к открытиям  и научным разработкам не более  5%.  Эксперты считают, что необходимо сделать все, чтобы 95% открытий, изобретений и технологических разработок, которые пылятся на полках, а также все, что будет создано в будущем, было бы реализовано. Для малых предприятий особенно важно, чтобы их новации немедленно внедрялись, так как это способ получения средств для развития своего дела.

   Единственный путь решения проблемы — создание настоящих технопарков. На крупных предприятиях области пустуют производственные площади, простаивает оборудование, не заняты земельные участки. Предприятия терпят убытки. Правительство области своим постановлением предусматривает значительные льготы по арендной плате за землю тем предприятиям, которые организуют на своих площадях технопарки.

     Если говорить о государственной  поддержке малого инновационного  предпринимательства, то единственный  орган, который успешно занимается  этим, — Фонд содействия развитию  малых форм предприятий в научно-технической  сфере.

     Из всех перечисленных выше  проблем, без решения которых  инновационная деятельность не  будет существенно влиять на  всю экономику страны, главная  — отсутствие политической воли  руководителей самого высокого  уровня.  

  1. Влияние малого инновационного бизнеса на строительный комплекс

   Все показатели, оказывающие влияние  на инновационную активность строительного предприятия, представлены двумя группами:

   1. Показатели инновационной среды:  а) показатели, определяющие инновационное  давление;

   6) показатели инновационной напряженности;  в) показатели инновационной плотности;  г) показатели инновационной восприимчивости;

   2. Показатели производственно-технологического  потенциала (инновационная ориентация):

   Инновационное давление - воздействие инвесторов и потребителей на конечную строительную продукцию, изменяющее структуру производственных мощностей, товарную структуру, и, как  следствие, структуру рынка и  спроса. Инновационное давление можно  отразить в виде количества внедренных инноваций, поступивших в экономический  объект (регион, отрасль) в единицу  времени.

Информация о работе Роль малого инновационного бизнеса в экономике