Роль малого инновационного бизнеса в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы: рассмотреть особенности малого инновационного бизнеса и его роль в экономике.
Задачи курсовой работы: рассмотреть классификацию инновационных организаций, рассмотреть инновационный потенциал малого инновационного бизнеса, рассмотреть преимущества малого инновационного бизнеса по сравнению с крупным инновационным бизнесом, рассмотреть проблемы развития малого инновационного бизнеса, рассмотреть влияние малого инновационного бизнеса на строительный комплекс.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………….2
Отличие инновационного проекта от инвестиционного проекта в малом бизнесе……………..………………………………………………………………………….3
Классификация инновационных организаций……………………………………….4
Инновационный потенциал малого бизнеса …………………………………..……9
Преимущества малого инновационного бизнеса по сравнению с крупным инновационным бизнесом…………………………………………….……..12
Сотрудничество малого инновационного предпринимательства и крупных фирм…………………………………………………..……………………………………16
Проблемы развития малого инновационного бизнеса……………………….17
Влияние малого инновационного бизнеса на строительный комплекс………………………………………………………………………………………………..20
Практическое задание…………………………………………………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ИННОВАЦИЯМ.docx

— 70.37 Кб (Скачать)

   Холдинг (холдинговая компания). Форма организации  ФПГ, предполагающая создание материнской  и дочерних компаний, где первая владеет контрольным пакетом  акций вторых (дочерних компаний). Отличительные черты холдингов: хозяйственная несамостоятельность дочерних компаний; возможность получения доходов посредством участия в акционерном капитале других фирм; большое количество входящих в состав холдинга предприятий.

   Консорциум  – временное объединение крупных  фирм (компаний) в рамках межфирменной кооперации, предполагающее совместное финансирование, проведение стратегических НИОКР, разработку технологий и стандартов в течение определенного периода времени. Отличительные черты консорциумов: хозяйственная самостоятельность участников консорциума; обязательное распространение результатов исследований и ноу-хау между участниками для дальнейшего самостоятельного производства; участие в составе консорциумов университетов и других вузов; возможность участия одного участника в нескольких проектах консорциума; большое количество входящих в консорциум компаний и фирм.

   Транснациональная корпорация (ТНК) – общество с дочерними  фирмами и филиалами в различных  странах. Отличительные черты ТНК: дополнительно к п.12 высокий уровень  концентрации производства и дифференциации выпускаемой продукции; глубоко  специализированное производство; гибкость маневрирования ресурсами; достижение оптимальных транспортных расходов по реализации продукции; высокая конкурентоспособность  фирм и выпускаемой продукции, высокая  степень диффузии инноваций.

   Технопарк – компактно расположенный комплекс, функционирование которого основано на коммерциализации научно-технической  деятельности и ускорении продвижения  новшеств в сферу материального  производства. Отличительные черты  технопарка: комплексность входящих в технологический парк юридически самостоятельных фирм и организаций  по научно-производственному циклу  создания новшеств (научные учреждения, вузы, промышленные предприятия, службы сервиса и т.д.); компактность расположения; ограниченность площади; наличие качественной инфраструктуры; расположение в экологически чистых живописных районах; высокая  эффективность инновационной деятельности.

   Технополис - специально созданный комплекс в  одном регионе. Возле центра научных  идей (небольшом городе с развитой инфраструктурой), включающий фирмы  и учреждения, охватывающие полный инновационный цикл.

        Отличительные черты технополиса:  в отличие от технопарка технополис  создается (строится) специально  и он включает обязательно  весь комплекс работ инновационного  процесса. Разновидностью технополисов  являются региональные агломерации,  отличающиеся комплексностью, большой  территорией, нерегулируемостью  процессов, активизацией венчурного  капитала.

   Стратегический  альянс (СА) - соглашение участников межфирменной кооперации (корпорации) на проведение комплекса сложных работ по всему  инновационному циклу. Включая коммерциализацию результатов. Отличительные черты  СА: разделение финансового риска  между участниками при разработке и освоении радикальной новой  продукции, технологий, открытий, изобретений  и роста неопределенности; перенос  центра работ на НИОКР; комплексность  этапов инновационного цикла; высокая  маневренность в кооперации, особенно при проведении НИОКР; сокращение инновационного цикла создания радикальных новшеств; высокий уровень автоматизации  технологической подготовки производства новшеств.

   Малый инновационный бизнес может приобретать  различные формы перечисленные  выше и специализироваться в совершенно разных отраслях. Так же из малого инновационного бизнеса путем слияния и интеграции могут образовываться такие инновационные  организации как корпорация, ТНК, холдинг, научные парки и т. д. Технопарки, наукограды и технополисы  в основном включают в себя целый  научно-технический комплекс состоящий  из малого инновационного предпринимательства.[3] 

  1. Инновационный потенциал малого бизнеса 

Инновационный потенциал организации — это  степень ее готовности выполнить  задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. степень  готовности к реализации инновационного проекта или программа инновационных  преобразований и внедрения инноваций.[4]

Ключ к  экономической, социальной и политической мощи современного государства дают высокие технологии. Но дело не столько  в самих технологиях, не столько  в способности общества непрерывно их генерировать, сколько в умении передавать их на рынок, быстро превращать в нужную потребителям продукцию  и услуги. Суть современной концепции  механизма коммерциализации технологий заключается в том, что передача технологий из науки в промышленность может быть эффективной лишь при  активном сотрудничестве всех субъектов  инновационной деятельности (ученых, разработчиков, инвесторов, предпринимателей, государственной власти и потребителей) и полной реализации разработчиком  и изобретателем права интеллектуальной собственности. Одна из форм реализации этого права — именно малое инновационное предпринимательство, малый наукоемкий бизнес.

   При оценке инновационного потенциала малого бизнеса следует исходить из положения, что малый бизнес инновационен по своей природе.

   Роль  сектора малого инновационного предпринимательства в экономике многогранна: с одной стороны, он обеспечивает инновационные процессы в экономике, способствуя совершенствованию производства и управления, с другой -  будучи непосредственно вовлеченным в производство наукоемкой продукции (услуг), порождает спрос на новые разработки, обеспечивая непрерывный прогресс.

   Приоритетное  поле деятельности малых фирм составляют наукоемкие отрасли. К характерным  особенностям наукоемких отраслей, определяющим их роль в экономике в целом, относятся: высокие темпы роста, в 3—4 раза превышающие  темпы роста прочих отраслей хозяйства, что во многом обусловлено большей  долей добавленной стоимости  в конечной продукции; повышенная заработная плата работающих; крупные объемы экспорта и, что особенно важно, высокий  инновационный потенциал, обслуживающий  не только обладающую им отрасль, но и  другие отрасли экономики, порождающий  «цепную реакцию» нововведений в  национальном и мировом хозяйстве. Наукоемкие отрасли, как правило, основаны на высоких технологиях; это требует, чтобы технологический уклад, формирующий  основные технико-технологические  решения отрасли, ее производственный потенциал относились к технологическим  укладам высокого уровня. Наивысшим  считается седьмой технологический  уклад, в котором развиваются  такие отрасли, как микробиология, генетика и т.п.

   Наукоемкость  отрасли обычно измеряется как отношение  затрат на исследовательские разработки к объему сбыта этой отрасли. Нередко  используется и другой показатель —  отношение к объему сбыта численности  ученых, инженеров и техников, занятых  в отрасли. Надо отметить, что термины  и понятия, относящиеся к индикаторам, показателям наукоемких отраслей, технологий и изделий, еще не устоялись, они не стандартизованы, как не стандартизованы и методики определения таких показателей. К числу наукоемких следует отнесены четыре отрасли промышленности: аэрокосмическая, производство компьютеров и конторского оборудования, производство электронных средств коммуникаций и фармацевтическая промышленность.

   Что касается сферы услуг, то здесь к  наукоемким относятся пять отраслей: современные виды связи, финансовые услуги, образование, здравоохранение  и бизнес-услуги. Последние включают разработку программного обеспечения, контрактные исследовательские  разработки, консультативные, маркетинговые  и другие услуги, используемые при  организации и ведении современного бизнеса.

   По  аналогии с понятием «наукоемкость  отрасли» можно определить «наукоемкость  предприятия» и «наукоемкость продукции». Более того, отношение затрат на исследовательские разработки к  объему продаж в мировой практике используют и для характеристики инновационности предприятий:

   Коэффициент инновационности = Затраты на НИОКР / Годовой объем продаж

   Таким образом, коэффициент инновационности  К приравнивается к доле затрат на разработку инноваций (научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы) в годовом объеме реализации продукции (работ, услуг) предприятия. В мировой  практике инновационного процесса принято  относить к высокотехнологичным  наукоемким, инновационным компаниям  предприятия, имеющие К > 4,5%.

   Рассчитанный  таким образом коэффициент инновационности  при всех достоинствах — затратный  показатель. Он не содержит информации о вкладе инноваций в рост доходности компании. Более полную информацию о степени инновационности предприятия  можно получить, если учитывать динамику инновационного процесса на предприятии, например, определять длительность процесса разработки нового продукта или технологии, подготовки производства нового продукта, производственного цикла нового продукта.

   Инновационность предприятия характеризуется и  показателями обновляемости нововведений — количеством разработок или  внедрений нововведений — продуктов  и процессов.

   Численность персонала, занятого НИОКР на предприятии, а также его профессиональный и образовательный уровень в  значительной степени показывают инновационность  организации. Вряд ли можно говорить о ее высоком уровне на предприятии, где лишь 15% инженерно-технических  работников имеют высшее специальное образование. В инновационном потенциале следует особо выделить законодательные ресурсы в форме соответствующих законодательных актов, защищающих права на объекты интеллектуальной собственности, товарные знаки, отлаженную правоприменительную систему, пресекающую возможность производства и сбыта контрафактной продукции, фальсифицированных товаров. Кроме того, важен и такой индикатор, как ментальность населения, не поддерживающая таких форм обогащения, как фальсификации, подделки брендов и т.п. Также к инновационному потенциалу относятся инфраструктурные звенья, способные обеспечить предпринимателя инновациями. Такими параметрами может обладать тот или иной регион, он может вступать в конкурентные отношения с другими регионами за предоставление более благоприятных условий для развития инновационного предпринимательства на своей территории. То же относится и к предприятиям и организациям.

   Малое инновационное предпринимательство  основано на коммерциализации новейших достижений отечественной науки  и техники, изобретений и открытий. Это особый и еще мало развитый в России бизнес. К его особенностям относятся:

   • высокий риск;

   • долгий путь от идеи до ее реализации в  виде коммерческого продукта или  услуги;

   • низкая выживаемость новых малых  инновационных фирм;

   • неразвитое состояние рынка высоких  технологий в России;

   • инновационная невосприимчивость  российской промышленности в настоящее  время.

   Инновационный потенциал малого бизнеса обусловлен его экономической и технологической  гибкостью в реализации новых  идей, позволяющей реагировать на требования рынка.[5] 

  1. Преимущества  малого инновационного бизнеса по сравнению  с крупным инновационным  бизнесом

   Важная  проблема развития научно-технического прогресса в странах с устоявшейся  рыночной экономикой состоит в выявлении  взаимосвязи между размерами  фирм и эффективности инновационной  деятельности. Зарубежные экономисты отмечают и преимущества, и недостатки малых фирм в освоении инновации.

   Крупные фирмы, желая удержать уже приобретенные  позиции на рынке и в производстве, т.е. опасаясь за свои завоевания, идут по пути незначительных модификаций  и улучшения старой продукции, а  не создания новой. Для них нововведения означают лишь увеличение прибыли или  расширение рынков, а для мелких фирм введение новшеств в прямом смысле связано с их существованием. Поэтому  неудивительно, что крупные корпорации не стремятся применять технологические  или технические новшества, в  корне меняющие процесс производства, пока не убедятся в их действительной эффективности или пока их не начнут применять конкуренты.[6]

   Преимущества  малого инновационного бизнеса по сравнению  с крупным инновационным бизнесом можно увидеть взглянув на следующие характеристики организаций малого бизнеса:

   • большая гибкость малой фирмы  при прочих равных условиях, мобильность  и адаптивность, поскольку во главе  фирмы часто стоит автор нововведения. Большая гибкость и адаптивность малых предприятий дает преимущества прежде всего в быстро меняющихся условиях (будь то технологические  изменения или экономическая  среда в целом);

Информация о работе Роль малого инновационного бизнеса в экономике