Ценовая политика предприятия – производителя инновации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи, требующие решения в курсовом проекте:
Понятие инноваций
Ценовая политика предприятия, касающаяся инновационного продукта.
Понятие, свойства и виды инноваций

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………………...5
1. Понятие, свойства и виды инноваций………………………………….6
1.1 Понятие термина «Инновация»…………………………………….8
1.2 Свойства инноваций…………………………………………………9
1.3 Форма инновационного процесса…………………………………12
1.4 Виды субъектов инновационного процесса………………………16
1.5 Основные различия между инновациями и несущественными изменениями………………………………………………………...18
2. Ценообразование для инновационного продукта…………………...23
2.1 Понятие ценовой политики предприятия…………………………25
2.2 Основные моменты, требующие внимания при разработке ценовой политики……………………………………………………………..28
2.3 Этапы разработки ценовой политики……………………………..30
2.4 Основные ценовые стратегии………………………………………32
2.5 Принципы ценообразования на инновационную продукцию…..34
2.6 Методы образования цен…………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………..38
Список используемой литературы…………………………………………….39
Приложение А. Особенности ценообразования на различных типах рынка..40

Работа содержит 1 файл

КР по маркетингу в инновационной сфере Прозоров А.В. УИ-061.docx

— 111.90 Кб (Скачать)

     Понятие инновация более широкое, чем "новая  техника", т. к. последнее применяется  только в отношении орудий труда, новых материалов, реагентов и  пр., используемых в основном в производстве. Понятие же инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской  и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или  создающее условия для такой  экономии.

     Инновация — использование результатов  научных исследований и разработок, направленных на совершенствование  процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества. Этот термин может  иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит  от конкретных целей измерения или  анализа.

     Методология системного описания инноваций в  условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах, рекомендации по которым приняты в Осло в  1992 г. и получили название "Руководство Осло". Они разработаны применительно только к технологическим инновациям и охватывают новые продукты и процессы, а также их значительные технологические изменения. Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Соответственно различаются два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные. Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов.

     Внедрение нового продукта определяется как базисная продуктовая инновация, если речь идет о продукте, возможная область  применения которого, а также функциональные характеристики, свойства, конструктивные или использованные материалы и  компоненты существенно отличают его  от ранее выпускавшихся продуктов. Такие инновации направлены на освоение новых поколений машин и материалов и основаны на принципиально новых  технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении.

     Улучшающие  инновации затрагивают уже существующий продукт, качественные или стоимостные  характеристики которого были заметно  улучшены за счет использования более  эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или  ряда технических подсистем (в случае сложного продукта). Эти инновации  служат распространению и совершенствованию  освоенных поколений техники (технологии), создание новых моделей машин  и разновидностей материалов, улучшению  параметров производимых товаров (услуг) и технологий их производства.

     Примером  базисных инноваций (принципиально  новых) могут служить, например, замены приборных индикаторов на основе светодиодов индикаторами на жидких кристаллах или парового двигателя  двигателем внутреннего сгорания. Повышение  к. п.д. двигателя внутреннего сгорания или переход от катушечных к кассетным  магнитофонам являлся улучшающей инновацией. В обоих случаях ни одно из этих готовых изделий не выпускалось  ранее. Радикальность инновации  определяет степень усилий по ее осуществлению.

     Процессная  инновация — это освоение новой  или значительно усовершенствованной  продукции, организации производства. Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства.

     Следует отметить, что инновации тесно  связаны с научно-техническим  прогрессом (HТП), являясь его результатом. НТП — существенный фактор производства продукции, обеспечивающий за счет совершенствования  средств производства и технологий на базе открытия наукой новых закономерностей  явлений и свойств окружающего  мира повышения производительности труда.

     Из  английских терминологических словарей ясно, что инновация является синонимом  нововведения или новшества и  может использоваться наряду с ними. В литературе встречается несколько  подходов к определению сущности инновации. Наиболее распространены две  точки зрения, когда в одном  случае нововведение представляется как  результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т. д.; в другом — как процесс введения новых  изделий, элементов, подходов, принципов  вместо действующих. Нам более импонирует определение инновации как результата творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительских  стоимостей, применение которых требует, чтобы использующие их лица либо организация  изменили привычные стереотипы деятельности, свои навыки. При этом важнейшим  признаком инновации в условиях рыночного хозяйствования должна выступать  новизна его потребительских  свойств. Техническая же новизна  играет роль второстепенную. 

    1. Подходы к  определению инновации

     Согласно  классификации все существующие определения можно отнести к  пяти основным подходам к определению  инновации:

     1) объективному (в отечественной литературе  в этом случае в качестве  определяемого термина часто  выступает слово "нововведение");

     2) процессному; 

     3)объективно-утилитарному;

     4) процессно-утилитарному;

     5) процессно-финансовому.

     Сущность  объективного подхода заключается  в том, что в качестве инновации  выступает объект — результат  НТП: новая техника, технология.       Различают: базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации (модернизация), направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий и обычно тормозящие технический прогресс (не дающие эффекта для общества либо приносящие отрицательный эффект). В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских ценностей — товаров, техники, технологии, организационных форм и т. д.

     Объективно-утилитарный  подход к определению термина "инновация" характеризуется двумя основными  моментами. Во-первых, в качестве инновации  понимается объект — новая потребительская  стоимость, основанная на достижениях  науки и техники. Во-вторых, акцент делается на утилитарной стороне  нововведения — способности удовлетворить  общественные потребности с большим "полезным эффектом". Отличие процессно-утилитарного подхода к определению термина "инновация" от объективно-утилитарного заключается в том, что инновация  в данном случае представляется как  комплексный процесс создания, распространения  и использования нового практического  средства.

     В рамках процессно-финансового подхода  под "инновацией" понимается процесс  инвестиций в новации, вложение средств  в разработку новой техники, технологии, научные исследования. Во всех приведенных  определениях термин инновация трактуется применительно к конкретной формальной ситуации. В этих подходах не раскрывается экономическая сущность, инновации, нет четких критериев определения инновации с позиций ее экономических результатов. Вследствие этого возникает ситуация, когда любое новшество, в том числе менее прогрессивное, неэффективное нововведение, можно трактовать как инновацию. Для более глубокого раскрытия понятия "инновация" следует использовать системный подход с позиций целеполагания и развития.

     Нововведения  в области организации и управления производством, информационных технологий, коммунальных и социальных услуг  не рассматриваются в составе  технологических инноваций. Специфика  инновации как товара определяется высокой степенью неопределенности при получении научно-технического результата, особым характером финансирования, т. е. риском временного разрыва между  затратами и результатами, неопределенностью  спроса. В силу неопределенности спроса при инновациях предложение их обычно играет активную, упреждающую роль.

     Побудительные мотивы к инновациям подразделяются на внутренние для инновационного предприятия (ИП) и внешние. Внутренний стимул инновационной  активности — необходимость замены устаревшего оборудования с целью  повышения конкурентоспособности  продукции ИП на рынке. При неразвитости рыночных отношений, тем более в  условиях экономического кризиса, решающим стимулом к инновациям могут выступать  стимулы внешнего характера, обусловленные  экономической политикой государства.

     Переход на новую ступень научно-технического развития потребовал усиления инновационной  активности и нового подхода к  нововведениям, соединяющим знания и технику с рынком. 90-е годы текущего столетия вносят новые тенденции  в процесс взаимодействия экономической  среды и инновационной деятельности конкурирующих самостоятельных  хозяйственных субъектов, вынужденных во многом сменить стереотипы своего поведения в, этой области.

     Именно  инновации становятся главным "действующим  лицом" теоретических сценариев  и практической реализации современной  научно-технической революции, несколько  оттеснив инвестиции, господствующие много лет в качестве главного фактора экономического роста. До сих  пор в теориях, как правило, российских экономистов, касающихся расширенного воспроизводства, наращивание объема капитальных вложений рассматривается  как основное условие НТП и  экономического развития вообще. Это  неудивительно: характер воспроизводства  в нашей стране продолжает носить явные черты экстенсивного развития, но главное заключается в том, что в этих теоретических построениях  никогда не было места рынку. Однако принципиальное повышение роли нововведений вызвано в первую очередь изменением рыночной ситуации: характером конкуренции, переходом от привычной "статичной" к "динамичной" конкуренции. Это  обстоятельство во многом определило особенности взаимодействия инноваций  и рынка на современном этапе.

     Нововведение  — это такой товар, который  непосредственно руками не потрогать  и физически не измерить: им невозможно воспользоваться без определенного  минимума научных знаний (особенно математических), профессиональной компетенции  и необходимой информированности; его без соответствующей предварительной  подготовки и переобучения не реализовать. Специфической чертой такого товара является его способность к неограниченной мультипликации доходов. Интеллектуальный товар — будь то информация, изобретение, ноу-хау и т. д., защищенный в соответствующей  юридической форме, может быть продан его законным владельцем ровно столько  раз, сколько найдется на него покупателей.

     Инновационная продукция — результат внедрения  продуктовых инноваций и "охватывает изделия новые (вновь внедренные) или подвергавшиеся усовершенствованию, а также изделия, основанные на новых или значительно усовершенствованных методах производства (прочая инновационная продукция). Прочая инновационная продукция является результатом внедрения процессных инноваций." Она включает продукцию на базе передового опыта при внедрении новых или усовершенствованных методов производства, реализованных ранее в производственной практике других стран или предприятий и распространяемых "путем технологического обмена (беспатентные лицензии, ноу-хау, инжиниринг)". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Ценообразование для инновационного товара/услуги
 
    1. Понятие ценовой  политики предприятия

         Ценовая политика – общие принципы, которых придерживается компания в сфере установления цен на свои товары или услуги. Это один из наиболее важных и гибких инструментов маркетинга, определяющий объем продаж конкретного товара и формирующий представление о нем в глазах потребителей.

        Основная задача ценовой политики предприятия на выбранном рынке – обеспечение устойчивой запланированной прибыли и устойчивой конкурентоспособности продукции. Однако эта задача может варьироваться в зависимости от тех целей, которые стоят перед предприятием в конкретный момент времени и на конкретном рынке. 
 

    1. Основные  моменты, требующие внимания при  разработке ценовой политики

Информация о работе Ценовая политика предприятия – производителя инновации