Японское экономическое чудо

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть полностью от начала до конца развитие экономики Японии.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что развитие Японской экономики, очень удивительно и необычно, врятли какая-нибудь страна сможет повторить ее путь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3стр
1 Глава. Послевоенное развитие экономики…………………………………….4стр
2 Глава. Общая характеристика развития страны……………………………..7стр
2.1. Промышленная политика послевоенной Японии………………………………7стр
2.2. Экономика Японии начало 70х………………………………………………….8стр
2.3. Экономические кризисы с 70х и начало 80х……………………………………9стр
2.4. Экономический рост Японии 80х……………………………………………...13стр
2.5. Перестройка экономической сферы при переходе на новую модель
экономического роста……………………………………………………………….14стр
3 Глава. Стратегия экономического развития Японии……………………….16стр
3.1. Общая характеристика экономического развития……………………………16стр
3.2. Основные остатки промышленного импорта и экспорта…………………….16стр
3.3. Система государственного регулирования экономики, традиции и управления……………………………………………………………………………21стр
3.4. Состояние сельскохозяйственного производства……………………………..23стр
4. Глава. Отрицательные моменты японской модели развития экономики…………………………………………………………………………...27стр
Заключение………………………………………………………………………….30стр
Список использованной литературы……………………………………………31стр

Работа содержит 1 файл

Курсовая Япония..doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Планируется, что компания Toyota Tsusho Corp. будет импортировать мукомольную пшеницу из Казахстана в Японию с целью диверсификации поставок.

Инвестиции в развитие сельскохозяйственного производства за рубежом увеличит Mitsui&Co., которая является второй по величине трейдерской компанией в Японии. Ранее она выкупила 39,35% акций Multigrain AG, которая занимается выращиванием сои в Бразилии.

Япония планирует повысить до 2015 г. уровень самообеспечения продуктами питания до 45%. Предполагается, что в долгосрочной перспективе он должен быть увеличен до 50%, что позволит стране стать менее зависимой от колебаний цен на мировом рынке.

Как сообщала компания "ПроАгро", Аналитики компании Rabobank прогнозируют, что страны, являющиеся крупными импортерами продуктов питания, увеличат покупку и масштабы аренды земли в других государствах с целью производства сельхозпродукции и ее дальнейшего импорта.

Как известно, в 2008 г. цены на пшеницу, кукурузу, рис, пальмовое масло и сою повысились до рекордного уровня вследствие опасений по поводу их дефицита. В результате, увеличилась инфляция, а проблема голода стала еще более острой.

В последнее время проблема дефицита продовольствия отошла на второй план в связи с мировым экономическим кризисом, который негативно отразился на объемах торговли и спроса и оказал понижательное влияние на рынок. Цены и запасы вернулись к уровню, который наблюдался до начала финансового кризиса, однако аналитики не исключают возможность повторения ситуации 2008 г.

Саудовская Аравия планирует создать компанию, которая будет заниматься инвестированием средств в развитие сельхозпроизводства в других странах; выпущенная продукция будет импортироваться. Об этом заявил министр финансов Саудовской Аравии Ибрагим Абдель Азиз аль-Ассаф (Ibrahim Abdel Aziz al-Assaf).

Крупнейшая саудовская компания по производству продуктов питания Savola Al Azizia United Co. планирует приобрести предприятия по выпуску продовольственной продукции за пределами Саудовской Аравии. Она ведет переговоры по поводу приобретения 80% акций пакистанской компании Agro Processors и сельскохозяйственных активов в Африке. Кроме того, до 2011 г. компания планирует завершить постройку 2 заводов по переработке сахара в Египте, в том числе предприятия в Александрии стоимостью $130 млн.

Тем временем еще одна крупная саудовская компания Hail Agriculture Development Co. планирует инвестировать около $45 млн. в производство пшеницы и кукурузы в Судане с целью налаживания их поставки в Саудовскую Аравию.

Страна старается диверсифицировать источники импорта, оказывая поддержку в этой сфере частным компаниям.

Правительство Саудовской Аравии создало сельскохозяйственный фонд с бюджетом $5,3 млрд., задача которого состоит в предоставлении льготных кредитов с целью наращивания предложения продуктов питания в стране. Компания Hail уже получила предварительное разрешение на пользование кредитом в размере около $26,7 млн. на финансирование своего суданского проекта.

Планируется, что в апреле делегация из представителей саудовских компаний и членов правительства посетит Филиппины с целью изучения возможностей инвестирования в сельское хозяйство страны. Предполагается, что в этом государстве инвесторы из Саудовской Аравии получат возможность наладить производства риса и кукурузы.

Правительство Южной Кореи, которая является вторым по величине импортером зерна в Азии, заявило в 2008 г. о необходимости организации производства за пределами страны. Для этого могут быть арендованы угодья на российском Дальнем Востоке, а заинтересованные в их использовании корейские компании получат льготные кредиты.

Южнокорейская компания Hyundai Heavy Industries (HHI) достигла соглашения о приобретении 67,6% акций российского сельскохозяйственного предприятия ООО "Хороль Зерно" примерно за $6,5 млн. В распространенном пресс-релизе HHI говорится о том, что компания инвестирует дополнительные $9 млн. для увеличения сельскохозяйственных земель до 50 тыс. га (сейчас – 10 тыс. га) к 2012 году.

HHI планирует осуществлять руководство напрямую путем и повышать эффективность руководства, внедряя современные меры ведения сельского хозяйства. Компания планирует производить 60 тыс. тонн кукурузы и соя-бобов к 2014 году.

Южная Корея вынуждена импортировать около 95% потребляемых зерновых. В то же время Китай, страна с наибольшим в мире населением, не планирует инвестировать в производство сельхозпродукции за рубежом.

 

 

 

 

 

 

4 Глава. Отрицательные моменты японской модели развития экономики.

 

Азиатский кризис привел к самой нестабильной за последние 60 лет ситуации в мировой экономике, а 70% экономики юго-восточной Азии - это Япония. Несмотря на все попытки Международного валютного фонда потушить пожар в экономике среди стран юго-восточной Азии, до тех пор, пока финансовая система Японии не придет в норму, пока не заработает внутренняя политика экономического роста, полного выздоровления экономики этих стран не произойдет.

То, что наблюдается сейчас - это агония "японской модели", которая прекрасно работала, когда Япония набирала силу, и которая полностью исчерпала себя к настоящему моменту. Судите сами: за шесть лет средний уровень экономического роста едва составляет 1%, йена продолжает обесцениваться, биржевой индекс Никкей стремительно падает и его значения таковы, что еще нескольким крупнейшим банкам грозит разорение. Ослабление позиций Японии становится все более очевидным, и вместе с этим все более явной становится угроза экономического спада во всем мире.

Попытки "сгладить" впечатление, что японская экономика переживает кризис, предприняты на прошлой неделе японским министром экономического планирования Кожи Оми, который заявил, что состояние японских банков нормальное и что попытки отмены государственного регулирования успешны - это слегка напоминало школу Альфреда Э. Ньюмана по выходу из кризисных ситуаций, если не "Алису в стране чудес". Более чем очевидно, что Хасимото силен на словах, а все его попытки подкрепить свои слова делом пока терпят позорное поражение.

Горькая правда заключается в том, что Япония, имеющая вторую по величине экономику в мире (в 13 раз большую, чем у Кореи), стоит на позициях полного отрицания, нарушая тем самым правило №1 для человека, который, работая лопатой, сам очутился в яме. Это правило гласит: перестань копать!

Иначе как объяснить решение Токио сделать поблажку для некоторых банков при введении новых правил капитализации, которые вступят в силу уже в конце марта. И как объяснить настойчивость, с которой Токио поддерживает шаткие финансовые институты, вместо того, чтобы добиться конструктивной отмены командно-финансово-корпоративной реорганизации путем распродажи активов и взятия под стражу преступников, что было проделано в Соединенных Штатах во время денежно-кредитного кризиса 80-х гг.

Около 300 млрд. долларов (заниженная официальная цифра в настоящий момент составляет 235 млрд. и постоянно растет) в просроченных ссудах никуда не денутся. Новый план рекапитализации, разработанный Министерством финансов и учитывающий сумму в 98 млрд. долларов, скорее всего не решит проблему, а только усложнит ее. А при индексе Никкей ниже 15000 банковские портфели продолжат обесцениваться.

Это значит, что банки, чтобы удовлетворить свои потребности в капитале, будут вынуждены сократить кредиты, а это приведет к ослаблению экономики и к неспособности списать просроченные ссуды; в итоге порочный круг замкнется. После шести лет низкого экономического роста, несмотря на бесчисленные "программы реформ", стало очевидным, что в сложившейся картине что-то не так.

Как объяснить заметную политическую пассивность Японии? В самый разгар событий ведущая оппозиционная партия Японии самораспустилась, оставив после себя группу мелких партий, пытающихся создать единый фронт. После того, как к власти в 1995 г. вновь пришла либерально-демократическая партия (в 1993 г. она потеряла власть впервые почти за сорок лет), политическая перестройка в Японии, затрагивающая и экономику, идет черепашьим ходом. Откуда же должно исходить давление, способное подвигнуть правящую ЛДП на принятие болезненных мер, необходимых для заложения основ нового экономического роста?

Так и хочется провести аналогию с прежней японской императорской армией: некоторые из ее высших офицерских чинов не захотели во время Второй мировой войны увидеть на роковое предначертание даже после того, как течение повернулось против Японии. Недавно было процитировано высказывание Эисуке Сакакибары, заместителя министра финансов Японии и ярого защитника японской модели капитализма. Он сказал, что не допустил бы разорения ни одной крупной японской компании. Сакакибаре принадлежит много работ, в которых расписываются достоинства Японии и недостатки западных индустриальных стран.

Тогда вопрос можно сформулировать так: хватит ли у экономических магнатов Токио, которые, надо отметить, в послевоенный период подняли свою страну до заоблачных высот, такта и мудрости принять новые формы, последующие за серьезной финансовой реорганизацией? Позволят ли они крупнейшим банкам разориться, разрешат ли полностью упразднить удобную систему Кейрецу и дадут ли свободу рыночным силам?

Если индекс "Никкей" опустится ниже 13000, ответ на этот вопрос дадут центробежные силы в экономике Японии. Но пока это случится Соединенные Штаты, возможно, испытают резкий торговый дефицит, так как Япония может попытаться решить свои проблемы за счет экспорта, и все это не говоря уже о продолжении азиатского кризиса, об экономическом спаде в Японии и т. д.
В конце концов, нет другой реальной альтернативы для Японии кроме принятия повестки, состоящей всего из трех пунктов: дальнейшего снижения налогов в целях стимулирования внутреннего спроса, устранения проблемы просроченных ссуд и отмены государственного регулирования в экономике. Если Япония хочет стать крупнейшей державой в регионе или в мире (не говоря уже про постоянное место в Совете безопасности ООН), она должна встать на прочные рельсы и везти за собой поезд лидерства, будучи его локомотивом.

Если военная роль Токио очерчена статьей 9 мирной конституции Японии, то экономическая и политическая жизнь не имеют ограничений. Единственным тормозом страны являются медлительность и отрицание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Из вышеизложенного материала развитие японской экономики можно представить себе вот так:

1) использовало в качестве своей движущей силы частные инвестиции в оборудование главным образом на основе рыночного механизма;

2) в этом процессе правительство выполняло, в частности, следующие роли:

а) совершенствовало климат для деятельности частного сектора,

б) поощряло сбережение и обеспечивало функционирование кредитно-финансовой системы, мобилизовывавшей эти сбережения,

в) посредством промышленной политики направляло инвестиции в приоритетные сферы.

Важным моментом является также то, что через деятельность консультативных советов правительству в значительной степени удавалось обеспечить взаимопонимание правительства и частного сектора (сотрудничество госаппарата и бизнеса), а также в течение длительного времени поддерживать доверие к экономической системе. Данная система, как нам представляется, в целом функционировала эффективно и внесла свой вклад в экономическое развитие страны, о котором было сказано в начале доклада.

В последние годы среда, в которой действует японская экономика, сильно изменилась, и перед ней встали новые задачи. Сегодня прилагаются усилия для ее системного реформирования в соответствии с требованиями новых условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

 

1. Страны мира: Краткий полит.-экон. справоч-никнул.-М.:Политиздат, 1989.

2. Япония. Региональная структура экономики./Под.ред. В.Я.Выборнова.-М.:Наука, 1987.

3. Попов В. А. Земельная реформа и аграрные отношения в Японии после

второй мировой войны. – М., 1959. – с. 69

4. Никитин С. М., Степанова М. П. Японский опыт возрождения и современная

Россия // Деньги и кредит. – 1992. - №8. – с.8

5. Динкевич А. И., Барышникова О. Г. Промышленность Японии в послевоенный

период (1945-1956гг.). – М., 1958. – с. 20

Енэмура  М., Цукамото Х. Опыт послевоенной Японии…// ВЭ. – 1992. -

№11. – с.82

 

22

 



Информация о работе Японское экономическое чудо