Японское экономическое чудо

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть полностью от начала до конца развитие экономики Японии.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что развитие Японской экономики, очень удивительно и необычно, врятли какая-нибудь страна сможет повторить ее путь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3стр
1 Глава. Послевоенное развитие экономики…………………………………….4стр
2 Глава. Общая характеристика развития страны……………………………..7стр
2.1. Промышленная политика послевоенной Японии………………………………7стр
2.2. Экономика Японии начало 70х………………………………………………….8стр
2.3. Экономические кризисы с 70х и начало 80х……………………………………9стр
2.4. Экономический рост Японии 80х……………………………………………...13стр
2.5. Перестройка экономической сферы при переходе на новую модель
экономического роста……………………………………………………………….14стр
3 Глава. Стратегия экономического развития Японии……………………….16стр
3.1. Общая характеристика экономического развития……………………………16стр
3.2. Основные остатки промышленного импорта и экспорта…………………….16стр
3.3. Система государственного регулирования экономики, традиции и управления……………………………………………………………………………21стр
3.4. Состояние сельскохозяйственного производства……………………………..23стр
4. Глава. Отрицательные моменты японской модели развития экономики…………………………………………………………………………...27стр
Заключение………………………………………………………………………….30стр
Список использованной литературы……………………………………………31стр

Работа содержит 1 файл

Курсовая Япония..doc

— 159.00 Кб (Скачать)

 Абсолютное падение импорта в течение 1998 г. оказалось значительно большим, чем сокращение экспорта. Это и привело к существенному увеличению объема положительного сальдо внешнеторгового баланса, что объективно создает основу для возникновения новой вспышки противоречий в отношениях с основными торгово-экономическими партнерами.

Ими в 1998 г. продолжали оставаться США (доля во внешнеторговом обороте – 27,8%), КНР (8,5%), Тайвань (5,3%), Германия (4,4%), Ю. Корея (4,1%).
       Экспорт Японии в 1998 г. впервые за последние 5 лет сократился на 0,6% до 50,6 трлн.иен. В долларовом выражении экспорт сократился на 7,9% до 386,5 млрд.долл.
          По новой классификации, принятой минфином Японии в 1998 г., в статистике учета внешнеторговых операций нет деления стран на развитую зону и развивающуюся. С 1998 г. исследование географической направленности внешней торговли ведется по регионам и крупным группам стран. Так, доля США в общем объеме японского экспорта выросла с 27,8% в 1997 г. до 30,5% в 1998 г. Доля стран ЕС увеличилась с 15,6% в 1997 г. до 18,4% в 1998 г.; доля стран Азии сократилась с 42% в 1997 г. до 37,9% в 1998 г.; доля России выросла с 0,2% до 0,3%.
          Наиболее высокие темпы роста экспорта приходятся на страны Западной Европы (16,5%) и Ближний Восток (28,6%). Незначительно вырос экспорт в Латинскую Америку (на 6,8%). В Азии обращают на себя внимание высокие темпы роста экспорта в Индию (17,4%), Монголию (29,3%) и Вьетнам (12,2%).
          В товарной структуре экспорта существенных изменений не произошло. Наиболее заметный рост отмечен именно по номенклатуре отдельных товаров машинотехнической группы. Япония по-прежнему занимает прочные позиции в экспорте аудио и видео-техники. Рост экспорта товаров этой группы в 1998 г. составил 14,3%. Прежде всего это видеомагнитофоны, экспорт которых вырос на 83,4%. Рост экспорта двухколесных транспортных средств составил 22%, телевизоров 18,4%, судов 14,2%, автомобилей 9,6%. Вместе с тем сократился экспорт видеокамер на 41,6% и тканей из синтетических волокон на 9,5%. Экспорт полупроводников и прочего электрооборудования снизился на 8,9%, периферии для персональных компьютеров и оргтехники – на 4,6%, автозапчастей – на 8,5%.
          Импорт Японии в 1998 г. сократился по сравнению с 1997 г. на 10,5% до 36,6 трлн.иен впервые за пятилетний период. В долларовом выражении произошло сокращение на 17,2% до 279,7 млрд.долл. Доля ввозимых промышленных товаров в общем объеме импорта достигла рекордной величины в 62,1%. (не более 30% в начале 80-х гг.). Доля США в общем объеме японского импорта увеличилась с 22,3% в 1997 г. до 23,9% в 1998 г., несмотря на уменьшение его стоимостного объема, что связано с резким сокращением (на 10,5%) общего объема импорта. Доля стран ЕС увеличилась незначительно: с 13,3% в 1997 г. до 13,9% в 1998 г. На страны Азии в 1998 г. пришлось 46,2% против 37,0% в 1997 г. Доля России сократилась с 1,2% до 1%.

В число основных торговых партнеров по импорту входят США (доля в общем объеме импорта – 23,9%), КНР (13,2%), Австралия (4,6%), Ю. Корея (4,3%), Германия и Индонезия (по 3,8%), Тайвань (3,6%). Наиболее высокие темпы роста импорта отмечаются с Францией (7,2%). Одновременно резко – на 25,8% в 1998 г. по сравнению с 1997 г. – упали темпы роста импорта из стран Бл. Востока. Это объясняется тем, что в условиях депрессии и отсутствия спроса в Японии резко сократился стоимостной объем закупок минерального топлива, на которые приходится более половины общего объема японского импорта из этих стран.
          В товарной структуре наиболее заметно вырос импорт овощей и фруктов (на 5,3%), железной руды (на 0,7%). Одновременно резко – на 23,3% – сократился импорт автомобилей. Импорт сырой нефти снизился на 30,5% в стоимостном выражении, т. к. цена за баррель упала на 27% в сравнении с предыдущим годом. Из-за уменьшения жилищного строительства в Японии значительно сократился и импорт лесоматериалов (на 41,4%).

Положительное сальдо внешнеторгового баланса страны в 1998 г. существенно выросло – на 40,2% в иеновом выражении и на 30% в долларовом выражении, составив 14 трлн.иен (106,8 млрд.долл.). Наиболее существенно сальдо выросло в торговле со странами ЕС (69%), с США (33,4%), с НИС Азии сохраняется положительное сальдо, но оно сокращается (падение на 18,9% в 1998 г. по сравнению с 1997 г.). Увеличилось сальдо и в торговле со странами Латинской Америки (на 30,8%).

С увеличением объемов прямого инвестирования производство японских корпораций за рубежом стало расти и в итоге сравнялось с экспортом продукции. Еще в 1988 г. японский экспорт в разные регионы превышал объемы зарубежного производства японских корпораций в этих же регионах. Уже к 1995 г. ситуация радикально изменилась, и объемы производства за рубежом превзошли экспорт продукции в США, ЕС и страны АСЕАН. Рост зарубежного производства привнес существенные сдвиги в структуру внешней торговли. На экспорт в зарубежные филиалы приходится до 25% всего внешнеторгового оборота Японии (для сравнения, 18% в США), тогда как на импорт из этих же филиалов – всего 10% (в США 14%).
          Правительство Японии серьезно обеспокоено резким увеличением положительного сальдо в торговле с США, которое выросло на 33,4% в 1998 г., составив 6,7 трлн.иен, и уже приготовилось к возможным «репрессалиям» со стороны США, пригрозивших Японии возобновить применение против нее торговых санкций по статье Super 301 banner, которая предусматривает процедуру наложения санкций на те страны, которые торговые наблюдатели из США определяют как несправедливого торгового партнера.

Несмотря на незначительный откат в декабре, экспорт японской стали в США в 1998 г. увеличился более, чем в два раза. В целом, экспорт в США увеличился на 9,2% и составил 15,47 трлн.иен, в том числе за счет роста экспорта стали на 91% в стоимостном выражении и на 166,6% по объему. Экспорт японских автомобилей в 1998 г. вырос на 17,7%.

 Импорт из США снизился на 4,1% и составил 8,7 трлн.иен. Это первое сокращение импорта за последние 5 лет. Связано оно и со снижением спроса на лесоматериалы и электронику (в том числе полупроводники).

Помимо разногласий из-за возросшего экспорта стали, трения между двумя странами возникают еще на почве неприятия введенных в апреле 1999 г. японских тарифов на рис (350 иен за килограмм, что делает калифорнийский рис неконкурентоспособным на японском рынке), наличия барьеров для импорта в Японию листового стекла, а также слабого прогресса в процессе дерегуляции страховой сферы.

 Сальдо торгового баланса со странами Азии сократилось впервые за последние 2 года на 36%, составив 3,98 трлн.иен. Впервые за последние 12 лет экспорт снизился на 17,9% до уровня в 17,56 трлн.иен. Импорт сократился на 10,4% и составил 13,58 трлн.иен. Импорт из Китая в Японию в 1998 г. снизился на 11,4%, составив 37 млрд.долл. Экспорт японских товаров в Китай сократился на 7,8%, достигнув 20,1 млрд.долл.
          Сальдо торгового баланса Японии с 15 государствами ЕС выросло на 68,1% в 1998 г., составив 4,221 трлн.иен (32,3 млрд.долл.), демонстрируя тем самым устойчивый рост на протяжении последних 2 лет. Экспорт в страны ЕС вырос на 17,5% (9,32 трлн.иен). В долларах экспорт в эти страны увеличился на 8,8% (71,З млрд.долл.). Впервые за последние 5 лет импорт из этих стран сократился на 6,2% до уровня в 5,1 трлн.иен. В долларах – на 13,1%, составив 39 млрд.долл. В то же время импорт алкоголя (особенно вина) увеличился на 36,8%.      

 

3.3. Система государственного регулирования экономики, традиции и управления.

В Японии ослаблена роль государства в регулировании экономики и развитии социально-трудовых отношений. Действительно, по­верхностный взгляд на опыт этой страны вроде бы подтверждает сказанное. Государство, например, не является напрямую субъектом трипартизма и соци­ального партнерства. Однако более глубокий анализ японского опыта свиде­тельствует об обратном – государственное влияние присутствует везде и во всем. Другое дело (и это японские традиции), формы, методы и механизмы влияния государства на экономику незаметны, ненавязчивы, эластичны и оригинальны. Такой инструмент государство использует при регулировании проблем занятости, найма, оплаты труда и т.д.

Промышленный потенциал страны весьма высок. На долю Японии приходится около 12% мирового производства промышленной продукции.

Государству принадлежит более трети основных производственных фондов, 20% валового национального продукта производится по государственным заказам. В Японии на госпредприятиях трудятся около 9% занятых в народном хозяйстве.

Для Японии характерно централизованное индикативное планирование экономики с элементами директивности в планах социально-экономического развития страны. Японская индустрия не выступает в одиночку. Она прочно опирается на помощь своего правительства, поддерживая с ним тесные связи через Министерство Внешней Торговли и Промышленности (МВТП). В функции этого министерства входит определение особо приоритетных отраслей и оказание им помощи в осуществлении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В экономических достижениях Японии заслуга государственного регулирования такая же весомая, как и заслуга предпринимателей. Сейчас в правительственном аппарате фактически концентрируется интеллектуальная элита нации, которая становится мозговым центром экономической системы.

В Японии государственный аппарат вбирает в себя много образованных и одаренных молодых людей. Если еще учесть, что наибольшим престижем в правительстве пользуются министерства экономического профиля, можно получить некоторое представление о том, какие таланты привлекает к себе МВТП. Хотя оно и допускает некоторые ошибки, в целом его воздействие на японскую индустрию оказалось просто поразительным.

Когда Япония приступила после войны к восстановлению своего хозяйства, ее правительство определило автомобильную, сталелитейную, химическую, судостроительную промышленность и машиностроение в качестве приоритетных отраслей. Иными словами, судьба японского хозяйства не была поставлена в зависимость от свободной игры рыночных сил.

Экономика Японии хоть и не построена на системе всеобъемлющего планирования, однако, имеет систему ориентиров и приоритетов, позволяющую правительству и промышленности сотрудничать в достижении своих национальных целей. В результате японская автоиндустрия была взлелеяна целым рядом стимулов: государственными займами, сокращением сроков амортизации, помощью в области НИОКР, протекционистскими мерами против импорта и запрещением иностранных инвестиций.

Под комплексным воздействием всех этих мер, японская автомобильная промышленность прошла путь от годового выпуска в 100.000 машин в середине 50-х до 11 миллионов теперь.

Таким образом, отработанная бюрократическая машина координирует и направляет хозяйственное развитие через функциональные и линейные экономические системы.

Государство является главным распорядителем ключевых отраслей промышленности. В процессе модернизации в Японии были национализированы такие ведущие секторы экономики, как почтовая служба, телефонная и телеграфная связь и железные дороги. Государство также строило корабельные, металлургические и станкостроительные цеха и заводы и управляло ними. В других отраслях правительство обеспечивало техническую и финансовую поддержку частной инициативе.

Правительство Японии сыграло и далее играет важную роль в развития японской экономики. Послевоенное развитие японской промышленности облегчалось благодаря правительственным дотациям и льготным займам. Для стимулирования экономического роста широко использовались фискальные и монетарные средства. Чтобы оказывать содействие повышению уровней сбережений и инвестиций и накоплению капиталов, а также внедрению новых изделий и технологий, применялись специальные налоговые льготы.

В Японии и сейчас, через 40-45 лет после завершения формирования корпоративного звена промышленности, полного развертывания рыночных отношений и конкуренции, в составе правительства действуют 20 управляющих органов по решению проблем промышленной политики. Среди них: отделы промышленной структуры, промышленных финансов, руководства размещением промышленности, промышленной инфраструктуры, промышленных льгот и условий, промышленной статистики и т.п.

 

3.4. Состояние сельскохозяйственного производства.

 

Правительство Японии планирует принять меры, которые будут способствовать инвестированию частными компаниями средств в развитие сельхозпроизводства за пределами страны. Эта мера направлена на обеспечение достаточного предложения в государстве продуктов питания в ситуации, когда мировой спрос на них растет.

По словам консультанта Департамента международных дел Министерства сельского и лесного хозяйства и рыболовства страны Мунемицу Хирано, предполагается выделение через государственный банк кредитов, которые будут направлены на покупку или аренду земельных угодий в других государствах. Также возможно использование средств для усовершенствования инфраструктуры, в том числе системы хранения зерна и портовых мощностей, в развивающихся странах.

Япония импортирует около 60% потребляемых продуктов питания. В 2008 г. было поставлено 16,5 млн. т кукурузы, и почти вся она была закуплена у США. Также Япония импортировала 3,71 млн. т сои. В 2008/09 фискальном году (апрель-март) страна закупила 4,86 тыс. т продовольственной пшеницы.

Наращиванию внутреннего производства мешает ограниченность земельных угодий в Японии. По словам Хирано, страна должна диверсифицировать источники зерна, поскольку зависимость от американской продукции является чрезмерной.

С целью достижения уровня полного самообеспечения продуктами питания сельскохозяйственные угодья должны составлять в стране около 17 млн. га. Однако их фактическая площадь менее 5 млн. га. Поэтому все большее внимание уделяется организации сельскохозяйственного производства за рубежом с целью дальнейшего импорта выращенной продукции.

До августа т.г. правительство планирует завершить подготовку стратегии инвестирования в развитие сельскохозяйственного производства за пределами страны. Работа проводится совместно с Японским банком по вопросам международного сотрудничества и Японским агентством по вопросам международного сотрудничества. Ожидается, что японские компании будут внедрять сельскохозяйственные инвестиционные проекты в Латинской Америке, Центральной Азии и в Восточной Европе; в рамках проектов будут выращиваться кукуруза, соя и пшеница. Возможно инвестирование в развитие производства в Бразилии, Аргентине, Парагвае, Казахстане, Украине, Румынии и Венгрии.

Информация о работе Японское экономическое чудо