«Русская Правда» – кодекс древнерусского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская правда» , сохранившая свое значение и в более поздние периоды истории и не только для русского права. До наших дней дошло более ста списков Русской правды. Все они распадаются на три основных редакции: Краткая, Пространная и Сокращенная. Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 г.) является краткая Правда, состоящая из правды Ярослава (ст. 1-18) , Правды Ярославовичей (ст. 19-41) , Покона вирного (ст. 42) , Урока мостников (ст. 43) . Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделяется на Суд Ярослава (ст. 1 — 52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53— 121) .

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
1. Источники кодификации «Русской правды»………………………...4
2. Правовое положение отдельных групп населения ………………….4
3. «Русская правда» - кодекс частного права…………………………...7
4.Гражданско-правовые нормы ………………………………………....8
4.1Право собственности……………………………………….....8
4.2Обязательственное право…………………………………….10
4.3.Наследственное право………………………………………..13
5. Уголовное право……………………………………………………....17
5.1.Преступление …………………………………………………18
5.2.Формы наказания ……………………………………………..20
5.3 Цели наказаний ………………………………………………..23
6. Суд и процесс……………………………………………………….....24
Заключение……………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.docx

— 68.58 Кб (Скачать)

5.3. Цели наказаний по «Русской правде»

     Целями наказаний, предусмотренных «Русской Правдой», были: ограждение общества от преступников путем полного их истребления (“чтобы лихих люден извести” ) или изувечения, чтобы предупредить возможность совершения ими новых преступлений (например, виновным в подделках подьячим отсекали пальцы, “чтобы впредь к письму были непотребны” ), или, наконец, изъятием преступников из среды общество в тюрьму или в ссылку; устрашение преступников и всех граждан тяжестью и жестокостью наказании за совершаемые преступные деяния; “да и прочие строх примут таковое не творити, чтобы на то смотря другим неповадно было так чинить” ; извлечение материальных выгод из имущества и личных сил преступника — конфискация, денежные пени и эксплуатация труда преступников со времени введения каторжных работ при Петре.

     Первые  две цели требовали самых жестких  наказаний, которые и начали активно  вводиться в законодательство в период формирования централизованного государства, что будет рассмотрено позднее, в других темах. Что же касается Киевской Руси, то ее законы и правовые обычаи в совокупности создали основу довольно развитой системы древнерусского права. Как всякое феодальное право, оно было правом-привилегией, т.е. закон прямо предусматривал неравноправие людей, принадлежащих к разным социальным группам. Так, холоп не имел почти никаких прав. Весьма ограничена была правоспособность смерда, закупа, тогда как права и привилегии верхушки общества усиленно охранялись. 

6. Суд и процесс.

     Древнейшей  формой судебного процесса был суд  общины, члены которой в равной степени обладали правами и обязанностями  в судебных разбирательствах.

Состязательность  сторон сохранялась долгое время, поэтому  процесс в Древней Руси называют состязательным (реже - обвинительным). Ему присущи такие отличительные Черты, как относительное равенство сторон и их активность при рассмотрении дела в сборе доказательств и улик.

       Одновременно в Х-Х1 вв. укрепляется  процесс, где ведущую роль играли  князь и его администрация:  они возбуждали процесс, сами  собирали сведения и выносили  приговор, часто сопряженный со  смертным исходом. Прототипом  такого процесса может служить  суд княгини Ольги над послами  древлян в период восстания  или суд князей над восставшими в 1068 г. и 1113г.

     Поводами  к возбуждению процесса служили  жалобы истцов, захват преступника  на месте преступления, факт совершения преступления. Одной из форм начала процесса был так называемый “заклич”: публичное объявление о пропаже имущества и начале поиска похитителя (обычно на торгу). Давался трехдневный срок для возвращения похищенного, по истечении которого лицо, у которого обнаруживались искомые вещи, считалось виновным и должно было вернуть имущество и доказывать законность его приобретения.

     Можно предполагать, что использовались различные  виды доказательств: устные, письменные, свидетельские показания, улики. Очевидцы происшествия назывались видоками. Существовали “послухи”, которых одни исследователи считают очевидцами «по слуху», другие - свидетелями “доброй славы” обвиняемого могли быть только свободные люди: “на холопа  послушества не складывают, поскольку он нЕ свободен”, - гласит Русская Правда.

       Равенство, сторон в процессе  диктовало привлечение к свидетельству  столько свободных. Лишь в “малой  тяжбе” и по нужде можно  было “ссылаться на закупа”.  Если не было свободных, то  ссылались на тиуна боярского,  а на “иных не складывать”  (ст. 66 Пространной Правды).

     В Русской Правде предусмотрена особая форма обнаружения утраченного  имущества - свод. Если после “заклича” пропавшая вещь обнаруживалась у лица, заявившего себя добросовестным приобретателем, начинался свод. Указывался человек, у которого приобреталась вещь, тот, в свою очередь, указывал на другого, и т.д. Кто не мог указать источник приобретения, считался вором, должен был вернуть вещь (стоимость) и заплатить штраф. В пределах одной территориальной единицы свод шел до последнего лица, но если в нем участвовали жители другой территории (города), он шел до третьего лица, которое выплачивало повышенное возмещение и начинало свод по своему месту проживания (ст. 35-39 Пространной Правды).

     Другое  процессуальное действие - гонение  следа - представляло собой розыск Преступника  по следам. В случае убийства наличие  следов преступника в какой-либо общине обязывало ее членов выплачивать  “дикую виру” или разыскивать  виновное лицо. При терявшихся следах на пустошах и дорогах поиски  прекращались (ст. 77 Пространной Правды).

     Нормы Русской Правды, действующие в  русских княжествах в ХII-ХV вв., продолжали использовать в судебном процессе рассматриваемого периода. При сохранении состязательных начал в судебном процессе усиливались роль и активность государственной администрации. Повсеместно выросло значение судебного поединка при невозможности выяснения истины иными способами. Ордалии уходили в прошлое поскольку противоречили христианскому пониманию выяснения истины, судные клятвы лишались языческой атрибутики. Одновременно возросла роль письменных документов, особенно в земельных спорах и тяжбах.

     Для эпохи, предшествовавшей Русской Правде, характерным объединением сельского  населения была соседская община. Она выросла в процессе разложения прежней семейной общины1. Частная собственность на землю постепенно разлагает прежде однородную массу общинников: наряду с зажиточными появляются бедняки, терявшие свои участки. Выходя из общины, они в поисках работы попадали в зависимость от богатых землевладельцев - князей и бояр.

     Древнейшая  Правда (“Суд Ярослава”) сохранила  следы живучих обычаев родового строя, которые еще не были изжиты в раннефеодальном государстве2. Ст. 1 признает еще институт  кровной родовой мести за убийство, но вводит ограничение круга мстителей ближайшими родственниками убитого. “Убьеть мужь мужа, то мстить брату брата, или сыновни, или брату чаду, любо сестрину сынови…”. Но тут же княжеский закон устанавливает, что в случае отсутствия мстителя убийца должен уплатить денежный штраф в пользу князя: “аше не будет кто мстя, то 40 гривен за голову…”.

     Строй процесса по Русской Правде является бесспорно состязательным (или обвинительным), что характерно для эпохи раннего феодализма.

     Русская Правда описывала особые формы досудебного  установления отношений между потерпевшим (будущим истцом, обвинителем) и предполагаемым ответчиком (обвиняемым). Это так называемый “свод” и “гонение следа”. “Свод” состоял в отыскании истцом надлежащего ответчика путем “закличи”, свода в тесном смысле и присяги.

     Правда, существование в Киевской Руси судебного  поединка отрицается многими исследователями. Их довод, кажущийся очень сильным, это отсутствие упоминания о поединке в Русской Правде. Но вместе с  тем и указания арабских писателей, подобные только что приведенному, и договор с немцами, 1229 года (ст. ст. 15 и 16), и юридические поговорки (“В поле две воли, кому бог поможет”) подтверждают древность происхождения  и прочность института судебного  поединка.

     О причинах отсутствия указаний на поединок в “Русской Правде” можно только строить предположения. Нельзя отрицать возможности некоторого воздействия, так сказать, механического порядка  на текст “Правды” со стороны церковников. Поединок, бесспорно имевший место  в жизни Киевской Руси ХI-ХII вв., должен был отразиться в современных законах и в их первой кодификации - в Русской Правде. Но затем он мог исчезнуть со страниц этого сборника или почти исчезнуть, как наиболее противный духу христианства, йод пером первых благочестивых переписчиков памятника3. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим  памятником древнерусского права. Являясь  первым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу тогдашних  отношений. Она представляет собой  свод развитого феодального права, в котором нашли отражение  нормы уголовного и гражданского права и процесса.

     Русская Правда является официальным актом. В самом её тексте содержатся указания на князей, принимавших или изменявших закон (Ярослав Мудрый, Ярославичи, Владимир Мономах) . 

     Русская Правда - памятник феодального права. Она всесторонне защищает интересы господствующего класса и откровенно провозглашает бесправие несвободных тружеников - холопов, челяди.

     Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла  потребности княжеских судов, что  её включали в юридические сборники вплоть до XV в.

Списки ПП активно  распространялись ещё в XV-XVI вв. И  только в 1497 году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший ПП в  качестве основного источника права  на территориях, объединённых в составе централизованного Русского государства.  
Список Литературы

1. Исаев И. А. История государства и права России: Полный курс лекций. – М.: Юристъ, 1996. - 448 с.

2. Краснов Ю. К. История государства и права России. Учебное пособие. Ч. 1. – М.: Российское

педагогическое  агентство, 1997. – 288 с.

3.Владимирский - Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М. 1995г.

4.Свердлов М.Б. От закона Русского к Русской Правде. М. 1988г,

5.Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевской Руси. М. 1950г.

6.Янин В.Л. Законодательство Древней Руси. М. 1984г

Информация о работе «Русская Правда» – кодекс древнерусского права