«Русская Правда» – кодекс древнерусского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская правда» , сохранившая свое значение и в более поздние периоды истории и не только для русского права. До наших дней дошло более ста списков Русской правды. Все они распадаются на три основных редакции: Краткая, Пространная и Сокращенная. Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 г.) является краткая Правда, состоящая из правды Ярослава (ст. 1-18) , Правды Ярославовичей (ст. 19-41) , Покона вирного (ст. 42) , Урока мостников (ст. 43) . Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделяется на Суд Ярослава (ст. 1 — 52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53— 121) .

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
1. Источники кодификации «Русской правды»………………………...4
2. Правовое положение отдельных групп населения ………………….4
3. «Русская правда» - кодекс частного права…………………………...7
4.Гражданско-правовые нормы ………………………………………....8
4.1Право собственности……………………………………….....8
4.2Обязательственное право…………………………………….10
4.3.Наследственное право………………………………………..13
5. Уголовное право……………………………………………………....17
5.1.Преступление …………………………………………………18
5.2.Формы наказания ……………………………………………..20
5.3 Цели наказаний ………………………………………………..23
6. Суд и процесс……………………………………………………….....24
Заключение……………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.docx

— 68.58 Кб (Скачать)

     Собственность «феодалов» возникала как частная  и основанная на княжеских пожалованиях. В Х1в. летописи - упоминают о селах  княжеских дружинников, в XII в. таких свидетельств уже гораздо больше. Вотчины бояр были частной собственностью. Князья раздавали земли под условием службы (владения временного или пожизненного типа). В Русской Правде нет сведений о землевладении феодалов, но в Пространной Правде упоминаются лица, жившие на этих землях: тиун боярский (ст. 1), боярские холопы (ст. 46), боярский рядович (ст. 14). Внутри феодальные договоры о земле и кодексы, регулирующие землевладельческие отношения, до нас не дошли, можно лишь догадываться об их существовании.

     Земельная собственность церкви возникла на основе государственных пожалований в  виде десятины. В дальнейшем она  росла за счет вкладов, покупок и  т.д. 

     Субъектами  права собственности могли быть только люди не рабского состояния. Деление  вещей на движимость и недвижимость не нашло юридического оформления, но статус движимости разработан в  Русской Правде довольно обстоятельно. Собственностью ее содержание, и различные  виды владения не имели специальных  обобщающих терминов, однако на практике законодатель различал право собственности  и владение.

     Собственник имел право на, возврат своего имущества (коня, оружия, одежды, холопа), из чужого незаконного владения на основе строго установленной процедуры за причиненную  “обиду” назначался штраф в 3 гривны. Возвращение вещей требовало свидетельских показаний и разбирательства при необходимости перед “сводом из 12 человек” (ст. ст. 13, 14,-15, 16 Краткой Правды; ст. ст. 34, 35 Пространной Правды).

       Общий принцип защиты движимой  собственности заключался в том,  чтобы вернуть ее законному  хозяину и заплатить, ему штраф  в качестве компенсации за  убытки. Движимое, собственное (включая  холопов) считается в Русской  Правде объемом полного господства  собственника: при спорах о ее  возвращении государство не накладывает  штрафов, стороны сами договариваются  между собой. Доверившие имущество  рабам и холопам (для торговых  операций и т.д.) несли в случае  причащения убытков и, истребления  вещи ответственность перед третьими  лицами в полном объеме (ст. 116, 117). Иными словами, законодатель  понимал, что право, собственности  определяется волей самого собственникам  Защита движимой собственности,  если это не было связанно  с уголовным Преступлением, не  носило сословного характера,  каждый вправе равнозначно определять  ее судьбу.  

4.2Обязательственное право

     Обязательство представляет собой правоотношение, в силу которого, лицо, нарушившее интересы другого лица, обязано совершить  определенные действия в пользу потерпевшего. Отличия гражданско-правового обязательства  от уголовно-правового возникают  лишь на определенном уровне правового  развития, в древней же период они  смешиваются. Только с формированием  отраслей гражданского и уголовного права законодатель вносит ясность  в эти вопросы.

     В древности существовало два вида обязательств 1)из правонарушений (деликтов) 2) договоров, причем первые, видимо, возникли раньше. В Русской Правде обязательства  из деликтов влекут ответственность  в виде штрафов и возмещения убытков. Укрывающий холопа должен вернуть его  и заплатить штраф (ст. Краткой  Правды). Взявший чужое имущество (коня, одежду) должен вернуть его и заплатить 3 гривны штрафа (ст. 12. 13 Краткой Правды). Договорные обязательства оформляются в систему при становлении частной собственности, но понятия абстрактного понятия договора еще не существует. Позднее под договором стали понимать соглашение двух или нескольких лиц, в результате, которого у сторон возникают юридические права и обязанности. В Древней Руси существовало несколько разновидностей договоров.

     Стороны (субъекты) договоров должны отвечать требованиям возраста, правоспособности и свободы. Мы ничего не знаем о  возрасте вступавших в обязательства в дохристианский период. С принятием христианства действовал, видимо, общий принцип, согласно которому, вступление в брак было юридическим фактором достижения и имущественной самостоятельности лица. Неизвестны нам и те аспекты заключения договоров в языческий период, которые определялись полом лица. Однако в Русской Правде женщина уже выступает как собственник имущества, следовательно, она была вправе совершать сделки. В этом сборнике законов закреплено влияние на обязательства статуса свободы. Холоп не являлся субъектом правоотношений и не мог отвечать по обязательствам, всю имущественную ответственность нес за него хозяин. Имущественные последствия сделок холопа, совершенных по поручению господина, также ложились на последнего.

     Древнему  праву известны два вида ответственности  по договорам: личная и имущественная (в историческом отношении более  поздняя и развитая). В первом случаи лицо, не выполнившее обязательств, превращалось в раба, во втором случаи его собственность переходила кредитору. В Русской Правде доминирует ответственность  имущественная. Однако закуп, в случае нарушения условий обязательств мог обращаться в полного холопа, злостный купец-банкрот, также обращался  в рабство. При неразвитости рабства  зарождается принцип, согласно которому не выполнивший обязательств, становился зависимым от кредитора на тот срок, в течение которого отрабатывал ему весь объем долга и убытков. 

     В IХ—ХII вв. письменная форма договоров еще не развилась, они совершались, как правило, в устной форме. Для устранения последующих взаимных претензий, при заключении сделок должны были присутствовать свидетели, но суд принимал и любые другие доказательства, удостоверяющие договоры. Число известных Русской Правде сделок еще не очень значительно.

     В обиходе договор купли-продажи  был самым распространенным. Продавались  имущество (движимое и недвижимое) и  холопы, причем продаже последних  в законодательстве того времени  уделяется весьма большое внимание. В Русской Правде регламентировался  не столько сам договор купли-продажи (его условия зависели от воли сторон) сколько споры, возникавшие в  результате взаимных претензий. Стороны  могли распоряжаться, лишь своей  собственностью, имущество краденое или неизвестного происхождения  оспаривалось после покупки в  присутствии администрации. Если законность принадлежности проданного не доказывалась, сделка расторгалась, и имущество возмещалось оспаривавшему его лицу. Сделка о продаже сколько-нибудь значимых вещей совершалась на торгу публично во избежание последующих претензий.

Продажа недвижимости, видимо, ранее всем начала оформляться письменными актами (дошедшие до нас  датируются начиная с ХП в.). С.В.Юшков полагал, что существовали сроки предъявления претензий по недостаткам купленной вещи. Существовал и договор самопродажи в холопство в присутствии свидетелей.

По мнению С.В. Юшкова, этот договор был достаточно распространен в рассматриваемый  период и исторически предшествовал  договору купли-продажи. Хотя в Русской  Правде не упоминается, условия его  заключения, скорее всего, были аналогичными договору купли-продажи. 

     В Русской Правде имеется упоминание о найме рабочих “мостников”  для ремонта и строительства  мостов (ст. 97 Пространной Правды). Устанавливается  размер платы за работы и питание. В ХП-ХШ вв. появляется категория  “наймитов”, которых закон отграничивал от других групп зависимого населения, и их отношения с наймодателем оговаривались договором. Наймит волен  был расторгнуть договор, возместив  убытки. В то же время имеются  упоминания о челядных-наймитах, закупах-наймитах сохранявших зависимость. Характер имущественного найма в Русской  Правде не раскрывается.

     В XII-XV вв. проявились три тенденции развития обязательственного права. Во-первых, развитие товарно-денежных отношений привело к появлению новых видов договоров дарение, залог, поручительство и умилению имущественной ответственности сторон в обязательствах. Обязательства из правонарушений постепенно смещаются в область уголовно наказуемую. Во-вторых, при господстве феодальных отношений сохранялась личная ответственность должников. Должники попадали в хозяйственную зависимость от заимодавцев, обязаны были отрабатывать долг, находясь как бы под патронатом. Личная зависимость распространялась даже в среде феодалов в вассальных отношениях с государством или сюзереном. В-третьих, в Новгороде и Пскове формировалась система обязательственного Права с развитой имущественной ответственностью, основанной на товарно-денежном обмене. 

4.3.Наследственное право.

     Семейно-Наследственное право относится к медленно изменяемой сфере. С момента принятия христианства, основы православной семьи долгие столетия оставались статичными, постепенно допускались  к наследованию женщины, варианты наследования были строго ограничены (по обычаю, по закону, по завещанию). Отношения в  семье основывались на власти отца, лишь в поздний феодальный период складывается принцип раздельности имущества. Это - основные тенденции в указанной области права.

     Ко  времени Русской Правды мы не встречаемся  со свидетельствами о приниженном  положении женщины. По мнению некоторых  исследователей, семья патриархального  типа отражена в Русской Правде в  понятии “вервь”, то есть коллектива родственников, связанных общей  ответственностью платежом “дикой виры”.  Однако, как следует из ряда статей Русской Правды, посторонние лица могли “вкладываться” в общую  виру, не будучи родственниками. М.Косвен предложил гипотезу, согласно которой “вервь” Древней Руси - переходная форма от патриархальной  семьи к индивидуальной, с сохранением коллективных порядков (патронимия). Но отличительных черт патронимии не выделено, в ней сохранялись коллективное хозяйство, родственные связи и обычаи. Единственный отличительный признак - меньшая численность - вообще трудно определим. Поэтому патронимия, больше похожа на чисто логическую конструкцию.

     В Древней Руси к XI в. господствовала моногамная семья с индивидуальным хозяйством. С принятием христианства в конце X в. церковь вела активную борьбу с язычеством, за торжество индивидуальной семьи и семейной нравственности. Брак, развод, моральные отношения в семье стали санкционироваться ею. Не освященный брак считался грехом и мог отразиться на потомках. Летопись гласит: лот греховного корня злой бывает плод”. Верховенство мужчины в христианской семье сохранилось и упрочилось, постепенно становилось частью государственной идеологии. Летопись оправдывает это: «Не внимай злой жене, ибо мед каплет с уст ее. Жены прелюбодейки. Но мгновение это. Не путем жизни идет она, сближающиеся с ней пойдут после смерти в ад».

     Христианская  семья должна была подчиняться суровым  нравственным канонам, в основе новой  идеологии лежали трудолюбие, смирение, ответственность перед Богом. Формирование семьи христианского типа происходило  постепенно, государство относилось к язычеству достаточно терпимо, но подтвердить конкретными фактами сосуществование христианских и языческих семей невозможно.

     В глубокой древности наследование осуществлялось на основе обычного права, с правом всего коллектива на какую-то часть  имущества. Ранее всего индивидуализировалось  наследование движимости (лук, копье, топор). Возникло деление наследственной массы  на доли: часть - коллективу, часть - семье, часть по усмотрению самого лица.

     Наследование  на основе обычного права в видоизмененной форме входит в общегосударственный  закон. Видимо, параллельно развивались  завещательные отказы, ограниченные долями в пользу ближайших родственников. Можно выделить две формы наследованиям  по закону и по завещанию. Отстранение, женщин от наследования не может рассматриваться  как средство не сознательного принижения. Выходя замуж за члена другого  рода, они не могли забирать имущество, нажитое членами своего рода. Воевали  за новые территории мужчины и  обрабатывали землю мужчины, поэтому  институт наследования недвижимости по мужской линии устойчив у всех европейских народов.

     Право родни на долю из штрафов в случае убийства закреплено в ст. 4 договора с Византией 911 г. Видимо, родственники в любых случаях могли претендовать на часть имущества. В остальном  договор рисует картину развитого  наследственного права, где действует  первенство завещания над законом. Статья 13 гласит: “Если-кто из русинов умрет, не урядив своего имения, будучи на службе в Византии, а родственников там не имеет, то возвращается имущество близким родственникам на Русь. Если оставит завещание, то имущество идет тому, в пользу кого составлено завещание”. Правда, следует иметь в виду, что такая развитая форма предписывается имущей среде, в крестьянских общинах обычное наследование продолжало действовать.

Споры о наследстве возникали довольно часть, и Уставы церковные Владимира 1 и Ярослава Мудрого взяли эти  тяжбы родственников под свою юрисдикцию. Но поскольку положение церкви в это время не было достаточно прочным, нормы о наследовании имущества, вошедшие в Русскую Правду, расписаны очень подробно, видимо, во избежание коллизий языческих обычаев и христианских установок индивидуализированной семьи. Институт наследования в Русской Правде - один из наиболее разработанных.

     В XI в. брак стал церковной прерогативой, в участии в судебных процессах о наследстве могли отказать лицам без соответствующих церковных свидетельств. Точных данных о возрасте вступления в брак до нас не дошло. С.В. Юшков считал, что он составлял 14-15 лет для мужчин и 12-13 лет для женщин.

Информация о работе «Русская Правда» – кодекс древнерусского права