Меоты - древние предки адыгов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:02, реферат

Описание работы

Чтобы раскрыть в полном объеме сущность человеческой культуры, недостаточно изучения сегодняшнего состояния культуры народов. Необходимо совершить экскурс в историю становления народа. При этом необходимо исследовать, какое влияние оказывали на становление их культуры другие цивилизации.
Более двух с половиной тысяч лет назад степи берегов Черного и Азовского морей населяли многочисленные и воинствующие народы. Кто они, как выглядели, откуда пришли?
На все эти и

Содержание

Введение
Меоты – кто они?
Культура меотов.
Система религиозных культов и верований меотов.
Письменность меотов.
Поселения меотов.
Синдо-меотская эпоха.
Меотские племена.
Меоты и кочевники.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

меоты.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

      Одним из значительных литературных памятников по истории синдо-меотских племен является рассказ греческого писателя Полиена, который жил во II в. н. э., в эпоху  царствования Марка Аврелия. В своем  рассказе Полиен описал судьбу жены синдского царя Гекатея, меотянки по происхождению, Тиргатао. В период синдского рабовладельческого государства высокого уровня развития достигает строительное дело. Строились добротные дома, башни, широкие городские стены шириной более двух метров и многое другое. Но, к сожалению, эти города уже разрушены. Древняя Синдика в своем развитии испытала влияние не только Малой Азии, но и Греции. Влияние последних на уклад жизни, культуру синдо-меотских племен усилилось особенно после греческой колонизации синдского побережья.

      Самые ранние указания на греческие поселения  на Северном Кавказе относятся ко второй четверти VI в. до н. э., когда существовал  регулярный путь от Синопы и Трапезунда к Боспору Киммерийскому. В настоящее  время установлено, что почти все греческие колонии в Крыму возникали не на пустом месте, а там, где были поселения местных племен, т. е. синдов и меотов 22. Греческих городов в районе Причерноморья насчитывалось к V в. до н. э. более тридцати, собственно из которых было образовано Боспорское царство. Хотя Синдика формально включается в состав Боспорского царства и испытывает сильное влияние греческой цивилизации, автохтонная культура древних синдов, как материальная, так и духовная, развивалась и продолжала занимать видное место в жизни населения этой страны. Археологические материалы, найденные на территории синдо-меотских племен, красноречиво доказывают. что технология производства различных орудий труда, оружия, предметов из кости и др. сырья, многие памятники духовной культуры носят местный характер.

Однако  в большом количестве обнаружены и предметы, украшения не местного производства, что свидетельствует  о развитии торговли у синдов и  меотов с народами Египта, Сирии, Закавказья, Малой Азии, Греции, Рима и т д.

      Однако с наступлением кризиса в Боспорском царстве в первых веках нашей эры, куда входила и Синдика, наступает время упадка культуры синдов и меотов. Этому способствовали не только внутренние причины, но и в не меньшей мере и внешние. Со второго века нашей эры наблюдается сильный натиск сарматов в районы проживания меотов. А с конца II – начала III в. н. э. готские племена появляются севернее Дуная и границ Римской империи. Вскоре подвергся нападению готов и Танаис, один из северных городов Причерноморья, который был разгромлен в 40-х годах III в. н. э. После его падения Боспор подчиняется готам. После этого они разгромили Малую Азию – родину хаттов, после чего значительно сокращаются связи их потомков с синдами и меотами – родственными им племенами. С III в. готы нападают и на синдо-меотские племена, разрушается один из главных их центров – Горгиппия, затем и другие города. Но около 370 г. на Европу, и в первую очередь на Северное Причерноморье, вторглись гунны – азиатские племена. Они двигались из глубин Азии двумя волнами, вторая из которых прошла по территории синдов и меотов. Кочевники разрушали все на своем пути, местные племена были рассеяны, пришла в упадок и культура предков адыгов.

      В результате нашествия этих и других кочевых племен на Северный Кавказ не только приходит в упадок экономика и культура коренных народов, но разрушается естественный процесс их консолидации, они рассеиваются еще больше по всему региону. Надо полагать, что именно в III–IV вв. н . э. наблюдается еще большее размежевание тех племен и народов, которые имели единые корни своего происхождения, истории и культуры. Фактически они становятся обособленными друг от друга. 
 
 
 
 
 

  1.   Поселения меотов

      Между поселениями существовала связь  с помощью костров и огромных зеркал. Таким образом они предупреждали жителей поселений о нашествии кочевых племен. Меотские городища располагались, как правило, на высоких террасах рек, часто занимая естественные отроги и мысы. Это характерно для Роговского и Новоджерелиевского городищ. Для городищ характерна холмообразная часть в центре поселения, окруженная рвом,

      С увеличением населения поселки  расширялись, строились внешние  укрепления — глинобитные высокие  стены со смотровыми башнями. Рвы, как  правило заполнялись водой. Сообщение  осуществлялось - через устроенные мосты через рвы. При раскопках Новоджерелиевского городища археологами обнаружены крепостные стены и третий ров, что говорит об активном разрастании поселка.

      Как в центре городища, так и за его  последующими рвами проявился культурный слой, состоящий из остатков жилищ, золы, бытового мусора. При раскопках открывались остатки камышово – глиняных стен, зерновых ям, керамической посуды.

      Раскопки  показали, что жилища меотов имели  округлую вытянутую форму и располагались  вдоль защитных стен. Стены жилищ выполнялись из глины, каркасом для которых использовался камыш, который обмазывался толстым слоем глины.  Крыши выполнялись из камыша и соломы, в центре жилища находился очаг. За внешними укреплениями городища располагалось кладбище рядовых общинников. Курганы, а их на территории нашего района очень много, как правило, имели округлую форму и принадлежали представителям родовой аристократии.  Такие захоронения сопровождались богатым инвентарем, жертвоприношением животных, а иногда и людей. 
 
 

  1. Синдо-меотская эпоха

  Одно из заметных и героических мест в истории цивилизации предков абхазо-адыгов занимает синдо-меотская эпоха. Дело в том, что основной массив синдо-меотских племен в эпоху раннего железа занимали обширные территории Северо-Западного Кавказа, район бассейна реки Кубань. Древние античные авторы знали их под общим собирательным названием меоты. К числу меотов принадлежат синды, тореты, ахеи, зиги и др. По древним надписям, обнаруженным на территории бывшего Боспорского царства, к этим племенам относились также фатеи, псессы, дандарии, досхи, керкеты и др. Они все под общим названием меоты являются одними из предков адыгов.

      Древнее название Азовского моря – Меотида, Меотийское озеро, имеет прямое отношение  к меотам. По-адыгски это слово  звучит как «мэутхъох»; оно образовано из слов «утхъуа» – помутневшее, и «хы» – море, а дословно означает: «море, которое мутное».

      На  территории бывшего Советского Союза  не было более древнего, после Урарту, государства, чем Синдика. Оно было создано на нынешнем Северном Кавказе предками адыгов. Эта страна охватывала с севера на юг Таманский полуостров и часть Черноморского побережья до Геленджика, а с запада на восток – пространство от Черного моря до левобережья Кубани.

      Материалы археологических раскопок, проведенных  в различные периоды на территории Северного Кавказа, указывают на близость синдов и меотов и на то, что их и родственных им племен территория еще с III тысячелетия до н. э. распространялась до нынешних границ Кабардино-Балкарии с Чечней. Кроме этого, доказано: физический тип синдо-меотских племен не относится к типу скифосавроматского, а примыкает к исконному ти.   В междуречье Кубани и Лабы создается целая сеть военных укреплений, очевидно предназначенная для обороны от степных кочевников. Здесь же протянулись и курганы "Золотого кладбища", названного так по обилию найденных в них золотых украшений.

  1. Меотские племена

      Впервые меоты и синды —одно из меотских племен — упоминаются древнегреческими авторами в VI —V веках до нашей эры (Гипатей Милетской, Геродот и другие). Более подробно о них сообщает в своем труде древнегреческий географ и историк Страбон живший на рубеже новой эры. Описывая Восточное побережье меотиды (Азовское море), Страбон отмечает множество пунктов ловли рыбы.

      По  словам Страбона, на всем этом побережье живут меоты, занимающиеся земледелием, но воинственностью не уступают другим племенам. Меоты разделяются на довольно многие племена, из которых ближайшие к Танаису (Дон) отличаются большей дикостью, а прилегающие к Боспору - более мягкими нравами. Названия меотских племен сохранились на каменных плитах с Боспорского царства IV—III вв. до н. э. Это синды, тереты, дандарии, досхи, псессы, фатеи, тирамбы, аспургане, агры, ареххи, цынги. Все эти и другие племена были в зависимости от правителей Боспора.

      В основном меотские племена — это  коренное население Северо-Западного  Кавказа, принадлежавшее к кавказской языковой семье. По данным ученых и  их исследований, меотов относят к  одним из отдаленных предков адыгов, что подтверждают имена сохранившихся на Боспорских каменных стенах (например, Баго, Дзадзу, Бленс и другие), которые бытуют у современных адыгов.

     Плаванием меоты объединен ряд племен (таких  как дандарии, досхи, синды, тарпеты  и др.), живших главным образом  на восточном побережье Азовского моря, которое древние греки наливали Меотидой. Близки к меотам были и синды, занимавшие Таманский полуостров. Меоты принадлежали к кавказской группе племен, и большинство исследователей считают их предками современных адыгов. 
 

  1. Меоты и кочевники

      Основную массу меотского населения составляли земледельцы, жившие оседло в небольших поселках. Они сеяли пшеницу, просо, ячмень. Зерно хранили в специальных ямах. Муку изготовляли с помощью ручных приспособлений, основу которых составляли каменные жернова. Часть меотских племен вела кочевой образ жизни, занимаясь скотоводством. Так, в кургане возле аула Уляп рядом с останками вождя было обнаружено 500 погребальных лошадей. Жившие у Азовского моря и по берегам рек меоты занимались рыболовством. Ловили такую ценную рыбу, как осетр, судак, севрюга, сазан, сом. Для этого использовали сети, бронзовые и медные крючки. Подсобным занятием была охота на косуль, оленей, кабанов, зайцев.

        У оседлых племен было развито ремесленное  производство, особенно керамическое. На месте меотских поселений обнаружено много гончарных печей. Поражает обилие предметов, которые древние мастера изготовляли из глины. Это всевозможные кувшины, миски, бокалы, вазы, кружки, культовые статуэтки и др. Славились и меотские кузнецы. Из бронзы они делали воинские доспехи, зеркала, украшения, из железа - орудия труда и оружие. Были ещё плотники и столяры, кожевники и портные, косторезы и ювелиры. Женщины изготовляли полотно, о чем свидетельствуют найденные ткацкие станки.

        Большое значение для меотов имела торговля с соседними  племенами.  С образованием Боспорского государства в Северном Причерноморье в V в. до н. э. налаживаются активные торговые связи с его городами-колониями. Мало того, в районе нынешней станицы Елизаветинской возникает крупная боспорская фактория, которая более двух столетий была основным торговым пунктом, откуда боспорские товары шли к меотам. Боспорские купцы привозили разноцветные ткани, золотые и серебряные украшения, шлемы и панцири. Взамен они брали вяленую рыбу и хлеб, меха и кожи, рабов из военнопленных и красивых рабынь.

        Большинство меотов были свободными общинниками, подчинявшимися родо-племенной организации, но жившими  семьями. Развитие земледелия и скотоводства, торговли и ремесел приводило  к имущественному расслоению меотов. Выделялась зажиточная военная верхушка, которая объединялась вокруг наиболее авторитетного ее представителя - вождя. Вождь имел военную дружину, но при необходимости все мужчины-общинники становились воинами. Военнопленных не только продавали, но и использовали в качестве рабов в меотских семьях. Это была мягкая форма домашнего рабства. Раб нередко был на положении младшего члена семьи. Общественный строй у меотов представлял собой военную демократию, т. е. систему общественных отношений, переходную от родового строя к классово-государственному.

        Своего  государства меоты создать не успели. На рубеже П-Ш вв. н. э. под  натиском кочевников они вынуждены  были переселиться в Закубанье, где  смешались с другими племенами. Это, видимо, и создало предпосылки  для формирования новой этнической общности - адыгов.

        В период перехода от бронзовых орудий к железным в степях Причерноморья  появляются ираноязычные кочевники - киммерийцы. Однако здесь они пробыли недолго  и в IX-VIII вв. до н. э. были вытеснены  более многочисленными и сильными племенами скифов. Первые сведения о скифах известны от "отца истории" Геродота - древнегреческого ученого и путешественника V в. до н. э. Он привел две версии их появления в Северном Причерноморье. Первая состоит в том, что скифы жили здесь с незапамятных времен, т. е. были местными племенами. Вторая - что они вишли из Азии. Сегодня вторая версия считается предпочтительнее.

        Скифы представляли собой многочисленную группу племен, обитавших на громадной  территории от Кубани и Дона до Дуная. Они оставили существенный след на кубанской земле и оказали большое влияние на культуру местных племен. Основным плацдармом для их набегов на страны Закавказья и Азии в VII-VI вв. до н. э. было Закубанье.  Прекрасные конники и воины, на левобережье Кубани они имели богатые пастбища для выращивания и подготовки лошадей к далеким и трудным походам. Одни племена занимались земледелием и вели оседлый образ жизни, другие -скотоводством и поэтому кочевали вместе со своими стадами. Эти скифы-кочевники назывались царскими скифами, т. к. во главе их стояли наследственные вожди, которых греки именовали царями. На Кубани сохранилось немало скифских курганов, причем некоторые - в виде своеобразных курганных кладбищ (могильников). Так, возле станицы Келермесской (в 25 км от Майкопа) находятся 44 скифских кургана.

        Скифская  культура оказывала сильное влияние  на меотов. В меотских грунтовых  могильниках находят мечи, стрелы и другие предметы скифского типа. Для скифов было характерно изображение  зверей на сосудах, украшениях, оружии, и этот "звериный стиль" распространялся и в меотской среде. Не случайно древнегреческий географ Страбон, живший на рубеже нашей эры, даже относил скифов к меотам.

              В IV в. до н. э. в степях Прикубанья появляются новые ираноязычные кочевники - сарматы. Прикубанские сарматы больше известны  под именем сираков. Сиракский союз племен был настолько силен, что претенденты на боспорский престол нередко обращались к нему за помощью. Сираки уничтожили меотскую знать, первой выступившую со своими дружинами против кочевников, а на рядовых меотов наложили дань. В середине III в. до н. э. в борьбе С греческими городами Таманского полуострова складывается сирако-меотский военно-политический союз.  Он пополняется и усиливается за счет непрерывного потока кочевников-сарматов, прибывающих, в частности, с берегов Волги. Могущественный противник великого Рима боспорский царь Мит-ВИдат VI Евпатор предпочитал быть в дружбе с кубанскими племенами, используя сарматов и меотов в военных действиях против прославленных римских легионов.  

Информация о работе Меоты - древние предки адыгов