Энеолит Палестины. Гассульская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы: исследовать историю научных разработок гассальской культуры в Палестине, определить ее основные особенности и выявить значение в рамках библейской археологии как элемента общей библейско-богословской и исторической культуры.

Содержание

Введение 3
Глава I. История исследования гассульской культуры и
территория ее распространения
Глава II. Искусство гассульской культуры,
ее объекты почитания и предметы культа

6
9
Глава III. Захоронения энеолитического периода в Палестине
Глава IV. Формирование гассульской культуры,
значение гассульского феномена в древнейшей истории Палестины
13
15
Заключение 17
Список использованной литературы и источников 19

Работа содержит 1 файл

Курсовая по археологии.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и науки РФ 
Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
Тульский государственный университет 
Кафедра теологии
 
 
 
 
 
 

    Контрольно-курсовая работа по дисциплине

    «Церковная археология» на тему:

    «Энеолит Палестины. Гассульская культура» 
 
 
 
 

                           Выполнил: студент гр. 831061 Гришин Р.С.

                            Научный руководитель: канд. ист. наук, доц. Ключарева А.В. 
 
 
 
 
 
 

                 Тула 2010

    Содержание 

Введение  3
Глава I. История исследования гассульской культуры и

территория  ее распространения

Глава II. Искусство гассульской культуры,

ее объекты  почитания и предметы культа

 
6 

9

Глава III. Захоронения энеолитического периода в Палестине

Глава IV. Формирование гассульской культуры,

значение гассульского феномена в древнейшей истории Палестины

13 

15

Заключение  17
Список  использованной литературы и источников 19
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Познание  свойств металлов и начало их использования, подобно развитию производящих форм хозяйства, стали переломным моментом в истории человечества и повлекли за собой неисчислимые и самые многообразные изменения в экономике, социальных характеристиках человеческих коллективов, их культуре, системе связей, торговле, размещении, соотношении различных регионов. И, естественно, первым был использован наиболее доступный и легкоплавкий металл - медь.

    О подлинном переходе к эре металлов можно говорить лишь с появлением крупных металлических орудий, обусловленным  регулярным использованием определенных источников металла и выработкой необходимой технологии. При этом закономерно повысилась роль регионов, обладавших подобными источниками (Юго-Восточная Турция, Центральный Иран и др.). К ним должна быть отнесена и Палестина: у южных ее пределов, в Тимне на Синайском полуострове, располагалось большое медное рудопроявление, эксплуатация которого началась еще в V тыс. до Р. X. Выяснены два периода наибольшей активности добычи руды. Первый относится к рубежу V и IV тыс. до Р. X., второй - к третьей четверти II тыс. до Р. X.

    Для первого периода становления  металлургии характерно сочетание  ее с каменной индустрией: камень был  доступнее и дешевле металла  и еще многие столетия сохранял значение основного материала для целого ряда видов орудий и прочих изделий. В силу этого сам период, который входит в рамки нашего исследования, получил наименование энеолита или халколита - "медно-каменного века". Длительность его развития в Палестине близка к тысячелетию - с 4300 до 3300 г. до Р. X.

    Первым  памятником, позволившим говорить об энеолите Палестины, явились остатки поселения Телейлат-Гхассул в юго-восточной части долины Иордана. Они занимали значительную площадь - 777x434 м и образовали три всхолмления высотой около 2 м. Первые раскопки, проведенные Папским библейским институтом между 1929 и 1938 гг., затронули верхний слой памятника и соответственно позднюю стадию развития энеолита. Но результаты их были весьма значительны и позволили положить начало выделению глубоко своеобразной гхассульской культуры, которая и стала объектом нашего исследования.

    Предметом исследования являются археологические  достижения по вопросу гассальской  культуры эпохи энеолита, их история, содержание и значение.

    Цель  нашей работы: исследовать историю  научных разработок гассальской  культуры в Палестине, определить ее основные особенности и выявить значение в рамках библейской археологии как элемента общей библейско-богословской и исторической культуры.

    Для выполнения этой цели необходимо разрешить  следующие исследовательские задачи:

  1. Изучить историю гассульской культуры, в том числе историю ее исследования, определить ареал ее распространения.
  2. Отразить объекты почитания и предметы культа рассматриваемой культуры, а также дать информацию о ее искусстве и памятниках
  3. Отдельным пунктом выделяется вопрос о захоронениях энеолитического периода в Палестине
  4. В заключительной части работы мы проанализируем формирование гассульской культуры, а также определим значение гассульского феномена в древнейшей истории Палестины.

    Мы  можем констатировать, что степень  научной разработанности достаточно велика и должны отметить, что опубликованные труды археологов, в том числе церковных, и историков по рассматриваемой нами теме  дают возможность для ее всестороннего изучения и анализа.

    В качестве теоретико-методологической основы исследования нами были использованы следующие источники и литература: 

    Николай Яковлевич Мерперт «Очерки археологии библейских стран». Труд посвящен основным результатам археологических исследований в Палестине и смежных ей областях. Последовательно рассматривается история этих исследований, их главные достижения и соотношение с письменными источниками, прежде всего со Священным Писанием.

    Борис Александрович Тураев «История Древнего Востока». Книга является подробным  курсом по истории Древнего Востока и охватывает материалы древних обществ Египта, Вавилонии, Ассирии, Палестины, Сирии, Малой Азиии и Ирана. Книга снабжена большим количеством переводов с оригиналов различных литературных памятников и письменных документов социально-экономического характера, что дало нам ценный материал для изучения различных сторон жизни древневосточных обществ.

    Анатолий  Иванович Мартынов  «Археология». В  этой работе сделан основной упор на древнее  искусство и различные технологические, этнические, социальные, культурологические реконструкции, сделанные на основании археологических материалов.

    Использованные  нами источники и литература дают возможность для раскрытия заявленной нами темы курсовой работы, выполнения поставленной цели и исследовательских  задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    История исследования гассульской культуры и

    территория  ее распространения 

    Итак, как уже было отмечено, после выделения  исследований гассульской культуры в научную разработку к середине XX века, последовали новые открытия. В ходе новых исследований в 1966 и 1976-1977 гг. культурный слой поселения Телейлат-Гхассул был вскрыт до его основания. Внутри него было выделено 10 фаз. Из них нижняя - десятая - принадлежала еще неолиту и была близка керамическому неолиту Иерихона. Все прочие фазы были уже энеолитическими. Возможно, они были генетически связаны с указанным этапом неолита, но достигли неизмеримо более высокого развития, выразившегося в формировании чрезвычайно яркой культуры, a правильнее сказать - ряда родственных культур со специфическими поселенческими системами, планировкой поселков, экономикой, социальной структурой и духовной жизнью.

    Гхассульский  феномен охватывает весьма значительный ареал. Плотность заселения его  резко возросла по сравнению с  предшествующим периодом. Вместе с  тем само распределение поселков по различным районам Палестины обладает определенной спецификой. При очень значительной их плотности группы поселений концентрируются по сторонам вади (сезонных, пересыхающих русел) - Беэр-Шевы, Герара и пр. - в периферийных районах, благоприятных не столько для земледелия, сколько для скотоводства. В Иудейской пустыне последнее приняло полукочевые формы. Свыше 20 поселений исследованы в ограниченном базальтовом районе Голанских высот. Нет обычного тяготения к оптимальной средиземноморской климатической зоне - это отличает энеолитическую поселенческую систему как от предшествующей, так и от последующей.

    Поселения разновелики, наряду с крупными найдены  многочисленные маленькие хуторки  и стоянки. Последние также могли  быть связаны со скотоводческим хозяйством. Но в ряде районов продолжало развиваться и земледелие. К известным ранее возделываемым культурам в энеолите добавляются такие важные, как оливки и финики.

    Цепь  поселений располагалась в традиционной долине Иордана. Телейлат-Гхассул завершает  ее с юго-востока, отдельные исследователи видят в нем наиболее стабильно заселенный и значительный пункт этого ареала - возможно, его экономический и административный центр. В целом наличие крупных центральных и системы подчиненных им меньших по размеру поселений внутри конкретной округи считается характерной чертой социальной структуры заселения Палестины того периода. Здесь можно говорить о заметном совершенствовании социальной организации, о выделении племенных вождей, о возникновении иерархии поселений и в то же время об объединении их во внутренне сплоченные группы.

    Расположение  многих энеолитических поселений в  полузасушливых ныне районах обусловлено  определенными отличиями климатических  условий V-IV тыс. до Р. X. от современных. Интенсивность осадков и соответственно влажность были несколько выше, что делало возможной земледельческую практику в указанных районах, расположенных на юге Палестины и примыкающих к полупустынным областям (Беэр-Шева). В центральных же и северных районах условия значительно более благоприятствовали земледелию, достигшему там высокого развития. Число культивированных растений существенно возросло по сравнению с предшествующим периодом. Остатки пищи, найденные в ряде местонахождений), свидетельствуют о выращивании пшеницы, ячменя, оливок, фиников, чеснока, лука, граната, чечевицы, орехов и употреблении желудей. Льняные изделия указывают на культивацию льна и развитие технологии изготовления льняных тканей. Земледельческие продукты широко распространялись путем активной торговли, охватившей все основные районы Палестины. Но не меньшее значение имело и скотоводство. Стадо энеолитического периода включало уже все основные виды домашних животных (кроме лошади): овец, коз, коров, свиней. При этом в разных районах скотоводство принимало как придомные, так и полукочевые формы. Последние предопределяли подвижность определенных групп, особенно в засушливые годы. Это придавало специфический характер соотношению различных групп населения и всему ходу истории Палестины в рассматриваемый период. Одним из проявлений этой специфики явился замедленный темп развития поселений.

    На  единичных крупных поселениях засвидетельствовано  наличие правильной застройки, подчиненной  определенному плану. К таким  поселениям относятся сам Телейлат-Гхассул, Шикмим и др. Они не укреплены и плотно застроены группами домов, расположенных вдоль своеобразных улиц. Особенно выразителен план поселения Аль-эль-Харири на Голанских высотах, где длинные прямоугольные дома примыкали один к другому торцовыми сторонами, образуя несколько разделенных свободными участками линий. Последние рассматриваются исследователями этого памятника как серии домов разросшихся родственных семей. Дома имеют прочные каменные основания, стены из лепных сырцовых кирпичей, земляных блоков, а на Голанских высотах - из базальтовых плит. Один из таких базальтовых домов достигал размеров 6x5 м, пол его также был вымощен камнем.

    Формы жилых построек специфичны. Это так  называемые широкие дома вытянутой  прямоугольной формы размерами  в среднем 3,5x12 м (но есть и заметно большие) с входом в центре одной из длинных сторон. К торцовым же сторонам пристраивались вспомогательные помещения. Вдоль противоположной входу стены часто располагались скамьи. К домам примыкали большие дворы, служившие загонами для скота. В них же находились ямы-зернохранилища. 
 
 
 
 
 
 

    Искусство гассульской культуры,

    ее  объекты почитания  и предметы культа 

    В торцовых стенах многих основных помещений - особенно на Голанских высотах  – археологами были обнаружены специальные  ниши, в которые помещались предметы поклонения - священные камни, представляющие собой не только геометрические формы, как в предшествующую эпоху, но и оформляющиеся и в виде человеческих голов, иногда с углублениями для жертвоприношений в верхней части. Моделированные лица носят индивидуальный характер. Некоторые имеют бородку, другие - рога. предполагается, что они являлись изображениями персонифицированных божеств плодородия. В Телейлат-Гхассуле на внутренней стороне стен ряда домов позднего этапа развития культуры открыты замечательные фрески, выполненные красной, черной, серой и белой красками и свидетельствующие об особом значении этого поселения во всей системе гхассульских памятников Палестины. Одна из фресок отличается особой сложностью композиции. На двух фресках представлены церемониальные процессии поклоняющихся сидящим на возвышении божествам. На других стенах - большая птица, коленопреклоненный леопард и различные монстры. Манера этих изображений абсолютно оригинальна. Аналогов им нет ни в одновременных, ни в предшествующих культурах Древнего Востока.

Информация о работе Энеолит Палестины. Гассульская культура