CША в XX веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:19, контрольная работа

Описание работы

XX век положил начало эпохе Новейшего времени, ставшей одной из наиболее противоречивых в истории человечества. С одной стороны, для большинства народов мира этот век явился переломным этапом в их развитии. Многие регионы были охвачены социальными и национально-освободительными революциями, в результате распада колониальных империй возникли новые государства, шел трудный процесс смены социального и государственно-правового строя.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Эволюция государства и права в новейшее время……………………….3
Президентская власть и Конгресс. Расширение законодательной деятельности федерального органа власти – Конгресса США……….…5
Централизация федеральной власти……………………………………….8
Деятельность государства по поддержанию политической и экономической стабильности. «Новый курс» Рузвельта. Ревизия «нового курса». Режим «маккартизма»……………………………………………...11
Деятельность правоохранительных органов……………………………..15
Заключение…………………………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

Содержание (Автосохраненный).docx

— 57.65 Кб (Скачать)

  Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………2

  1. Эволюция государства и права в новейшее время……………………….3
  2. Президентская власть и Конгресс. Расширение законодательной деятельности федерального органа власти – Конгресса США……….…5
  3. Централизация федеральной власти……………………………………….8
  4. Деятельность государства по поддержанию политической и экономической стабильности. «Новый курс» Рузвельта. Ревизия «нового курса». Режим «маккартизма»……………………………………………...11
  5. Деятельность правоохранительных органов……………………………..15

Заключение…………………………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение;

XX век положил начало  эпохе Новейшего времени, ставшей одной из наиболее противоречивых в истории человечества. С одной стороны, для большинства народов мира этот век явился переломным этапом в их развитии. Многие регионы были охвачены социальными и национально-освободительными революциями, в результате распада колониальных империй возникли новые государства, шел трудный процесс смены социального и  государственно-правового  строя. 
С другой стороны это был век, отмеченный гражданскими и двумя мировыми войнами, впервые охватившими большую часть населения земного шара и, что наиболее трагично, унесшими миллионы жизней.1 
 Между многими народами сохранялась отчужденность самого различного порядка (идеологического, религиозного, национального) в значительной мере обусловленная неравномерностью их исторического и социально-экономического развития. Создавались военные блоки, дестабилизирующие международные отношения. Острые противоречия между ними характеризуют взаимоотношения между странами экономически развитыми и бывшими колониальными и зависимыми.

Вместе с этим, несмотря на глубокую противоречивость, мир становился все более взаимосвязанным. Его реалии побуждали суверенные государства к созданию международных организаций, призванных осуществлять сотрудничество между народами при решении экономических, социальных, гуманитарных и иных  проблем.2 Общепризнанными являются авторитет и значение таких международных организаций, как ООН, Европейский Союз, ВТО, АСЕАН, НАТО и др.  
 В рассматриваемое время и на региональном уровне началось сближение стран приблизительно одинаковой экономико-политической ступени  развития.  
 Выделяют несколько основных направлений государственно-правового развития: эволюцию государств «либеральной демократии», временное установление авторитарных режимов (фашистский «национал-социалистический» режим в Германии), возникновение социалистической государственности, существенно отличавшейся как от «либеральной демократии», так и от фашизма.3 В большей степени познается зависимость развития демократии от уровня политической и правовой культуры самих людей в данном обществе, знания ими своих прав и обязанностей перед обществом. Именно с этих позиций необходимо оценивать историю государственности XX в., именно это позволит увидеть, какой исторический опыт является полезным и позитивно причиняется к развитию государства, а какой стоит просто оставить в прошлом. В рассмотрении этого и заключается задача. 

 

  1. Эволюция государства  и права США в новейшее время.

 

(Особенности государственного развития США)

Благодаря чрезвычайно  благоприятным природным, демографическим, внешнеполитическим условиям, к концу XX века США становятся крупнейшей мировой державой, имеющей собственную колониальную империю. Они выходят на первое место в мире по основным экономическим показателям. Население страны увеличилось в большей степени за счет образованных, готовых к работе эмигрантов, прежние отечества которых тратили свои средства на их образование, лечение и воспитание.4 Мировые войны, в которых участвовала страна, стали причиной усиления ее экономического и военного развития, т.к. боевые действия фактически не затронули ее территории, а уже после  Первой мировой войны Америка стала кредитором для государств, нуждающихся в финансовой поддержке.5

За это время американская экономика перенесла важные структурно-социальные преобразования. Еще в конце XIX в. верховенство в американской экономике перешло к крупнейшим финансово-промышленным корпорациям, присваивавшим большую часть национального дохода, что все же не сдерживало развития мелких и средних промышленных, сельскохозяйственных и торговых предприятий. Интенсификация труда в середине 50-х годов позволила правящему классу пойти на уступки трудящимся в их борьбе за свои социально-экономические и политические права, хотя расовая дискриминация все же присутствовала.6

Стремительно развивался рынок. Товары американского производства так же устремились на внешние рыки и уже перед первой мировой войной экспорт превышал импорт.

Все это повлияло на развитие американской государственности, которая  воплощала почти все наиболее характерные черты эволюции современных  либерально-демократических государств. Что немаловажно все происходившие  события и предпринятые действия опирались на положениях конституции 1787 г. и не изменяли ее структурных основ.

 

(эволюция конституционного права)

На протяжении всего  XXв. Деятельность всех государственных институтов определялась Конституцией 1787г. Обновления были незначительными и в большинстве случаев определялись случайными обстоятельствами.7 Такого рода стабильность была предопределена качествами самой Конституции, а так же «сложившимся в стране подходом, что любые проблемы можно решить в рамках закона или в крайнем случае на ряду с ним».8 Ряд конституционных поправок был установлен для коррекции порядка избрания президента.(22-я поправка указывает количество возможных каденций президента, 22-я уточнение порядка и времени вступления в должность, 25-я разрешила президенту назначать вице-президента).

19-я поправка к Конституции  вводила существенные изменения  в избирательном праве. На ее  основании женщинам предоставлялись  те же избирательные права,  что и мужчинам, хотя некоторые ограничения, касающиеся всего населения, все же оставались: возраст, оседлость, необходимость уплаты избирательного налога- ( которую ликвидировала 24-я поправка).

В первой четверти XXв. Была утверждена привязанность избирательных прав к институту гражданства.

Избирательная система  и порядок выборов в основном остались прежними.17-я поправка ввела  прямые выборы сенаторов населением штатов вместо прежним местным законодательным собранием.9 Избирательные округа стали равными по численности населения.

 

  1. Президентская власть и  Конгресс.

 

Взаимоотношения основных государственных властей на протяжении XX века складывались несколько иначе, чем это было предписано нормами Конституции. Политическая жизнь страны характеризовалась соперничеством президентской власти и представительного органа – Конгресса за доминирование в решении государственных дел, тем более что президент не всегда мог опираться на большинство своей партии в палатах Конгресса. (В истории США наблюдалось всего несколько таких случаев, когда президентская партия располагала значительным большинством в Палате представителей и Сенате одновременно.)

На протяжении XX в., особенно в силу разного рода ситуативных и военных обстоятельств, положение президента в государстве и его полномочия выросли, соответственно сократив возможности влияния Конгресса на многие важные стороны государственной политики.10 Фактический статус президента стал выше конституционного «имперская президентская власть». Одним из основных источников роста значения президентской власти стали его внешнеполитические полномочия, особо значимые в ходе войн, которых постоянным участником были США на протяжении всего века. В связи с участием в войне за президентом были закреплены и чрезвычайные   полномочия, которые позволяли практически неограниченно контролировать развитие стратегически важных отраслей экономики (н.п. экспорт, как государственных учреждений, так и частных лиц). Президент имел право не информировать Конгресс о предпринятых действиях, включая право отстранения должностных лиц, что было признано Верховным конституционным судом в 1974г.

Особенно важным стало  установившееся с 1921 г. преимущество исполнительной власти в вопросах формирования и  исполнения бюджета: активная бюджетная  инициатива могла исходить только от президента. Палата представителей могла лишь согласиться с этим или отказать.

Президентская власть увеличила  также свое прямое законодательное значение. Хоть в 1920-1930-х гг. уменьшилось количество вето президента на постановления и законы Конгресса, то в компенсацию этого была сформирована собственная система нормативных актов президента, которые он мог издавать и которые практически приобрели значение наравне с законами Конгресса.

 Чрезмерные полномочия Президента привели к противодействию Конгресса, которое сумело частично возвратить президентскую власть в конституционные пределы. Таким образом, с 1974 по 1975 г. государственно- политической жизнью США руководил Конгресс.

В1973 г. Конгрессом была создана  резолюция, которая ограничивала право  Президента начинать войну. Любые его  действия, связанные с этим моментом, должны были быть согласованны с Конгрессом.

Для ограничения неподдающейся контролю президентской деятельности Конгресс ввел в практику оговорки о своем праве законодательного вето на решения исполнительной власти по конкретным его полномочиям, и хоть практика эта была признана Верховным судом неконституционной, то в этот период она стала «действенным орудием сокращения влияния президентской власти»11.

Во второй половине XX в. Конгресс увеличил число специальных расследований деятельности администрации по самым разным ее сторонам, включая действия военных, спецслужб и разведывательных органов. Эти расследования также стали орудием обеспечения контроля над исполнительной властью и возвращения государственного преобладания к Конгрессу. В 1977 г. были ограничены полномочия президента по реорганизации правительственного аппарата.12

Деятельность Конгресса в принципе осталась такой же, как в конце XIX в. С 1912 г. число депутатов в Палате представителей стало постоянным – 435, а Сенат достиг численности в 100 сенаторов. Преобладающей формой деятельности Конгресса оставалась работа разного рода комитетов палат. Стабилизировались так же их виды и количество.  За некоторыми даже были закреплены самостоятельные полномочия и выдан особый статус. Новшеством стало образование в структуре Конгресса партийных комитетов, которых главной задачей была организация деятельности депутатов своих партий.

Количество постоянных комитетов (в них проходила основная работа по подготовке законодательства и координации действий с исполнительной властью) с середины XX в. оставалось практически неизменным. Акт о легислатуре (1946) закрепил существование 20, затем 22 постоянных комитетов для Палаты представителей и 16 – для Сената.

Участие конгрессменов в разных сторонах государственной деятельности привело к образованию подкомитетов (к 1974 г. в Палате представителей их насчитывалось 133, в Сенате – 147). Именно подкомитеты вышли на первый план в разного рода расследованиях Конгресса и в общем контроле за деятельностью администрации, вплоть до контроля назначения кадров.13

Одним из самых важных моментов деятельности Конгресса стало возрастание контроля над финансовой независимостью конгрессменов: были введены ограничения на коммерческую деятельность. 27-я поправка к Конституции (1992) установила, что решения конгрессменов об увеличении своего вознаграждения вступают в силу только со следующего созыва Конгресса.14

 

  1. Централизация федеральной власти.

 

Особенности мировой практики построения федеративных государств показывают, что государственное устройство каждого из них основано, прежде всего, на двух факторах: с одной  стороны, федеративное государство  представляет собой единое, целостное  государственное образование, несмотря на то, что состоит из отдельных  самостоятельных государственных  образований. С другой - федеративное устройство следует рассматривать  как сложную систему, для жизнеспособности которой принципиальное значение имеют степень взаимосвязи федеральных единиц между собой и недопустимость возвышения интересов одной из них над общегосударственными.

Конституция 1787 г. преобразовала Соединенные Штаты из конфедерации в федерацию и до сих пор является правовой основой американского федерализма. Федерация была образована с целью усиления государственной власти путем ее централизации, а так же для «обеспечения внутреннего спокойствия». После долгих обсуждений создатели конституции пришли к мнению, что высшая исполнительная власть должна быть единой, то есть сосредоточиться в руках одного должностного лица. Таким образом, в построении федеральной исполнительной власти США изначально установился принцип единоначалия.15 Согласно Конституции глава федеральной исполнительной власти стал именоваться Президентом Соединенных Штатов Америки. Он занимает свою должность в течение четырехлетнего срока вместе с вице-президентом, выбираемым на тот же срок.

Президент контролирует исполнительную власть, введение в жизнь законодательных актов, заключает договоры и исполнительные соглашения, устанавливает дипломатические отношения, осуществляет контроль над общенациональной организацией своей партии и системой патронажа. Может воздействовать также на партийные организации в штатах и на местах, возглавляет армию и флот США, производит назначения в офицерском корпусе, принимает решения о начале боевых действий и пользуется широкими полномочиями в период войны. В сфере законодательства президент выступает с инициативами в виде запросов и рекомендаций конгрессу, налагает вето на неугодные ему законопроекты, обладает правом созыва специальных сессий одной или обеих палат конгресса.16

Информация о работе CША в XX веке