Александр 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 07:44, контрольная работа

Описание работы

Цель моей работы состоит в том, чтобы оценить Александра 1 как политического деятеля. Поэтому я должна в данной работе:

1. Выяснить, какие факторы влияли на формирование личности Александра l.

2. Оценить преобразовательный опыт первых лет правления.

3. Рассмотреть причины, которые способствовали изменениям в политике во второй период царствования Александра 1 и саму внутриполитическую деятельность.

4. Выяснить, в чем состояла заслуга и в чем причины неудач Александра l.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3


Формирование личности Александра 1……………………………………5


Первый этап реформ………………………………………………………...9


Второй этап реформ………………………………………………………..14


Последние реформы императора Александра 1…………………………24


Краткие выводы……………………………………………………………27


Список использованной литературы……………………………………..29

Работа содержит 5 файлов

Александр 1.rtf

— 172.83 Кб (Открыть, Скачать)

Введение история.rtf

— 86.71 Кб (Скачать)

          

                  Введение 

       Каждый народ вправе гордиться своей историей. Но история русского народа - неповторимая, особенная, самобытная. Ее тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, приумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей. Поэтому мы с благодарностью должны помнить о делах дней минувших, изучать и знать историю своего Отечества и своего народа.

     Тридцать одно поколение создавало русскую историю; с 862 года - года образования Русского государства, до 1917 года - года крушения Российской империи. Каждое из этих поколений внесло свой вклад в общее дело.

     Были у России и взлеты, и падения. Порой наступали критические периоды, грозящие исчезновением нашего государства. Но нет, страна боролась, выживала и крепла!

     Последние ЗОО лет русской дореволюционной истории связывают с Романовыми. Оно так и есть, хотя развитие общества шло по своим законам. За этот период Россия минула феодализм и вступила на капиталистический путь развития, который в 1917г. был прерван революцией.

           Но наивысший подъем Российского государства приходится на первую четверть 19 века. Это связано с исторической победой русского народа в Отечественной войне 1812 года. Все страны Европы приветствовали победительницу.  
 
 

России не было равных по силе в эту эпоху. Именно в данный период нашей истории царствовал Александр 1.

     Александр 1 - одна из самых загадочных фигур в русской истории. Вероятно, ни о ком из государей не высказывали столько противоречивых суждений соотечественники и иностранцы, современники и нынешние исследователи, - для многих он так и остался «неразгаданным Сфинксом». Научной биографии этого самодержца нет в исторической литературе советского периода, ему посвящено лишь несколько брошюр. За рубежом личность и правление Александра 1, неразрывно связанные с важнейшими событиями истории Европы первой четверти ХIХ века, вызывают все возрастающий интерес, и зарубежными авторами написано о нем несколько работ. В ходе подготовки работы я пользовалась материалами трудов Карамзина Н.М., Ключевского В.О., Соловьёва С.М., Витте С. Ю., из зарубежных - Труайя А., который признан на Западе знатоком русской литературы и истории.

       Цель моей работы состоит в том, чтобы оценить Александра 1 как политического деятеля. Поэтому я  должна в данной работе:

1. Выяснить, какие факторы влияли на формирование личности Александра l.

2. Оценить преобразовательный опыт первых лет правления.

3. Рассмотреть причины, которые способствовали изменениям в политике во второй период царствования Александра 1 и саму внутриполитическую деятельность.

4. Выяснить, в чем состояла заслуга и в чем причины неудач Александра l.    
 

              

        

       1. Первый  период правления    Александра 1   (1801-1805 гг.)

           1. 1 Формирование личности Александра 1    

Александр родился в Санкт-Петербурге 12 декабря 1777 г. Наследник престола оказался в ужасной атмосфере сложных родственных отношений, которая сложилась между императрицей-бабушкой Екатериной II и опальными родителями, жившими в солдатско-прусской обстановке Гатчинского двора. Нянькой Александра была Прасковья Гесслер, англичанка. Главным воспитателем внука Екатерина II назначила генерала Н, И. Салтыкова, дворцового угодника и льстеца, который был своеобразным буфером между петербургским и гатчинским дворами. В 1784 г. к Александру был приставлен швейцарец Фридрих Цезарь Лагарп, республиканец по взглядам, носитель отвлеченных идей XVIII в. Наставником христианского закона, как тогда выражались, был приставлен А. А. Самборский, женатый на англичанке, всегда напыщенный и щеголеватый. О воспитании Александра можно сказать одно: всему он учился сам, ибо такие учителя его научить ничему не могли.

        10 мая 1793 г. 15-летний Александр был объявлен женихом. В невесты ему избрали 14-летнюю Луизу Марию Августу Баден-Баденскую Дурлах (Елизавету Алексеевну). 26 сентября

1793 г. состоялась свадьба Александра и Елизаветы. Вскоре

брачный угар у мальчика-мужа прошел, и он совершенно забыл

о жене.

        Из Гатчины Александр вынес увлечение фронтовыми учениями, военной вьправкой, муштрой, военными парадами. Это было его единственное увлечение в жизни, которому он никогда не изменял и которое он передал своему преемнику. С 7 ноября 1796 г. вахт-парад, или развод, по словам историков, приобрел значение важного государственного дела и стал на многие годы непременным ежедневным занятием русских императоров.

        В 1796 г., незадолго перед смертью, Екатернла II объяснила Александру всю необходимость лишить престола Павла, его отца, Александр письмом выразил свою глубокую признательность Екатерине II за дарованные ему милости, то есть выразил, по сути дела, свое согласие на устранение Павла от престола.

        Александр стал цесаревичем на 19-м году жизни. Сравнительно недолгая, но бурная жизнь среди близких родных - бабушки Екатерины II и отца Павла 1 - научила Александра многому. Он познал коварство, подлость, подкуп, измену, лесть - то, что так пагубно сказывается в формирующейся личности. Спустя немного времени цесаревич Александр очутился при Павле в роли цесаревича Павла при Екатерине. Павел открыто стал приближать к себе принца Евгения Вюртембергского, племянника императрицы Марии Федоровы, и доверил барону И. И. Дибичу свое намерение усыновить этого принца, а сыну Александру напомнил историю царя Петра 1 и царевича Алексея

Петровича. Этой беседой Павел открыто разрывал с сыном. поэтому Александр, зная о готовящемся государственном перевороте, целью которого было устранение Павла, ничего не предпринимал. Более того, заговорщики посвятили Александра в свои планы, но так как он не желал смерти отца, участники заговора дали ему клятву сохранить жизнь Павла. Убийство отца произвело на Александра потрясающее и угнетающее впечатление и осталось навсегда тяжелым грузом на его совести.

        Александр вступил на престол с запасом возвышенных и доброжелательных стремлений, которые должны были водворять свободу и благоденствие в управляемом народе, но не давал отчета, как это сделать. Эта свобода и благоденствие, так ему казалось, должны были водвориться сразу, сами собой, без труда и препятствий, каким-то волшебным «вдруг».

        Разумеется, при первом же опыте встретились препятствия; не привыкнув одолевать затруднений, великий князь начинал досадовать на людей и на жизнь, приходил в уныние. Непривычка к труду и борьбе развила в нем наклонность преждевременно опускать руки, слишком скоро утомляться; едва начав дело, великий князь уже тяготился им; уставал раньше, чем принимался за работу.Такие недостатки, вынесенные из воспитания, всего сильнее отразились на первоначальной преобразовательной программе. 
 

                       1.2   Реформаторская деятельность Александра 1 

Две основные задачи составляли содержание внутренней политики России с начала XIX столетия: это уравнение сословий перед законом и введение их в совместную дружную государственную деятельность. Это были основные задачи эпохи, но они осложнялясь другими стремлениями, которые бьuш необходимой подготовкой к их разрешению либо неизбежно вьпекали из их разрешения. Уравнение сословий перед законом, естественно, изменяло самые основания законодательства; таким образом, возникала потребность в кодификации с целью привести в согласие различные узаконения, прежние и новые. 
 

Далее, перестройка государственного порядка на правовых уравнительных началах требовала подъема образовательного уровня народа, а между тем осторожное, частичное ведение этой перестройки вызывало двойное недовольство в обществе: одни были недовольны тем, что разрушается старое; другие были недовольны тем, что слишком медленно вводится новое. Отсюда представлялась правительству необходимость руководить общественным мнением, сдерживать его справа и слева, нанравлять, воспитывать умы. 

Наконец, ряд войн и внутренних реформ, изменяя вместе с внешиим, международным положением государства

действие жалованных грамот дворянству и городам. Были возвращены на службу все исключенные без суда чиновники и офицеры (число которых превышало 10 тыс.). Были освобождены из тюрем и возвращены из ссылок все арестованные и сосланные «тайной экспедицией», и сама тайная экспедиция была упразднена, ибо, как гасил царский указ, ((В благоустроенном государстве все преступления должны быть объемлемы, судямы и наказуемы общею силою закона». Было запрещено - ((под страхом неминуемого и строгого наказания» -применение пытки («чтобы наконец самое название пьпки, стыд и укоризну человечеству Приносящее, изглажено было навсегда из памяти народной»). Разрешено было открыть частные Типографии; было отменено запрещение ввоза иностранных книг из-за границы и разрешен свободный выезд русских поддаяных за границу. 

 В указах, как и в частных беседах, император выражал основное Правило, которым он будет руководиться; на место личного Произвола деятельно водворять строгую законность. император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок; этот недостаток он называл (<произволом нашего правлению>. 

Для устранения этого недостатка он указывал на необходимость

коревдых, т. е. основных, законов, которых почти еще не было в России. 

В таком направлении велись преобразовательяые опыты первых лет. С первых дней нового царствовавия императора окружили люди, которых он призвал помогать ему в преобразовате~нь~ работах. То были люди, воспитанные в самых передовых идеях XVIII в. и хорошо знакомые с государственными порядками Запада; они принадлежали к поколению, непосредственно следовавшему за дельцами екатерининского времени. То были граф Кочубей, племявлик екатерининского дельца Безбородка Новосильцев, граф Строгаяов, родственник Новосильцева, и поляк князь Адам Чарторыйский. 

Эти люди составили интимньтй кружок, неофициальный комитет. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформеаного здания управления Империей» - так выражена была эта задача в одной записи. Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить <уложевием установленным на основании истинного наро,zщого духаф. Начали с центрального управления. 

    Екатерина оставила незавершенкым здание центрального управления; создав сложный и стройный порядок местной администрации и суда, она не дала правильных центральных учреждений с точно распределевдь~и ведомствами. Внук продолжал работу бабкв, но выведенная им вершина

правом Могли воспользоваться купцы, мещане, казенкые

крестьяне. Закон 12 декабря разрушил вековую

землевладельческую монополию дворядства, которое одно дотоле пользовалось правом приобретать землю в личную собственность. 

Ободревные этим первым начиналием, некоторые

свободомыслящие помещики возымели желание, вступая

в соглашение со своими крепостиыми крестьянами, освобождать

их на волю целыми селениями. Доселе не существовало закона

о таком массовом освобождении крестьян. 

Сын екатерянянского фельдмаршала граф Сергей Румощев задумал отпустить на волю 199 душ своих крестьян с землей по добровольному cornanienrno с ними, но при этом он представил правительству проект общего закона о сделках помещиков с крепостными крестьянами. Правительство приняло этот проект, и 20 февраля 1803 г. издан был указ о свободных хлебопацхцах: помещики могли вступать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их непременно с землей целыми селениями или отдельными семьями. Эти освобожденные крестьяне, не задисываясь в другие состояния, образовали особый класс ((свободных хлебопаiыцев». 

Закон 20 февраля был первым решительным выражением правительственного намерения отменить крепостное право, 

Серьезные меры для улучuгения положения крепосiиьтх крестьян были предприняты в эти годы лишь в Прибалтийском крае. <Положениями», издаквыми для крестьян Jlифлявдской иЭстляядской губервий в 1804 и 1805 гг., запрещалась продажа крестьян без земли, крестьянам предоставлялись гражданские права, вводились крестьявское самоуправление и крестьянские суды; крестьяне стаповилвсь наследствендыми владельцами своих участков, размеры их повиявостей и алатежей в пользу господ должны были определяться особыми комиссиями. 

История.rtf

— 228.71 Кб (Открыть, Скачать)

содержание.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

Список использованной литературы.doc

— 22.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Александр 1