Аграрная реформа П.А. Столыпина

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:09, реферат

Описание работы

Цель данной работы ответить на вопрос могла ли аграрная реформа П.А. Столыпина не допустить революцию 1917 года.
Для ответа на этот вопрос нам необходимо изучить:
1. Социально-экономическую и политическую обстановку в России конца XIX начала ХХ века.
2. Политический портрет реформатора П.А. Столыпина и его личность.
3. Причины возникновения, развития и проведения аграрной реформы.

Работа содержит 1 файл

Введение1.docx

— 54.29 Кб (Скачать)

В апреле 1906 года Столыпин назначен министром внутренних дел в кабинете И.Л. Горемыкина.  Сразу же после выборов между достаточно левой Думой (из 450 депутатов – 170 кадеты, 100 трудовиков и всего 30 умеренных и правых) и реакционным правительством Горемыкина возник конфликт. И Дума, и правительство выдвигали друг к другу требования, которые не могли быть выполнены. Горемыкин просто игнорировал Думу, никогда не показывался на заседаниях и призывал других министров следовать его примеру. Его кабинет не приготовил ни одного серьезного законопроекта для рассмотрения в Думе.

  Основная борьба между Думой и правительством сосредоточилась на аграрном вопросе и проблеме смертной казни. Дума, подогреваемая предвыборными обещаниями и желаниями избирателей, настаивала сначала на принятии амнистии, потом на отмене смертной казни. А за неимением внесенного правительством проекта аграрной реформы, разрабатывала и обсуждала собственные проекты, которые предусматривали насильственное отчуждение земель у помещиков. Окончательным поводом к роспуску стало постановление 4 июля, в котором Государственная Дума заявила, что от принудительного отчуждения частновладельческих земель не отступит, отклоняя все предложения с этим не согласованные. Правительство, в свою очередь, опубликовало сообщение, отвергавшее принцип насильственного отчуждения земли у помещиков с отговоркой – сначала «необходимо придти к бесповоротному убеждению в полной невозможности достигнуть тех же результатов без насильственной ломки существующих правоотношений».

  9 июля 1906 года Первая  Государственная Дума была распущена.  Окончательное решение принимал  император, с участием И.Л.Горемыкина  и П.А.Столыпина.

  После роспуска Думы  был отправлен в отставку и  кабинет Горемыкина. Председателем  Совета Министров с сохранением  поста Министра внутренних дел  был назначен Петр Аркадьевич  Столыпин

В конце августа, прервав отпуск, выехал в Киев на открытие памятника Александру II. По завершении торжеств император и премьер слушали оперу в городском театре. Во время антракта к главе правительства подошел молодой человек и выстрелил Это случилось 1 сентября 1911 года был смертельно ранен в Киевской опере агентом охранного отделения МВД эсером Д.Г. Богровым (сын богатого киевского домовладельца-еврея, уже несколько лет, сотрудничавший с тайной полицией) и 5 сентября 1911 года умер. Расследование его убийства ни к чему не привело. На допросах Богров охотно рассказывал о себе, однако так и не смог дать вразумительный ответ о причинах своего поступка, все время повторяя, что Столыпин был «главным виновником реакции». [6, с.56] 11 сентября 1911., по приговору военного суда Д. Богров был приговорен к смертной казни и повешен. Новым премьером стал В. Коковцов, которого в январе 1914 г. сменил И. Горемыков.

Петр Аркадьевич был похоронен в Киево-Печерской лавре, в 1912 году на могиле был установлен памятник из черного камня, изображающий его выступающим с думской кафедры. На памятнике были высечены известные высказывания премьера («Не запугаете!», «Вам нужны великие потрясения - нам нужна великая Россия»; «Твердо верю, что свет русской национальной идеи не погаснет и скоро озарит всю Россию!»), а на фронтоне - «Петру Аркадьевичу Столыпину - русские люди». [1,с.274]

Император на похоронах не присутствовал. Его отношения с премьером эволюционировали от очень хороших до сложных. Столыпин превосходил императора в решительности и дальновидности, и этим в известном смысле ограничивал самодержавие. Именно он имел наибольшие шансы удержать Россию на краю революционной пропасти и усмирить русский бунт.

Таким образом, карьера Столыпина была стремительна. Благодаря своим личным качествам, волевому характеру в течение трех месяцев он достиг вершины служебной иерархии, завоевав расположение царской семьи и пробудив надежды различных слоев общества. Он служил идее великой России, стремился избежать революционных потрясений, являлся противником военных конфронтаций.

Глава 3

Аграрная реформа  П.А.Столыпина в России:

необходимость, содержание, итоги.

 

После русско-японской войны и революционная анархия, стали рубежом в жизни Николая II. С 1905 г. он всё чаще проводит время с семьёй, не проводит былых роскошных приемов, ведет затворнический образ жизни. Революция рассеяла надежды самодержавия на исконную веру крестьян в «царя-батюшку». Было ясно, что одними репрессиями и мелкими уступками крестьян не успокоить. Правительство стало искать пути предотвращения нового революционного взрыва. Политикой занимается реформированный Совет министров под председательством П. Столыпина (назначен 8 июля 1906 г.), который, выступая в Думе, сказал, обращаясь к левым: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». [6,с.46]   

 Еще занимая пост министра внутренних дел, он энергично взялся за наведения порядка в стране и ввел военно-полевые суды, внедрение агентов в ряды революционных организаций. После революции были сильно урезаны права избирателей окраин империи. («Сначала успокоение, а потом - реформы», - говорил он), которые в 1906 г. приговорили к смертельной казни 1102 человека[5,с.503]

Но П.А. Столыпин более известен как инициатор обширной программы реформ. Он предлагал укрепить основы местного самоуправления в стране, планировал ввести всеобщее начальное обучение. Он также предлагал ввести государственное страхование рабочих. Но главные свои усилия П.А. Столыпин сосредоточил на продолжение реформирования аграрной сферы страны. С  момента отмены крепостного права в 1861 г. проблемы сельского хозяйства были в центре внимания общественности и правительства. Напомню, что после реформы 1861 г. в России были созданы сельские общества. В общине крестьянин не был собственником земли, а следовательно, у него не было стимула улучшать землю, ибо у него не было уверенности и правовой гарантии, что имеющиеся в данном году полосы - участки земельного надела останутся и закрепятся за ним на долго. Поэтому более сильные и зажиточные семьи стремились уйти от власти общины, выделиться из неё, получить собственный надел. Общинное землепользование имело и положительные и отрицательные стороны: община спасала слабых и способствовала уравнению крестьян, но в то же время она тормозила деятельность крепких, инициативных крестьян и препятствовала повышению общего благосостояния деревни.

Крестьяне бедствовали даже в урожайные годы и тем более в неурожайные. Зимой крестьяне целых деревень занимались нищенством как промыслом. Причиной этого являлся временный характер пользования общинным наделом, что создавало непреодолимые препятствия улучшению землепользования, порождало хищническую эксплуатацию земли: «Сегодня этот надел мой, а завтра он может перейти к другому», — рассуждали крестьяне.

В сое время огромную роль в подготовке аграрной реформы сыграл Витте С.Ю.(министр финансов). Он был убежден, что укрепить экономику страны можно через подъем сельского хозяйства. Аграрная реформа, полагал он, может послужить рычагом для подъема экономики империи.

Проводя реформу, Столыпин воспользовался готовыми материалами. Еще 10 января 1906 г. Серге́й Ю́льевич Витте предложил принципиальные основы решения аграрной проблемы: признание надельных земель личной собственностью их владельцев; установление порядка выхода крестьян из обществ в связи с выделением им отдельных участков из общинных земель. Им был подготовлен и проект думской декларации. Но накануне открытия Думы Витте С.Ю. получил отставку. Всё его законотворческое наследие перешло к Горемыкину, а затем – Столыпину П.А. Петр Аркадьевич не стал медлить.

В октябре 1906 г. последовал указ, уравнявший крестьянство в правах со всеми остальными сословиями в отношении государственной и военной службы, поступления в учебные заведения. Крестьянам предоставлялось право свободного получения паспортов и выбора места жительства. Отменялись телесные наказания по приговору волостных крестьянских судов. Если раньше крестьянин мог выйти из общины только при условии выплаты выкупных платежей, то теперь ему предоставлялось право свободно выходить из общины, правда без земли  [9,с.48].Крестьянская реформа началась с указа от 09 ноября 1906 года со скромным названием «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» Формально указ этот уточнял и вводил в действие ст. 165 «Положения о выкупе», разработанного еще авторами крестьянской реформы 1861 года. Фактически только теперь было сделано то, что следовало осуществить 45 лет назад.

 Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началась в Думе 23 октября 1908 года, т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь, после принятия указа 9 ноября Думой он с внесенными поправками поступил на обсуждение Государственного Совета и также был принят, после  очень сложного обсуждения,  по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. Дополнением к нему послужил закон о землеустройстве от 29 мая 1911 г. Согласно 1 статьи закона 14 июня 1910  года  "каждый  домохозяин,  владеющий надельной  землею  на  общинном  праве,  может  во  всякое  время  требовать укрепления за собой  в  личную  собственность  причитающейся  ему  части  назначенной земли"[9,с.46]

Суть закона бы такова, что каждый домохозяин, владевший надельной землей на общинном праве, мог потребовать «укрепления» причитавшейся ему земли в личную собственность. Более того, закон разрешал ему оставить за собой и излишки, превышавшие норму, если он за них заплатит общине, но не по существовавшим на данный день ценам, а по выкупной цене 1861 г., когда эти цены была значительно ниже. В общинах, где не было переделов земли более 24 лет, за излишки платить не надо было вообще. На выход из общины требовалось согласие сельского схода, но, если оно не давалось в течение 30 дней, выдел осуществлялся распоряжением земского начальника. Если по указу 9 ноября каждому крестьянину разрешался выход из общины,  то по закону 1910 г. выход стал обязательным. По требованию выделявшихся община была обязана выделить им взамен чересполосных земель отдельный компактный участок — отруб. Предусматривалось также отселение на хутора. Общины, где не было переделов с момента наделения землей, объявлялись перешедшими к подворному владению. 

Важными инструментами разрушения общины и насаждения мелкой личной собственности были Крестьянский банк и переселение.

12 августа 1906 г. последовал указ о передаче Крестьянскому банку сельскохозяйственных удельных земель (собственность императорской семьи). 27 августа был издан новый указ - о порядке продажи казенных земель, 19 сентября - о порядке продажи крестьянам казенных земель на Алтае (собственность Николая II), а 19 октября того же года последовал указ, разрешавший Крестьянскому банку выдавать крестьянам ссуды под залог надельной земли. Cвой главный земельный фонд банк создавал за счет скупки помещичьих земель, которые он потом дробил и пускал в продажу как отдельным крестьянам, так и разным земельным объединениям. В короткое время Крестьянский банк стал крупнейшим земельным собственником. Помещики охотно продавали ему свои имения, поскольку в задачу банка входило также поддержание высоких цен на дворянские земли. Условия продажи были достаточно жесткими — за просрочку платежей земля у покупщика отбиралась и возвращалась банку для новой продажи. На банковских землях стали появляться крепкие фермерские хозяйства. Объем продаж неуклонно рос до 1911 г., но затем пошел на убыль. Рекордный показатель числа домохозяев был, достигнут в 1908 г. - более 650 тыс. Но уже к 1910 г. число выходов стало снижаться. Причина была в том, что основная часть крестьян неохотно выходила из общины. С целью привлечения на свою сторону крепких хозяев правительство разработало проект закона «О землеустройстве», который был подписан царем в конце мая 1911 г.

 Но в землеустроительном ведомстве решили не заниматься выделами отдельных домохозяев, а разбивать на отруба и хутора надел целой общины, согласие, на что нередко достигалось путем грубого давления. Это привело к массовой фабрикации хуторов и отрубов. Крестьяне сопротивлялись переходу на хутора и отруба из чисто практических соображений. Земледелие зависело от капризов погоды. Получив надел в одном отрубе, крестьянин оказывался во власти природной стихии. Он мог разориться в засушливый год и нажиться в дождливый год. Поэтому только большой отруб мог дать гарантию ежегодного урожая. Столыпинская аграрная реформа была выгодна, прежде всего, зажиточным хозяевам, которые имели деньги, чтобы создать крупное хозяйство. Кулаки могли по дешевой цене скупать земли разорившихся крестьянской бедноты. Бедняки выделялись из общины не для «укрепления» своего хозяйства, а для того, чтобы продав нищенские наделы, уйти в город. По мысли Столыпина, уход бедноты из деревни должен был ослабить социальные противоречия среди крестьян.

Большинство крестьян (бедняки, середняки) продолжало держаться за общину, поскольку выход из нее означал для них окончательное разорение. Но ломка общинных отношений осуществлялась насильственным методами, в угоду кулакам, которым выделялись лучшие земли. Недаром землеустроительные комиссии были прозваны крестьянами «Землеграбительными», а само столыпинское землеустройство – «землерасстройством».

Чтобы уменьшить число недовольных крестьян в центральных губерниях страны, царское правительство стало поощрять переселение крестьян в Сибирь, Дальний Восток, Урал, Казахстан. Составной частью реформы стала переселенческая политика. С  этой

точки зрения Столыпин старался достичь компромисса общественных сил,  чтобы,

с одной стороны, не ущемлять законных прав помещиков на землю, а  с другой  -

обеспечить  землей  наиболее  сознательную  часть   крестьянства-  ,   как предполагалось, опору самодержавия [2,с.224] С этой целью в 1906 г. было реорганизовано Переселенческое управление. В Сибири и на Дальнем Востоке выделялись специальные переселенческие районы, в каждом из которых создавались переселенческие организации, имевшие землеотводные, гидротехнические и дорожные партии, склады сельскохозяйственной техники, агрономические отделы, свои школы и больницы. На Сибирской магистрали были выделены два района (Западный и Восточный) по организации передвижения переселенцев. Для, крестьян, желающих переселиться, правительство установило многочисленные льготы, в том числе освобождение от налогов, воинской повинности, беспроцентные ссуды.

Переселявшиеся в Сибирь крестьяне селились на государственных или кабинетских землях на правах пользования, а не собственности. Поэтому, изыскивая земли для переселенцев, землеустроители исходили не столько из соображений рационального ведения хозяйства, сколько из наличия земельных излишков на освоенных старожилами территориях.

Возникали непредвиденные сложности. Оказалось, что численность переселявшихся и темпы переселения превышали темпы подготовки участков к заселению. Недостаточно было чиновников для этой работы, их квалификация не всегда отвечала требованиям, имели место взяточничество и коррупция. Это приводило к нарушениям порядка заселения: в ряде мест не успевали готовить участки, проводить к ним дороги. Переселенческие пункты еще строились, а переселенцы уже прибыли. Ссуды выдавались не в полном объеме, а частями, порою весьма незначительными. Установленная ссуда в 150 руб. была слишком мала для того, чтобы обзавестись хозяйством и прокормиться в течение двух лет, пока не будет получен первый урожай

Информация о работе Аграрная реформа П.А. Столыпина