20 съезд КПСС – звездный час Н. С. Хрущева

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:31, контрольная работа

Описание работы

Трудности в экономической сфере, идеологизация общественно-политической жизни, усиление международной напряженности - таковы были результаты развития общества в первые послевоенные годы. В этот период еще более окреп режим личной власти И.В. Сталина, ужесточилась командно-административная система. В эти же годы в общественном сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть И.В. Сталина в марте 1953 года облегчила поиски выхода из противоречий, опутавших все сферы общественной жизни.

Содержание

Введение.
Политика дестанализации. Борьба за власть после смерти И.В. Сталина.
20-тый съезд КПСС.
Преобразования в общественно-политической жизни.
Обновление аппарата власти.
Социально-экономические преобразования.
Экономический курс в деревне.
Реформа управления промышленностью.
Социальная сфера.
Внешнеполитический курс.
Международные связи.
Противоречия внешнеполитического курса.
Наука и культура.
Заключение.
Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

КР по отечественной истории.docx

— 63.86 Кб (Скачать)

Социально-экономического преобразования

  Экономический курс в деревне.

    Во второй половине 1953 г. начались кардинальные преобразования в экономике страны. Их характер и направленность свидетельствовали о некотором изменении экономического курса. Перемены касались прежде всего сельскохозяйственного производства, его ускоренного подъема с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности - сырьем. В хозяйственной сфере одной из наиболее значительных реформ стала попытка перехода от отраслевого к территориальному принципу управления промышленностью. Повышение благосостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Для ее разрешения началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на Пленуме ЦК КПСС  в сентябре 1953 года. Центральное место в ней занимали: повышение государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличение финансирования отраслей агросферы, совершенствование налоговой политики. Изменялась система планирования сельскохозяйственного производства. Отныне государство определяло лишь объем заготовок подлежащей сдаче продукции. Увеличивалось финансирование отраслей сельского хозяйства. Несколько раз повышались цены на сдаваемую государству сельскохозяйственную продукцию. Были снижены налоги с личных подсобных хозяйств крестьян и вводилась новая система налогообложения (с единицы земельной площади). Были упорядочены расчеты хозяйств - устанавливались твердые ставки по оплате услуг в зависимости от фактического урожая. Предпринимались шаги по улучшению технической оснащенности колхозов и совхозов. Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин.

  С 1954 г. началось освоение целинных и  залежных земель. Для подъема целины в восточные районы страны - на Южный Урал, в Сибирь, Казахстан - прибыли свыше 350 тысяч переселенцев (рабочие, крестьяне, специалисты).

  В 1958 г. была проведена реорганизация. Колхозы получили право покупать технику. Создавались ремонтно-технические станции. Они занимались ремонтом сельскохозяйственной техники, продажей сельскохозяйственных машин и горючего. Целесообразность этой меры нейтрализовалась поспешностью при ее проведении и неоправданно высокими ценами на устаревшую технику.

  Вся совокупность экономических мер  позволила добиться определенных успехов в развитии аграрного производства. В 1953-1958 гг. было освоено 42 млн. га целинных и залежных земель. Но коренного улучшения в развитии сельского хозяйства не произошло. Выкуп сельскохозяйственными предприятиями   техники подорвали экономику многих хозяйств.

  Непоследовательность  аграрной политики проявлялась и  в других преобразованиях, затронувших  агросферу. Начался новый этап укрупнения колхозов и сселения неперспективных деревень. Осуществлялись массовые преобразования колхозов в государственные сельскохозяйственные предприятия. В мае 1957 г. были образованы Советы народного хозяйства (Совнархозы), заменившие собой часть министерств. Таким образом, при сохранении единой плановой политики в развитии народного хозяйства управление промышленностью от центра было частично передано-союзным республикам.

  Действовали силовые методы управления отраслями  агросферы. В конце 50-х годов стала  проводиться линия на свертывание  личных подсобных хозяйств, на сокращение находящегося в личной собственности крестьян поголовья скота. Усилились методы руководства сельским хозяйством. После визита Н.С. Хрущева в США в 1959 г. всем хозяйствам - по его настоянию - рекомендовалось переходить к посеву кукурузы.

    Рост производства продукции легкой промышленности и сельского хозяйства был незначительным. Это объяснялось в первую очередь недостаточным финансированием и грубым административным диктатом со стороны руководящих органов. Зачастую предпринимались волюнтаристские, не обоснованные экономическими подсчетами решения, вносившие сумятицу в работу. К таким пропагандистским шагам следует отнести лозунг «Догнать и перегнать Америку», «кукурузную» кампанию. Результатом непродуманных мер стало обострение продовольственной проблемы. В связи с сокращением государственных резервов зерна СССР начал регулярно покупать его за рубежом.  
 

  Реформа управления промышленностью

  Переориентирование  экономики на развитие агросферы и легкой промышленности было кратковременным. У руководства страны отсутствовала развернутая концепция преобразований в области экономики. В начале 1955 г. Г.М. Маленков - сторонник стратегии развития легкой промышленности - был вынужден покинуть пост председателя Совета Министров. Восстанавливался принцип приоритетного развития производства средств производства, что нашло отражение в планах шестой пятилетки и семилетки (1959-1965 гг.).  За счет проводимых реформ, а также на волне трудового энтузиазма возникли новые отрасли промышленности, быстро развивались уже имеющиеся. К середине 50-х гг. относится начало научно-технической революции в СССР, позволившей освоить многие важные направления народного хозяйства. Высокими темпами развивались машиностроение и приборостроение. Продолжалась механизация производственных процессов в промышленности. Широкие масштабы приобрело капитальное строительство.

    За годы семилетнего плана (1959—1965) были удвоены основные фонды промышленности, мощность электростанций, построено около 5,5 тыс. крупных промышленных предприятий и сданы в эксплуатацию. В их числе - Череповецкий металлургический и Омский нефтеперерабатывающий заводы, автоматизированный завод по производству бетона в Новой Каховке. Развивались новые промышленные отрасли - радиоэлектроника, ракетостроение. Состоявшийся в июле 1955 г. Пленум ЦК партии обратил внимание на необходимость улучшения внедрения в производство новейших достижений науки и техники. И не случайно в апреле 1961 г. именно СССР смог осуществить первый в истории человечества космический полет с пилотом Ю. А. Гагариным на борту.

  Во  второй половине 50-х годов промышленность страны поднялась на качественно  новую ступень. В ней насчитывалось  около 300 отраслей и видов производства. Вместе с тем жесткая, централизованная система управления тормозила развитие промышленности. Качественные сдвиги в ее структуре потребовали изменения форм и методов руководства индустриальными отраслями.

  В 1957 г. был принят закон о перестройке  управления промышленностью и строительством. В соответствии с ним отменялась прежняя отраслевая система руководства, осуществляемая через министерства и ведомства. Основной организационной формой управления стали Советы народного хозяйства - совнархозы. В стране было создано 105 экономических районов на базе существующего административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их территории, передавались в ведение местных совнархозов. Большая часть отраслевых министерств упразднялась. Предполагалось, что переход к территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и республик. Но этого не произошло. Административные методы хозяйствования сохранялись. Более того, была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей.  

  Социальная  сфера

  К концу 50-х годов произошли изменения  в социальной структуре общества, что отразила проведенная в 1959 г. Всесоюзная перепись населения СССР. Выросла численность жителей страны, в 1959 г. она составляла 208,8 млн. человек против 190,7 млн. в 1939 г. Освоение природных богатств восточных районов привело к росту населения Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока. Доля горожан составляла 48%. Увеличилась численность рабочих в общем составе населения, сократился процент сельских жителей и колхозного крестьянства. 

  Были  осуществлены мероприятия по повышению  благосостояния народа. Для подростков устанавливался 6-часовой рабочий день. Для остальных рабочих и служащих он сокращался на два часа в субботние и предпраздничные дни. В июле 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях. В соответствии с ним размер пенсий для отдельных категорий граждан увеличился в 2 раза и более. Началось постепенное осуществление программы повышения заработной платы низкооплачиваемым группам рабочих и служащих. Была отменена плата за обучение в школах и вузах.

  Увеличились масштабы жилищного строительства. Ускорению его темпов способствовала индустриализация строительных работ, использование в домостроении сборного железобетона. Были разработаны новые принципы застройки жилых микрорайонов, сочетающие жилые комплексы с культурно-бытовыми учреждениями. Во второй половине  50-х годов почти четвертая часть населения страны переселилась в новые квартиры.  

  На первом этапе реформа дала значительный импульс развитию экономики — выросли темпы роста национального дохода, были сэкономлены значительные средства за счет уменьшения бюрократического аппарата. Однако в силу ограниченности предпринимаемых мер определяющей тенденцией стало восстановление прежней системы правления. 
 

                        Внешнеполитический  курс.

Международные связи в 50-е годы

  Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской "оттепели" велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. С начала 50-х годов в США действовал закон, в соответствии с которым получавшие от них помощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения с социалистическими государствами. Западные державы во главе с США продолжали создание военно-политических союзов. Был оформлен союз, в состав которого вошли Великобритания и несколько стран Ближнего Востока (СБИТО). Возник военно-политический блок в Юго-Восточной Азии (СЕАТО). Военно-политические блоки были призваны, в частности, сдерживать влияние "социалистического лагеря" в мире и национально-освободительное движение колониальных народов.

  В середине 50-х годов создали свой военно-политический союз СССР и страны "социалистического лагеря". В 1955 г. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами. Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД) стали Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Организация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объединенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью. Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет.

  Одним из последствий возникновения новых  военно-политических блоков стало дальнейшее обострение международной обстановки. Для ослабления ее требовались иные, более гибкие дипломатические средства, новые, более продуманные подходы к решению мировых проблем. Становилась все более очевидной необходимость отказа от жесткой конфронтации в межгосударственных отношениях.

  Руководство страны во главе с Н.С. Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира. В 1954-1956 гг. велись переговоры об установлении межгосударственных отношений с несколькими странами Европы и Азии. Результатом переговоров явилось восстановление дипломатических связей с Австрией и Федеративной Республикой Германии. Было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией в 1956 г.. Между ними восстанавливались дипломатические и торговые отношения. Предпринимались меры по нормализации советско-югославских контактов. Подписанная в 1955 г. представителями СССР и Югославии декларация намечала сотрудничество сторон в области экономики, науки и культуры. К концу 50-х годов СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми державами.

    Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами "третьего мира" (развивающимися странами) - Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов (участие в сооружении металлургического комбината в Индии, Асуанской плотины в Египте и др.). За время пребывания Н.С. Хрущева на посту главы государства при финансовой и технической помощи СССР было построено в разных странах мира около 6000 предприятий. 

  Противоречия  внешнеполитического  курса

  Новые подходы  к решению внешнеполитических проблем четко определились в середине 50-х годов, после XX съезда КПСС. Съезд уделил большое внимание вопросам международной обстановки и перспективам мирового развития. В документах съезда были сделаны выводы о возможности предотвращения новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к социализму. Подчеркивалась верность Советского Союза принципам суверенитета и независимости во взаимоотношениях с государствами мира.

  Вторая  половина 50-х годов была временем дальнейшей активизации СССР на международной арене. Стабильный характер приобрели отношения с социалистическими государствами, к числу которых присоединилась Куба. Основными направлениями взаимного сотрудничества были: внешняя торговля, координация народнохозяйственных планов, контакты в области научно-технической политики, культурные связи. Возросла помощь Советского Союза в строительстве промышленных и других объектов на территории соцстран. Вместе с тем, во взаимоотношениях государств, все чаще появлялись конфликтные ситуации. Одна из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. С одной стороны, были признаны многовариантность путей к социализму, суверенность и независимость стран Восточной Европы. С другой стороны, имели место попытки диктата и открытого военного вмешательства в дела независимых государств. Так, например, в октябре 1956 г. советские войска приняли участие в подавлении антисоциалистического выступления в Венгрии. Организаторы выступления требовали, в частности, вывода советских войск с венгерской территории. Вспыхнувшее в Будапеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами государств участников Организации Варшавского Договора.

Информация о работе 20 съезд КПСС – звездный час Н. С. Хрущева