Внешнеполитическая деятельность Российской Федерации по урегулированию конфликтов в Закавказье

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть современные межнациональные конфликты в Закавказье. Задачи, которые складываются из поставленной цели: охарактеризовать причины возникновения, тенденции развития современных конфликтов постсоветского пространства; описать конфликты в Нагорном Карабахе; в Южной Осетии; грузино-абхазского конфликт.

Содержание

Введение 3

1. Конфликты постсоветского пространства: причины возникновения,

тенденции развития и типология 5

1.1. Факторы конфликтогенности на территории постсоветского пространства 5

1.2. История межнациональных конфликтов в Закавказье 8

2.Вооруженные конфликты в Закавказье 11

2.1. Конфликт в Нагорном Карабахе 11

2.2. Южно-осетинский межнациональный конфликт 13

2.3. Грузино-абхазский конфликт 16

3. Внешнеполитическая деятельность Российской Федерации по

урегулированию конфликтов в Закавказье 20

Заключение 24

Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

№ 15 конфликты в Закавказье.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

     В ходе русско-турецкой войны 1806-1812 гг., в июле 1810 г., на Кавказском театре русские войска во взаимодействии с азербайджанским и грузинским ополчением изгнали турок из Сухум-Кале (Сухуми). По Бухарестскому мирному договору 1812 г., закрепившему итоги войны, к России отходили «добровольно присоединившиеся к ней все области Закавказья до Арпачая, Аджарских гор и Черного моря».

     Армяно-азербайджанский  вооруженный конфликт по поводу Нагорного  Карабаха имеет глубокие исторические корни. Первые споры о принадлежности этой области Закавказья возникли в 1918 г., когда после распада Российской империи, обретя независимость, Азербайджан попытался силой захватить Нагорный Карабах, который также объявил себя самостоятельной республикой. Однако попытка захвата не удалась, а конфликт решился уже после установления в Закавказье советской власти.

     В 1923 г. Нагорный Карабах был преобразован в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО) в составе Азербайджана. Свыше 90% населения Карабаха составляли армяне.

     В годы советской власти, особенно в период «застоя», права автономии, как считала армянская сторона, попирались. Ее развитие было затруднено, отсутствовали трансляции телепередач из Армении, армянских школ было мало, финансирование Нагорного Карабаха осуществлялось по остаточному принципу. Все это, как утверждалось, привело к низкому уровню социально-экономического и культурного развития автономной области. Местные (азербайджанские) партийные, советские и хозяйственные органы НКАО обвинялись в невнимании к насущным нуждам армянского населения.

     Основы  современного грузино-абхазского конфликта были заложены в 80-х годах XIX века, когда из Абхазии в Турцию была выселена значительная часть абхазов. В результате массового переселения представителей разных народов на опустевшие земли этническая структура местного населения приобрела сложный характер. Острота имевшихся грузино-абхазских противоречий наглядно проявилась после распада Российской империи, когда в 1918-1921 гг. имели место столкновения между грузинской армией и вооруженными абхазскими ополченцами.

 

      2. Вооруженные конфликты в Закавказье 

     2.1. Конфликт в Нагорном Карабахе 

     Негативные  процессы в Армении и Нагорном Карабахе начались летом 1987 г. со сбора  подписей под требованием о воссоединении  исконно армянских земель и присоединении НКАО к Армении.3 Подобное развитие событий потребовало от командования Закавказского военного округа (ЗакВО) применения войск в целях предотвращения эскалации конфликта. К исходу февраля действиями войск ЗакВО и частей Внутренних войск Министерства внутренних дел (МВД) обстановку удалось стабилизировать и не допустить крупных столкновений и погромов.

     Войсками  были взяты под охрану важные государственные  объекты, выполнялись задачи по поддержанию общественного порядка, защите семей армянской и азербайджанской национальностей в районах их совместного проживания.

     Предпринятые  союзным и республиканским руководством Армении и Азербайджана меры, в том числе и ввод дополнительных сил правопорядка, не смогли полностью исключить межнациональных столкновений. Союзное руководство, озабоченное стремительной утратой позиций и неспособностью партийных и государственных структур республики стабилизировать положение, направило 26 марта в Армению дополнительные формирования милиции, Внутренних войск МВД СССР и Советской Армии.

     Несмотря  на усиливающийся нажим Центра, 15 июня 1988 г. Верховный Совет Армянской  ССР принял постановление, которым  удовлетворялось ходатайство областного Совета НКАО о воссоединении с Арменией. В ответ азербайджанский Верховный Совет 17 июня принял решение о сохранении НКАО в составе Азербайджана с последующей ликвидацией автономии.

     Таким образом, противостояние впервые поднялось на межреспубликанский уровень, а Верховный Совет Армянской ССР открыто проявил неповиновение союзным властям. 12 июля 1988 г. очередная сессия областного Совета НКАО приняла решение о выходе области из состава Азербайджанской ССР и воссоединении с Арменией. С этого момента фактически разрываются связи Степанакерта и Баку.

     Союзное руководство вынуждено было 18 июля 1988 г. вынести карабахский вопрос на рассмотрение Президиума Верховного Совета СССР. В соответствии с принятым решением автономная область оставалась в составе Азербайджанской ССР.

     Непосредственной  причиной начала вооруженного конфликта  стало оглашение 1 декабря 1989 г. Верховным  Советом Армянской ССР и Национальным Советом Нагорного Карабаха совместного  постановления о воссоединении.

     Этот  акт был вызван принятием накануне в Азербайджане закона о суверенитете, в соответствии с которым Нагорный Карабах в любой момент мог быть лишен автономии и выведен совместно с Азербайджаном из состава СССР. К концу декабря многотысячные митинги переросли в НКАО в массовые беспорядки. Формировались отряды Народного фронта Азербайджана, происходили акты захвата власти в городах и районах республики, разрушались пограничные сооружения на значительном участке советско-иранской границы. Ответные акты насилия, но в меньших масштабах, имели место и по отношению к азербайджанскому населению в Армении и Нагорном Карабахе. Союзное руководство ввело чрезвычайное положение сначала 15 января 1990 г. в НКАО, Горисском районе Армянской ССР и в пограничной зоне вдоль Государственной границы СССР на территории Азербайджанской ССР, в Баку.

     Следующий шаг – принятие Закона СССР «Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР».

     Данный  Закон объявил противозаконной и подлежащей запрету деятельность любых объединений граждан, направленную на возбуждение национальной или расовой вражды, применение насилия, а также их деятельность, непосредственно направленную на насильственное нарушение закрепленного Конституцией СССР единства территории Союза ССР.

     Провал  августовского путча 1991 г. еще более  ускорил дезинтеграционные процессы в СССР. В республиках последовал ряд законодательных актов и действий, направленных на закрепление независимости: Декларация о независимости Азербайджанской Республики; провозглашение Нагорно-Карабахской Республики; референдум в Армении, на котором 95% населения высказалось за выход из состава СССР и др. Распад СССР в декабре 1991 г. еще более отдалил перспективу мирного разрешения нагорно-карабахского конфликта.

     Россия  принимала и принимает активное участие в миротворческом процессе по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. В настоящее время конфликт находится в так называемом «замороженном» состоянии. Все попытки России и других посредников найти путь к политическому урегулированию конфликта остаются пока нереализованными. Главной задачей российской стороны остается недопущение возобновления огня на линии противостояния сторон и поиск мирного решения проблемы как в рамках Минской группы ОБСЕ, так и путем прямых контактов с Арменией и Азербайджаном на основе взаимного уважения и равноправия. 

     2.2.Южно-осетинский  межнациональный конфликт 

     Социально-политическая напряженность в Южной Осетии стала проявляться со второй половины 1989 г., когда на почве межнациональных отношений участились случаи столкновения между грузинским и осетинским населением.

     20 сентября 1990 г. сессия Юго-Осетинского  Совета народных депутатов приняла  решение о преобразовании автономной  области в Юго-осетенскую Советскую  Демократическую Республику и обратилась к СССР с просьбой принять ее в состав Союза ССР в качестве независимой республики. Непосредственным импульсом к началу конфликту  стали проведенные в декабре 1990 г. без санкции грузинских властей выборы депутатов в Верховный Совет республики. В ответ сессия Верховного Совета грузи признала выборы незаконными и приняла решение об упразднении Юго-Осетинской автономной области, образованной в 1922 г. После того как парламент Южной Осетии отказался самораспуститься, начались вооруженные столкновения между грузинскими войсками и в спешном порядке созданными войсками формированиями Южной Осетии.

     Наиболее  острая фаза конфликта в Южной  Осетии пришлась на конец 1991начало 1992 г. Кроме Грузии он затронул непосредственными  образом Россию. Прибытие десятков тысяч беженцев с юга легла тяжелым бременем на Северо-Осетинскую Республику и создал предпосылки для возникновения на территории России дополнительных проблем на национальной почве.  

     Специфические условия района конфликта (перемешанность грузински и осетинских сел, наличие многочисленных национальных анклавов и полуанклавов, отсутствие естественной разграничительной преграды - реки и др.) вызвали необходимость включения в состав миротворческих сил подразделений конфликтующих сторон - грузинского и южно-осетинского миротворческих батальонов. Соответствующим образом размещался и личный состав на постах: в грузинских селах стояли грузинские миротворцы, а в осетинских — осетинские. Российские же блокпосты были расположены между конфликтующими сторонами, что исключало предвзятое отношение к российским миротворцам.

     Миротворческим  силам удалось довольно быстро ликвидировать  вооруженное противостояние и добиться свободного перемещения людей по всей территории, активизации торговли и хозяйственной деятельности.

     Постепенно  сокращалось и количество постов, занимаемых миротворцами. Так, если с начала миротворческой операции в зоне конфликта было более 40 застав и постов, то к началу 2002 г. их оставалось 12 (3 - грузинских, 5 - осетинских и 4 - российских). Российские заставы остались в населенных пунктах Арцеви, Авневи, Кахви и Эредви. На других же участках россиян, выполнивших свою миротворческую миссию, сменили представители правоохранительных органов.

     В зоне конфликта осуществляется периодическая  ротация подразделений, которые в течение полугода целенаправленно готовятся по специальной программе для выполнения миротворческих задач.4

     Главным итогом деятельности российских миротворцев в Южной Осетии является то, что в этом регионе уже более десяти лет удается не допустить нового вооруженного противостояния конфликтующих сторон. Однако за это пришлось заплатить определенную цену. Так, за период миротворческой деятельности с 1992 г. по 2002 г. российские миротворцы в Южной Осетии потеряли 10 человек убитыми и 4 ранеными.

     В целом же в регионе сохраняется  сложная обстановка. Хрупкая стабильность в Южной Осетии поддерживается в  основном благодаря присутствию российских миротворческих сил. В случае их вывода ситуация может выйти из-под контроля.

     Достаточно  непростым является поддержание  переговорного процесса между грузинской и осетинской сторонами, хотя определенные положительные результаты в этом были достигнуты. Тем не менее камнем преткновения по-прежнему остается вопрос о статусе Цхинвальского района. Так, юго-осетинское руководство настаивает, чтобы Южная Осетия стала республикой со своей атрибутикой, законодательными, исполнительными и судебными органами. Подобный подход, естественно, не устраивает руководство Грузии.

     Таким образом, решение основного вопроса  о политическом статусе Цхинвальского района может приобрести сложный характер. Чтобы преодолеть трудности, потребуются добрая воля конфликтующих сторон и дополнительные усилия со стороны России, которая кровно заинтересована в преодолении противостояния.

     В настоящее время в зоне конфликта  Российская Федерация придерживается следующей позиции:

     - продолжить операцию по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта;                          

     - принимать дипломатические, политические и экономические меры по предотвращению обострения ситуации в Южной Осетии. Всячески содействовать развитию переговорного процесса, претворять в жизнь решения подписанного сторонами конфликта меморандума;

     - обеспечивать широкое разъяснение позиции России в данном регионе. Провести открытые переговоры с руководством Грузии и Южной Осетии о сокращении и полном расформировании грузинской и осетинской частей контингента Совместных сил по поддержанию мира;

     -  активизировать работу Смешанной контрольной комиссии по поиску путей полномасштабного урегулирования ситуации в регионе. 

     2.3. Грузино-абхазский конфликт 

     Грузино-абхазский  конфликт имеет свои исторические предпосылки: два народа проживали по соседству с древних времен и отношения между ними издавна были весьма непростыми.5

     Абхазская Советская Социалистическая Республика была образована 4 марта 1921 г. С 16 декабря 1921 г. республика находилась в составе Грузинской ССР, а с 1931 г. - на правах автономии. С декабря 1990 г. - Абхазская Автономная Республика, а с июля 1992 г. - Республика Абхазия.

     Напряженность обстановки в Грузии начала проявляться  во второй половине марта 1989 г., когда  по инициативе Народного фронта Абхазии стали выдвигаться предложения о предоставлении Абхазской АССР статуса союзной республики СССР. Это вызвало острую реакцию со стороны грузинского населения, проживающего в Абхазии и во всей Грузии; последовали митинги и массовые демонстрации протеста. Кроме основных требований митингующих об упразднении советской власти в Грузии, выхода ее из состава СССР, объявлении Грузии независимой страной и др., раздавались призывы к упразднению автономии Абхазской АССР и усилению борьбы с проявлениями сепаратизма и антигрузинскими настроениями среди лиц абхазской национальности.

Информация о работе Внешнеполитическая деятельность Российской Федерации по урегулированию конфликтов в Закавказье