Внешнеполитическая деятельность Российской Федерации по урегулированию конфликтов в Закавказье

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть современные межнациональные конфликты в Закавказье. Задачи, которые складываются из поставленной цели: охарактеризовать причины возникновения, тенденции развития современных конфликтов постсоветского пространства; описать конфликты в Нагорном Карабахе; в Южной Осетии; грузино-абхазского конфликт.

Содержание

Введение 3

1. Конфликты постсоветского пространства: причины возникновения,

тенденции развития и типология 5

1.1. Факторы конфликтогенности на территории постсоветского пространства 5

1.2. История межнациональных конфликтов в Закавказье 8

2.Вооруженные конфликты в Закавказье 11

2.1. Конфликт в Нагорном Карабахе 11

2.2. Южно-осетинский межнациональный конфликт 13

2.3. Грузино-абхазский конфликт 16

3. Внешнеполитическая деятельность Российской Федерации по

урегулированию конфликтов в Закавказье 20

Заключение 24

Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

№ 15 конфликты в Закавказье.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

Содержание 

     Введение 3

     1. Конфликты постсоветского пространства: причины возникновения,

     тенденции развития и типология 5

    1.1. Факторы конфликтогенности на территории постсоветского пространства 5

    1.2. История межнациональных конфликтов в Закавказье 8

     2.Вооруженные конфликты в Закавказье 11

    2.1. Конфликт в Нагорном Карабахе 11

      2.2. Южно-осетинский межнациональный конфликт 13

    2.3. Грузино-абхазский конфликт 16

     3. Внешнеполитическая деятельность Российской Федерации по

    урегулированию  конфликтов в Закавказье 20

     Заключение 24

     Список  использованной литературы 26

 

Введение 

     Неотъемлемыми спутниками развития мирового сообщества во второй половине XX в. являлись многочисленные локальные войны и вооруженные конфликты. С каждым годом они становились все изощреннее и опаснее, поглощая тысячи человеческих жизней. Волею объективных обстоятельств и субъективных факторов во многие из них в различных формах был втянут СССР, а позже и Россия. Ряд войн и конфликтов характеризовался непосредственным участием советских и российских военнослужащих в боевых действиях.

     В условиях новых политических реалий, связанных с распадом Советского Союза и образованием на его территории независимых государств, предпринимающих пока еще робкие шаги по установлению политико-дипломатических, экономических и иных отношений со странами мирового сообщества, возникает потребность беспристрастного осмысления уроков прошлого, в том числе сущности, содержания военного сотрудничества СССР с другими государствами в послевоенный период, и принципов, на которых оно строилось. Важным представляется также обращение к опыту урегулирования конфликтных ситуаций на территории СССР и постсоветском пространстве в конце 80-90-х годах, включая Северо-Кавказский регион Российской Федерации.

     Исследованию  и освещению указанных аспектов посвящены многие работы как отечественных, так и зарубежных авторов. В них с привлечением новых архивных документов и других материалов анализируются причины возникновения локальных войн и конфликтов, динамика втягивания СССР и России в военное противоборство, опыт боевых действий различного масштаба, степень оказания военной помощи иностранным государствам, приводятся статистические данные о потерях, политико-экономических и моральных издержках в локальных военных событиях. Иными словами, большинство изданных работ носит научно-прикладную направленность.

     Итак, в последние годы существования СССР в некоторых союзных республиках, а после его распада и образования нового межгосударственного объединения - Содружества Независимых Государств (СНГ) - на территориях бывших советских республик стали возникать конфликты с применением силы. К числу причин конфликтов следует отнести этнические, экономические, конфессиональные, территориальные и некоторые другие – как оставшиеся в наследство от советского периода, так и имеющие более глубокие исторические корни.

     В настоящее время Закавказье входит в число наиболее кризисных регионов современного мира. Распад СССР, обретение суверенитета бывшими советскими республиками (Арменией, Азербайджаном и Грузией) и другие изменения политической реальности вызвали в этом регионе военно-политический кризис, вооруженное противоборство. Это и определяет военно-политическую обстановку в Закавказье как кризисную, чрезвычайно нестабильную и потенциально опасную для региональной и в целом глобальной безопасности.

     Безусловно, военно-политическая обстановка в Закавказье, тенденции ее развития актуальны не только для стран этого региона, но и для соседних государств, в том числе и для Российской Федерации. Конфликты в Закавказье являются для России фактором, генерирующим обострение политических, экономических, демографических и ряда других проблем в приграничных и столь же потенциально конфликтных регионах Северного Кавказа. В связи с этим России объективно и, можно сказать, традиционно отводится роль арбитра происходящих в Закавказье процессов, участника и одного из гарантов стабилизации всей обстановки в этом сложном регионе.

     Цель  данной работы – рассмотреть современные межнациональные конфликты в Закавказье. Задачи, которые складываются из поставленной цели: охарактеризовать причины возникновения, тенденции развития современных конфликтов постсоветского пространства; описать конфликты в Нагорном Карабахе; в Южной Осетии;  грузино-абхазского конфликт.

 

    1. Конфликты постсоветского пространства: причины возникновения, тенденции развития и типология 

     1.1.  Факторы конфликтогенности на территории постсоветского пространства  

     Пограничные проблемы, вставшие перед Россией  и другими постсоветскими государствами  после распада Советского Союза, уникальны как по своим масштабам, так и по качественным характеристикам. Так, из 24 новых границ протяженностью более 24 тыс. километров, возникших в результате дезинтеграции Советского Союза, более 11 тыс. километров (45,8 %) приходится на Россию.

     Располагая  самым мощным экономическим, военно-силовым, демографическим и другим потенциалом  по сравнению со всеми сопредельными  постсоветскими государствами, Россия столкнулась и с наиболее масштабными  пограничными проблемами, практически не имеющими аналогов в мировой истории. Для нового пограничья РФ характерно несовпадение государственных границ с ландшафтными, этнокультурными, историческими, геополитическими и другими рубежами. В условиях общей нестабильности политической и экономической ситуации на постсоветском пространстве это обстоятельство повышает его потенциальную конфликтность.

     Можно выделить следующие региональные подсистемы в новом российском пограиичье:

     1)  Прибалтийскую (границы между Россией, Белоруссией, Латвией, Литвой и Эстонией);

     2)  Восточнославянскую (границы между Россией, Украиной и Белоруссией);

     3)  Кавказскую (все границы между Россией и государствами Закавказья);

     4)  Каспийскую (проходящие по поверхности Каспийского моря рубежи между новыми прикаспийскими, государствами);

     5)  Центральноазиатскую (границы между новыми государствами Центральной Азии, а также между Россией и Казахстаном).

     Особняком стоит Приднестровская (украинско-молдавская) граница, которая хотя территориально и не соотносится с Россией, но играет весьма существенную роль в ее внешней политике.

     Несмотря  на то что для каждой из подсистем  характерна своя специфика потенциальной  конфликтогенности, ключевыми проблемами для нового российского и всего постсоветского пограничья стали прозрачность рубежей между подавляющим большинством бывших советских республик и сохраняющаяся в ряде случаев неопределенность статуса границ. В предшествующий период эти границы рассматривались как формальные разделительные линии, проведенные для удобства административного управления, локальные изменения которых в ряде случаев могли решаться на местном уровне, исходя из хозяйственных нужд.

     После прекращения существования Союза  ССР как субъекта международного права (декабрь 1991 г.) и конституирования Российской Федерации (до апреля 1992 г. — РСФСР) в качестве суверенного государства с самостоятельным международно-правовым статусом, бывшими советскими республиками было произведено взаимное признание государственного суверенитета и установлены дипломатические отношения. Политически это квалифицировали как «мирный развод и раздел советского наследства» на основе принципа uti possidetis (владей тем, чем владеешь).

     Именно  поэтому сегодня на территории бывшего  СССР процесс оформления в соответствии с нормами международного права государственных границ далек от завершения.

     Территориальный фактор конфликтогенности постсоветского пространства тесным образом переплетается  с национальным (этническим) фактором.

     Основой зарождения множества конфликтных  ситуаций на территории бывшего СССР является многонациональный состав государства, последствия специфических — «марксистско-ленинских»,— подходов к решению «национального вопроса», формирование и активизация национальных элит. Одной из весомых при чин возникновения конфликтов на постсоветском пространстве стало и стремление большинства новых независимых государств формировать государственность на основе прямолинейной реализации принципа о праве наций на самоопределение. Но поскольку все государства СНГ, за исключением Армении, этнически неоднородны, то любая попытка в интересах «титульной нации» нарушить хрупкий баланс между самоопределением титульной нации и интеграцией национальных меньшинств с целью создания моноэтничного государства неизменно ведет к дестабилизации ситуации.

     Источником  частых конфликтов в постсоветских  государствах становится, например, проблема представительства в государственном  управлении так называемых этнических меньшинств — русских, немцев, узбеков — и связанные с этим вопросы отношений отдельных регионов с центральной властью. Чреваты конфликтами сфера применения языка и связанная с нею сфера образования (как школьного, так и высшего).

     Наибольшее  количество постсоветских конфликтов связано с этнотерриториальным фактором. Все множество причин территориально-этнических притязаний и конфликтов на постсоветском пространстве исследователи объединяют в шесть основных групп1:

     1) спорность линий границ, связанная с ее изменениями, а соответственно, и с изменениями национально-государственной принадлежности территории;

     2)  спорность принадлежности и статуса территориальной единицы, связанная с их изменениями, с упразднением или слиянием автономий;                        

     3)  отсутствие автономии у отдельных этнических групп, имеющих государственность на других территориях или не имеющих ее вообще;

     4)  этническая неоднородность национально-государственных образований (например, национальных автономий);

     5)  этническая, историческая, конфессиональная, культурная, экономическая общность территорий, разделенных национально-политическими границами, либо, напротив, своеобразие какой-либо части территории по упомянутым признакам;

     6)  невозможность проживания народа на данной территории (как следствие депортаций, заявлений об исключительности прав одного этноса на его «исконные» территории и т. д.). 

     1.2. Развитие межнациональных конфликтов  в Закавказье 

     В целом только за период с 1988 по 1991 г. на этнической почве в бывших советских  республиках произошло более 150 конфликтов, в том числе около 20 — повлекших человеческие жертвы.2

     Кроме того, начиная с конца 1980-х гг. на территории бывшего СССР зафиксировано шесть региональных вооруженных конфликтов с участием регулярных войск и использованием тяжелого вооружения: Карабахский (армяно-азербайджанский) 1988-1994 гг., грузино-югоосетинский 1991-1992 гг., грузино-абхазский 1992-1994 гг., Приднестровский 1992 г., чеченский 1994-1996 гг. и 1999-2001 гг., конфликты и гражданская война в Таджикистане 1992-1996 гг., а также около двадцати кратковременных вооруженных столкновений, приведших к жертвам среди мирного населения (наиболее значительный — осетино-ингушский конфликт 1992 г.).

     Закавказье  всегда входило в зону интересов  Российской империи. В 1722-1723 гг. и 1796 г. были предприняты походы русских  войск в прикаспийские владения Персии (официальное название Ирана до 1935 г.); имевшие целью оказать помощь закавказским народам в освобождении от персидского господства, воспрепятствовать персидской и турецкой экспансии в Закавказье, установить связи с восточными странами. Оба похода были вызваны подъемом освободительного движения кавказских народов против турецкого и персидского господства и неоднократным обращением грузинского, армянского и азербайджанского правителей к русскому правительству с просьбой оказать им в этом содействие.

     Россия  окончательно закрепила свои позиции  в Закавказье в результате русско-персидских войн 1804-1813 гг., 1826-1828 гг. и русско-турецкой войны 1806-1812 гг. В соответствии с  Гюлистанским мирным трактатом (1813 г.) Персия признала присоединение к Российской империи территории Грузии и Северного Азербайджана, в том числе и Карабахского ханства, а по Туркманчайскому миру к России отошли Эриванское и Нахичеванское ханства, на территории которых образовалась Армянская область.

Информация о работе Внешнеполитическая деятельность Российской Федерации по урегулированию конфликтов в Закавказье