Технология современной информационной войны: новые направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 00:01, реферат

Описание работы

Информационная война это целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем.

Работа содержит 1 файл

гео.docx

— 40.94 Кб (Скачать)

Во-первых, ведение  информационной войны достаточно дешево. В отличие от традиционных военных  технологий, технологии информационные не требуют столь уж больших капиталовложений и обязательной государственной  поддержки. Наличие компьютерных экспертов  и доступ к сетям могут быть единственными предпосылками для  создания и использования "информационного  оружия". В прошлом для ведения  войны требовались все ресурсы государства. Сегодня каждый со сравнительно недорогостоящим оборудованием и небольшим количеством технического понимания может причинить значительные и дорогостоящие разрушения. Технические возможности, требуемые для информационной атаки настолько незначительны по сравнению с ценностью самой информации, являющейся объектом атаки, что угроза является достаточно реальной. Например, в начале 1994 года 16 летний британский хакер и другой злоумышленник, чья национальность не была установлена, проникли в информационную систему военной лаборатории ВВС США в Риме, Нью Джерси. По сообщению Генерального счетного управления злоумышленники после своего проникновения, были способны копировать критическую информацию и получили возможность атаковать системы других правительственных агентств, включая Центр НАСА в Годаре, базу ВВС Райт-Патерсон, некоторых оборонных подрядчиков и организации частного сектора14. Объединенная комиссия по безопасности характеризовала американскую уязвимость перед лицом информационной войны как "главный вызов в области безопасности этого десятилетия и, возможно, следующего века"15. Некоторые говорят о том, что информационная война уже идет.

Во-вторых, стираются  традиционные различия между общественными  и частными интересами, между военными действиями и преступным поведением. Стираются признанные межгосударственные границы. В-третьих, индустриально развитые государства являются наиболее уязвимыми  перед лицом информационных атак. Например, Соединенные Штаты являются наиболее развитой, но и одновременно наиболее уязвимой в информационной области страной.

В России проблемы информационной уязвимости возникли сравнительно недавно. Результатом этого является отсутствие опыта их разрешения.

Немаловажно и  то, что "боевые действия" в информационной области могут иметь много  фронтов. Понятие информационной войны  уже не ограничивается чисто военной  сферой. Информационная война может  угрожать, например, экономике страны. Хотя банки и стараются держать факты несанкционированного проникновения в свои информационные системы в секрете, эксперты по компьютерной безопасности полагают, что каждый год в Европе и Соединенных Штатах имеет место около 36 случаев проникновения в банковские компьютеры с кражей более чем 1 млн. долл. в каждом случае16. Реально же оценить схожие показатели для России вообще не представляется возможным.

Атаки могут  происходить на физическом, логическом и семантическом уровнях.На физическом уровне происходит физическое разрушение аппаратных средств. На логическом уровне объект атаки - программные продукты. Цель атаки на семантическом уровне - влияние на доверие, которое пользователи оказывают информационным системам и сетям, чтобы повлиять на их оценку информации, содержащуюся там. Этот тип является еще одной разновидностью того, что называется психологическими операциями.

Важно также  помнить, что революционность войны  определяется не революционным вооружением, так же как война за статус кво не определяется старым оружием. Войну изменило вовсе не появление нового оружия, а Большие изменения в повседневной жизни - жизни людей в обществе. Новые предметы обыденной жизни - это то, что привнесло революцию в военное дело. Революционная война - осознание идентичности. Поэтому следующий противник - не большая страна типа Китая и не маленькая, динамично развивающаяся типа Сингапура. Следующий противник как место на карте еще не существует. Он сначала должен быть создан. И вместе с ним возникнет его самосознание. Голландия стала угрозой Испании Габсбургов только тогда, когда она стала Голландией. Превосходящие вооружения - не угроза, они просто способ выиграть. Поэтому всякая гегемоническая держава статус кво, стремящаяся к стабильности, должна искать следующего противника в тех сообществах, которые борются за политическую свободу, или в тех движениях, которые отвергают легитимность существующей мировой системы. 

Следует так  же обратить внимание, на то  что в современном обществе манипуляция массами с помощью средств массовой информации оказываются наиболее действенными воздействиям на аудиторию.

                           Виды  манипулирования посредством СМИ.  

             1. Принципа первоочередности.

      Суть  данного метода основан исключительно на специфике нашей психики, которая устроена таким образом, что свойственная принимать на веру информацию, поступившую в обработку нашим сознанием первой.

      Подобный  принцип достаточно успешно используется в политических технологиях, когда  в адрес конкурента (посредством  СМИ) засылается некий обличительный  материал (компромат), тем самым: а) формируя у избирателей негативное мнение о нем; б) заставляя оправдываться. Причем уже в данном случае идет воздействие на массы путем распространенных в обществе стереотипов о том, что если кто оправдывается – значит виноват (причем, заметим, видимо все же стереотипов достаточно ложных, но тем не менее оставляющим о данном индивиде негативный след).

      2. «Очевидцы» событий.

      Имя подобных «очевидцев» зачастую скрывается якобы в целях конспирации, или  же называется ложное, что наряду с  фальсифицированной информацией, тем  не менее зачастую достигает эффекта у аудитории, т. к. воздействует  на бессознательное индивида, вызывая в нем накал чувств и эмоций, в результате которых цензура психики ослаблена, и способна пропустить информацию, не определив ее ложную сущность.

      3. Образ врага.

      Подобный  метод манипулирования зачастую наиболее успешный, так как в данном случае, путем искусственного создания угрозы и вследствии этого накала страстей, массы уже как бы изначально погружаются в состояние схожие с ИСС (измененными состояниями сознания).

      В советские времена ложно формируемый  образ врага позволял значительную часть ВВП (валового внутреннего  продукта) расходовать на оборонное  ведомство, искусственно создавая в  стране дефицит определенных товаров  для населения.

      4. Смещение акцентов.

      В данном случае способ подачи материалов может показаться весьма любопытным. То есть происходит некое сознательное смещение акцентов в подаваемом аудитории  материале, когда происходит смещение акцентов, и что-то не совсем желательное  для манипуляторов преподносится  на втором плане, а наиболее явно высвечивается  необходимое им.

      5. Использование «лидеров  мнений».

      В данном случае какие-либо манипуляции  массовым сознанием происходят исходя из распространенного убеждения  между манипуляторами, что при  совершении каких-либо действий покупательного или подражательного характера  индивиды ориентируются на т. н. лидеров  мнений. Известно, что подобную форму  манипулирования достаточно активно  используют и в СМИ и в обычной  жизни. А в период выборов эта форма становится наиболее желанна для манипуляторов, когда известные актеры, писатели и музыканты, поспешно принятые в ту или иную партию, рекомендуют голосовать исключительно за нее (ну, т. е. за себя, что уже означает и за нее, и за всех тех, кто помимо этих известных деятелей шоу-бизнеса и различных богемных институтов принадлежит к данной партии).

      6. Переориентация внимания.

      В данном случае становится возможным  преподать практически любой  по накалу эмоциональной составляющей материал, но при этом не вызвать  ожидаемой бури страстей.  В этом случае становится возможным преподносить практически абсолютно любой материал, не опасаясь его нежелательной (негативной) составляющей.

      7. Эмоциональное заряжение.

      Технология  манипулирования в данном случае основана на таком свойстве психики  индивида, как эмоциональная заражаемость.

      Известно, что в процессе жизни человек  выстраивает определенные защитные барьеры на пути получения нежелательной  для него информации. Но подобное становится возможно относительно вынесения в качестве защитных механизмов неких составляющих сознания, то есть например, разума. Тогда как для того чтобы обойти подобный барьер психики, необходимо чтобы манипулятивное воздействие было направленно на чувства; т. е. уже на то, что находится больше в ведении подсознания. В данном случае «зарядив» нужную информацию необходимыми эмоциями (эмоциональной составляющей получаемой информации) становится возможным барьер разума преодолеть, и вызвать в индивиде взрыв страстей, заставив его переживать по какому-то моменту услышанной информации. Далее вступает в действие эффект сдетанирования или эмоционального заряжения, который получает наибольшее распространение в толпе, где, как известно, порог критичности изначально ниже, а интеллектуальная составляющая отдельного индивида становится заметно ниже, подчиняясь общей глупости, свойственной индивидам заключенным в массы.

      8. Показная проблематика.

      В данном случае методика манипулирования  сознанием масс не только оказывается  весьма эффективной, но и достаточно распространенна в современных масс-медиа. Суть ее сводится к следующему: в зависимости от подачи одних и тех же материалов можно добиваться различных, порой противоположных мнений у аудитории. То есть какое-то событие можно искусственно «не заметить», а чему-то наоборот, уделить повышенное внимание, да еще на разных каналах телевидения.

      9. Недоступность информации.

      Данный  принцип манипулятивных технологий еще называют информационной блокадой. Становится возможно подобное когда определенная часть информации, нежелательная для манипуляторов – сознательно не допускается в эфир. Ведь известно что телевидение позволяет выступать в роли массового манипулятора (особенно значительна аудитория федеральных каналов). Поэтому если какую-либо информацию необходимо скрыть от аудитории – то для этого достаточно не пустить ее распространение через эфир федеральных каналов (желательно вообще не пустить на телевидение).

      10. Удар на опережение.

      Вид манипуляции, основный  на заблаговременном выбросе негативной для основной категории людей информации или  компромата для конкурирующей группировки  в сфере политвыборов, когда данная информация вызывает максимальный резонанс, чтобы оптом, ко времени последующего поступления информации и необходимости принятия непопулярного решения аудитория устала от протеста и уже так не реагировала. А в политтехнологиях происходит жертвенность незначительным компроматом, после чего манипуляторы добиваются эффекта не реагирования аудитории при поступлении на продвигаемого ими политического деятеля нового компромата. Народ, в данном случае, уже устал реагировать.

      11. Ложный накал страстей.

      Способ  манипулирования масс-медиа-аудиторией, когда используется ложный накал страстей за счет преподнесения якобы сенсационного материала, в результате чего психика индивида не успевает должным образом среагировать, создается ненужный ажиотаж, и преподносимая манипуляторами информация оказывается в фаворе при оценке ее индивидами. То есть, в данном случае заметно снижается критичность выдвигаемая цензурой психики, а значит манипуляторы достигают ожидаемого результата.

      12. Эффект правдоподобия.

      В данном случае основа для возможной  манипуляции состоит из известной  составляющей психики индивида, когда  он склонен верить информации, не противоречащей его внутреннему «Я». Т. е. другими словами, если посредством СМИ (телевидение, радио, пресса) мы сталкиваемся с информацией, с которой внутренне не согласны (это как-то противоречит информации, уже находящейся в нашем бессознательном), то мы сознательно перекрываем подобный канал получения информации.

      13. Эффект «информационного  штурма».

      В данном случае следует говорить о применяемых манипуляторами способов, направленных на немотивированно огромное количество поступаемой на аудиторию информации, в результате чего среди потока ненужной и бесполезной информации теряется истина. Да и сами индивиды, подвергавшиеся подобной форме манипулирования просто устают от потока информации, а значит уже какой-то анализ ее становится заметно снижен, а значит у манипуляторов появляется возможность скрыть информацию, нужную им, но нежелательную для демонстрации широким массам.

      14. Обратный эффект.

      В данном случае происходит такое количество негативной информации в адрес какого-либо деятеля, что эта информация достигает  прямо противоположного эффекта, и  вместо ожидаемого осуждения подобный деятель начинает вызывать жалость. А значит манипулятивные технологии вновь оказываются действенными.

      15. Будничный рассказ,  или зло с человеческим  лицом.

      Рассматриваемый нами тип проведения массовой манипуляции  становится возможен, когда информация, которая может вызвать нежелательный  эффект, произносится весьма обычным  тоном, словно бы ничего странного и  тем более страшного не происходит. В результате подобной формы преподнесения  информации, некая критическая информация при проникновении в сознание слушателей как бы теряет свою актуальность. Таким образом как бы сламливается критичность восприятия психикой индивида негативной информации, своего рода привыкание к ней.

Информация о работе Технология современной информационной войны: новые направления