Сравнительная характеристика форм правления в Японии и Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:05, контрольная работа

Описание работы

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании[1].
Форма правления в узком смысле — это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
Форма правления в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………..…2
Краткая характеристика форм правления в Японии, Республике Беларусь………………….……………..…..3
Принципы формирования органов верховной власти и их структура в Республике Беларусь и Японии……………………………………………………………………………………………………………………………………………………6
Полномочия институтов высшей власти и принципы взаимодействия между законодательной и исполнительной ветвями власти в Республике Беларусь и Японии…………………………………………….…..12
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………….…21
Литература…………………………………………………………………………………………………………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по конституционному праву зарубежных стран.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

Решения обычно принимаются  простым большинством голосов присутствующих депутатов. Используется три формы  голосования: голосование вставанием; тайное голосование, когда голосующие опускают в урну бюллетени белого цвета “за” или голубого “против”, при поименном голосовании депутаты прикрепляют к бюллетеню табличку со своей фамилией; невозражением (председатель спрашивает депутатов, кто возражает. Если таковых нет - решение принимается.)

Депутаты обладают депутатской  неприкосновенностью только на период сессии. Арестованные до открытия сессии по требованию соответствующей палаты должны освобождаться из заключения на время сессии.

Главной функцией японского парламента является принятие законов и государственного бюджета. Законы принимаются решением обеих палат. В Японии в законодательном процессе нижняя палата имеет больший вес.  Если палата советников отклоняет законопроект, принятый нижней палатой, он становится законом после его вторичного принятия большинством не менее 2/3 присутствующих членов палаты представителей. В подобной ситуации палата представителей может также потребовать созыва совместного заседания палат или создания согласительного комитета [7,с.277].

Законодательная инициатива в отношении бюджета и финансовых законопроектов осуществляется только в нижней палате. Обсуждение законопроекта  проходит при участии премьер-министра и всех членов кабинета.

Все принятые законопроекты подписываются министром, к ведению которого они относятся и контрассигнуются премьер-министром. После этого они направляются императору для промульгации “от имени народа”.

Одним из важнейших внешнеполитических полномочий парламента является утверждение международных договоров, заключенных правительством.

Парламент также осуществляет контрольные функции за деятельностью  правительства. В настоящее время (когда создано коалиционное правительство) значение этой функции существенно  возросло. Главной формой парламентского контроля в Японии является интерпелляция. Право ее внесения принадлежит отдельным депутатам палаты представителей. Содержание интерпелляции излагается в письменной форме и представляется председателю палаты. Если последний отказывается принять интерпелляцию, депутат может апеллировать к пленуму палаты. Кабинет министров обязан в течение 7 дней ответить письменно или устно на запрос.

Обе палаты вправе производить  парламентские расследования. Кроме  того, специальные комиссии палаты имеют право заслушивать на своих заседаниях соответствующих министров.

Кабинет министров Японии. Кабинет, в соответствии с конституцией, осуществляет исполнительную власть[7, с.278]. Наряду с другими общими функциями управления кабинет наделен полномочиями по исполнению законов и ведению государственных дел, руководству внешней политикой, заключению международных договоров, руководству гражданской службой, составлением бюджета и внесением его на рассмотрение парламента, изданию правительственных указов.

Кабинет осуществляет свои функции на основе обычая: процедура заседаний и принятие решений не регулируются писаными нормами права. Обсуждение вопросов и подготовка решений происходят в условиях секретности, решения принимаются кабинетом путем единогласия, а не голосованием. Принятие решений консенсусом во многом способствует более взвешенному и продуманному подходу, требует более тщательной подготовки и согласования проектов документов.

Премьер-министр как  глава кабинета и в силу права  назначать и смещать министров  имеет возможность поддерживать единство в кабинете, направлять и контролировать его деятельность. Все законопроекты, бюджет и другие вопросы представляются через него от имени кабинета в парламент. Он подписывает законы и указы единолично как соответствующий министр, или после соответствующего министра как премьер-министр, т.е. контрассигнует подпись министра. Он также регулирует разногласия между членами кабинета.

Во главе каждого  министерства стоит министр и  два заместителя - парламентский (является членом парламента и уходит в отставку вместе с министром) и административный. Последний является представителем высшего чиновничества и сохраняет свой пост, невзирая на частые смены министров, именно он сохраняет преемственность политики и руководства. Внутренняя организация министерств включает бюро, подразделяемые на секции. При наиболее важных министерствах создаются административные комиссии, а также консультативные комиссии, которые играют важную роль в ограничении всевластия чиновничьего аппарата.

Японские министры, как правило, не являются специалистами и потому целиком зависят от компетентности своих подчиненных. В соответствии с поправкой, принятой в 1974 г. к закону о кабинете министров, министр может возглавлять более одного министерства или других ведомств, что делает ротацию министров более естественной и менее болезненной для конкретного министра. Реальным руководителем аппарата министерства является административный заместитель министра - профессиональный чиновник со специальным образованием. Министр - прежде всего представитель правящей партии, который в своей деятельности руководствуется чаще всего партийными интересами, тесно связан с одной из парламентских фракций и вынужден большую часть времени уделять не делам министерства, а решению партийных вопросов. Частая сменяемость не позволяла министрам как следует вникнуть в дела министерства. Деятельность министра может быть подвергнута проверке только со стороны премьер-министра, но такое вмешательство - отступление от общепринятых норм. Являясь депутатом, министр не должен забывать своих избирателей.

Министры несут коллективную ответственность. Поэтому в случае отставки премьер-министра или вакансии поста премьер-министра они должны уйти в отставку. В случае выражения  правительству вотума недоверия  или принятия резолюции порицания, премьер-министр принимает решение об отставке правительства или в течение 10 дней распускает палату представителей.

Заключение.

 

Несомненно, форма правления  оказывает огромное влияние на взаимоотношения  между органами власти. Но исторически сложилось так, что вначале возникает форма правления, а потом эта форма правления составляет конституцию, в которой прежде всего выражает именно свои интересы и именно в конституции фиксируется характеристика формы правления со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Республиканская форма правления  характеризуется наличием следующих  юридических признаков.

Республиканское правление - это коллективное правление. Все высшие органы государственной  власти - разного рода собрания, советы и т.п. - имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными, полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону.

Республиканское правление основано подчас на принципе разделения  властей, это означает, что различным органам государства поручается выполнять разные функции по управлению государством. Надо обратить внимание и на то обстоятельство, что все ветви единой государственной власти осуществляют именно властные полномочия, т.е. организуют и обеспечивают отношения «власти подчинения» в соответствующих сферах государственной жизни. Кроме того, следует подчеркнуть, что, несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны, в сущности, осуществлять согласованно, системно, организованно единую государственную власть, и не могут функционировать друг без друга.

Вместе с тем в современных  государствах большую роль играет и  власть главы государства, как правило, президента. Это подчас самостоятельная власть, вытекающая из статуса главы государства как гаранта Конституции. Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и парламентом, между президентом и правительством, но и созданием при президенте специальных органов (администрации, управления делами, комиссий, комитетов, аналитических центров, представителей и т.п.), содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства, гаранта Конституции, например в реализации его права законодательной инициативы.

Разделение властей позволяет, во-первых, более качественно решать возложенные на каждую из властей задачи, во-вторых, предотвращать злоупотребление властью, которое становится весьма вероятным при монополизме власти, а в-третьих, осуществлять контроль за действиями государственных органов.

Большие отличия от монархии имеет  республика и в сфере образования  органов власти. По существу республика - это такая форма правления, при  которой все высшие органы государственной  власти избираются народом либо формируются  общенациональным представительным учреждением. В разных странах существуют различные избирательные системы, одни из них менее, другие более демократичные. Но непреложным остается тот факт, что народ так или иначе, но обязательно участвует в формировании органов государственной власти .

В современном понимании монархия - не просто власть одного, но власть наследуемая. Монарх получает  «верховную власть по наследству и не несет никакой ответственности за результаты своего правления. Существующими в стране законами не предусматривается отстранение монарха от власти ни при каких обстоятельствах. Граждане обязуются почитать, любить своего монарха, а также неукоснительно исполнять все его указания и распоряжения.”4

В Японии формой правления является парламентарная монархия, введение которой вместо дуалистической было оформлено конституцией 1947 г. По сравнению с конституцией 1889 г. новый основной закон Японии явился значительным продвижением вперед на пути демократизации политической системы страны. Это нашло свое применение в том, что полномочия императора были не только резко сокращены, но и фактически низведены до чисто номинального уровня: император осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены Конституцией, и не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти. Так, согласно ст. 1 Конституции Японии 1946 г., "Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть".

Как в сфере законодательной, так и исполнительной император лишен самостоятельных полномочий и ни при каких обстоятельствах не может действовать без санкции кабинета. Все действия Императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет несет за них ответственность.

Японская конституция, таким образом, сохранив монархическую форму правления, превратила императора в чисто символическую  фигуру, наделенную лишь церемониальными  полномочиями, которые жестко ограничены самим основным законом. Он лишен каких-либо «спящих» прерогатив или подразумеваемых полномочий.

Парламент является высшим органом  государственной власти и единственным законодательным органом государства.  Парламент состоит из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников.

Высший орган исполнительной власти в стране - правительство Японии, Кабинет министров. Исполнительная власть осуществляется Кабинетом. Полномочия правительства довольно обширны. Оно  проводит в жизнь законы, осуществляет руководство государственными делами, внешней политикой. Кабинет несет коллективную ответственность перед парламентом.

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

  1. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Мн.: ИООО «Право и экономика», 2002. С. 226-227; Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристъ, 1999. С. 148-149.
  2. Васілевіч Р.А., Доұнар Т.I., Юхо I.А. Гісторыя канстытуцыйнага права Беларусі. Минск: ВТАА «Права і эканоміка», 2001. С. 355; Демичев Д.М. Конституционное право: Учеб. пособие. Минск: Вышэйшая школа, 2004. С. 67.
  3. Демичев Д.М. Конституционное право , Мн. «Вышейшая школа»2004
  4. Избирательный кодекс Республики Беларусь,
  5. Иностранное конституционное право.- под ред. В.В.Маклакова, М.,1996, 268 с.
  6. Конституция Республики Беларусь . (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских  референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.
  7. Конституция Японии\\ Современные зарубежные конституции. - сост. В.В.Маклаков, М.,1992,
  8. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.: Зерцало, 1998. С. 292.
  9. Чиркин В.Е. Указ. соч. С. 148-149; Конституционное право зарубежных стран: Учеб. для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 123-124.
  10. Чудаков М.Ф. Конституционное право зарубежных стран, Мн. «Новое знание» 2001

Информация о работе Сравнительная характеристика форм правления в Японии и Республике Беларусь