Сравнительная характеристика форм правления в Японии и Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:05, контрольная работа

Описание работы

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании[1].
Форма правления в узком смысле — это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
Форма правления в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………..…2
Краткая характеристика форм правления в Японии, Республике Беларусь………………….……………..…..3
Принципы формирования органов верховной власти и их структура в Республике Беларусь и Японии……………………………………………………………………………………………………………………………………………………6
Полномочия институтов высшей власти и принципы взаимодействия между законодательной и исполнительной ветвями власти в Республике Беларусь и Японии…………………………………………….…..12
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………….…21
Литература…………………………………………………………………………………………………………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по конституционному праву зарубежных стран.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

В случае, если один из кандидатов в  Президенты Республики Беларусь, включенный в бюллетень для баллотирования во втором туре голосования, снял свою кандидатуру, второй тур голосования  проводится по одной кандидатуре. При этом кандидат в Президенты Республики Беларусь также считается избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если на выборах Президента Республики Беларусь баллотировалось не более  двух кандидатов и ни один из них не был избран, а также в случае выбытия всех кандидатов в Президенты Республики Беларусь или признания выборов Президента Республики Беларусь несостоявшимися или недействительными либо второй тур голосования не позволил определить избранного Президента Республики Беларусь, Центральная комиссия решает вопрос о назначении повторных выборов с повторным выдвижением кандидатов в Президенты Республики Беларусь. При этом она может принять решение о проведении выборов территориальными и участковыми комиссиями в новом составе.

Повторные выборы проводятся в течение  трех месяцев после основных выборов. Голосование проводится на тех же участках для голосования по спискам, составленным для проведения основных выборов и уточненным накануне повторных выборов.

Считается, что выборы Президента Республики Беларусь состоялись, если в голосовании приняло участие  более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.

Президент Республики Беларусь считается  избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании[4,с.128-129].

Так, Конституция Беларуси определяет статус Президента следующим образом:  “Президент  Республики  Беларусь   является   Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

 Президент олицетворяет  единство  народа, гарантирует реализацию  основных  направлений  внутренней  и  внешней политики, представляет  Республику   Беларусь  в   отношениях  с   другими  государствами и международными  организациями.  Президент принимает меры по охране суверенитета  Республики  Беларусь,  ее  национальной безопасности и территориальной    целостности,    обеспечивает    политическую    и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной  власти, осуществляет  посредничество между органами государственной властью.   Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.» [6]

 

 

 

Парламент.

Высшим органом законодательной власти в Беларуси является парламент (от фр. «parler» – говорить).

Парламентаризм в Республике Беларусь прошел в своем развитии ряд этапов, связанных, во-первых, с предысторией белорусского парламентаризма в  советский период, во-вторых, с изменением Конституции в 1996 г.

До референдума 24 ноября 1996 г. высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь был Верховный Совет, состоявший из 260 депутатов, избираемых сроком на 5 лет.

В результате изменений  и дополнений, внесенных в Конституцию  в 1996 г., белорусский парламент был переименован в Национальным собрание и разделен на две палаты – Палату представителей, и Совет Республики. Общая численность депутатского корпуса Национального собрания составляет сегодня 174 человека, а срок их полномочий – 4 года. Депутат Палаты представителей может одновременно быть и членом Правительства, однако одно и то же лицо не может являться членом двух палат парламента одновременно.

Палата представителей состоит из 110 депутатов, избираемых по мажоритарной системе на всеобщих выборах, и представляет интересы всех граждан Республики Беларусь. Полномочия Палаты представителей перечислены в ст. 97 Конституции. Первый состав Палаты представителей Национального собрания был сформирован из депутатов распущенного Верховного Совета 13-го созыва и утвержден указом Президента № 495 от 27 ноября 1996 г. Позже депутатский корпус Палаты представителей трижды переизбирался на очередных парламентских выборах в 2000, 2004 и 2008 гг.

Совет Республики является палатой территориального представительства и состоит из 64 депутатов. Членом Совета Республики может быть только тот гражданин Республики Беларусь, который прожил на территории соответствующей области не менее 5 лет. От каждой области и города Минска тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня избираются по 8 членов Совета Республики. Еще 8 членов Совета назначает Президент. Право выдвижения кандидатов в члены Совета Республики принадлежит президиумам местных Советов базового уровня и г. Минска совместно с соответствующими исполкомами.

Национальное собрание Республики Беларусь работает в сессионном порядке. Первая сессия открывается 2 октября. Ее продолжительность не может превышать 80 дней. Вторая сессия открывается 2 апреля и длится не более 90 дней.

Заседания являются открытыми, но палаты могут принять решение  о проведении закрытого заседания  большинством голосов от их полного  состава. Независимо от того, является заседание палат открытым или закрытым, на них могут выступать Президент, его представители, Премьер-министр и члены Правительства. Для правомочности заседания парламента необходимо присутствие не менее 2/3 депутатов палат от полного состава. Голосование является открытым и осуществляется депутатами лично. Тайное голосование может иметь место только при решении кадровых вопросов.

Палаты Национального  собрания заседают раздельно, за исключением  установленных случаев проведения совместных заседаний. Общий орган палат отсутствует. Единственным временным совместным органом двух палат может быть согласительная комиссия, формируемая ими на паритетной основе для преодоления разногласий по законопроекту, отклоненному Советом Республики.

Любой законопроект рассматривается вначале в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Рассматриваемые законопроекты проходят два чтения. Законопроект становится законом, если за него проголосовало большинство от полного состава обеих палат. Одобренные парламентом законопроекты становятся законами, если Президент их подписывает или не возвращает назад в течение двух недель. Законопроекты могут быть возвращены на повторное обсуждение.

Представительство в  парламентах интересов различных  социальных групп, наличие у депутатов различных взглядов, ориентиров, подходов к решению той или иной проблемы заставляют парламентариев объединяться в различные фракции и депутатские группы.

Япония

Император. Как уже говорилось выше, Япония по форме правления - парламентарная монархия. “Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. Императорский трон является династическим и наследуется в соответствии с Законом об императорской фамилии, принятым Парламентом.” [7,с.270].

Императорский трон в  Японии передается в порядке наследования члену императорской семьи. Предпочтение отдается старшему сыну императора. Лица женского пола наследовать трон не могут.

Статус императора имеет  свои особенности. Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти. Все его действия, относящиеся к делам государства могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения кабинета министров, и кабинет несет за них ответственность. По представлению парламента он назначает премьер-министра, а по рекомендации премьер-министра - членов кабинета; по представлению кабинета, назначает Главного судью Верховного суда.

По совету и с одобрения  кабинета министров от имени народа император осуществляет следующие действия, относящиеся к делам государства: промульгация поправок к конституции, законов, правительственных указов и договоров, созыв парламента, роспуск палаты представителей и объявление всеобщих выборов в парламент, подтверждение назначений и отставок государственных министров и других должностных лиц, а также полномочий и верительных грамот послов и посланников; подтверждение амнистий, смягчение наказаний, восстановление в правах, прием иностранных послов, осуществление церемониала[7,с.275].

Парламент.

Парламент в соответствии со ст. 41 конституции является “высшим  органом государственной власти и единственным законодательным  органом государства”[7,с.270].Парламент состоит из двух палат: палаты представителей и палаты советников. Делегаты обеих палат избираются на основе всеобщего избирательного права.

Право быть избранным  в палату представителей наступает  с 25 лет, а в палату советников - с 30 лет. Кандидаты в члены палаты представителей должны внести избирательный  залог в размере 3 млн. иен. Залог не возвращается, если кандидат не набрал 1/5 части голосов от квоты в данном округе, которая определяется делением действительных в округе голосов на число причитающихся в нем мест. Кандидаты в члены палаты советников должны внести 2 млн. иен; сумма удваивается, если кандидаты выдвинуты списком.

Палата представителей избирается на 4 года в количестве 512 человек. Такой состав последний  раз был избран 18 июля 1993 г. В январе 1994 г. был принят закон, согласно которому  численность членов нижней палаты была уменьшена до 500 человек. Это правило будет действовать со следующих выборов[7,с.268].

Для избрания палаты представителей Япония делится на 129 избирательных  округов. Число членов от округа варьируется  от 3 до 5; имеется один одномандатный  округ. Каждый избиратель голосует только за одного из кандидатов в своем округе. Мандаты предоставляются кандидатам, получившим наибольшее число голосов, причем это число должно, по меньшей мере, составлять 1/4 часть от квоты, получаемую от деления действительных голосов в округе на число причитающихся ему мест. Палата представителей может быть досрочно распущена по требованию правительства.

Верхняя палата - палата советников избирается в количестве 252 депутатов сроком на 6 лет, причем через каждые три года 1/2 состава советников переизбирается. Сто пятьдесят два советника избираются от округов на базе префектур и в столице по той же системе, которая применяется для выборов в нижнюю палату с той только разницей, что получающий место кандидат должен набрать число голосов, равное или большее числа, получаемого от деления действительных голосов в округе на число причитающихся этому округу мест. Остальные 100 советников избираются по системе пропорционального представительства по партийным спискам в общенациональном избирательном округе.

Другими словами, вся  палата представителей и большая  часть палаты советников формируются  по так называемой системе “единого непередаваемого голоса”, обязывающей  политические партии быть очень внимательными  к численности выдвигаемых в  округах кандидатов.

Каждая из палат может  самостоятельно избирать председателя и должностных лиц, устанавливать  свои правила заседаний, процедуры  и внутренней дисциплины. Закон о  парламенте к должностным лицам, избираемым на весь срок полномочий палаты, относит председателя, вице-председателя, временного председателя, председателей комитетов и генерального секретаря палаты. Из них только генеральный секретарь избирается не из числа депутатов парламента. По традиции заместители председателя палаты получают свой пост из числа депутатов от оппозиционных партий.

Каждая палата формирует  два вида комиссий - постоянные и  специальные. В настоящее время  палата представителей имеет 18 специальных  комиссий. Их них 12 более или менее  непосредственно связаны с работой  соответствующих министерств. В палате советников 16 постоянных комиссий. Специальные комитеты имеют право вносить собственные законопроекты по вопросам своей компетенции, контролировать “свои” министерства. Комиссии формируются по партийному признаку пропорционально представительству политических партий в парламенте. При этом каждый депутат должен быть членом не менее 1-2 комиссий. Председатели избираются самими членами из депутатов партии, имеющей наибольшее представительство.

В настоящее время  в Японии, как и в других развитых государствах, парламентские комиссии являются основным местом подготовки и рассмотрения подавляющего большинства законопроектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Полномочия институтов высшей власти и принципы взаимодействия между  законодательной и исполнительной ветвями власти в Республике Беларусь и Японии.

Республика Беларусь .

Глава государства. Полномочия Президента Республики Беларусь закреплены преимущественно в статье 84 Конституции Республики Беларусь, а также в Законе Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь». Президент Республики Беларусь:

1) назначает республиканские референдумы;

2) назначает очередные и внеочередные  выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные  представительные органы;

3) распускает палаты в случаях  и в порядке, предусмотренных Конституцией;

4) назначает шесть членов Центральной  комиссии Республики Беларусь  по выборам и проведению республиканских  референдумов;

5) образует, упраздняет и реорганизует  Администрацию Президента Республики  Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;

6) с согласия Палаты представителей  назначает на должность Премьер-министра;

Информация о работе Сравнительная характеристика форм правления в Японии и Республике Беларусь