Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 14:14, реферат

Описание работы

Данная работа ставит перед собой целью рассмотрение предпосылок и причин создания интеграционного объединения Североамериканского региона, такого как Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), анализ институциональной структуры данного объединения. А также рассмотрение результатов, достигнутых странами-участницами в результате действия данного соглашения, и перспектив развития НАФТА.

Работа в основном основана на материалах, предоставляемые глобальной сетью Интернет в сайтах «НАФТА», «Оранизации американских государств», а так же из других источников, таких как журналы «Международные экономические отношения», «Бюллетень иностранной коммерческой информации» и пр.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 3

1.Причины создания НАФТА …………………………………….... 5
2.Институциональная структура НАФТА …………………………. 13
3.Результаты работы НАФТА ………………………………………. 15
4.Перспективы развития …………………………………………….. 18
Заключение ………………………………………………………………… 21

Список литературы ………………………………………………………... 22

Работа содержит 1 файл

Реферат НАФТА.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

   И конечно при подписании договора о создании НАФТА, каждая из трех стран имела свою точку зрения для вступления в данную организацию.

   МЕКСИКАНСКАЯ  ТОЧКА ЗРЕНИЯ

   Наименьшее  сопротивление встретила идея НАФТА  в Мексике, и не только потому, что  парламент этой страны контролируется правящей Институционно-революционной  партией, лидером которой является президент К. Салинас де Гортари, активнейший сторонник соглашения. Мексика как страна слаборазвитая и сравнительно бедная (по отношению, естественно, к Северной, но отнюдь не Латинской Америке), по общему мнению объективно выигрывает больше остальных участников соглашения. Особенно на первом этапе его реализации, когда с 1 января 1994 г. от уплаты пошлин в Соединенных Штатах освобождаются 80% товаров мексиканского экспорта, в то время как Мексика распространит такой преференциальный режим лишь на 40 % американского импорта, что делается для компенсации разницы в экономическом развитии этих государств.

   НАФТА позволит влить в мексиканскую экономику  крупные дополнительные капиталовложения, что даст возможность создать  новые рабочие места, повысить уровень  жизни населения, предоставит уникальный шанс для общего преобразования страны. По выкладкам экономистов, Мексика сможет рассчитывать на создание примерно 600 тыс. рабочих мест.

   Конечно, подписание договора о НАФТА вряд ли оказалось возможным, если бы не впечатляющие успехи мексиканской экономики за последние годы. А именно: произведена кардинальная реформа банковского дела. Удачно развивается программа приватизации. В основном завершена более чем 50-летняя земельная реформа. Значительно снижен дефицит госбюджета. Выросли золотовалютные резервы страны (почти 19 млрд.долл. на 1992 г.). Уровень инфляции, превышавший в 1987 г. 100% , на сегодняшний день снизился до менее 10%. Приток иностранных капиталовложений в национальную экономику за период пребывания у власти нынешнего президента страны превысил все, что когда-либо вкладывалось в эту республику с самого ее основания. Валовой национальный продукт приближается к 350 млрд.долл. Умелое сочетание политического и экономического прагматизма в традиционно деликатных отношениях с "великим северным соседом" без отказа от курса на максимально тесные узы с другими латиноамериканскими государствами принесло свои плоды: договор с НАФТА не вызвал значительного сопротивления ни в мексиканском обществе, ни в кругах политической оппозиции. Гладко прошла и ратификация его в парламенте. 
ПОЗИЦИЯ КАНАДЫ

   Совсем  иное дело - Канада, где 54 % населения  недвусмысленно высказывалось против "Североамериканского общего рынка" и только 29% безусловно поддержали его. Костяк оппозиции составили мелкие и средние предприниматели, часть более крупного бизнеса, а также профсоюзы (прежде всего влиятельный канадский рабочий конгресс).

   Больше  всего канадцев беспокоила перспектива  переориентации значительной части  торгово-промышленной деятельности США  с традиционной для нее, Канады (товарообмен между этими странами составлял 180 млрд.долл.) - на Мексику, с которой у самих канадцев торговля была не более 3 млрд.долл.

   В этом случае остро встает вопрос занятости, поскольку многие американские предприятия, действующие на территории Канады, могут предпочесть ей те очевидные выгоды, которые сулит НАФТА на мексиканской земле. Да и наплыв значительно более дешевых мексиканских товаров сулит немалые убытки местным производителям. В качестве весомого аргумента противники договора ссылались на далеко не однозначные результаты ранее подписанного между Вашингтоном и Оттавой двустороннего Соглашения о свободной торговле (вступило в силу с 1 января 1989 г.), по которому только в сфере машиностроения Канада, по выкладкам специалистов, потеряла до полумиллиона рабочих мест. Мексиканский же фактор грозил Канаде полной катастрофой.

   Либеральная партия не голосовала в парламенте против ратификации соглашения о  НАФТА. Однако твердо заявила, что в  случае победы на выборах и прихода к власти потребует пересмотреть ряд положений договора, способных, на ее взгляд, серьезно ущемить национальные интересы Канады. Конечно, партия в оппозиции и ее предвыборные лозунги - это одно. А та же партия у власти - несколько другое. Мало кто полагал, что, став премьером, Ж. Кретьен выполнит угрозу и, если претензии Канады к договору о НАФТА не будут удовлетворены, действительно пойдет на отсрочку его введения в силу. Ведь такая мера наверняка нанесла бы значительный ущерб особым отношениям Канады с Соединенными Штатами, на которые приходится львиная доля - 80% - канадского экспорта.

   В свою очередь администрация Белого дома отдавала отчет в том, что необходимо пойти хотя бы на видимость компромисса  с Оттавой. В итоге Вашингтон  уступил Канаде по ряду положений, охватывающих трудовые отношения и защиту окружающей среды. Последние препоны перед НАФТА с канадской стороны оказались, таким образом, сняты.

   США И  НАФТА

   Для США североамериканское соглашение призвано обеспечить приращение не только экономической, но и геополитической мощи Соединенных Штатов. Оно -- составная часть стратегической поли-тики США, направленной на достижение широкомасштабных целей: свободное движение американских товаров и услуг, свободный доступ для американских инвестиций, защита прав интеллектуальной соб-ственности, рост конкурентоспособности, использование новых ре-гиональных сравнительных преимуществ за счет объединения высоких технологий и инвестиций США с дешевой рабочей силой Мексики и дешевыми изобильными природными ресурсами обеих стран-соседей. Бывший помощник по экономическим вопросам государственного секретаря США Роберт Золик так охарактеризовал важность североамериканской интеграции: «НАФТА -- хорошая стратегическая возможность обеспечить, усилить и развивать континентальную базу в экономическом и политическом отношении, с тем чтобы укреплять экономическую мощь, лидерство и всемирное влияние Америки. НАФТА будет ключевым компонентом в разработке и заключении глобальных, региональных и двусторонних соглашений, служащих американским интересам». Уже тогда в 1992г. речь шла об «одном континенте и одной экономике». 

   2. Институциональная  структура НАФТА. 

   Для практической реализации соглашения была создана институциональная структура НАФТА. Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая была призвана следить за выполнением соглашения и оказывать содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации. Комиссия контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп. Основные области, в которых ведется работа по созданию норм, включают в себя происхождение товаров, таможни, торговлю сельскохозяйственными товарами и субсидии в эту область экономики, стандартизацию товаров, госпоставки и передвижение деволых людей через границы. Эти рабочие группы и комитеты ежегодно предоставляют отчет Комиссии НАФТА.

   Рабочие группы и комитеты НАФТА также помогают сделать процесс претворения НАФТА в жизнь более гладким, обеспечить создание форума для изучения способов дальнешей либерализации торговли между странами-участницами. Примером может служить последовательная политика Канады, направленная на ускоренное снижение тарифов на некоторые виды товаров. Кроме того, рабочие группы и комитеты НАФТА создают арену для обсуждения спорных вопросов, свободную от политики, и, используя обсуждение проблем на ранней стадии их развития, помогают избежать процедур разрешения споров.

   В настоящее время большая часть торговли, осуществляемой в Северной Америке, происходит в соответствии с ясными, четкими и прочно установившимися нормами НАФТА и Всемирной организации торговли (ВТО). Однако, несмотря на это, в сфере торговли подобного масштаба неизменно возникают спорные вопросы. При возникновении подобных ситуаций НАФТА выступает за дружеское разрешение спора государствами, чьи интересы затронуты, с помощью комитетов и рабочих групп НАФТА или других консультативных органов. В случае если взаимоприемлемое решение не будет найдено, НАФТА предусматривает скорое и эффективное рассмотрение проблемы группой экспертов.

   Кроме того, структура НАФТА включает Комитет  по торговле товарами, Комитет по торговле сельскохозяйственной продукцией, Комитет  по санитарному контролю, Комитет  по стандартам, Комитет по малому бизнесу, Комитет по финансам. В рамках НАФТА действует рабочая группа по правилам определения страны происхождения товара, рабочая группа по субсидированию сельского хозяйства, двусторонняя рабочая группа «Мексика - США», двусторонняя рабочая группа «Канада - Мексика», рабочая группа по торговле и конкуренции и ряд других.

   Заседания Комиссии проводятся ежегодно. Министры стран- участниц договорились о том, что содействие работе комиссии будет  оказывать координирующий секретариат  НАФТА (КСН). Ежегодно КСН принимает  десятки решений по отмене антидемпинговых и компенсационных пошлин. 

   3. Результаты  работы НАФТА. 

   Одним из достижений НАФТА является снятие целого ряда ограничений и требований для иностранных инвесторов (которые  имели место в Мексике): обязательный экспорт определенного количества товаров и услуг, обязательное использование отечественных товаров и услуг, обязательная передача технологий. Согласно НАФТА инвесторы из США, Канады и Мексики получают следующие права с целью более свободного ведения дел: право на репатриацию прибылей и капитала, право на получение справедливой компенсации в случае экспроприации, право на урегулирование споров между инвесторами и правительствами в арбитраже. Однако Мексика сохранит запрет на иностранные инвестиции в таких секторах, как энергетическая отрасль, железные дороги и др.

   Включение в НАФТА раздела, посвященного торговле услугами, имеет огромное значение для стран-участниц, особенно для  Мексики, так как начиная с 80-х  годов услуги составляют более половины ВВП страны, а уровень занятости в данной сфере составляет соответственно 60 %. НАФТА охватывает все виды услуг, включая финансовые, исключением являются услуги авиационных и морских перевозок, бухгалтерского учета, архитектуры, наземных транспортных перевозок, консалтинга, инжиниринга, публикаций, коммерческого образования, рекламы, радиовещания, строительства, туризма, здравоохранения, юридических услуг. НАФТА не ослабляет требования по лицензированию и сертификации, но в соответствии с принципом недискриминации лицензирование таких видов услуг, как юридические услуги, медицинские и бухгалтерский учет, должно соответствовать объективным критериям и создавать условия для конкуренции, однако не по национальному признаку. Правда, мексиканские и канадские специалисты не могут работать в США, если они не прошли те же процедуры лицензирования и сертификации, что и американские специалисты.

   Следует подчеркнуть, что в отличие от Европейского союза в НАФТА отсутствуют  какие-либо наднациональные структуры  и четкие формы регулирования  интеграционного взаимодействия.

   В рамках НАФТА Канада, США и Мексика  сохраняют свое внешнеторговое законодательство, и создание таможенного союза  не предусмотрено, хотя, как мы видим, содержание договора существенно превосходит  цели формирования зоны свободной торговли товарами.

   Согласно  многим исследованиям, в результате либерализации торговли США, Канада и Мексика смогут повысить благосостояние за счет выгодного размещения ресурсов, снижения цен, снижения издержек по сделкам, улучшения условий окружающей среды, повышения активности капиталовложений и технического прогресса. В качестве статических эффектов первых трех лет функционирования НАФТА выделили общее повышение экономического благосостояния в каждой из стран: в США - 3,6 млрд. $, в Мексике - 2,4 млрд. $, в Канаде - 1,6 млрд. $.

   В результате устранения части тарифов общий  оборот торговли США с Канадой  и Мексикой за период 1993-2000 гг. вырос  в 2 раза. Наиболее быстрые темпы  роста наблюдались в экспорте машин, оборудования и автомобильных  запчастей из Мексики.

   Вступление  Мексики в североамериканский интеграционный блок обеспечило ей стабильный рост экспорта на рынки США. Другим положительным  эффектом реализации НАФТА является высокий темп роста инвестиций, основанных на официальных данных государственных  органов статистики Канады.

   Вместе  с тем имеются и противоречивые, неоднозначные последствия в  деятельности НАФТА. В апреле 1999 г. Комиссия договора о зоне свободной торговли в Северной Америке опубликовала данные о том, что США за 5 лет  существования НАФТА за счет роста экспорта в страны-партнеры получили 12,8 млн. новых рабочих мест, в то время как Мексика - 2,2 млн., а Канада -1,3 млн. Многие аналитики считают, что в США и Канаде исчезают высокооплачиваемые рабочие места по мере увеличения объемов импорта из менее развитых индустриальных стран, одной из которых является Мексика.

   У Мексики  также есть причины для беспокойства: американские и канадские ТНК, проникая в страну, «сметают» отечественные  малые и средние промышленные предприятия. Таким образом, в рамках НАФТА было уничтожено 28000 мексиканских малых предприятий, которые не выдержали конкуренции со стороны крупных зарубежных компаний. В Мексике на грани разорения находятся 200 тыс. крестьянских хозяйств.

   Отрицательным эффектом НАФТА явилось также  повышение уровня загрязнения окружающей среды в приграничных с США районах Мексики. Из 1750 американских компаний, которые ведут хозяйственную деятельность в Мексике, лишь единицы соблюдают мексиканское законодательство в области охраны окружающей среды.

   Вскоре после вступления Мексики в НАФТА в стране разразился тяжелейший валютный кризис. Вашингтон использовал весь свой вес в МВФ, чтобы тот предоставил чрезвычайный заем Мексике, причем в три раза больший, чем это обычно практиковалось фондом. В целом из различных источников Соединенные Штаты смогли мобилизовать 51 млрд. долл. США для стабилизации финансово-экономического положения своего южного соседа.

Информация о работе Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)