Горнозаводский Урал

Дата добавления: 14 Декабря 2011 в 19:30
Автор: e***********************@mail.ru
Тип работы: научная работа
Скачать полностью (98.61 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Горнодобывающая промышленность Урала.docx

  —  101.28 Кб

         Художественные  изделия из камня стилистически  были близки к другим видам декоративно-прикладного  искусства. Их отличительные черты, свойственные классицизму, -  это строгая симметричность деталей произведений, уравновешенность элементов, согласованность последних между собой. В продолжении 19 в. в большей степени стала проявляться орнаментальная насыщенность, не перебивающая узор камня, а подчёркивающая его природную красоту.

         Первоначальная  обработка камня заключалась  в его обсечке стальными инструментами  и разрезе железными пилами, смачивавшимися во время работы водой с наждаком. Особенно сложным минералом для  мастеров была яшма – плотная порода, состоящая из мельчайших кварцевых  зёрен.

         Изделия из редко встречавшихся и особенно дорогих минералов, таких, как лазурит  или малахит, изготовляли по технологии, получившей название «русской мозаики».

         На  произведениях искусства из уральского камня – вазах, чашах, столешницах, торшерах, колоннах, - уходивших в столичные дворцы, чаще всего встречаются фамилии 3-х авторов: Я.В. Коковина, Г.Ф. Налимова, Ф.В. Стрижкова. Коковин и Налимов работали на Екатеринбургской гранильной фабрике, Стрижков – на Колывановской.

         Яков  Васильевич Коковин  (1787-1840) родился в семье мастерового Екатеринбургского завода. Вскоре его приметил граф А. Строганов – президент Академии художеств, главный начальник экспедиции по самоцветам, известный меценат. Он и отправил талантливого подростка в столицу, на учёбу в Академию художеств, которую Яко блестяще окончил в 1806 г. В Екатеринбурге Коковин обучал мастеровых рисованию и лепке орнаментов, руководил изготовлением мраморных изделий на Горнощитском заводе, был мастером на екатеринбургской гранильной фабрике. Его работы уходили в Тронный зал Зимнего дворца петербурга. За произведения из камня Я. Коковина наградили орденом Святой Анны III степни.

         В 1830 г. Коковин открыл первое в стране месторождение корунда, в 1831 г. –  месторождение изумрудов. Всего  же за 100 лет изумрудные копи Урала,  по подсчётам академика А.Е. Ферсмана, дали около 15 т драгоценного камня. За заслуги Я.В. Коковина наградили орденом Святого Владимира IV степени. Но вскоре Коковина ложно обвинили в сокрытии добытых изумрудов, арестовали, лишили орденов, дворянства и отправили на вечное поселение в Сибирь. Вина Якова Васильевича в пропаже драгоценных камней так и не была доказана, но связанные с обвинением и отстранением от дел потрясения привели к затяжной болезни и преждевременной смерти мастера.

         После смещения Коковина главным мастером Екатеринбургской гранильной фабрики  стал его ученик Гаврила Фирсович Налимов (1807-1867)тоже уроженец Екатеринбурга. Под его руководством были созданы многие произведения камнерезного искусства и довершены не оконченные его предшественником и учителем. Самым известным и поистине легендарным уральским самоцветом, безусловно, является малахит. Лучшие сорта поделочного материала встречаются только на Урале.

         В монументальных формах малахит был  использован в четырёх случаях. Впервые его применили при  отделке парадного зала дома П.Н. Демидова в Санкт-Петербурге. Применение малахита при убранстве Золотой  гостиной Зимнего дворца дало ей второе название-Малахитовая гостиная. В  Екатеринбургском зале Большого Кремлёвского дворца Москвы. В крупнейшем соборе Российской империи – Исаакиевском. На них было израсходовано 32 т малахита.

         Сенсацией Всемирной выставки, проходившей  в 1851 г. в Лондоне, стал представленный А.Н. Демидовым Малахитовый кабинет, выполненный в 1848-1851 гг. из уральского малахита на его фабрике, находившейся в Петербурге.

         Изделия из уральского малахита широким потоком  уходили за границу в виде подарков правящим династиям Великобритании, Ирана, Турции, Франции, Пруссии, Швеции…  Значительную часть добытого на Урале  малахита и изделий из него вывез  А.Н. Демидов, редко бывавший на родине и ни разу не посетивший свои уральские  рудники и заводы, которые обеспечивали его роскошную жизнь за границей и удовлетворяли непомерное тщеславие  князя Сан-Донато, как он титуловался  за рубежом. К началу 20 в. старатели  встречались с малахитом всё  реже и реже. Век уральского малахита закончился.

         Ярким явлением Всемирной  выставки в Париже 1900г. стала мозаичная карта Франции, выполненная на Екатеринбургской фабрике под руководством П.П. Милькова из драгоценных и поделочных камней. Она предназначалась в дар от Российской империи республиканской Франции. Карта получила высокую награду Всемирной выставки, а её автор – директор фабрики В.В. Мостовенко был награждён французским крестом Почётного легиона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Заключение

         В течении 19 и в начале 20 вв. наблюдался процесс постепенной технической  модернизации горнозаводской промышленности. Однако темпы технического перевооружения были медленными – особенно в первой половине 19 в. Наиболее явственно техническая  реконструкция заводов обозначилась в 90-х гг. 19 в., приведя к существенному  росту выпуска металлургической продукции. Индустриальному обновлению содействовали процессы монополизации, акционирования горнозаводской промышленности, иностранные инвестиции. Наряду с  крупными, обеспеченными современной  техникой заводами оставалось большое  количество захудалых, с отсталой технической  основой. Технико-экономическое оживление  уральской металлургии не позволило  преодолеть отставание Урала от других промышленных районов страны. К началу 20 в. урал окончательно утратил роль лидера в отечественной металлургии. Пальму первенства держали заводы Южного металлургического комплекса страны.

         К началу 20 в. горнозаводский Урал как  регион «старой» промышленной культуры представлял собой специфическое  индустриальное явление, демонстрирующее  разноуровневый характер развития различных  промышленных центров России. Будучи отодвинутым в арьергард индустриальной культуры страны, горнозаводский Урал своим социокультурным и экономическим  обликом представлял миниатюрный  портрет модернизирующейся России, которая в начале 20 в. характеризовалась  «задержанным» развитием и сохраняла  позиции в переходном пространстве своего движения от доиндустриального  к индустриальному обществу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          

  1. Список литературы
    • Адамов, В.В. Об оригинальном строе и некоторых особенностях горнозаводской промышленности Урала / В.В. Адамов // Вопросы истории капиталистической России.- Свердловск, 1972.
    • Алеврас, Н.Н. Аграрная политика правительства на горнозаводском Урале в начале 20 в. / Н.Н. Алеврас.-Челябинск, 1996.
    • Буранов, Ю.А. Акционирование горнозаводской промышленности Урала / Ю.А. Буранов.-М., 1982.
    • Виргинский ,В.С. Черепановы / В.С. Виргинский.-Свердловск, 1987.
    • Вяткин, М.П. Горнозаводский Урал в 1900-1917 гг. / М.П. Вяткин.-М.;Л., 1965.
    • Гаврилов, Д.В. Горнозаводский Урал. 17-20 вв. Избранные труды / Д.В. Гаврилов.-Екатеринбург,  2005.
    • Гаврилов, Д.В. Модернизационные процессы в горнозаводской промышленности Урала в конце 19- начале 20 вв. / Д.В. Гаврилов // Урал. ист. вестн. (Екатеринбург).-2003.-№9
    • Гаврилов, Д.В. Рабочие Урала в период домонополистического капитализма. 1861-1900 / Д.В. Гаврилов.- М., 1985.
    • Голикова, С.В. Семья горнозаводского населения Урала 18-19 вв.: демографические процессы и традиции / С.В. Голикова.-Екатеринбург, 2001.
    • Голикова ,С.В «люди при заводах»:  обыденная культура горнозаводского населения Урала 18-начало 20 в. / Голикова ,С.В.-Екатеринбург, 2006.
    • Гудков, Т.В. Из истории южноуральских заводов 18-19 вв. / Т.В. Гудков, З.И. Гудкова.- Уфа, 1985, 1993.- Вып. 1-2.
    • Коробко, Ю.Д. Социокультурный облик рабочих горнозаводского Урала: вторая половина 19- начало 20 века / Ю.Д. Коробков.- М., 1971.
    • Крупянская, В.Ю. Культура и быт рабочих горнозаводского Урала: конец 19 начало 20 вв. / В.Ю. Крупянская, Н.С. Полищук.-М., 1971.
    • Менделеев Д.И. Уральская железная промышленность в 1899 г. / Д.И. Менделеев.- Екатеринбург, 2006.
    • Мукомолов А.Ф. На южноуральских заводах / А.Ф. Мукомолов.-М., 2001-2004.-Кн. 1-5.
    • Новиков, И.А. Система управления горнозаводской промышленность Урала в 18- первой половине 19 вв. / И.А. Новиков.- Челябинск, 2004.
    • Неклюдов, Е.Г. Уральские заводчики первой половины 19 века: владельцы и владения  / Е.Г. Неклюдов.-Нижний Тагил, 2004.
    • Общественное сознание и быт населения горнозаводского Урала (18 – начало 20 вв.): сб. науч. ст. / отв. ред. Н.А. Миненко.- Екатеринбург, 2004.
    • Павловский, Б.В. Камнерезное искусство Урала / Б.В. Павловский.-Свердловск, 1953.
    • Пешкова, И.М. Искусство каслинских мастеров / И.М. Пешкова.-Челябинск, 1983.
    • Решетников, Ф.М. Горнозаводские люди.
    • Сапоговская Л.В. Частная золотопромышленность на рубеже 19-20 вв.: Урал и Сибирь – модели развития / Л.В. Сапоговская.-Екатеринбург, 1998.
    • Сопоговская Л.В. Горнозаводская промышленность Урала на рубеже 19-20 вв. / Л.В. Сапоговская.-Екатеринбург, 2007.
 
 
 

           
 
 
 
 
 
 
 
 

Страницы:← предыдущая123456
Описание работы
Горнозаводский комплекс включал в себя не только промышленные сооружения, своеобразные в архитектурном и техническом плане, придававшие индустриальный облик ландшафту Уральского региона, но и особую социальную среду, состоящую из горнозаводского населения, инженерно-технического и административно-управленческого персонала завода, заводовладельцев.
Содержание
Введение……………………………………………………………….3
Особенности индустриальной культуры………………4
Основные тенденции развития горнозаводской промышленности Урала в контексте модернизации металлургии России и Запада……………………………………………….4
Особенности доменного производства уральских заводов……………………………………………………………………………………5
Технический прогресс в производстве железа……………5
Энергетическая основа уральской промышленности….6
Создание паровой техники. «Природные механики» Черепановы………………………………………………………………………………6
Производство стали: основные центры, известные уральские мастера сталелитейного и оружейного дела………..7
Уральская золотопромышленность в условиях социально-экономической политики российского правительства…………………………………………………………………………..8
Миасские золотые промыслы……………………………………….8
Темпы добычи золота и платины, значение Урала в развитии золото- и платинопромышленности России………..9
Причины технико-экономического отставания уральской горнозаводской промышленности……………………10
Кризисные процессы в уральской промышленности и особенности её развития в 1870-1913гг……………………………….11
Акционирование горнозаводской промышленности…11
Роль иностранного капитала в развитии уральской промышленности. Мирохозяйственные связи горнозаводского Урала……………………………………………………….12
Монополизация Уральской промышленности……………12
Управление горнозаводской промышленностью и промышленная политика правительства……………13
Горнозаводское законодательство и формирование организационных основ промышленности в первой половине 19в………………………………………………………………………13
Горнозаводский округ и окружная система……………..13
Патернализм и уральские заводчики………………………..14
Планы переустройства горнозаводской промышленности в конце 19-начале20вв. Экспедиция Д.И. Менделеева…………………………………………………………15
Мастеровые и заводовладельцы……………………………15
Горнозаводское население и горнозаводские рабочие: формирование и численность сословной группы……………..15
Облик заводского посёлка………………………………………….16
Земельные наделы и землепользование землёй……..17
Жилище, одежда, питание мастеровых……………………..18
Семья и семейный быт………………………………………………..19
Уральские заводовладельцы………………………………………19
Традиции художественной культуры горнозаводской промышленности……………………20
Златоустовская гравюра на стали…………………………….20
Художественное литьё из чугуна……………………………..21
Камнерезное искусство…………………………………………….22
Заключение………………………………………………………..24
Список литературы…………………………………………….25