Совершенствования грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы проверить эффективность использования игры в процессе совершенствования грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку.
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования является использование игры как средства совершенствования грамматических навыков учащихся на среднем этапе обучения английскому языку.

Работа содержит 1 файл

ВКР полностью.docx

— 88.97 Кб (Скачать)

Как на первом этапе совершенствования грамматического навыка, так и на втором, большую роль играет контроль: в первом случае - контроль ориентировки, во втором - контроль исполнения. Что касается проведения игры, то на данном этапе происходит тренировка учащихся в ее проведении. Ученики используют фразы и предложения, которые уже им знакомы и изучены на уроке.

     На  третьем этапе ведущую роль играет овладение речевыми грамматическими  навыками, а при выполнении завершающих  упражнений можно говорить о том, что языковые и речевые грамматические навыки и умения начинают функционировать  в составе сложных систем речевых  умений. На последнем этапе уже  каждый ученик составляет свои собственные  выражения и высказывания, которые  применяет в игре «Пантомима». Следует  отметить, что по завершению игры цель урока достигается, и учащиеся успешно  усваивают грамматический материал.

     Итак, на первом этапе ознакомление может  осуществляться учителем или учеником самостоятельно. Все внимание учащихся направлено на подлежащее усвоению грамматическое явление и соответственно подлежащее выполнению действие.

     На  втором этапе - этапе тренировки - внимание ученика раздваивается: оно направлено как на подлежащее выражению содержание, так и на средства, которые необходимо для этого использовать. Особое значение имеет здесь непосредственная опора  на даваемый учителем образец выполнения действия.

     На  третьем этапе – этапе применения грамматических навыков (это уже  речевой этап) - имеет место формирование умений диалогической и монологической речи на репродуктивном уровне. Внимание ученика направлено главным образом  на подлежащее выражению содержание, хотя зрительно или мысленно он и  опирается на известный ему образец  высказывания (действует по образцу, аналогии).

     Таким образом, рассмотрев понятие грамматический навык, изучив цели и задачи обучения грамматике, можно сделать вывод, что обучать грамматике иностранного языка - это значит формировать специфичные для данного языка грамматические механизмы, причем так, чтобы у обучаемых одновременно складывались определенные грамматические знания и умения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Практическая деятельность по использованию  игры как средства совершенствования грамматических навыков при обучении английскому языку 
2.1 Анализ опыта учителей – практиков по исследуемой проблеме
 

      Тема использования игр на уроках английского языка является актуальной среди многих учителей и методистов. Многие из них убеждены, что одним из путей интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком является использование игр. Они активизируют мыслительную деятельность обучаемых, позволяют сделать учебный процесс интересным. Это мощный стимул к овладению английским языком. Создается благоприятная атмосфера, тем самым легче усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворенности – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

       Большое внимание уделяется совершенствованию  грамматических навыков с использованием  грамматических игр. Так, например, Иванцова Татьяна Юрьевна, учитель  МОУ СОШ №1 г. Георгиевска,  Ставропольского края, использует  различные игры на своих уроках, в том числе грамматические. Она  считает, что игры оказывают  положительное влияние на образовательный  процесс, так как каждая игра  выполняет свою функцию, способствуя  закреплению грамматического материала. Примером служит игра, которую Татьяна Юрьевна проводит с учениками 6 класса, которая называется «Tic-Tac-Tense» («Крестики-нолики со временами»). Целью данной игры является закрепление грамматического материала, а именно повторение времен глагола. Суть игры состоит в том, что класс делится на две команды (команда «крестиков» и команда «ноликов»). Ученик из одной команды выбирает ячейку и берет карточку, на которой написаны показатели времени. Его задача состоит в том, чтобы составить предложения с этими словами. Например: Two weeks ago, I broke my leg. Next year, I’m going to visit my cousins in Texas. Правильное предложение позволяет его команде занять эту ячейку своим символом. Если допущена ошибка, то ячейка остается свободной, а ход переходит к другой команде. Команды по очереди пытаются занять три ячейки по горизонтали, вертикали или диагонали. Побеждает команда, сделавшая это первой.

     Еще одним примером по данной теме, используемый Татьяной Юрьевной, служит игра, которая называется «Twenty Questions». Правила  данной игры заключаются в том, что ведущий задумывает предмет или человека (например, учащегося данного класса), остальные ученики, задавая общие вопросы, должны отгадать его: Is he (she) taller than me? Is his (her) hair longer than mine?

     В своих статьях учитель МОУ Лицей №9 г. Новосибирска Ирина Ивановна Петричук пишет о том, что игры делают скучную работу, требующую многократного повторения одних и тех же грамматических структур, более интересной и увлекательной. С помощью игр развивается наблюдательность при описании предметов и явлений, активизируется внимание, развиваются навыки воспроизведения услышанного. По мнению, Ирины Ивановны, с помощью игры решаются многие психолого-педагогические проблемы группы, вырабатываются адекватные формы поведения. Игра способствует выявлению творческих способностей, развитию личностного творческого потенциала, поднимает самооценку, развивает умение принимать самостоятельные решения. С помощью игры развивается память, внимание, восприятие, снимается агрессия и психоэмоциональное напряжение, осваиваются новые умения, развиваются навыки. Игры, являющиеся ситуативно-вариативными упражнениями, используются при закреплении и активизации грамматических образцов любой сложности.

       Игра, которую использует на своих  уроках Ирина Ивановна Петричук, применяется при совершенствовании грамматических навыков по употреблению условных предложений. Данное игровое упражнение проводится с учащимися 5 классов и называется «Chain» («цепочка»). Это упражнение может применяться в двух вариантах:

1. Каждый  ученик придумывает свое предложение,  взяв придаточное предложение  из предыдущего примера, как  главное в своем. (Пример: один из учащихся начинает: If I work hard, I’ll pass my exam successfully, другой продолжает: If I’ll pass my exam successfully, my parents will be very glad, следующий: If my parents are glad, they will …). При использовании этого упражнения во-первых, поощряется выдумка, что собственно и превращает это упражнение в своеобразную игру (особенно, если поощряется каким-то образом самое оригинальное или самое веселое предложение), и, во-вторых, заранее исключается определенная очередность ответов (учитель сам выбирает следующего отвечающего). Иногда слегка усложняется задача, при условии замкнуть «цепочку» в конце, т.е. последний отвечающий в качестве главного предложения использует придаточное (условное) предложение, произнесенное первым учащимся.

2. Другим  вариантом этого же упражнения  предлагается соревнование между двумя или более группами учащихся; например, какая группа «замкнет» свою цепочку быстрее или какая группа придумает самую забавную «цепочку». Это упражнение варьируется, чтобы оно не стало скучным и способствовало совершенствованию грамматических навыков.

      В своей работе учитель Ирина Ивановна Петричук использует не сложные ролевые, ситуативные игры, тренирующие учащихся в умении использовать различные  грамматические структуры. Причем, иногда достаточно всего лишь одного игрового момента, чтобы сделать более  привлекательным обычное задание. Стоит, например, разрешить учащимся использовать мобильные телефоны как антураж (Students, take out your mobile phones, please, and pretend you are calling your partner. Discuss the following items…). Редко кто из учащихся окажется не вовлеченным в решение поставленной учебной задачи, превращенной в миниспектакль. Или же поставить задачу составления диалогов для отработки грамматического образца по теме: «Поездки и путешествия». При основной задаче выбирается способ путешествия и туристический маршрут, и урок превращается в увлекательнейшее занятие для учащихся, если определяются дополнительные условия, придающие работе эмоциональную окраску. Так, определяется одной паре изобразить друзей с разными взглядами на отдых, другой – спорящих супругов, третьей – маму и дочь. В результате происходит закрепление в памяти учащихся необходимых грамматических образцов, создаются необходимые условия для успешной учебной деятельности.

      Нами  был рассмотрен опыт учителя английского  языка Лидии Васильевной Шуба (МОУ СОШ № 26 «Шанс», г. Волгодонск Ростовской области) по использованию ролевых игр для совершенствования грамматических навыков. Как считает Лидия Васильевна, ролевая игра является перспективной формой обучения, так как она способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке. Применение игр на уроках повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения. В особенности ролевая игра эффективна для совершенствования грамматического материала на уроке, так как он является наиболее сложным для учащихся. Для того чтобы облегчить процесс закрепления грамматики, Лидия Васильевна включает в свои уроки игровые моменты. Подбор игр зависит от возраста и способностей детей. Так, например, для изучения и закрепления грамматического материала в 5 классах, «Степени сравнения имен прилагательных» используется игра, в которую играют парами или группой. У сильного ученика – консультанта карточки с начальной формой прилагательных, которые учащиеся вытягивают у него как билеты до тех пор, пока не останется ни одного. Отдельно на столе лежат карточки со степенями сравнения прилагательных. Имея начальную форму прилагательного, ученик должен найти нужные карточки со степенями сравнения этого прилагательного. По количеству правильно подобранных карточек ставится оценка.

      Лидия Васильевна также использует на своих  уроках игру, которая называется «Haven’t I seen you somewhere before?». Данная ролевая игра построена на основе приема «информационный поиск» и направлена на активизацию временных форм настоящего совершенного и прошедшего неопределенного.

      В этой игре участвуют от 4 до 10 игроков. Если в группе больше 10 человек, то делятся на две подгруппы так, чтобы каждая группа включала те же роли и работала самостоятельно.

      Игра  заключается в том, что все  участники приглашены на праздничный  обед. Им показалось, что они где-то уже встречались, но не могут вспомнить, где и при каких обстоятельствах. Данная игра применительна для учащихся 7 классов.

      Задача  участников игры выяснить, где и  когда они встречались с каждым из присутствующих. Чтобы выполнить  задание, все участники игры читают сначала свои ролевые предписания, а затем начинают поочередно беседовать с гостями (знакомиться с ними, расспрашивать, где они живут, где  учились).

     По  мнению Лидии Васильевны Шуба, учитель во время игры, как правило, принимает роль ведущего или одну из «второстепенных» ролей с тем, чтобы иметь полное право, не разрушая создавшуюся коммуникативную ситуацию, вмешаться в процесс общения, стимулировать «пассивных» участников к беседе, направить действия обучающихся в нужное русло.

      Нет секрета в том, что сегодня  на уроке в большей степени  активен учитель, а не ученик. Школьник получает знания в виде информации, передаваемой ему от учителя. Причина  нежелания ученика быть активным самому в процессе познания подчас состоит в отсутствии у него познавательного  интереса к выполняемой деятельности. Проблема активизации процесса учения заставляет учителя искать пути, которые  позволили бы ему повысить у детей интерес к самостоятельному приобретению знаний.

      Учитель английского языка Марина Николаевна Шадрина (СОШ с. Айгуль Стерлитамакского района) считает, что процесс овладения английским языком должен проходить для учащихся без особых усилий и трудностей. Большое внимание на своих уроках она уделяет совершенствованию у учащихся умений и навыков грамматически правильной речи, так как именно плохое знание грамматики английского языка является главным барьером полноценного общения. Чтобы облегчить «вхождение» в грамматическую систему английского языка, Марина Николаевна разработала свои оригинальные подходы при объяснении грамматического материала.

      Эти приемы включают в себя «пропевание» материала, использование грамматических сказок, стихотворений, песен, загадок, рифмовок, включение в урок сказочных  героев, роль которых выполняют сами учащиеся. Также важное место на уроках Марины Николаевны занимают игры, которые, в свою очередь, позволяют  школьникам легче, прочнее и быстрее  усваивать материал. Игры позволяют  удерживать внимание школьников продолжительное  время, а они, в свою очередь, имеют  возможность учиться самостоятельно. Уроки получаются интересными, занимательными, где доминируют высказывания учеников, а не учителя.

      В своей работе Марина Николаевна Шадрина  использует игры, которые служат для активизации грамматического материала в устной речи. Так, например, игра, которая называется «Глаголы и наречия». Играющие образуют пары. На столе лежат две стопки карточек. В одной стопке карточки, на которых написаны глаголы, обозначающие действия, в другой – карточки с наречиями, поясняющими эти действия. Один из играющих берет карточку с глаголом, второй – с наречием. Каждая пара играющих должна изобразить перед группой действие, записанное на карточках. Играющие должны догадаться, какое действие они изображают, какие глаголы и наречия иллюстрируют, и называют их на английском языке.

Информация о работе Совершенствования грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку