Формирование навыков диалогической речи на английском языке у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение современного состояния теории и практики формирования навыков диалогической речи, выявление особенностей обучения диалогу в младшем школьном возрасте, обоснование роли игрового метода, разработка и апробация игр, направленных на формирование навыков диалогической речи в начальной школе.
В связи с выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:

1) проанализировать научно-методическую литературу по теме;

2) изучить специфику и основные пути обучения диалогической речи;

3) определить роль и место игровой методики в обучении иностранному языку и диалогу в частности;

4) изучить опыт учителей в обучении диалогической речи в начальной школе;

6) разработать примеры игр направленных на формирование навыков диалогической речи в начальной школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИГРОВАЯ МЕТОДИКА В ОБУЧЕНИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
6
1.1 Специфика и основные характеристики диалогической речи 6
1.2 Игра как средство обучения иностранному языку 15
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ МЕТОДИКИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

20
2.1 Изучение опыта учителей в обучении диалогической речи в начальной школе 20
2.2 Методическая разработка и применение игр – диалогов к УМК Тер-Минасовой С. Г., Узуновой Л.М.« English 3» 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая Швед готовая (Восстановлен).doc

— 164.50 Кб (Скачать)

      Существуют  различные классификации игр. М.Ф. Стронин, автор ряда книг, посвященных  обучающим играм, которые используются в обучении иностранным языкам, выделяет два вида таких игр:

    1. подготовительные, способствующие формированию речевых навыков;
    2. творческие игры, цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений[9; 26].

      Одним из видов игр являются дидактические игры, которые являются общепризнанной формой устно - речевого развития школьников. К ним относятся: языковые, или подготовительные, и речевые, или творческие. К языковым играм относятся орфографические, лексические, фонетические и грамматические, целью которых является формирование соответствующих навыков, а к речевым можно отнести ситуационные, ролевые и деловые [5; 35].

      В настоящее время большой интерес  вызывает использование ролевых игр на уроке иностранного языка в младших классах для моделирования реальной ситуации общения. По мнению А. Мейли и А. Дафф, наиболее адекватным приемом обучения диалогической речи является ролевая игра. Психологи (А.Н. Леонтьев, Н.В. Королева и др.) утверждают, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними, что ее содержанием является именно эта сфера деятельности. Л.С. Выготский утверждая, что в ролевой игре «ребенок плачет, как пациент, и радуется как играющий» и что «в игре ежеминутно происходит отказ от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли» [8; 65].

      Ролевая игра может использоваться при обучении иностранному языку школьников любого возраста. И поскольку игра остается в младшем школьном возрасте пока еще ведущей формой деятельности ребенка, то с ее помощью следует обучать детей диалогической речи. Тем самым повышается мотивация школьников к изучению иностранного языка.

      В ролевой игре необходимо различать  сюжет и содержание. Сюжет игры – это та область действительности, которая воспроизводится учащимися  в игре. Сюжеты игр могут быть очень разнообразными, но они должны отражать конкретные условия из жизни, т.е. в игре используются определенные реальные ситуации [21; 88].

      Содержание  игры – это то, что воспроизводится  учащимися в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений в реальной действительности, например в трудовой или общественной жизни. В содержании ролевой игры выражено более или менее глубокое проникновение ученика в предлагаемую ситуацию, которая может отражать, например, лишь внешнюю сторону человеческой деятельности - только то, с чем действует человек, или отношения человека к своей деятельности и другим людям [9; 57].

      Ролевая игра характеризуется:

    1. особым отношением к окружающему миру;
    2. субъективной деятельностью участников;
    3. социально значимым видом деятельности;
    4. особыми условиями процесса усвоения занятий.

       Ролевая игра выполняет следующие  функции:

             обучающая                воспитательная                    ориентирующая   

                           

                                          Функции ролевой игры

      

      мотивационно-побудительная                     компенсаторная  

      Вывод. Обобщая вышесказанное, можно сделать выводы о том, что игра, наряду с учебной деятельностью, является ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте. Игра обладает не только большими обучающими, воспитательными, развивающими и другими возможностями, но и реализует творческий потенциал как учителя, так и учащихся.

      Одним из видов игр, используемых для обучения диалогической речи, является ролевая  игра. Являясь ситуативно-управляемым  речевым упражнением, направленным на развитие и совершенствование речевых навыков, в том числе и навыков диалогической речи, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке, обеспечивает личностную и познавательную активность младших школьников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ МЕТОДИКИ

   В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ  ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 

   2.1. Изучение опыта  учителей в обучении  диалогической речи в начальной школе 

   Проведя анализ научно - методической литературы по теме курсовой работы «Игровая методика как средство формирования навыков диалогической речи на английском языке в начальной школе», были сформулированы основные выводы о том, что игра является важным средством формирования навыков диалогической речи младших школьников в условиях коммуникативной направленности обучения ИЯ в школе.

   Таким образом, первым этапом практической части  работы являлось изучение опыта учителей английского языка начальной школы, направленного на формирование навыков диалогической речи. В рамках педагогической практики были просмотрены уроки Малькевич С.В., учителя английского языка школы №15, а именно урок в 3 г классе по теме: «There is no place like home». Первый этап урока был посвящен развитию диалогических навыков по теме. Для закрепления лексических единиц и грамматической структуры, there is/ there are в устной речи, учителем была использована игра, в которой детям необходимо было сопоставить описание любимой комнаты одного из главных героев учебника  - мамонтенка Брэма в его письме с картинками, изображающими предметы мебели и их расположение в комнате. Анализ используемой игры показал, что дети с большим интересом включались в речевую деятельность, в которой легко проходила отработка лексического и грамматического материала.

   Также были проанализированы этапы уроков, посвящённые формированию навыков диалогической речи по теме «Happy Birthday» (урок №28) в 3 г классе, проведённые Пенинян Кристиной, студенткой 4-А курса, проходящей преддипломную практику в школе №15.

   Второй  этап урока был направлен на формирование навыков диалогической речи. На этом этапе был использован игровой момент. Класс был разделён на две команды. Опираясь на картинку в учебнике на странице 80, на которой изображены герои учебника (Брэм, Мэй, Дик, Дрегги), учащиеся первой команды меняли действия, выполняемые героями используя фразы:

   -Bram is eating meat.

   -Draggy is switching on the radio.

   -May is eating cakes.

   -Dick is playing volleyball и т. д.

   Задача  второй команды состояла в том, чтобы правильно сказать, что выполняет каждый герой, используя фразы:

   - Bram isn’t eating  meat. He is eating a banana.

   -Draggy isn’t switching off the radio. He is switching on the radio.

   -May isn’t eating cakes. She is eating fish.

   -Dick isn’t playing volleyball. He is playing football.

   Таким образом, в процессе игры был отработан новый лексический материал по теме, а также образование утвердительных и отрицательных предложений в Present Continuous. Дети с удовольствием принимали участие в этой игре, на протяжении которой сохранялась высокая учебная мотивация. Грамматическая структура времени  Present Continuous была хорошо отработана учащимися в речи.

   Интересным  сюжетом игры, проводимой во 2 м классе по теме «Будем друзьями», стало путешествие  во дворец королевы Елизаветы-II. На протяжении трудного и сложного пути через пролив Ла-Манш, детям необходимо было справиться с различными заданиями. Это и повторение английского алфавита, и закрепление ранее изученных животных, которые живут в английском лесу. Также детям необходимо было вспомнить и написать цифры, чтобы угадать пароль в Букингемский дворец. В завершении, была использована ролевая игра, в которой дети учились вести диалог – расспрос: учащимся было необходимо познакомиться с королевой, используя фразы:

   - What’s your name?

   - How old are you?

   - Where are you from?

   Вывод. Итак, проанализировав просмотренные уроки английского языка в начальной школе, можно сделать вывод о том, что применение игровой методики в обучении различным видам речевой деятельности, в том числе и в обучении диалогической речи является важным и необходимым условием качественно сформированных навыков устной речи. Игра обладает большими обучающими возможностями и является эффективным способом вовлечь учащихся в коммуникацию. 
 

   2.2. Методическая  разработка  и применение игр – диалогов к УМК

   Тер-Минасовой  С.Г., Узуновой Л.М. « English 3» 

   Как было ранее сказано, игра является мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Если для достижения успеха в  игре ребенку нужно совершить  какое-то речевое действие, то оно  осваивается почти без усилий. Игра создает прекрасные естественные условия для овладения языком, она помогает усвоению речевого материала в любом возрасте, но в младшем школьном возрасте она особенно продуктивна.       

   В связи с этим, во время педагогической практики в школе №15 города Азова нами были разработаны игры, направленные на развитие навыков диалогической речи к УМК Тер-Минасовой С.Г., Узуновой Л.М. « English 3».  
 

   Игра  к уроку №8.

   Цель: формировать у учащихся умение вести диалог – расспрос с помощью раннее изученных лексических единиц и конструкций.

   Содержание: детям раздаются карточки, на которых изображены животные с именем, возрастом и местом их обитания. Дети задают друг другу вопросы и отвечают по карточке (приложение 1).

   P1: Hello

   P2: Hello

   P2: What is your name?

   P1: My name is Tom and what is your name?

   P2: My name is Nick.

   P1: How old are you?

   P2: I am eight and you?

   P1: I am seven.

   P2: Where are you from?

   P1:I’m from Russia (America, Great Britain), and you?

   P2: I’m from…

   P1: Good-bye, Nick.

   P2: Bye-bye, Tom. 

   Игра  к уроку №9.

   Цель: повторить изученный материал и закрепить конструкцию: «Can you…?» и краткие ответы: «Yes, I can». «No, I can’t».

   Содержание: двум учащимся раздаются карточки с изображением животных, выполняющих определенное действие. Дети не видят, что на карточке собеседника. Каждый ребенок должен догадаться, что выполняет животное на карточке, задавая вопрос: «Can you…?» (приложение 2).

   P1: Hello.

   P2: Hello.

   P2: Can you swim?

   P1: No, I can’t and can you swim?

   P2: No, I can’t.

   P1: Can you read?

   P2: No, I can’t.

   P1: Can you run and jump?

   P2: No, I can’t and you?

   P1: No, I can’t.

   P2:  Can you write?

   P1: Oh, yes, I can. Can you sing?

   P2: Yes, I can.

   P1: Good-bye, fox.

   P2: Good-bye, pig. 

   Ролевая игра к уроку №29.

   Цель: обучать диалогической речи с использованием известных клише: «Can I have…?», «Would you like some…?».

   Содержание: действие происходит за столом. Винни-Пух пришел в гости к Пяточку, Пятачок угощает своего друга Винни. Роли исполняют за столом два ученика в масках Винни-Пуха и Пяточка.

   P: Oh, hello, Winnie.

   W: Hello, Piglet. How are you?

   P: I am fine and you?

   W: I am fine too.

   P: Would you like some orange?

   W: Yes please. Can I have some sweets?

   P: Here you are.

   W: Thank you, piglet.

   P: Good-bye, Winnie. 
 

   Примеры двух ролевых игр к уроку №30.

   Цель: развивать умение и навыки диалогической речи, повторить раннее изученные лексические единицы и конструкции вопросительных предложений.

Информация о работе Формирование навыков диалогической речи на английском языке у младших школьников