Формирование когнитивной компетентности студентов младших курсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:46, научная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение сущности когнитивной компетентности, разработанных подходов, методов и заданий, направленных на её формирование.
Вышеизложенная цель обусловила постановку следующих задач исследования:
Рассмотреть разницу понятий «компетенция» и «компетентность»
Раскрыть сущность категории «когнитивной компетентность» в профессиональной компетентности студентов.
На основе анализа дидактической, научно-практической литературы выявить условия формирования когнитивной компетентности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ 6
Компетентностный подход в системе высшего образования 6
Сущность когнитивной компетентности в профессиональной компетентности студентов 12
Психолого-педагогические особенности деятельности студентов младших курсов 18
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ 25
2.1. Подходы к формированию когнитивной компетентности (на материале иностранного языка) 25
2.2. Виды заданий, направленные на формирование когнитивной компетентности 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЯ 42

Работа содержит 1 файл

научно-исследовательская работа на тему Формирование когнитивной компетентности студентов младших курсов.doc

— 280.00 Кб (Скачать)

     В рамках отождествления этих понятий (Л.Н. Болотов, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков) авторы подчеркивают именно практическую направленность компетенций — «Компетенция является, таким образом, сферой отношений существующих между знанием и действием в человеческой практике» [21].

     Толковые  словари также предпринимают  попытку дифференцировать два понятия: «компетенция» и «компетентность», в частности в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и в «Современном словаре иностранных слов»,  даются следующие определения: «компетенция»  – это «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён»; «компетенция (франц. competence — компетенция, осведомленность) – это круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлён, разбирается профессионально» [33]. Компетентность же определяется как осведомлённость, авторитетность в какой-нибудь области так и как способность, соответствие каким-нибудь требованиям. Следовательно, компетенцию можно определить как комплекс (совокупность) знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения, который составляет содержательный компонент обучения. Компетентность же — это свойства личности, ее способность к выполнению какой-либо деятельности на основе сформированной компетенции (компетенциях), то есть компетентность — это результат обучения. В  докладе  В. Хутмахера  говорится, что хотя само понятие «компетенция», входя в ряд таких понятий, как умения, «компетентность», «компетенция», способность, мастерство, содержательно до сих пор точно не определено, тем не менее, все исследователи соглашаются с тем, что понятие «компетенция» ближе к понятийному полю «знаю, как», чем к полю «знаю, что», тем временем как «компетентность» всегда есть актуальное проявление «компетенций» [54].

     Такие авторы как: Е.В. Бондаревская, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.В. Мясищев, А.Ш. Палферова, Л.А. Петровская и другие изначально используют понятия «компетентность» и «компетенция» как для описания конечного результата обучения, так и для описания различных свойств личности (присущих ей или приобретенных в процессе образования). Разработчики документа "Стратегии модернизации содержания общего образования" подчеркивают интегративный характер понятия "компетентность"; некоторые отечественные исследователи (В.А.Болотов, В.В. Сериков и др.) применяют только термин "компетенция", отождествляя его с "компетентностью"; другие (Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской) употребляют оба термина, считая их синонимами; ряд ученых (И.А. Зимняя, В.Д. Шадриков) разделяют эти понятия [45].

     Таким образом, согласно И.А. Зимней «компетенция – это результат образования в совокупности с его мотивационно - ценностными и когнитивными составляющими».  Компетентность – это, по И.А.Зимней, «интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной деятельности человека, знания, на базе которых он способен использовать компетенции» [16].  Следовательно, компетентность можно описать через синонимы осведомленность, эрудированность, усвоенность социально-профессионального опыта, осмысленная намеренность применять знания и обосновывать свою позицию.

     Компетенция же соотносима с «умелостью, действенностью, способностью и готовностью применять  знания при решении как типовых, так и творческих и практических задач» [16]. Поскольку умелость невозможна без сформированных умений и навыков, без осмысленного опыта, без активного желания человека использовать усвоенные знания, постольку компетентность специалиста обеспечивает осуществление профессиональных компетенций (и в этом смысле является первичной). Компетентность специалиста связана с его способностью осуществлять компетенции.

     Осведомленность, сознательность, действенность и  компетентность являются инвариантными  признаками образованности (Г.Н.Сериков) [7]. Образованность, точнее уровень образованности – это знаниевая база для исполнения компетенций, направленность личности на их осуществление, на рост квалификации, на самореализацию через профессию. В зависимости от ступени образования и достигнутого в его процессе результата выделяют уровни образованности: грамотность, функциональная грамотность, компетентность (А.М. Новиков) [31]. Образованность является потенциальной основой профессиональной деятельности, компетентность же характеризует готовность человека использовать эту базу для успешной работы. Нам представляется, что компетентность – это реализованная образованность, образованность в действии.

       А.В. Хуторской изначально отличает две выше упомянутые категории синонимически и рассматривает «компетенцию» как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к  определенному  кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним». А понятие «компетентность», по А.В. Хуторскому, – это «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности». В дальнейшем автор считает целесообразным, там где это возможно и необходимо, пытаться разделять данные понятия, имея в виду под  «компетенцией»  «некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке обучаемого», а под  «компетентностью»  – уже «состоявшееся его личностное качество, характеристику» [50].

     «Компетентность» объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования. Традиционно эти составляющие выступают в несвязанном виде, когда знания сообщаются в отрыве от их применения в практически релевантных ситуациях. В понятии компетентности заложена новая идеология интерпретации содержания образования, формируемого "от результата". «Компетентность» не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации, а также может проявляться только в той или иной деятельности при условии личностной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Она тесно связывает одновременную мобилизацию знаний, умений и способов поведения в конкретных ситуациях.

     Формируемые «компетентности» обладают рядом характерных признаков:

  • многофункциональность, так как они могут реализовываться в повседневной жизни студента для решения различных задач, в том числе профессиональных;
  • они обеспечивают дальнейшее интеллектуальное развитие студента, его мышление, самооценку, саморефлексию;
  • они могут быть охарактеризованы с точки зрения развития различных умений, в том числе интеллектуальные умения.

     Обобщая всё выше сказанное, на наш взгляд, понятие «компетенция» может  быть определена как  область деятельности, значимая для эффективной работы, в которой индивид должен проявить определенные знания, умения, поведенческие навыки, гибкие способности и профессионально-важные качества личности; что касается понятия «компетентность», то это уровень достижений индивида в области определенной компетенции, сложное личностное образование, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять образовательную деятельность, обеспечивающее процесс развития и саморазвития ученика. Компетентность – мера включенности человека в деятельность. Такая включенность не может быть без сформированного у личности ценностного отношения к той или иной деятельности. Таким образом, можно констатировать, что компетентность – есть готовность и способность человека действовать в какой-либо области.  
 Подводя итог, важно отметить, что в преподавании иностранного языка студентам младших курсов необходимо формировать ключевые компетенции и компетентности, что будет способствовать подготовке профессионалов,способных к дальнейшей продуктивной деятельности. Таким образом, личность, сформированная на базе данных категорий, обладающая ключевыми способностями, практическим мастерством и определёнными мотивационно-волевыми качествами, имеет широкую перспективу дальнейшего саморазвития и огромный, соотносимый с гуманистическими ценностями современноного непрерывного языкового образования,  потенциал успешной саморелизации в жизни.
 

    1. Сущность  когнитивной компетентности в профессиональной компетентности студентов
 

     Ключевые  компетентности студента отличаются интегративной  природой, так как их источниками являются различные сферы культуры и деятельности (бытовой, образовательной, гражданской, духовной, социальной, информационной, правовой, этической, экологической и др.)

     Таким образом, мы можем сформулировать определение рассматриваемого понятия следующим образом: ключевая компетентность обучаемого – это сложное личностное образование, включающее в себя аксиологическую, мотивационную, рефлексивную, когнитивную, операционно-технологическую, этическую, социальную и поведенческую составляющие содержания высшего образования. Понятие компетентности включает когнитивную составляющую, как одну из важнейших по отношению к процессам восприятия информации и применения мыслительных стратегий в процессе обучения.

     Среди ключевых компетентностей, обозначенных федеральной стратегией модернизации образования, приоритетное место принадлежит компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, т.е. когнитивной компетентности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Данная компетентность занимает важное положение в совокупности компетентностей личности, так как обеспечивает приобщение человека ко всему целостному и разнообразному миру культуры. Важной особенностью данной компетентности является то, что она, обеспечивая продуктивность различных видов деятельности обучаемых, базируется на когнитивных умениях – умениях самостоятельно приобретать эффективные знания. Последнее обстоятельство играет в условиях нарастания темпов научно-технического и социального прогресса решающую роль, так как любой будущий специалист  должен быть готов к пополнению и обогащению знаний, к непрерывному образованию даже по окончании высшего учебного заведения,. Именно поэтому при рассмотрении исследователями состава ключевых компетентностей на первый план выходит компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности (А. А. Пинский и др.) или когнитивная (учебно-познавательная) компетентность (Е.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Т.В. Иванова, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской). Главным в социально-педагогическом плане является обеспечение овладения учащимися таким уровнем когнитивной компетентности, которая обеспечивает эффективную для принятия решений познавательную деятельность в течение всей жизни [14]. 
 Такое понимание когнитивной компетентности позволяет также определить в качестве ее основания общеучебные умения. Общеучебные умения – это универсальные для многих учебных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины. Учитывая многоаспектность значимости и ценности общеучебных умений, мы можем говорить об актуальность их формирования у студентов языкового вуза [15].

     Одним из важнейших компонентов структуры учебной деятельности в рамках когнитивной компетентности студента является учебная задача – цель, данная в определённых условиях (А.Н. Леонтьев). Учебная задача может быть нейтральной или проблемной. Постановка проблемной задачи требует «большой и сложной мыслительной работы» (П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн). По мнению А.М. Матюшкина [25], высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой человек сам формулирует проблему, сам находит пути и способы её решения, самостоятельно контролирует правильность её решения. Для осуществления таких действий субъекту деятельности необходимо обладать определёнными знаниями и умениями, которые включает в себя познавательно-практический компонент когнитивной компетентности студентов: совокупность знаний технологии учебной деятельности (целеполагание, целевыполнение, контроль и самоконтроль, оценивание и самооценивание), умений применять эти знания в практике (самостоятельно ставить цель, формулировать проблему, планировать, организовывать и контролировать свою деятельность, выбирая оптимальные и достаточные способы действий в соответствии со своими индивидуальными особенностями и склонностями, оценивать результаты своей деятельности, находить и устранять ошибки), опыт самостоятельной учебной деятельности (постоянно заниматься самообразованием, ставить новые познавательные цели, учиться соотносить объём имеющихся, достаточных и недостающих знаний, переносить знания, полученные в одной когнитивной области в другую).

     Согласно, А. В. Хуторскому, когнитивная компетентность  входит в состав ключевых компетентностей.  Исходя  из определения, которое дает А.В.Хуторской, когнитивная компетентность – это «фактор мобильности, расширяющий познавательные ресурсы учащегося, позволяющий решать возникающие познавательные проблемы во всех видах деятельности, добывать знания непосредственно из реальности, владеть приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем» [51].

     Когнитивная  (познавательная)  компетентность  действует  как  интеллектуальный  вариант  инициативы:  прилагая усилия,  индивидуум  приходит  к  пониманию  ситуации, задания, проблемы, возможности или объему знаний.

    В соответствии с упомянутыми выше ключевыми (т.е. обобщенно представленными основными компетентностями, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме) компетенциями и компетентностями, когнитивную компетентность можно охарактеризовать пятью компонентами, а именно:

Информация о работе Формирование когнитивной компетентности студентов младших курсов