История развития налоговой системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм, которого, неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно - технического прогресса

Содержание

Введение………………………………………………………..………………3
История развития налоговой системы России (конец IX в. – 1917 г.)6
Древняя Русь…………………………………………………………..…...6
Русское централизованное государство……………………………..…...9
Развитие в эпоху Петра I………………………………………………...10
Налоговая система 1725 – 1917 гг………………………………………12
Налоговая система советского периода…………….………………….16
Влияние непа на налоговую систему страны…………………………..16
Налоговая реформа 1930 – 1932 гг…………………….………………..18
Послевоенный период……………………..……………………………..19
Современная налоговая система………………………………..………22
Первый этап становления системы налогообложения в России……...22
Второй этап становления системы налогообложения в России..……..23
Российская налоговая система……….………………………………….24
Заключение…………………………………….……………………………..26
Библиографический список………………………………….…………….28

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 63.99 Кб (Скачать)

    С 1922 г. вводится подоходно-поимущественный  налог, плательщиками которого являлись проживающие в городе граждане и  юридические лица. Поимущественное  обложение затрагивало как предметы обихода, роскоши, так и производственное оборудование частных и акционерных  предприятий, запасы сырья, товаров. В 1924 г, подоходно-поимущественный налог  был отменен и преобразован в  подоходный, взимаемый в форме  основного — в твердых ставках, дифференцированных по группам плательщиков, и дополнительного — по прогрессивной ставке от совокупности доходов, превышающих определенный размер.

    Для налоговой системы России периода  нэпа, так же как и для дореволюционной  налоговой системы, было характерно разграничение налогообложения  города и деревни. Так, в 1923 г. введен единый сельскохозяйственный налог, заменивший различного рода натуральные повинности.

    Первоначально объектом обложения были земля, сенокосы, крупный рогатый и рабочий  скот, а впоследствии — доход, полученный от хозяйства, в том числе от подсобных  занятий. В 1926 г. установлены налог  на сверхприбыль и налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Получает развитие и косвенное  налогообложение. В 1921 — 1923 гг. были введены  акцизы на спирт, табачные изделия, керосин  и ряд других товаров.

    К концу 1920-х гг. бессистемная экономическая  и финансовая политика государства, а также использование прямых административных методов управления привели к созданию громоздкой налоговой  системы, отличающейся множественностью налогов и сборов.

    1. Налоговая реформа 1930 – 1932 гг.

    В 1930—1932 гг. в СССР в результате налоговой  реформы налоги стали выполнять  несвойственную им роль средства политической борьбы. Постановлением ЦИК и СНК  СССР от 2 сентября 1930 г. «О налоговой  реформе» были проведены преобразования налоговой системы государства. Изменение внутренней политики СССР, проводимые в стране индустриализация и коллективизация привели к  замене налоговой системы административными  методами изъятия прибыли, амортизации  имущества предприятий и административному  перераспределению финансовых ресурсов по отраслям и территориям. В результате проведения налоговой реформы устанавливается  система изъятия доходов государственных  предприятий и организаций в  двух видах — в виде налога с  оборота и отчислений от прибыли, которые стали основными платежами в бюджет. Налог с оборота объединил в себе 53 вида ранее действовавших налогов и платежей, существенное значение среди которых имели промысловый налог и 12 акцизов. Шесть налогов и платежей, дававших бюджету 16,5% его доходов, консолидировались в один — отчисления от прибыли. Не были унифицированы и сохранились как самостоятельные 27 сборов и платежей, обеспечивающих поступление около 1/5 доходов бюджета.

    В 1930 г. происходит учреждение налоговых  инспекций, являющихся структурными подразделениями  районных и городских финансовых отделов. В компетенцию налоговых  инспекций входило взимание налогов  с населения. Налоговую регистрацию  осуществляли налоговые органы, а  также другие государственные и  негосударственные органы и организации (загс, нотариат, таможенные органы и  др.).

    1. Послевоенный период

    Послевоенный  период в СССР характеризовался постепенным  сворачиванием налогообложения  и заменой налогов иными доходными  источниками. Основным же налоговым  платежом того времени являлся налог с оборота, поступления от которого составили в 1954 г. около 41 % в составе доходной части бюджета12.

    Тенденция к ликвидации налогов в социалистическом обществе прослеживается достаточно четко, о чем свидетельствует принятие Закона СССР от 7 мая 1960 г. Об отмене налогов  с заработной платы рабочих и  служащих. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1962 г. сроки освобождения рабочих  и служащих от налогов с заработной платы были перенесены, а затем  эта идея была вовсе забыта.

    В период с 1961 по 1990 гг. в экономической  области была предпринята попытка  проведения реформы по оживлению  промышленного производства. Были введены  некоторые элементы рынка: в октябре 1965 г. были приняты постановления Об улучшении планирования и стимулирования производственной экономики и О государственном производственном предприятии при социализме. К минимуму было сведено число обязательных показателей, введены новые: стоимость реализованной продукции, общий фонд заработной платы, общая сумма централизованных капиталовложений. Часть доходов оставалась в распоряжении предприятий. Вместе с тем отчисления от прибыли в государственный бюджет не ограничивались установленными нормативами, в него отчислялся свободный остаток прибыли, то есть часть прибыли, оставшаяся после отчислений в бюджет, вышестоящим органам и в фонды экономического стимулирования предприятий.

    Во  времена оттепели налогообложение  и налоговое законодательство не претерпело существенных изменений. Налоги с городского населения, не имевшего иных доходов, кроме заработной платы, работающих преимущественно на государственных  предприятиях, сводились к подоходному  налогу. Налоговая система потеряла всякий смысл для целей формирования государственного бюджета.

    Существенным  этапом в совершенствовании системы  взаимоотношений предприятий с  государственным бюджетом был переход  к так называемому полному  хозяйственному расчету и самофинансированию. Его отличием было то, что порядок  распределения прибыли приобретал нормативный характер: не часть, а  вся прибыль предприятий распределялась по утвержденным вышестоящими органами экономическим нормативам. Одновременно признавалось равенство интересов  предприятия и государства при  распределении прибыли, поскольку  нормативы формировались с учетом потребностей предприятий в средствах  не только на простое, но и на расширенное  воспроизводство, а также на содержание социально-бытовой сферы и жилищное строительство13.

    Таким образом, уже с первых лет существования  советского государства взимались  подоходный налог с граждан, налог  на одиноких и малосемейных граждан, налог с оборота, сельскохозяйственный налог, налог со строений, налог со зрелищ, подоходный налог с организаций потребительской кооперации, колхозов, налог с владельцев транспортных средств и др. Кроме них, существовали и иные формы платежей: нормативные отчисления от прибыли, плата за фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированные (рентные) платежи, свободный остаток прибыли и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Современная налоговая система 
    1. Первый этап становления системы налогообложения в России

    Современная налоговая система была возрождена с принятием Закона РСФСР от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Реформа проводилась в условиях конкретной политической, экономической и социальной ситуации, ее основной целью было увеличение поступлений в бюджет за счет увеличения числа федеральных налогов, налогов субъектов РФ и местных налогов, а также повышения ставок налогообложения.

    Высокий уровень инфляции, структурные изменения  в экономике страны обусловливали  нестабильность налогового законодательства, отмену одних и появление новых  налогов. Практика показала необходимость  кардинальной перестройки бухгалтерского учета во всех сферах хозяйствования, применительно к условиям рыночной экономики и действующей системы  налогообложения. К числу недостатков  последней относилось использование  начисляемых в зависимости от выручки предприятий оборотных  налогов, неточность и неоднозначное  толкование многочисленных нормативных  актов Госналогслужбы России, наличие  многочисленных льгот и налоговых  освобождений, а также сравнительная  легкость и безнаказанность невыполнения налоговых обязательств плательщиками.

    Система налогообложения этого периода  имела ярко выраженный фискальный характер, что обусловливало постоянный рост налоговой нагрузки на законопослушных  налогоплательщиков, рост масштабов  теневой экономики. Многочисленные поправки, вносимые в налоговое законодательство, решали лишь отдельные частные вопросы  и не меняли его основ. Все это  негативно сказывалось на экономическом  развитии страны. Введение налогов  осуществлялось на основе не только законов, но и подзаконных актов. Так, Указом Президента РФ 1993 г. «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» (в настоящее время утратил силу) были дополнительно введены специальный налог с предприятий для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей и транспортный налог с предприятий. Фактически этот налог являл собой пример чрезвычайного налогообложения. Допускалось также установление налогов, не предусмотренных федеральным законодательством.

    Согласно  Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 г. «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году»14 органам власти субъектов РФ и органа местного самоуправления было предоставлено право дополнительно устанавливать и вводить без ограничения любые налоги.

    В результате только к 1994 г. было введено  дополнительно сверх предусмотренных  в Законе Об основах налоговой  системы в Российской Федерации  более 70 видов региональных и местных  налогов15.

    Таким образом, на первом этапе налоговой  реформы сложился качественно новый  механизм финансовых отношений предприятий  и государства. В то же время введенный  в действие налоговый механизм оказался структурно деформированным и неэффективным, он до сих пор не только не способствует преодолению кризисных явлений, но, напротив, во многом усиливает их.

    1. Второй этап становления системы налогообложения в России

    До 1 января 1999 г. главным рамочным налоговым  законом являлся Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В нем были определены структура и общий механизм функционирования налоговой системы, установлены перечень налогов и сборов, порядок их исчисления и взимания, обозначены обязанности и ответственность налоговых органов и налогоплательщиков. С 1 января 1999 г. этот закон утратил силу, за исключением п. 2 ст. 18, ст. 19-21.

    Второй  этап становления системы налогообложения  в России связан с вступлением  в действие с 1 января 1999 г. части  первой и с 1 января 2001 г. части второй НК РФ. В настоящее время Кодекс составляет основу законодательства о  налогах и сборах, устанавливая принципы построения налоговой системы, права  и обязанности субъектов налоговых  правоотношений и т. п.

    Часть первая НК РФ формирует базовые моменты  налогообложения в стране: состав и структуру налогового законодательства, условия его применения и согласованности  с нормативными законодательными актами других отраслей права, дает определения  налогов и сборов, принципы их деления  на федеральные, региональные и местные, устанавливает их перечень. Соответствующие  статьи части первой НК РФ характеризуют  участников налоговых отношений, их права и обязанности, виды налоговых  нарушений и применяемые санкции.

    Часть вторая НК РФ фактически является сводом федеральных законов, каждый из которых  определяет порядок исчисления и  взимания того или иного налога, предусмотренного системой налогообложения  в России. С 1 января 2001 г. вступили в  действие главы, регулирующие взимание налога на добавленную стоимость (гл. 21), акцизов (гл. 22), налога на доходы физических лиц (гл. 23) и единого социального  налога (гл. 24); с 1 января 2002 г. —гл. 25 Налог  на прибыль организаций, гл. 26 Налог  на добычу полезных ископаемых, который  объединил несколько ранее действовавших  налогов, взимаемых с недропользователей, гл. 27 Налог с продаж (в настоящее  время утратила силу) и разд. VII Специальные  налоговые режимы в части гл. 26' Единый сельскохозяйственный налог16.

    1. Российская налоговая система

    В России налоговая система складывалась в начале 90-х гг. XX века, в период кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. На ее становлении и развитии сказались  отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, краткие сроки, отпущенные на разработку законодательства, а также экономический и социальный кризис в стране.

    Налоговая система характеризует налоговый  правопорядок в целом, а система  налогообложения является ее элементом.

    Система налогообложения - главный инструмент перераспределения финансовых средств. Для ее эффективного формирования необходимы определенные условия, прежде всего  стабильность общей экономической  политики. Налоговая система как  часть финансовой системы может  действовать целенаправленно только при наличии государственных  программ, четко определяющих приоритеты промышленной и научно-технической  политики, в соответствии с которыми предоставляются налоговые льготы и бюджетные субсидии.

Информация о работе История развития налоговой системы России