История развития налоговой системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм, которого, неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно - технического прогресса

Содержание

Введение………………………………………………………..………………3
История развития налоговой системы России (конец IX в. – 1917 г.)6
Древняя Русь…………………………………………………………..…...6
Русское централизованное государство……………………………..…...9
Развитие в эпоху Петра I………………………………………………...10
Налоговая система 1725 – 1917 гг………………………………………12
Налоговая система советского периода…………….………………….16
Влияние непа на налоговую систему страны…………………………..16
Налоговая реформа 1930 – 1932 гг…………………….………………..18
Послевоенный период……………………..……………………………..19
Современная налоговая система………………………………..………22
Первый этап становления системы налогообложения в России……...22
Второй этап становления системы налогообложения в России..……..23
Российская налоговая система……….………………………………….24
Заключение…………………………………….……………………………..26
Библиографический список………………………………….…………….28

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 63.99 Кб (Скачать)

    Таким образом, в Российском государстве  фактически отсутствовала стройная система управления финансами, а  существующая была сложна и запутанна. В целях упрощения этой системы  в 1655 г. был создан Счетный приказ, в компетенцию которого входил контроль за финансовой деятельностью других приказов, анализ приходных и расходных  книг, что позволило определить структуру  государственного бюджета того периода.

    В 1678—1680 гг. с целью упрощения сложной  системы налогообложения проводится налоговая реформа, в результате осуществления которой отменяются многочисленные налоги и сборы, а  поземельное обложение заменяется подворным. Замена посошного обложения  подворным позволила расширить  количество плательщиков податей за счет включения слоев населения, ранее не плативших налоги: наравне  с крестьянскими и посадскими в тягло включались бобыльские, холопьи  и прочие дворы. Единицей обложения  стал служить двор, а количество дворов определялось количеством ворот. Подворное обложение, как и посошное, осуществлялось раскладочным способом, т. е. общая сумма налоговых поступлений от каждой территории в доход казны определялась централизованно, а крестьянская община и посад раскладывали подати между дворами.

    В XVII в. происходит ликвидация остатков прежней феодальной раздробленности  и укрепление централизованного  государства. Соответственно осуществляются преобразования и в финансовой сфере, в том числе в процессе упорядочения системы налогообложения. Нормативное  регулирование налогов появляется в специальных актах органов  центральной государственной власти, посвященных регулированию исключительно налоговых отношений и устанавливающих новые правила налогообложения, не применявшиеся ранее. Так, 7 февраля 1646 г. был издан царский указ, предусматривающий замену множества прямых налогов одним косвенным — налогом на соль; царский указ от 5 сентября 1679 г. устанавливал подворную подать вместо стрелецких, полоняничных, ямских, пищальных денег и некоторых других.

    1. Развитие в эпоху Петра I

    Период  правления Петра I (1672—1725) сыграл особую роль в становлении и развитии налоговых отношений Российского  государства. Коренное реформирование финансовой системы России Петром I заключалось в изменении самого принципа формирования доходов государственного бюджета. Как отмечает Д. Г. Черник, ранее  существующая финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов  по мере возникновения и возрастания  потребностей казны без учета  реального экономического положения  государства. Петр I предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия  укрепления финансового положен. Основная черта налоговой системы XVIII в. —  преобладание косвенных налогов (их доля составляла 42% от доходов казны) над налогами прямыми5.

    При Петре I в сфере налогообложения  произошли радикальные преобразования. Для пополнения казны увеличивались  ставки уже существующих налогов, а  также вводились различные новые  сборы, численность которых достигла трех-четырех десятков. Были введены  военные налоги: «драгунские деньги» (взималось по 25 копеек с крестьянского  двора на жалованье ратным людям), налог «на наем подвод под артиллерийские припасы» (его размер колебался от 6 до 13 копеек) и другие налоги.

    Новые виды налогообложения создавали  и разрабатывали специальные  государственные люди — прибыльщики. По их инициативе были введены гербовый сбор, хомутейный (налог на клеймение  хомутов), с печей (трубный), пчельный (с владельцев пасек), мельничный и  другие налоги и сборы, введено удвоенное  обложение податями староверов.

    Осуществляется  переход от подворного налогообложения  к подушной подати, что было вызвано  возникновением способа уклонения  от налогов (дворы стали объединяться). Единицей обложения стала ревизская (мужская) душа. Налогообязанные лица (ревизские души) регистрировались в специальных книгах (ревизских  сказках). Величина душевого оклада новой  подати была установлена в 74 копейки. При числе наличных душ в 5,6 млн  это должно было обеспечить казне 4,1 млн руб.6 Однако подушное обложение имело недостатки: во-первых, при разной платежеспособности населения в различающихся по своим географическим и хозяйственным условиям районах единый размер податного оклада плательщика означал нарушение принципа равенства уплаты, провозглашенного самим же Петром I; во-вторых, ревизская душа не всегда отражала реальную платежеспособную единицу, поскольку включала умерших между ревизиями, увечных, стариков, младенцев, беглых.

    При Петре I существенные изменения претерпела вся система финансового управления. Большое значение имело создание Правительствующего сената, учрежденного 22 февраля 1711 г., поскольку никакие  налоги и сборы не вводились без его согласия. В течение всего XVIII в. Сенат являлся высшей наблюдательной инстанцией за финансовыми учреждениями. Учреждаются финансовые коллегии: Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия. Они представляли собой государственные органы отраслевого управления, за которыми закреплялись определенные полномочия. Главным органом финансового управления была Камер-коллегия. В ее ведении находилась доходная часть бюджета. Основным видом деятельности являлось пополнение государственного бюджета и, следовательно, налогообложение. Камер-коллегия получала сведения о сборах налогов, разрабатывала проекты по налогообложению, могла самостоятельно вводить новые городские и земские пошлины. Вопросами расходных статей бюджета ведала Штатс-контор-коллегия.

    На  Ревизион-коллегию возлагались функции  финансового контроля,. Следует отметить, что другие, неспециализированные, коллегии также выполняли функции  по финансовому управлению. Например, Берг-коллегия занималась сбором доходов  от монетной и горной регалий; Юстиц-коллегия принимала судебные пошлины; Коммерц-коллегия ведала таможенными сборами и  таможенными тарифами.

    1. Налоговая система 1725 – 1917 гг.

    После смерти Петра I (1725 г.) финансы в России постепенно начали приходить в упадок. Лишь во времена правления Екатерины II (1762—1796 гг.) создаются важные предпосылки  последующего перехода к более рациональным методам ведения финансового  хозяйства и построения финансовой администрации, т. е. закладываются  основы административных и финансовых реформ первой половины XIX столетия. При  Екатерине II совершенствуется управление государственными финансами, проводится реорганизация государственного аппарата. Деятельность коллегий, особенно финансовых, оказывается неэффективной, что  обусловливает необходимость использования  принципа централизованного управления. В результате в 1780—1781 гг. учреждаются  Экспедиция доходов, Экспедиция расходов, Экспедиция ревизии счетов, Экспедиция взыскания недоимок, недоборов и начетов. В губерниях создаются казначейские палаты, которые сохраняются в России до XX в. В XIX в. происходит нормативно-правовое оформление системы земских сборов и повинностей. Появившееся в 1805 г. «Предварительное положение о земских повинностях» устанавливало, что денежные сборы взимаются только на основании высочайших указов и узаконений.7 Сметы повинностей составляются специальным губернским присутствием в составе губернатора, вице-губернатора, губернского предводителя дворянства и депутатов от городского общества и утверждаются дворянским собранием совместно с депутатами от купечества. Сборы вносятся в казначейства, но не смешиваются с другими государственными доходами. «Положение», однако, не касалось натуральных повинностей (дорожной, подводной, этапной, квартирной и прочих воинских и гражданских), а также не определяло предметы денежных земских повинностей, что обусловило разработку дополнительных нормативно-правовых актов. Новые правила о земских повинностях были введены Уставом о земских повинностях, изданным 13 июня 1851 г. Наиболее существенное их отличие от предыдущих заключалось в том, что земскими повинностями были признаны только те предметы, которые «означены» в Уставе. Во второй половине XIX в. большое значение приобретают прямые налоги. Основной была подушная подать (которая отменяется сначала для мещан, а затем и для всего населения), замененная в 1863 г. налогом с недвижимого имущества. Объектом налогообложения являлись дома и все другие виды недвижимого имущества, приносящего доход. Обложению налогом подлежало имущество, находящееся в черте города и за его чертой, но принадлежащее городу. Оно включало в себя жилые дома, фабрики, заводы, складские помещения, бани, лавки, магазины, огороды.

    При этом сохраняется важная роль в системе  государственных доходов питейного  и таможенного сборов, соляного налога (в 1862 г. вводится акциз на соль), акциза на дрожжи (1866 г.), акциза на керосин (1872 г.), акциза на табак. В 1875 г. в российском бюджете появляется государственный поземельный налог наравне с другими налогами реального характера (подомовым, промысловым, налогом на строения). Ставки обложения дифференцировались от 0,25 (Астраханская) до 17 (Подольская) копеек с десятины удобной земли и леса. Сумма поземельного налога устанавливалась централизованно для губерний, а затем распределялась между уездами и плательщиками.

    В 1882 г. возникает обложение наследств  и дарений; с 1885 г. взимается налог  на доходы с денежных капиталов, уплачиваемый в размере 5% от полученных доходов; в 1893 г. Появился квартирный налог в  качестве весьма неудачного суррогата  подоходного налога. Законом от 8 июня 1898 г. реформируется промысловое  обложение. Дореволюционный промысловый  налог состоял из двух частей: основного  промыслового налога или патентного сбора и дополнительного налога или дополнительных сборов. Патентная  система была введена в 1863 г. Положением о пошлинах за право торговли и  других промыслов. Она заключалась  в установлении права правительства  взимать налог путем продажи  разрешений на занятие торгово-промышленной деятельностью. Претерпев неоднократные  изменения и найдя отражение  в промысловом налоге, эта система  сохранилась вплоть до революции  и затем вновь возродилась  в период нэпа. Дополнительный промысловый  налог стал взиматься с предприятий, обязанных публичной отчетностью (т. е. публиковавших свой финансовый отчет в печати), в виде налога с капитала и процентного сбора  с прибыли, а с предприятий, не обязанных публичной отчетностью, — в виде раскладочного сбора  и процентного сбора с прибыли.8

    В 1802 г. согласно Манифесту «Об учреждении министерств» было создано Министерство финансов, занявшее ведущее место  в системе центральных органов  финансового управления в XIX в. Оно  представляло собой государственное  учреждение, в компетенцию которого входили исключительно вопросы  финансов, т. е. являлось органом специальной  финансовой компетенции. В его компетенцию входило ведение всех государственных доходов, в том числе и система налогообложения. В связи с выполнением этой функции Министерство финансов устанавливало суммы поступлений для различных налогов. На него возлагалась также обязанность разрешать все спорные вопросы по налогообложению. При этом споры могли возникнуть в форме претензий как со стороны налогоплательщика к государственным органам, так и между различиями государственными учреждениями, подведомственными Министерству финансов. Министерство должно было оказывать помощь нижестоящим финансовым органам. Первоначально оно состояло из четырех департаментов: государственных имуществ, горных и соляных дел, внешней торговли, разных податей и сборов. В 1817 г. было учреждено отделение для питейного сбора — акциза на право торговли спиртными напитками; в 1819 г. образовался департамент мануфактур и внутренней торговли; в 1821 г. департамент казначейства. Несмотря на образование министерств продолжали функционировать и коллегии. Юридически они вошли в состав министерств в качестве подразделений (та же Берг-коллегия), но фактически четкий порядок взаимоотношений между коллегиями и министерствами отсутствовал. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Налоговая система советского периода

    В начале XX в. структуру основных налоговых  доходов бюджетов составляли: прямые налоги — поземельный налог, подомовой, или квартирный, налог, промысловый  налог, подоходный налог, пошлины, гербовые сборы и патенты; косвенные налоги — различные виды акцизов (табачный, сахарный, соляной, нефтяной, спичечный  налоги и др.). Существующая в этот период налоговая система отличалась многочисленностью налогов и  сборов и не имела определенного  принципа формирования. Это во многом было связано с тем, что в России того времени наряду с развитием  капиталистических отношений существовали и феодальные отношения с присущими  им формами обложения (оброк, подымный налог), а также несовершенная  система взимания налогов и сборов.

    Налогообложение советского периода имело ярко выраженный классовый характер. Так, система  прямого обложения (подоходный налог  и налог на прирост прибылей), наряду с фискальной, решала задачу подрыва экономического благосостояния имущих классов, а по сути подрыва  экономики всей страны, так как  государственного сектора как такового еще не было.

    После революции 1917 г. до перехода к нэпу налоговая  политика реализуется по двум основным направлениям: отмена всех потерявших значение видов налогов и создание новых форм обложения, выполняющих  чисто революционные задачи. Так, отмена частной собственности на землю привела к ликвидации поземельного налога (30 октября 1918 г.) и всех бывших земских и городских поземельных  сборов (3 декабря 1918 г.); национализация промышленности — к отмене промыслового налога (28 декабря 1918 г.); были упразднены налоги с городских недвижимых имуществ (19 февраля 1919 г.) и налог с денежных капиталов (13 сентября 1918 г.)9.

    1. Влияние непа на налоговую систему страны

    В условиях натурализации хозяйственных  отношений при одновременном  резком сокращении товарооборота и  огромном обесценении денег произошло  значительное снижение финансовой эффективности налогов, взимаемых в денежной форме10. Характерной чертой этого периода стала трудовая повинность, которую можно рассматривать как своеобразный трудовой налог11. В начале 20-х гг. создана новая налоговая система государства, что было связано с переходом к нэпу. В 1921 г. был введен промысловый налог, являющийся денежным налогом, что свидетельствовало о возрождении опыта дореволюционного налогообложения. Промысловым налогом облагались частные торговые и промышленные. Он представлял собой сложную конструкцию (аналог дореволюционной), состоящую из двух частей: патентного и уравнительного сборов. При взимании патентного сбора осуществлялась регистрация предприятий в финансовых органах, что способствовало государственному финансовому контролю, а равно поступлению в бюджет стабильных денежных сумм. Цена патента определялась разрядом и местонахождением предприятия. Ставки были дифференцированными: для промышленных предприятий — по 12 разрядам и 6 поясам местностей, в торговле — по 5 разрядам и 6 поясам. Уравнительный сбор являлся основной частью промыслового налога и позволял усилить обложение субъектов, получающих крупные доходы. Он взимался в определенном проценте с оборота по прошествии каждого полугодия: первоначально уравнительный сбор определялся в размере, 8%, затем его ставка была снижена вдвое, а по Положению от 18 января 1923 г. она составила 1,5% с оборота.

Информация о работе История развития налоговой системы России