Этика работы юриста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:07, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении сущности, структуры и принципов этикета юриста.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. дать понятие служебного этикета юриста и рассмотреть его принципы;
2. рассмотреть формы проявления эстетической культуры юриста;
3. рассмотреть внешние атрибуты юриста
Объектом исследования является сущность, структура и принципы этикета юриста.

Содержание

Введение

Этика юриста
Понятие адвокатской этики
Основные принципы этики юриста

Личность юриста и его нравственно-психологические качества

Формы проявления эстетической культуры юриста

Внешние атрибуты юриста


Этические правила поведения адвоката с коллегами и клиентами.

Этика поведения адвоката с органами, наделёнными контролирующими функциями, органами предварительного следствия и судом.


Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

Введение в специальность.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

       В тех случаях, когда вопросы профессиональной этики адвоката не урегулированы законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре или настоящим Кодексом, адвокат обязан соблюдать сложившиеся в адвокатуре обычаи и традиции, соответствующие общим принципам нравственности в обществе. Если адвокат не уверен в том, как действовать в сложной этической ситуации, он имеет право обратиться в Совет соответствующей адвокатской палаты субъекта Российской Федерации за разъяснением, в котором ему не может быть отказано (См. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.). -  Раздел 1 - ст. 4.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИЧНОСТЬ ЮРИСТА И ЕГО НРАВСТВЕННО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

       Смысл регулирования профессионального  поведения юристов  состоит в том, чтобы: обеспечить интересы общества и граждан, минимизировать риск злоупотребления  значительными возможностями  юридической профессии, особенно в отдельных ее сферах (правоохрана, суд, прокуратура и пр.); защитить - самих юристов от преувеличенных требований; обосновать необходимые и разумные методы социального контроля за деятельностью юристов, поскольку начинающие и даже опытные юристы вынуждены считаться с тем, что общество постоянно проявляет повышенный интерес к поведению юристов.

       Используются  два способа правовой регламентации профессионального  поведения, тесно  связанные между  собой: запреты совершать  определенные действия либо наносить ущерб авторитету профессии; предписания вести себя должным образом в соответствующих ситуациях.

       Всякий  запрет при регламентации  профессионального  поведения юриста должен быть обоснован  тем, что запрещаемое  поведение может  либо нарушать права  и свободы других лиц, либо подрывать доверие к профессиональной деятельности юристов. Без этого ограничение свободы поведения юристов противоречило бы основным началам конституционного законодательства. В то же время всюду, где неограниченное использование юристами своих прав создает опасность для других лиц или прямо нарушает их права, возможно запрещающее вмешательство закона. Такой подход проявляется во многих странах. Так, в ФРГ юристы, находящиеся на государственной службе, например судьи, не вправе бастовать; адвокаты не имеют права рекламировать свою профессиональную деятельность в отличие от предпринимателей, в иных сферах.

       Специфика юридической деятельности такова, что юристу ежедневно приходится сталкиваться с большим  количеством людей  и поэтому очень  трудно выбрать правила поведения с каждым. Реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Однако можно выделить главные из них, которыми должен руководствоваться юрист во время осуществления своей профессиональной работы:

    1. чувство такта - чувство эмоционального сопереживания с каждым из участников решения юридического дела; чувство такта помогает определить должную меру в выражениях и поступках.

       Такт  предполагает внимательное отношение к личности собеседника, умение юриста корректно обойти по возможности вопросы, которые могут вызвать неловкость у окружающих (Ивакина Н. Н. Профессиональная речь юриста. М., 2008. С. 248..)

       Чувство такта должно проявляться  в различных формах делового общения  юриста:

    • повседневное служебное общение (прием посетителей, посещение

граждан по месту жительства, участие в совещаниях, заседаниях и т.д.);

    • специфические формы служебного общения (руководитель и подчиненные, между коллегами);
    • экстремальные формы общения (во время обыска, задержания и т.п.);
    • невербальные и неспецифические формы общения (телефон, деловая переписка, выступления по радио, телевидению и т.п.).

       Эти и другие формы  делового общения  юриста требуют своих  принципов, правил и  норм, которые раскрывают и дополняют чувство такта.

    1. Корректность - сдержанность в словах и манерах, исключение нелепых вопросов, чрезмерной настойчивости и т.п.
    2. Вежливость - внешнее проявление доброжелательности, обращение по имени и отчеству, душевное расположение.
    3. Любезность - готовность оказать услугу тому, кто в этом нуждается.
    4. Точность - своевременность выполнения обещанного или порученного дела.
    5. Высокая самоорганизованность - планирование деятельности и действия, направленные на выполнение плана и др.

       Главное, чтобы за строгим соблюдением этикета не было скрытого неуважения, недоброжелательности к людям. Если этикет будет иметь чисто внешнюю, оторванную от своего нравственного содержания, форму, строго канонизированный характер, он превратиться в официальную форму лицемерия (Ливайко В. Н. Юридическая психология. М., 2008. С. 29..) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЮРИСТА

       Формы проявления эстетической культуры юриста - это система эстетических требований, предъявляемых к внешней стороне деятельности юриста, его внешнему виду и манерам поведения.

       Формы проявления эстетической культуры юриста - показатель его эстетического вкуса, идеалов.

       В профессиональной деятельности юриста существенное значение имеют манеры поведения, связанные  с его психофизиологическими  особенностями и  являющиеся невербальными (не словесными) средствами общения:

    • речевые (голос, его тембр, интонация);
    • двигательные (мимика, жесты, движения тела);
    • слуховые (умение слушать и слышать);
    • зрительные (взгляд).

       Любой человек, придя на прием к юристу, старается психологически оценить своего собеседника. От этого зависит, как правило, его поведение и желание помочь в ходе рассмотрения дела. Манеры поведения как форма проявления эстетической культуры (речевые, двигательные, слуховые, зрительные) способствуют установлению психологического контакта между участниками юридического процесса (Кобликов А.С. Избранное: Юридическая этика. Военные суды России. М., 2005. С. 93.).

       В процессе рассмотрения юридического дела юристу важно уметь распознавать черты характера  различных людей, их вкусы и наклонности, чувства и намерения, доминирующее состояние психики по манерам поведения - мимике лица, жестам и движениям.

       Благодаря этому юрист получает возможность своевременно сформировать объективное  суждение о конкретной личности, о ее возможных  действиях, решениях и выбрать соответствующую тактику и стратегию во взаимоотношениях. С другой стороны, манеры поведения самого юриста находятся под постоянным вниманием окружающих его лиц.

       По  мимике лица можно  определить многие эмоции, поэтому юристу, если есть такая возможность, лучше общаться со всеми заинтересованными по делу лицами непосредственно, а не по телефону. Это связано с тем, что нередко по лицу человека мы узнаем больше, чем из его слов. Язык жестов и телесных движений обладает не меньшей информированностью для наблюдательного человека, чем мимика.

       На  межличностное общение  в юридической  практике очень сильно влияет то, как проявляется  в жестах юриста его  заинтересованность (Демиденко Л. П. Речевые ошибки. М., 2006. С. 169.).

       Легче всего распознаются положительные эмоции - радость, восхищение, удивление. Труднее распознать отрицательные эмоции - печаль, гнев, раздражение, отвращение.

       Голос является настолько  же характерной чертой человека, как отпечатки  пальцев. Говорить можно  громко или тихо, гневно или любезно, успокаивающе или раздражающе. По интонации, тембру голоса можно многое узнать о человеке. Нередко одна только манера разговоров производит на собеседника такое же впечатление, как и умные, дельные поступки (Уитмор Ж. Деловой этикет. Основы этикета, которые помогут вам добиться успеха в бизнесе. М., 2007. С. 102.).

       Важной  особенностью голоса является то, что  многие люди выражая  свои мысли, как правило, размышляют над содержанием  своих слов, а не над способом их изложения. Поэтому голос  следует относить к первичным проявлениям человечеством природы.

       Скорость  речи соответствует  господствующему  состоянию темперамента человека, ее трудно искусственно изменять, в лучшем случае лишь на короткое время. Резкие колебания скорости (темпа) речи типичны для  легко возбудимых, неуверенных в себе или недостаточно уравновешенных людей (у юристов неуверенность в себе чаще всего может быть вызвана недостаточной квалификацией и отсутствием опыта).

       Для того чтобы юристу избежать излишней скорости речи необходимо предварительно работать над содержанием и формой предстоящей беседы, выяснить сведения, касающиеся личности собеседника и т.д. Вместе с тем специфика юридической деятельности заключается в том, что все нюансы беседы заранее невозможно проанализировать. Поэтому юристу наряду с тщательной подготовкой высказываний нужно предусматривать и импровизацию (Юдина Е. В. Юридическая психология. М., 2007. С. 66.).

       Ясное изложение мыслей - неразлучный спутник  разума, лучшее его  украшение, и нет  ни одной ценной мысли, вторая бы не выиграла, будучи изложена четко и логично. Меткость и уместность сказанного слова имеют часто решающее значение для того понятия, которое им выражается.

       Доброжелательность  придает разговору  солидность и компетентность. Следует очень  осторожно проявлять  свое остроумие, как бы живо оно ни было, потому что человек, находящийся в зависимом положении от юриста, не всегда его оценит положительно, а может посчитать эго признаком несерьезности следователя, адвоката, судьи.

       Тон и манера разговора  имеют почти такое  же значение, как  и его содержание. Следует обращаться на "вы", избегать слишком резкого  тона в суждениях, потому что такая  манера говорить оскорбляет гордость собеседника. По возможности речь юриста должна быть представлена в простых предложениях. В этом случае свидетель, подозреваемой и т.д. смогут лучше уловить смысл сказанного, в том числе и юридические термины.

       Нередко умную, хорошую речь портят слова-паразиты, а также поговорки, пословицы, присказки, употребляемые неоднократно и не к месту. Следует быть осторожным с употреблением иностранных слов и выражений: их значение может быть непонятным коллеге, клиенту.

       Никогда не следует защищать своих убеждений  оскорбительным тоном  или повышением голоса, как бы они ни были справедливы. В жизни и в юридической практике возникают ситуации, когда требуется быть твердым во что бы то ни стало, но даже в таких случаях умеренный тон речи и доброжелательное отношение к противнику обязательны для юриста-профессионала. Сила довода не в силе голоса. а в силе доказательств.

       Для юриста-практика характерным  должно быть умение выслушать собеседника, какой бы степени  важности не была его  проблема. Невнимание к словам - личная обида для говорящего, которая обязательно  скажется негативно  в будущем. Невнимание к словам собеседника - это и невозможность сделать выводы, упущенные мелочи в разговоре, которые часто гораздо ближе к истине, чем заключения, сделанные из двух-трех важных событий.

       В сложных случаях  жизни человек  склонен притворяться, в мелочах же постоянное притворство невозможно. Умение юриста (следователя, адвоката и др.) внимательно выслушать свободный рассказ способствует получению более полной и достоверной информации в ходе беседы с клиентом, обвиняемым (допроса и др.) ( Халиулина В. П. Профессиональная этика юриста. М., 2006. С. 82.).

       Ни  в коем случае нельзя притворяться, что  внимательно слушаете. Как бы не притворялся  следователь, адвокат, отсутствие интереса или скука неминуемо  проявится у них  в выражении лица и жестах. Притворство в экcтpемaльныx условиях воспринимается оскорбительно. Недопустимо, к примеру, во время разговора рисование на бумаге (Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. М., 2008. С. 201.).

       Во  время беседы необходимо повернуться лицом  к говорящему и  постоянно поддерживать с ним визуальный контакт. Особые требования юрист должен предъявлять к тому, как смотреть на своего собеседника. Надо помнить, что настойчивый взгляд часто вызывает у людей чувство протеста, рассматривается как вторжение в сферу личных переживаний.

       Даже  слишком пристальный  взгляд многими воспринимается как признак враждебности. Важно, чтобы взгляд юриста свидетельствовал о его заинтересованности проблемами человека, который пришел к  нему за оказанием  правовой помощи.

Информация о работе Этика работы юриста