Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование форм и методов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
1) Проанализировать правовые основы субъектов малого и среднего предпринимательства в России;
2) Изучить категории субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) Проанализировать государственную имущественную поддержку малого и среднего бизнеса в России;
4) Рассмотреть иные виды государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...4
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ..6
1.1. Правовые основы субъектов малого и среднего предпринимательства……....…6
1.2. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства…………………9
2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ……………………………………………………………...……12
2. 1. Имущественная поддержка………………………………………………………12
2.2. Иные виды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства…18
2.2.1 Финансовая поддержка………………………………………………….………18
2.2.2 Информационная поддержка...…………………………...…………………….20
2.2.3. Консультационная поддержка…………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..…

Работа содержит 1 файл

Курсовая (4 курс).docx

— 66.09 Кб (Скачать)

     Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год  определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или  по совместительству с учетом реально  отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных  микропредприятия, малого предприятия  или среднего предприятия. 

     Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в  порядке, установленном Налоговым  кодексом Российской Федерации. 

     Балансовая  стоимость активов (остаточная стоимость  основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.7   
 

        Глава II. Виды государственной поддержки малого и

                                         среднего бизнеса 

                           2.1. Имущественная поддержка

     Оказание  имущественной поддержки субъектам  малого и среднего предпринимательства  и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и  органами местного самоуправления в  виде передачи во владение и (или) в  пользование государственного или  муниципального имущества, в том  числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной  основе или на льготных условиях. Указанное  имущество должно использоваться по целевому назначению.

     Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, оказавшие имущественную поддержку  вправе обратиться в суд с требованием  о прекращении прав владения и (или) пользования субъектами малого и  среднего предпринимательства или  организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства, предоставленным  таким субъектам и организациям государственным или муниципальным  имуществом при его использовании  не по целевому назначению и (или) с  нарушением запретов.8

     Так же к имущественной поддержке  государством субъектов малого и среднего предпринимательства относится преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, которое закреплено в статье 3 Федерального закона от 22. 07. 2008 № 159 – ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон № 159 – ФЗ).

     Целью Закона № 159 – ФЗ является оказание адресной государственной поддержки  субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты предпринимательства).

     Согласно 3 статье Закона субъекты предпринимательства (за некоторым исключением) при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определённой независимым оценщиком. Данное право может быть реализовано при одновременном соблюдении следующих условий:

     1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в Силу Закона « 159 – ФЗ (то есть до 05. 08. 2008) в соответствии с договором (договорами) аренды такого имущества;

     2) отсутствует задолженность по  арендной плате за это имущество,  неустойкам на день заключения  договора купли- продажи арендуемого  имущества или на день подачи  субъектом малого и среднего  предпринимательства заявления  о реализации преимущественного  права на приобретение арендуемого  имущества;

     3) площадь арендуемых помещений  не превышает установленные законами  субъектов Российской Федерации  предельные значения площади  арендуемого имущества в отношении  недвижимого имущества, находящегося  в собственности субъекта Российской  Федерации или муниципальной  собственности; 

     4) арендуемое имущество не включено  в перечень государственного  имущества или муниципального  имущества, предназначенного для  передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.9

     В связи с этим возникают ситуации, когда органы публичной власти (как  правило, органы МСУ) препятствуют реализации преимущественного права субъекта предпринимательства. Их цель – не допустить соблюдения всех перечисленных выше условий. Для этого используются следующие способы:

     - одностороннее прекращение арендодателем  (публично – правовым образованием) арендных отношений;

     - внесение публично- правовым образованием  имущества, являющегося объектом  договора аренды, в уставный капитал  хозяйствующего общества;

     - передача этого имущества унитарному  предприятию на праве хозяйственного  ведения;

     - включение данного имущества  предназначенного для передачи  во владение и (или) пользование  субъектам малого и среднего  предпринимательства.10

     В отношении квалификации данных действий существует правовая позиция Президиума ВАС РФ, сформированная в пункте 5 Информационного письма от 05. 11. 2009 № 134.

     В данном пункте рассматривается возможность  применения к Закону № 159 – ФЗ статьи 10 ГК РФ о злоупотреблении правом. Как указал Президиум ВАС РФ, суд может признать наличие у арендатора преимущественного права, когда договор аренды был прекращён в одностороннем порядке арендодателем, действовавшем исключительно с целью воспрепятствования реализации данного права. Если по истечении непродолжительного периода после прекращения договора аренды арендодатель принимает решение о приватизации недвижимого имущества, недобросовестность предполагается, пока не доказано иное.11

     Так возник спор между индивидуальным предпринимателем (далее - предпринимателем) Комитетом по управлению имуществом администрации города Тобольска (далее – Комитет) и муниципальным автономным учреждением « Созвездие» (далее – Учреждение).

     Предприниматель обратился в суд с иском  к Комитету и Учреждению о признании  недействительным договора от 30. 01. 2009 № 149 (далее – договор № 149), заключённого между Комитетом и Учреждением, в частности закрепления за последним  на праве оперативного управления нежилого помещения общей площадью 155 кв. м.

     Предприниматель мотивировал свое требование следующим. С 2005 года он занимает данное помещение  по договору аренды. Хотя Комитет 17. 04. 2008 направил уведомление о расторжении  этого договора, фактически договор  не был расторгнут, арендные отношения были сохранены дополнительными соглашениями от 23. 07. 2008 и 05. 11. 2008 на прежних условиях. Следовательно, договор № 149 нарушает право предпринимателя на выкуп арендуемого недвижимого имущества, предусмотренное статьями 3 и 9 Федерального закона № 159 – ФЗ.

     В связи с этим при рассмотрении данного дела встал вопрос, является ли передача здания в оперативное управление злоупотреблением  правом со стороны публично – правового образования.12

           Следует отметить, что в настоящее время судебная практика исходит из того, что договор, заключённый с целью злоупотребления правом, является ничтожным.13

     В рассматриваемом деле орган МСУ  передал учреждению в оперативное  управление здание, в котором субъект  предпринимательства арендовал помещение. Эта ситуация прямо не упомянута в п. 5 Информационного письма № 134.

     Суд первой инстанции удовлетворил требования предпринимателя, что было поддержано судом апелляционной инстанции. Суд исходил из того, что после  вступления в силу Закона № 159 – ФЗ и подачи предпринимателем заявления на выкуп арендуемого помещения Комитет воспрепятствовал предпринимателю в реализации предоставленного ему преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого имущества, заключив с учреждением договор № 149.

     Однако  суд кассационной инстанции отменил  решение суда первой инстанции и  постановление суда апелляционной  инстанции. По мнению суда, между Комитетом  и предпринимателем отсутствуют  договорные права, предусмотренные  законом № 159 – ФЗ. В связи с  этим  договор № 149 не нарушает его  права.

     Президиум ВАС РФ отменил постановление  суда кассационной инстанции и оставил  без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.14

     Выявляются  и иные проблемы в законодательстве при имущественной поддержке  субъектов малого и среднего предпринимательства  государством.

     Так, Президент России рекомендует всем субъектам муниципальных образований, сдавать в аренду имущество на срок не менее 5 лет, поскольку меньшего срока для обеспечения стабильности бизнеса недостаточно. С этим нельзя не согласиться, но здесь необходимо учитывать действующее законодательство.

     По  мнению заместителя министра природных ресурсов Республики Карелия – Марка Владимировича Орлова договоры аренды, которые заключены на год и выше, требуют государственной регистрации. В связи с этим, чтобы заключить договор аренды на 5 лет, государство или муниципальное образование должно подготовить техническую документацию, провести государственную регистрацию права собственности и только после этого заключить договор аренды. С учетом дефицита бюджета как республиканского, так и бюджетов муниципальных образований средств на оформление всех прав нет.

     Исходя  из этого, заключение договора на 5 лет либо становится невозможным, либо все расходы, в конечном счете, лягут на плечи самого предпринимателя. В этом случае, чтобы снять излишнее административное регулирование, требуется внесение изменений в действующее законодательство по срокам регистрации. Это упростит процедуру предоставления договора.

     Существует  еще одна трудность. В соответствии со статьёй 17.1 Закона «О защите конкуренции» предоставление государственного и муниципального имущества в аренду происходит исключительно с торгов.

       В Карелии торги существуют в виде аукционов и конкурсов. Процедура проведения конкурса такая громоздкая, что браться за нее очень сложно. Срок проведения конкурса - 132 рабочих дня, что делает неоперативным и невозможным управление имуществом. При таких условиях более-менее приемлемой схемой остается аукцион, исход которого в свою очередь определяется тем, какую арендную плату предложит субъект предпринимательства.

     Выход из ситуации представляется нам в  следующем: поскольку осуществление  поддержки малого и среднего бизнеса  выделено в отдельную категорию, требуется отдельно прописывать  все процедуры проведения конкурсов  и аукционов. На сегодняшний день эти процедуры неудобны и громоздки  и полноценной нормативной базы по реализации этого вида государственной  поддержки в Карелии пока еще  нет.15 
 
 

       3.2. Иные виды поддержки  субъектов малого  и среднего 

                                    предпринимательства 

    Поддержка государством субъектов малого и  среднего предпринимательства, согласно ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства», кроме имущественной, рассмотренной выше, может быть ещё и информационной, консультационной, в виде поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержки в области ремесленной деятельности, в области инноваций и промышленного производства.16 Рассмотрим далее подробней финансовую, информационную и консультационную виды государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. 

                                

                               Финансовая поддержка 

     Оказание  финансовой поддержки субъектам  малого и среднего предпринимательства  и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства, может  осуществляться в соответствии с  законодательством Российской Федерации  за счет средств бюджетов субъектов  Российской Федерации, средств местных  бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных  и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства  и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.17

Информация о работе Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ