Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование форм и методов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
1) Проанализировать правовые основы субъектов малого и среднего предпринимательства в России;
2) Изучить категории субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) Проанализировать государственную имущественную поддержку малого и среднего бизнеса в России;
4) Рассмотреть иные виды государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...4
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ..6
1.1. Правовые основы субъектов малого и среднего предпринимательства……....…6
1.2. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства…………………9
2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ……………………………………………………………...……12
2. 1. Имущественная поддержка………………………………………………………12
2.2. Иные виды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства…18
2.2.1 Финансовая поддержка………………………………………………….………18
2.2.2 Информационная поддержка...…………………………...…………………….20
2.2.3. Консультационная поддержка…………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..…

Работа содержит 1 файл

Курсовая (4 курс).docx

— 66.09 Кб (Скачать)
 

                                          СОДЕРЖАНИЕ 
 

              ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...4

           1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ..6

           1.1.    Правовые основы субъектов  малого и среднего предпринимательства……....…6

           1.2.    Категории субъектов  малого и среднего предпринимательства…………………9

    2.    ВИДЫ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО  И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ……………………………………………………………...……12

    2. 1.    Имущественная поддержка………………………………………………………12

    2.2.    Иные виды поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства…18

    2.2.1     Финансовая поддержка………………………………………………….………18

    2.2.2     Информационная поддержка...…………………………...…………………….20

    2.2.3.     Консультационная поддержка…………………………………………………21

            ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..23            

            СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..………...25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          ВВЕДЕНИЕ 

     К субъектам малого и среднего предпринимательства  относятся внесенные в единый государственный реестр юридических  лиц потребительские кооперативы  и коммерческие организации (за исключением  государственных и муниципальных  унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели, фермерские хозяйства, соответствующие условиям, рассмотренным в ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

     Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства  – это деятельность органов государственной  власти РФ, органов государственной  власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными  и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.1

     Актуальность  темы исследования. В последние годы проблемы малого и среднего бизнеса в России все более привлекают внимание ученых и практиков. Субъекты малого и среднего предпринимательства является важным элементом рыночной экономики, без которого не может устойчиво развиваться государство.

     Формирование  благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства  обеспечивает населению получение  доходов от самостоятельной хозяйственной  деятельности, а местным бюджетам - налоги. Ориентация на малый и средний  бизнес улучшает психологический настрой  в обществе и повышает ответственность  людей за собственную судьбу. Поэтому  разносторонняя поддержка сферы  малого и среднего предпринимательства государством должна быть отнесена к числу основных направлений в развитии отдельных территорий.

     В настоящее время совместные целенаправленные меры по поддержке малого и среднего бизнеса на региональном и муниципальном уровнях не получили широкого распространения, несмотря на то, что интересы властей разных уровней совпадают. Это обусловлено недостаточностью государственной поддержки малого и среднего бизнеса, отсутствием тесной связи между степенью государственной поддержки и реальным уровнем развития субъектов малого и среднего предпринимательства.2

     Объектом  исследования данной курсовой работы являются общественные отношения в сфере малых и средних предприятий в российской экономике.

     Предметом исследования является учебно-методическая, законодательная и нормативная литература, материалы периодической печати, ресурсы информационной сети «Интернет» на тему: «Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ».

     Цель  курсовой работы - исследование форм и методов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ.

     Исходя  из поставленной цели, вытекают следующие  задачи:

     1) Проанализировать правовые основы  субъектов малого и среднего предпринимательства в России;

     2) Изучить категории субъектов  малого и среднего предпринимательства;

     3) Проанализировать государственную  имущественную поддержку малого  и среднего бизнеса в России;

     4) Рассмотреть иные виды государственной  поддержки малого и среднего  бизнеса в РФ.

     Глава I.  Государственная поддержка малого и среднего бизнеса

1.1.Правовые  основы субъектов  малого и среднего  предпринимательства 

     Правовое  регулирование развития малого и  среднего предпринимательства в  России основывается на Конституции  РФ и федеральном законе № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и  среднего предпринимательства в  Российской Федерации».

     Данный  Закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

     Господдержка  регламентируется и другими федеральными законами, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

     Помимо  законов и нормативных актов, существуют государственные программы  поддержки малого и среднего бизнеса. Такие программы предпринимателям предлагают федеральные, региональные, муниципальные министерства и администрации. Каждая программа действует 1-4 года, имеет утвержденный бюджет и конкретные направления финансовой и нефинансовой поддержки предпринимателей.3

     Однако, действующее в России законодательство о малом и среднем бизнесе не является надежной правовой основой для его развития. Так, в федеральный закон «О развитии субъектов малого и среднего предпринимательства» входят критерии определения малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, вопросы налогообложения, вопросы государственного контроля и некоторые другие вопросы, но ряд положений данного Закона нуждается в уточнении.

     В частности, необходимо чётко прописать  механизмы предоставления налоговых  льгот субъектам малого и среднего предпринимательства, создания фондов имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставления льгот при выделении земельных участков, приватизации арендуемых нежилых помещений, исполнения государственных и муниципальных заказов, применения контрольно-кассовой техники, упрощения отчётности.

     Для обеспечения решения существующих проблем в сфере малого и среднего предпринимательства в России и  успешной реализации Закона необходимо: 
            - разработать федеральные программы развития малого и среднего предпринимательства, определив основные принципы, приоритетные направления, формы и виды поддержки субъектов малого и среднего бизнеса; 
            - создать координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства при федеральных органах исполнительной власти; 
            - сформировать единую электронную информационную систему по развитию малого и среднего предпринимательства; провести сплошное статистическое исследование малых и средних предприятий в субъектах Российской федерации и выработать механизмы сбора информации об их деятельности; 
            - обеспечить вовлечение малого и среднего бизнеса в работу по реализации приоритетных национальных проектов; обеспечить активное участие субъектов малого и среднего предпринимательства в выполнении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; 
            - в целях поддержки и развития малого и среднего инновационного предпринимательства рассмотреть предложение о введении налоговых каникул для малых и средних инновационных предприятий на период развития, сроком на три — пять лет.

     Для этого необходимы соответствующие  законодательные изменения, а в  частности следует:

     - внести дополнения в Федеральный закон №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в части включения в перечень имущества, используемого для решения местных вопросов, помещения, которые добросовестно арендуются более 3-х лет; 
          - включить в законодательство о приватизации Положение об аренде с правом выкупа для добросовестных предпринимателей, арендующих помещения находящиеся в государственной и муниципальной собственности, сроком более 3х лет; 
          - активизировать работу над проектом Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации»;

     Таким образом, подводя общий итог, следует  отметить, что современное состояние  правового регулирования системы  государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России не соответствует интересам развития данного сектора экономики и международным стандартам правового регулирования предпринимательской деятельности.

       Несовершенство законодательства, имеющего отношение к регулированию системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, является одним из главных факторов, препятствующих развитию данного сектора.4

   1.2. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства   

     К субъектам малого и среднего предпринимательства  относятся внесенные в единый государственный реестр юридических  лиц потребительские кооперативы  и коммерческие организации (за исключением  государственных и муниципальных  унитарных предприятий), а также  физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:  

     1) для юридических лиц - суммарная  доля участия Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации,  муниципальных образований, иностранных  юридических лиц, иностранных  граждан, общественных и религиозных  организаций (объединений), благотворительных  и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных  юридических лиц не должна  превышать двадцать пять процентов  (за исключением активов акционерных  инвестиционных фондов и закрытых  паевых инвестиционных фондов), доля  участия, принадлежащая одному  или нескольким юридическим лицам,  не являющимся субъектами малого  и среднего предпринимательства,  не должна превышать двадцать  пять процентов (данное ограничение  не распространяется на хозяйственные  общества, деятельность которых  заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной  деятельности (программ для электронных  вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей,  промышленных образцов, селекционных  достижений, топологий интегральных  микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на  которые принадлежат учредителям  (участникам) таких хозяйственных  обществ - бюджетным научным учреждениям  или созданным государственными  академиями наук научным учреждениям  либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);  

     2) средняя численность работников  за предшествующий календарный  год не должна превышать следующие  предельные значения средней  численности работников для каждой  категории субъектов малого и  среднего предпринимательства: 

     а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних  предприятий; 

     б) до ста человек включительно для  малых предприятий; среди малых  предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

     3) выручка от реализации товаров  (работ, услуг) без учета налога  на добавленную стоимость или  балансовая стоимость активов  (остаточная стоимость основных  средств и нематериальных активов)  за предшествующий календарный  год не должна превышать предельные  значения, установленные Правительством  Российской Федерации для каждой  категории субъектов малого и  среднего предпринимательства, а  именно:

      микропредприятия - 60 млн. рублей;

     - малые предприятия - 400 млн. рублей;

     - средние предприятия - 1000 млн.  рублей. 

     Эти предельные значения устанавливаются  Правительством Российской Федерации  один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.6

     Категория субъекта малого или среднего предпринимательства  определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 4 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».  

Она изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 ст. 4, в течение двух календарных  лет, следующих один за другим. 

     Вновь созданные организации или вновь  зарегистрированные индивидуальные предприниматели  и крестьянские (фермерские) хозяйства  в течение того года, в котором  они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и  среднего предпринимательства, если их показатели средней численности  работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости  основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня  их государственной регистрации, не превышают предельные значения. 

Информация о работе Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ