Авторское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:00, реферат

Описание работы

Авторское право регулирует отношения, связанные с производством и обменом результатов интеллектуального труда, которые сохраняются вне трудового процесса. Вместе с тем создаваемые произведения неотделимы от их авторов, и поэтому права последних носят личный и исключительный характер. Данные обстоятельства оказывают существенное влияние на правовое регулирование авторских отношений, предопределяя выделение норм авторского права в относительно самостоятельное подразделение.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и виды права интеллектуальной собственности 4
2. Авторское право 6
2.1. Субъекты авторского права 6
2.2. Объекты авторского права 12
3. Права авторов 17
2.1. Неимущественные права 17
2.2. Имущественные права 23
4. Авторский договор 27
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Авторское право.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     Самой распространенной и в то же время  самой спорной классификацией авторских  прав является деление их на личные неимущественные и имущественные.

     К личным неимущественным правам относятся право авторства, право на имя, право на обнародование произведения, включающее право на его отзыв, а также право на защиту репутации автора. Имущественными правами автора являются его права на использование произведения в любой форме и любым способом, которые включают право на воспроизведение, право на распространение, право на импорт, право на публичный показ, право на публичное исполнение, право на передачу в эфир, право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, право на перевод и право на переработку. Безусловно, закрепление законом подразделения авторских прав на личные и имущественные с теоретических позиций трудно признать безупречным. Практически любое из авторских прав включает в себя как личные, так и имущественные элементы.

     Напротив, имущественные права на использование  произведения могут свободно переходить к другим лицам на основании авторских договоров. В случаях, прямо указанных в законе, права на использование произведения изначально возникают не у их авторов, а у других лиц, в частности у работодателя, издателя газет, журналов и других периодических изданий, изготовителя аудиовизуальных произведений. Имущественные права носят срочный характер, так как период их действия ограничивается сроком жизни автора и 50 годами после его смерти.

    1. Неимущественные права

     Одним из главных прав, возникающих у автора в связи с созданием произведения науки, литературы и искусства, является право авторства. В юридической науке право авторства обычно характеризуется, как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц. Право авторства является неотделимым от личности автора.

     Право авторства является правом абсолютным, поскольку ему корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения данного правомочия автора.

     Право авторства охраняется против всякого  нарушения, независимо от того, знал или  не знал нарушитель о том, что совершает  неправомерные действия.

     Право авторства, неразрывно связанное с  личностью создателя произведения, действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. Оно признается и охраняется и после смерти автора, но уже не как субъективное право, а как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите.

     Право авторства является важнейшим правомочием  автора еще и потому, что от него производны все другие права как личного неимущественного, так и имущественного характера. Иными словами, все остальные права предоставляются автору лишь постольку, поскольку он имеет право авторства.

     С правом авторства тесно связано право на авторское имя. Право на авторское имя является личным неимущественным правом автора, которое последний не может передать, кому бы то ни было.

     Право на авторское имя действует в  течение всей жизни автора, а после  его смерти охраняется наследниками, авторско-правовыми организациями или государством в качестве общественно значимого интереса.

     Как уже отмечалось, закон указывает  на три возможных способа, с помощью  которых автор реализует принадлежащее  ему право на авторское имя. Чаще всего создатели произведений обозначают свое авторство путем указания подлинного имени.

     При опубликовании произведений, созданных  несколькими лицами, имена соавторов  указываются в последовательности, оговоренной соавторами. Правом на указание своего имени пользуются все  соавторы, независимо от размера внесенного в произведение творческого вклада.

     При использовании произведений иностранных  авторов их имена приводятся в  русской или украинской транскрипции, которая должна быть согласована с автором оригинала. При таком способе использования произведения, как издание, имена иностранных авторов нередко указываются и на языке оригинала, на обороте титульного листа.

     Нарушением  права на имя при данном способе  его реализации будет не указание имени автора, а также его искажение.

     Следующий способ обозначения авторского имени и реализации рассматриваемого права — выступление автора под вымышленным именем (псевдонимом). Он также нередко используется на практике.

     Закон не предусматривает каких-либо условий  или порядка для приобретения права на псевдоним. Срок и объем использования псевдонима также определяются самим автором. Псевдоним, как и подлинное имя автора, не должен искажаться.

     В некоторых случаях право автора выступать под псевдонимом может  быть ограничено. Так, едва ли допустимо пользоваться таким псевдонимом, который нарушает нормы нравственности или носит оскорбительный характер. В равной мере автор не может избрать такой псевдоним, который явно вводит публику в заблуждение, например, когда он совпадает с именем, под которым давно выступает другой автор.

     Право на авторское имя может быть реализовано  путем опубликования произведения без указания имени создателя  произведения, т. е. анонимно. В данном случае воля автора направлена на то, чтобы  не связывать созданное им произведение со своим именем.

     Наряду  с непосредственными создателями  произведении правом на обозначение  своего имени пользуются предприятия, учреждения и организации, по служебному заданию которых создано произведение. Так, учебное заведение или научное учреждение может настаивать на том, чтобы их наименование было обозначено на произведениях, созданных их сотрудниками в рамках порученной им работы.

     С момента создания произведения за его  автором закрепляется право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

     Содержание  данного права состоит в том, что при издании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить  какие-либо изменения, как в само произведение, так и в его название и, кроме того, в обозначение имени автора. Воспрещается также без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями.

     Право на защиту произведения от искажения, возникающее с момента его  создания и прекращающееся со смертью  автора, имеет особое значение на стадии подготовки произведения к обнародованию.

     Право на защиту репутации автора, как  и всякое субъективное право, имеет свои пределы. Закон предусматривает отдельные случаи, когда нарушение целостности произведения не расценивается как покушение на его неприкосновенность. Например, допускается цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объемах, оправданных целью цитирования. Возможно воспроизведение в обзорах текущих событий в кино, на радио и по телевидению выпущенных в свет литературных и художественных произведений в объеме, соответствующем информационным целям. Во всех случаях произведения используются не в том виде, который им придан авторами, однако нарушением права на защиту репутации автора это, по прямому указанию закона, не считается. Не рассматривается как нарушение данного права и творческая интерпретация произведения исполнителем или режиссером-постановщиком, если при этом не вносится изменений в форму и содержание произведения.

     На  практике наследники, а также специально назначенные автором для охраны неприкосновенности лица выходят за рамки чисто охранительных функций и выдают разрешения на внесение в произведение изменений и дополнений. В литературе сделан вывод, что такая практика не противоречит смыслу закона, если только при этом не происходит коренное изменение творческого замысла создателя произведения.

     Несколько иначе решается вопрос об охране неприкосновенности тех произведений, которые предназначены  в основном для утилитарного использования. Так, владельцы зданий и сооружений, произведений декоративно-прикладного искусства и дизайна могут вносить в них изменения в соответствии со своими разумными потребностями. Лишь в том случае, если будет установлено, что собственник совершает эти действия специально в целях нарушения прав автора, это может быть признано злоупотреблением права, и автор приобретет право на защиту.

     Право автора на обнародование принадлежит  к числу важнейших его прав, поскольку оно обеспечивает ему  возможность решать вопрос о готовности произведения для вынесения на суд публики, а также прямо затрагивает его имущественные интересы. Кроме того, реализация права на обнародование приводит к существенному изменению правового режима произведения.

     Право на обнародование как выражающее особый охраняемый законом интерес  автора является самостоятельным правом создателя произведения, что обстоятельство необходимо специально подчеркнуть в связи с тем, что рассматриваемое право всегда реализуется одновременно с каким-либо другим правом автора. В самом деле, обнародовать произведение, т.е. сделать его доступным для всеобщего сведения, нельзя, не реализовав какое-либо иное право автора, например, право на опубликование, право на публичный показ, право на публичное исполнение и т.д. А если, например, опубликование осуществляется путем издания произведения, одновременно осуществляются права на воспроизведение и на распространение произведения. Однако очевидно, что названные правомочия представляют собой, хотя и тесно взаимосвязанные, но совершенно самостоятельные права. Каждое из них выражает самостоятельный интерес автора, и каждое может быть нарушено безотносительно к нарушению других правомочий.

     В отличие от других личных неимущественных  прав, право на обнародование способно переходить к другим лицам, что еще  раз подчеркивает условность деления авторских прав на личные имущественные и неимущественные. В частности, оно переходит к наследникам автора, что никем не ставится под сомнение.

     Одним из субъективных прав, принадлежащих  создателям творческих произведений, в авторском праве традиционно признавалось право на опубликование. Как уже отмечалось, новый авторский закон о нем особо не упоминает. Независимо от того, является ли это результатом упущения составителей проекта закона или выражением их сознательной позиции, право на опубликование продолжает оставаться в числе важнейших авторских правомочий.

     Рассматриваемое право следует отнести к числу  личных неимущественных прав автора, хотя в нем более, чем в каком-либо ином личном праве автора, представлены имущественные элементы. Но все же основное его содержание состоит в самостоятельном решении автором вопроса о выпуске в обращение материальных носителей произведения. Без согласия автора никто, в том числе и работодатель, если речь идет о служебном произведении, не может совершать подобных действий.

     Реализация  права на опубликование имеет  своим последствием изменение правового  режима произведения. С момента выпуска  в свет экземпляров произведения оно может без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования репродуцироваться в единичных экземплярах библиотеками, архивами, учебными заведениями, отдельные виды произведений могут воспроизводиться в газетах, передаваться в эфир  и т.д.

    1. Имущественные права

     Право на использование произведения есть не что иное, как возможность авторов самим решать все вопросы, связанные с предоставлением третьим лицам доступа к произведениям и с их использованием. Открывая третьим лицам доступ к произведению, автор определяет и те способы, с помощью которых его произведение будет использовано. При этом произведение может быть использовано как в своей первоначальной, так и в измененной форме (например, в переводе или в переработанном виде), с воспроизведением той материальной формы, с которой связано произведение (например, переиздание книги), или без такового воспроизведения (например, публичное исполнение) и т.д.

     Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия: 1) воспроизводить произведение; 2) распространять экземпляры произведения любым способом; 3) импортировать экземпляры произведения в целях распространения; 4) публично показывать произведение; 5) публично исполнять произведение; 6) сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир и последующей передачи в эфир; 7) сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств; 8) переводить произведение; 9) переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение.

Информация о работе Авторское право