Авторское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:00, реферат

Описание работы

Авторское право регулирует отношения, связанные с производством и обменом результатов интеллектуального труда, которые сохраняются вне трудового процесса. Вместе с тем создаваемые произведения неотделимы от их авторов, и поэтому права последних носят личный и исключительный характер. Данные обстоятельства оказывают существенное влияние на правовое регулирование авторских отношений, предопределяя выделение норм авторского права в относительно самостоятельное подразделение.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и виды права интеллектуальной собственности 4
2. Авторское право 6
2.1. Субъекты авторского права 6
2.2. Объекты авторского права 12
3. Права авторов 17
2.1. Неимущественные права 17
2.2. Имущественные права 23
4. Авторский договор 27
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Авторское право.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     Закон выделяет два вида коллективных произведения и соответственно два вида соавторства - нераздельное и раздельное. При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения. При раздельном соавторстве коллективное произведение является единым, однако оно состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, и при этом известно, кем из соавторов созданы эти части.

     Практическое  значение указанного деления состоит  в том, что если соавторство является раздельным, каждый из соавторов сохраняет  за собой право самостоятельно распоряжаться  созданной им частью произведения.

     От  раздельного соавторства необходимо отличать совместное использование произведений, которые созданы независимо друг от друга и хотя в взаимосвязаны, но не настолько, чтобы составить единое произведение, например книга с иллюстрациями художника.

     Нет соавторства и в тех случаях, когда в результате соединения произведений, созданных разыми авторами, появляется новый объект авторского права. Например, энциклопедия, журнал, научный сборник и т.д. представляет собой новое произведение как результата творческой работы по подборке и систематизации материала. Однако авторы произведений, соединенных в сборнике или журнале, не признаются соавторами, так как новое творческое произведение выходит в свет в результате творческих усилий других лиц (составителей).

     Наконец, не возникает соавторство в случае дозволения использования чужого опубликованного произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения (например, создания сценария на основе повести).

     Субъектами  авторского права после смерти автора становятся наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию. Особенности наследования авторских прав следующие.

     Прежде  всего, по наследству к наследникам  переходят не все авторские права, а только их часть. В законе указывается, что по наследству не переходят право авторства, право на авторское имя и право на защиту репутации автора.

     Однако  и в отношении этих прав к наследникам  переходят права на защиту названных  прав от нарушений со стороны третьих  лиц, если только автор не назначил для этих целей специальное лицо.

     Важной  особенностью наследования авторских  прав является то, что авторские  права переходят к наследникам  в бездолевом порядке как единое целое, не подлежащее ни выделу, ни разделу. Это означает, что распоряжаться  перешедшими по наследству авторскими правами наследники должны совместно и по взаимному согласию, а в случае спора - по решению суда.

     Авторы  производных произведений. Под производными произведениями понимаются согласно переработки  произведений науки, литературы и искусства. К ним относятся переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры и др.

     Перевод - это переложение письменного  или устного произведения на язык, отличный от оригинала. Перевод должен передавать произведение в точном соответствии с его содержанием и жанрово-стилистической спецификой, нередко с соблюдением размера строфического звучания и т.п. Творческий подход переводчиков гарантирует им признание авторского права. При этом права автора переводимого произведения не могут быть ущемлены. Переводчику требуется соответствующее разрешение. А право на перевод является одним из авторских прав.

     Обработка - представляет собой производное  произведение, которое создается  на основе оригинала путем его  преобразования в соответствии с  творческой задачей. Так, на основе драматического произведения известного автора сценарист создает новой произведение, приспособленное к сценическому прочтению. При этом он непременно указывает имя автора и название оригинального произведения на титульном листе перед заглавием. Имя обработчика указывается в сведениях об ответственности.

     Аннотация является неотъемлемым атрибутом аппарата издания. В ней кратко характеризуется  тематическое содержание произведения, его назначение. Задача автора аннотации  состоит в том, чтобы в пределах ограниченного объема обозначить цель, которой служит его произведение.

     Под рефератом имеется в виду фактическая  основа произведения, раскрывающая пользователю произведения целесообразность обращения  к нему.

     Резюме  — это краткое изложение того или иного произведения. В отличие от реферата здесь акцентным является итоговые соображения: выводы о новизне произведения.

     Обзор представляет собой информационное издание, содержащее анализ и обобщение  тех или иных источников, осмысленных  тематически в контексте исторического развития и заслуг создателей этих источников - авторов произведений.

     Аранжировкой  называют приведение музыкального произведения в соответствие с требованиями оркестра или музыкального инструмента или  с диапазоном голоса певца.

     К числу субъектов авторского права относятся также организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Такого рода организации могут создаваться непосредственно обладателями авторских и смежных прав в целях обеспечения этих прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднено (публичное исполнение, передача по радио и телевидению, воспроизведение путем записи и др.).

    1. Объекты авторского права

     Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Кроме того, подчеркивается, что законом охраняется как обнародованные произведения, так и необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме.

     В юридической литературе предложено немало научных определений произведения как объекта авторского права. В них подчеркивается, что произведение есть, прежде всего, благо нематериальное, как реально существующее явление окружающего мира оно выступает в виде комплекса идей и образов. В связи с этим важно всегда различать само произведение, имеющее нематериальную сущность, и форму его воплощения, т.е. ту вещественную форму, которая является материальным носителем произведения (например, рукопись, рисунок, нотная запись и т.д.). При этом связь произведения со своим материальным носителем может быть неразрывной. Так, картина и скульптура как результат труда художника настолько тесно связаны с формой, в которую они облечены, что составляют с ней одно неразделимое целое. Но, несмотря на единство, картина и скульптура выступают одновременно как объекты авторского права и как объекты права собственности.

     Материальные  носители произведений могут быть уникальны, но авторское право охраняет произведение как систему идей, мыслей, и образов именно в связи с возможностью его воспроизведения. Поэтому авторское право на произведение сохраняется даже в случае гибели того материального носителя, в котором оно было воплощено. Конечно, практическое значение это имеет лишь тогда, когда, например, сохранялась копия или репродукция утраченного произведения искусства, когда литературное или музыкальное произведение могло быть кем-либо воспроизведено по памяти и т.д.

     Однако  не всякое произведение как результата мыслительной деятельности человека охраняется нормами авторского права. Объектами авторского права признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками. Такими признаками являются творческий характер произведения и объективная форма его выражения.

     В самом законе признак творчества не раскрывается, в связи, с чем  в литературе дается немало его определений. Чаще всего творчество определяется как деятельность человека, порождающая  нечто качественно новое и  отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

     Показателем творческого характера произведения, по мнению большинства ученых, является его новизна. Новизна в данном случае рассматривается как синоним  оригинальности произведения. Она может  выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой идее, новой научной концепции и т.п.

     Произведение  как результат творческой деятельности автора становится объектом авторского права лишь при условии, что оно  выражено в какой-либо объективной  форме. До тех пор пока мысли и образы авторов не проявились вовне, а существуют лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми, и, следовательно, не существует и практической надобности в их правовой охране.

     Чтобы творческий результат приобрел общественную значимость и характер объекта авторского права, он должен быть воплощен в какой-либо объективной форме - письменной (рукопись или нотная запись), устной (публичное произнесение речи, публичное исполнение музыки), звуко- и видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.п.), изображения (рисунок, чертеж и др.). Именно словами, произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела самостоятельное значение.

     Объективная форма выражения произведения тесным образом связана с возможностью его воспроизведения. Относительно характера данной связи в юридической литературе существуют две позиции. По мнению одних ученых, объективная форма и воспроизводимость произведения составляют единый признак охраноспособного произведения. Иными словами, само наличие у произведений объективной формы свидетельствует о возможности его воспроизведения. Так, музыку можно воспроизвести с того момента, так она прозвучала, хотя бы автор не прибегнул к записи. Точно так же можно воспроизвести новую научную мысль, если она выражена устно.

     Другие  ученые полагают, что воспроизводимость  является самостоятельным признаком  произведения или, что то же самое, закон  охраняет только такие произведения, объективная форма которых обеспечивает возможность их воспроизведения без участия самого автора. Они признают, что произнесенные речи и доклады, исполненные музыкальные произведения и прочитанные устно стихотворения, даже если они нигде и никак не зафиксированы, существовали в объективной форме, иначе они не могли бы восприниматься людьми.

     Закон об авторском праве, разрешая этот многолетний  спор, ограничивается указанием на необходимость придания произведению объективной формы и не упоминает  при этом о том, что данная форма  должна позволить воспроизводить результат творческой деятельности автора. Иными словами, законодатель однозначно признал, что авторским правом охраняются любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с материальным носителем. Конечно, защита подобных произведений, например, публично произнесенных, но нигде не зафиксированных речей, докладов, особенно защита их от искажения, представляется более сложной, чем защита произведений, связанных с каким-либо материальным носителем.

     Круг  охраняемых законом произведений достаточно широк и многообразен. Произведения различаются по объективной форме, способам их воспроизведения, степени  самостоятельности, видам использования  и целому ряду других оснований.

     Прежде  всего, заслуживает внимания вопрос о делении охраняемых законом произведений на произведения науки, литературы и искусства. Его актуальность определяется тем, что нередко утверждается, что авторским правом охраняются результаты не всякой творческой деятельности, а лишь те, которые непосредственно относятся к области науки, литературы и искусства.

     Закрепленный  законом перечень охраняемых произведений носит примерный, ориентировочный  характер. Его значение состоит в  том, чтобы указать в относительно упорядоченном виде наиболее распространенные виды охраняемых произведений, оказать, в каких формах чаще, других могут выражаться творческие произведения, и тем самым исключить споры относительно охраноспособности большинства из них.

     Однако  нужно учитывать, что даже если тот  или иной результат творческой деятельности не подпадает ни под один из перечисленных в законе видов произведений, но отвечает всем требуемым по закону условиям, он признается произведением и пользуется такой же охраной, как и прямо названные в законе объекты авторского права.

     Важнейшее значение имеет деление произведений на обнародованные и необнародованные, а также близкое к нему, но не совпадающее с ним деление  произведений на опубликованные и неопубликованные. Авторским правом охраняются и те, и другие произведения. Однако если необнародованные произведения неприкосновенны и ни при каких условиях не могут быть использованы без согласия их авторов, то обнародованные произведение в исключительных, прямо предусмотренных законом случаях могут быть использованы заинтересованными лицами без согласия авторов и даже вопреки их возражениям. Аналогичные различия существуют между опубликованными и неопубликованными произведениями.

     Далее, произведения подразделяются на оригинальные и производные. Практическое значение данной классификации заключается в том, что если оригинальные произведения используются их авторами исключительно по их собственному усмотрению, то для создания и использования производных произведений требуется получить разрешение обладателей авторских прав на те произведения, на основе которых они созданы.

  1. Права авторов

Информация о работе Авторское право