Формирование прибыли на предприятии и пути ее максимизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение на основе данных бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета экономического анализа показателей прибыли и формирование системы мероприятий для ее повышения.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Анализ прибыли в динамике за 4 года и по состоянию на отчетную дату.
2. определение влияния внешних и внутренних факторов на формирование прибыли;
3. осуществление прогноза величины прибыли;
4. выявление резервов увеличения суммы прибыли;
5. оценка возможных мероприятий по увеличению прибыли.

Содержание

Введение.
Глава 1. Прибыль как результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 6
1.1 Прибыль как индикатор эффективности: необходимость комплексного подхода 6
1.2 Основные системы и формы анализа прибыли 9
1.3 Анализ формирования и распределения прибыли
Глава 2. Анализ прибыли на примере ООО «Партнер» 23
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия. 23
2.2 Анализ валового дохода 27
2.3 Анализ прибыли
Глава 3. Прогнозы и перспективы управления прибылью на примере ООО «Партнер»
3.1 Рекомендации по увеличению прибыли предприятия
3.2 Построение прогнозного баланса 45
Заключение 51
Список используемой литературы 54

Работа содержит 1 файл

Курсовая2.doc

— 833.50 Кб (Скачать)

Таблица 5 «Анализ прибыли (убытка) до налогообложения за 2008 – 2009 гг.»

Слагаемые (факторы изменения) бухгалтерской прибыли

2008

2009

Влияние на бухгалтерскую прибыль (+/-)

Сумма, тыс.руб.

Удельный вес,%

Сумма, тыс.руб.

Удельный вес,%

Сумма, тыс.руб.

%

Прибыль (убыток) от продаж

4293

335,92

15 350

718,30

11 057

357,56

Проценты к получению

0

0,00

0

0,00

0

 

Проценты к уплате

0

0,00

0

0,00

0

 

Прочие доходы

0

0,00

212

9,92

212

 

Прочие расходы

-3015

-235,92

-13425

-628,22

-10 410

445,27

Прибыль (убыток) до налогообложения

1278

100

2 137

100

859

167,21

 

В таблице 5 рассчитаны так называемые сопоставимые проценты. Они сопоставимы потому, что каждый из них рассчитан по отношению к одной и той же базе, а именно – к сумме бухгалтерской прибыли предыдущего периода. Такие показатели отражают процент влияния каждого слагаемого бухгалтерской прибыли на общий процент ее изменения.

Сумма бухгалтерской прибыли за 2009 г. составила 2 137 тыс.руб. Она увеличилась по сравнению с предыдущим аналогичным периодом на 859 тыс.руб. или на 167,21%. Основным фактором, обусловившем увеличение бухгалтерской прибыли, явился рост прибыли от основной деятельности. За счет основной деятельности прибыль до налогообложения повысилась на 11 057 тыс.руб. или на 357,56%. Однако из-за существенного роста прочих расходов (на 445,27%) увеличение прибыли не было очень существенным.

Положительным фактором, который влияет на увеличение бухгалтерской прибыли, стало наличие прочих доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Изменение прибыли до налогообложения за ряд периодов (2006 г., 2007 г., 2008 г., 2009 г.) представлено на рисунке 2

Рис.2. Прибыль (убыток) до налогообложения.

При исследовании данных графика – рисунка 4, становится очевидна динамика изменения прибыли, ее стабильное увеличение на всем сроке анализа.

Но график (см.рис 3) «Динамика основных показателей формирования прибыли» демонстрирует основные тенденции.

На величину прибыли от реализации продукции оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. К внешнему воздействию относятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, система налогообложения, состояние экономики страны. К внутренним факторам можно отнести цены на реализуемую продукцию, заработную плату, конкурентоспособность продукции, эффективность производственного и финансового планирования, компетентность руководства и менеджеров, квалификация работников, технический уровень основных производственных фондов.

Рис.4 Факторы, влияющие на прибыль.

Рис.5 Структура балансовой прибыли.

Важнейшим фактором, определяющим величину прибыли предприятия являются цены на продукцию. Цены устанавливаются в зависимости от конкурентоспособности производимой продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями. Уровень цен определяется качеством производимой продукции, зависящим от технического совершенствования ее производства. В структуре цены себестоимость занимает значительный удельный вес. Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, а ее рост к падению прибыли. Изменение среднего уровня цен на продукцию и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. Вместе с тем при увеличении цен существует опасность падения спроса, что также приведет к снижению прибыли.

Величина прибыли от продажи продукции находится под воздействием множества факторов: изменение объема реализации, структуры продукции, отпускных цен на реализацию продукции, цен на сырье, материалы, топливо и энергию, уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Проведение факторного анализа прибыли позволяет оценить резервы повышения эффективности производства и принять правильные управленческие решения по использованию производственных факторов.

Метод цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния отдельных факторов в общем комплексе их воздействия на уровень прибыли. Сущность метода цепных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчетный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Для проведения факторного анализа методом цепных подстановок прибыль можно представить в следующем виде:

Пр = Вр – Ср – Ру – Рк (11)

Вр – выручка от продажи продукции, товаров, работ и услуг;

Ср – себестоимость реализации продукции , товаров, работ и услуг;

Ру – управленческие расходы;

Рк – коммерческие расходы.

1. Влияние изменения выручки от продажи продукции на прибыль от продажи:

∆Пр1 = (Вр1 – Ср0 – Ру0 – Рк0) - (Вр0 – Ср0 – Ру0 – Рк0) (12)

∆Пр1 – прирост (уменьшение) прибыли за счет изменения выручки от продажи продукции;

Вр1 – выручка от продажи продукции, товаров, работ и услуг отчетного периода;

Вр0 – выручка от продажи продукции, товаров, работ и услуг предыдущего периода.

2. Влияние изменения уровня себестоимости на прибыль от продажи (∆Пр2):

∆Пр2 = (Вр1 – Ср1 – Ру0 – Рк0) - (Вр1 – Ср0 – Ру0 – Рк0) (13)

Ср0, Ср1 – себестоимость продукции предыдущего и отчетного периода.

3. Влияние изменения уровня управленческих расходов на прибыль от продажи (∆Пр3):

∆Пр3 = (Вр1 – Ср1 – Ру1 – Рк0) - (Вр1 – Ср1 – Ру0 – Рк0) (14)

Ру0, Ру1 – управленческие расходы предыдущего и отчетного периода.

4. Влияние изменения уровня коммерческих расходов на прибыль от продажи (∆Пр4):

∆Пр4 = (Вр1 – Ср1 – Ру1 – Рк1) - (Вр1 – Ср1 – Ру1 – Рк0) (15)

Рк0, Рк1 – коммерческие расходы предыдущего и отчетного периода.

5. Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от продажи продукции за анализируемый период:

∆Пр = ∆Пр1+∆Пр2+∆Пр3+∆Пр4 (16)

Такая замена факторов позволяет определить степень влияния каждого фактора на прибыль в целом. Число цепных подстановок зависит от количества факторов, влияющих прибыль. Применение приема цепных подстановок требует строгой последовательности определения влияния отдельных факторов.

Проанализируем влияние некоторых факторов на изменение прибыли предприятия за 2009 г. (таблица 6).

Индекс цен отчетного периода к предыдущему по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» невозможно рассчитать по причине недостатка информации. Он рассчитывается по данным бухгалтерского учета. Однако, за прошедший период цены на товар в ООО «Партнер» практически не изменились, поэтому индекс цен равен 1,02.

Таблица 6 «Факторный анализ прибыли (убытка) от продажи товаров ООО «Партнер» за 2009 – 2010 гг.»

№ п/п

Показатели

За 2008 год

За 2009 год

1.

Выручка (нетто) от продаж (∑qp)

218 238

228 603

2.

Себестоимость проданных товаров

198 810

202 020

3.

Коммерческие расходы

15 135

11 233

4.

Полная себестоимость продаж (п.2 + п.3 ) (∑qs)

213 945

213 253

5.

Прибыль (убыток) от продаж (п.1 – п.4) (П)

4 293

15 350

6.

Индекс цен отчетного периода (J=∑q1p1/∑q1p0)

1

1,02

7.

Отчетный объем реализации продукции в ценах предыдущего периода (∑q1p0=п.1/п.6)

-

224 121

 

Информация, содержащаяся в таблице 6, позволяет определить изменение прибыли от продаж в отчетном периоде по сравнению с предыдущим; рассчитать влияние на это изменение трех основных факторов:

-изменение объема продаж в отчетном периоде по сравнению с предыдущим;

-изменение полной себестоимости продаж в отчетном периоде по сравнению с предыдущим;

-изменение цен в отчетном периоде по сравнению с предыдущим.

Прибыль от продаж отчетного периоде больше аналогичного показателя предыдущего периода на 11 057 тыс.руб. Это изменение явилось результатом действия следующих факторов:

1. изменения объема продаж:

рассчитаем индекс объема продаж:

Jq = ∑q1p0 / ∑q0p0,                                                                                                                              (17)

Jq = 224121 / 218238 = 1,027;

рассчитаем влияние увеличения объема продаж на прибыль:

∆П(q) = П0 * (Jq – 1),                                                                                                                 (18)

∆П(q) = 4293 * (1,027 – 1) = 115,91 тыс.руб.;

2. изменения полной себестоимости продаж:

-отчетный объем продаж, оцененный по полной себестоимости отчетного периода: ∑q1s1 = 213 253 тыс.руб.

-отчетный объем продаж, оцененный по полной себестоимости предыдущего периода:

∑q1s0 = Jq * ∑q0s0,                                                                                                                          (19)

∑q1s0 = 1,027 * 213945 = 219 721,52 тыс.руб.;

-изменение полной себестоимости в отчетном периоде по сравнению с предыдущим:

∑q1s1 -∑q1s0 = 213 253 – 219 721,52 = - 6 468,52 тыс.руб.;

-влияние этого фактора на прибыль:

∆П(s) = -(∑q1s1 -∑q1s0) = 6 468,52 тыс.руб.;

-изменения цен на реализуемую продукцию:

-отчетный объем продаж в ценах отчетного периода ∑q1p1 = 228 603 тыс.руб.;

-отчетный объем продаж в ценах предыдущего периода ∑q1p0 = 224 121 тыс.руб.;

-влияние изменения цен на выручку ∆П(p) = 4 482 тыс.руб.

Полное изменение прибыли от продаж ∆П = 115,91+6 468,52+4 482 = 11 057 тыс.руб.

Самое большое влияние на изменение прибыли составило изменение себестоимости ∆П(s) = 6 468,52 тыс.руб.

Таким образом, за исследуемый период прибыль возросла на 11 057 тыс.руб. При проведении факторного анализа были выявлены факторы, которые повлияли на данное изменение больше других. В ООО «Партнер» таким фактором является себестоимость. Именно ее уменьшение при увеличении выручки позволило организации повысить свой экономический потенциал.

Информация о работе Формирование прибыли на предприятии и пути ее максимизации