Формирование прибыли на предприятии и пути ее максимизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение на основе данных бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета экономического анализа показателей прибыли и формирование системы мероприятий для ее повышения.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Анализ прибыли в динамике за 4 года и по состоянию на отчетную дату.
2. определение влияния внешних и внутренних факторов на формирование прибыли;
3. осуществление прогноза величины прибыли;
4. выявление резервов увеличения суммы прибыли;
5. оценка возможных мероприятий по увеличению прибыли.

Содержание

Введение.
Глава 1. Прибыль как результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 6
1.1 Прибыль как индикатор эффективности: необходимость комплексного подхода 6
1.2 Основные системы и формы анализа прибыли 9
1.3 Анализ формирования и распределения прибыли
Глава 2. Анализ прибыли на примере ООО «Партнер» 23
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия. 23
2.2 Анализ валового дохода 27
2.3 Анализ прибыли
Глава 3. Прогнозы и перспективы управления прибылью на примере ООО «Партнер»
3.1 Рекомендации по увеличению прибыли предприятия
3.2 Построение прогнозного баланса 45
Заключение 51
Список используемой литературы 54

Работа содержит 1 файл

Курсовая2.doc

— 833.50 Кб (Скачать)

3) Сравнительный анализ прибыли базируется на сопоставлении отдельных групп ее аналитических показателей между собой (рассчитываются абсолютные и относительные отклонения). Виды: сравнительный анализ прибыли данного предприятия и среднеотраслевых показателей, сравнение с конкурентами в рамках конкретного регионального рынка, сравнение показателей прибыли отдельных структурных подразделений предприятия, сравнительный анализ отчетной и плановой (нормативной) информации.

4) Факторный анализ - исследование влияния различных факторов на значение того или иного показателя прибыли с помощью таких методов, как метод цепных подстановок, абсолютных и относительных разностей, а также более сложные факторные модели.

5) Анализ коэффициентов - базируется на соотношении различных абсолютных показателей между собой, вследствие чего выделятся относительные показатели. Прежде всего это коэффициенты, характеризующие рентабельность, которые будут подробнее рассмотрены в следующей главе.

6) Интегральный анализ прибыли позволяет получить наиболее обобщенную характеристику условий ее формирования. Системы интегрального анализа прибыли: система “Дюпон”, объектно-ориентированный анализ (использование компьютерных технологий и представления модели формирования прибыли в виде совокупности взаимосвязанных финансовых блоков), портфельный анализ (уровень прибыльности по портфелю финансовых инвестиций).

Основные формы анализа прибыли на предприятии классифицируются следующим образом: по объектам исследования (анализ формирования, распределения и использования прибыли), по организации проведения (внутренний - проводится менеджерами или собственниками предприятия и внешний - проводится налоговыми органами, аудиторскими фирмами, банками, страховыми компаниями), по масштабу деятельности (анализ прибыли предприятия в целом, по структурным подразделениям или по отдельным операциям), по объему исследования (полный анализ по всем аспектам или тематический, например, анализ прибыльности фондового портфеля или альтернатив возможного использования прибыли), по периоду проведения (предварительный - изучение условий формирования, распределения и использования прибыли, текущий - в процессе осуществления текущей деятельности или ретроспективный - на основании завершающих результатов учета и отчетности).

Экономический анализ располагает различными источниками информации. Такие источники можно разделить на следующие группы.

1) Внешние источники - это официальные статистические справочники, нормативные документы, публикации в периодических изданиях, электронные базы данных, рейтинги информационных агентств.

2) Внутренние источники, подлежащие раскрытию для внешних пользователей - это прежде всего бухгалтерская отчетность, на основе которой формируются показатели финансового учета.

3) Внутренние источники, не подлежащие раскрытию, которые часто являются коммерческой тайной предприятия - это данные управленческого учета, которые характеризуют структуру выпуска и себестоимости продукции, показатели использования материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов, а также нормы и нормативы, разработанные на предприятии. Также к этой группе источников можно отнести данные первичных документов и регистров текущего бухгалтерского учета предприятия, на основании которых формируется отчетность - главной книги, акты о последствиях стихийных бедствий, ведомости переоценки запасов, выписки банков по счетам денежных средств, расчеты налогов и курсовых разниц, и тому подобные.

1.3 Анализ формирования и распределения прибыли

Наиболее полное определение прибыли дано в финансово-кредитном энциклопедическом словаре: «Прибыль – это разница между доходами, полученными от реализации продукции, основных средств и иного имущества, выполненных работ, оказанных услуг, внереализационной деятельности, и начисленной суммой затрат на производство, реализацию продукции и осуществления других видов деятельности»[52].

Прибыль как экономическая категория отражает доход, созданный в процессе предпринимательской деятельности.

Прибыль выполняет следующие функции:

1. Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Прибыль отражает финансовый результат. Для выявления конечного финансового результата необходимо провести анализ объемов реализованного продукции, стоимость расходов и ресурсов, используемых в производстве продукции.

2. Прибыль выполняет стимулирующую функцию. Прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Предприятие осуществляет самофинансирование за счет использования прибыли. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, дополнительного материального поощрения работников.

3. Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

4. Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости фирмы. Данная функция обеспечивается путем капитализации полученной прибыли. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость ее чистых активов, а, следовательно, и рыночная стоимость фирмы в целом, определяемая при ее продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.

5. Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим фирму от угрозы банкротства. Не смотря на это, угроза банкротства может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности фирмы, но при прочих равных условиях фирма намного успешнее и быстрее выходит из кризисного состояния при высоком уровне прибыли. За счет капитализации полученной прибыли фирма может быстро увеличить долю высоколиквидных активов, повысить долю собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств, а также сформировать финансовые фонды.

Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужное потребителю, снижение затрат на производство. Прибыль является стимулом для инвестирования средств в те сферы деятельности, которые приносят прибыль.

Выделяют следующие виды прибыли:

1. Балансовая прибыль состоит из прибыли от реализации, доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Балансовая прибыль как финансовый результат деятельности выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Балансовая прибыль включает в себя прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств и прочего имущества предприятия; прибыль (убыток) от внереализационных операций. Прибыль от реализации товаров (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии.

2. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

3. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) – это финансовый результат, полученный от реализации продукции (работ, услуг промышленного характера), от прочей реализации (работ, услуг непромышленного характера), покупной продукции, материалов. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия. Финансовый результат рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и расходами на ее производство и реализацию.

Прибыль от выполнения работ и оказания услуг рассчитывается как разница между выручкой от производства работ и оказания услуг и расходами на их осуществление. В строительных организациях выручка отражает стоимость законченных объектов строительства или работ выполненных по договорам подряда. Выручка определяется по документам, являющимся основанием для расчетов между заказчиками и подрядчиками. Для определения прибыли используется фактическая себестоимость сданных работ. В торговле, снабженческих и сбытовых предприятия выручка соответствует валовому доходу от продажи товаров. Валовой доход определяется как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров. Для исчисления прибыли из валового дохода вычитаются издержки обращения. Прибыль от реализации основных средств и иного имущества предприятия определяется как разница между продажной ценой и первоначальной, или остаточной стоимостью, этих видов имущества, увеличенной на индекс инфляции.

Внереализационные доходы и расходы – это доходы или расходы от долевого участия в других предприятиях, от сдачи имущества в аренду, дивиденды по акциям, проценты по облигациям и другим ценным бумагам, другие доходы и расходы от операций, не связанных с производством и реализацией продукции, включая суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций и возмещения убытка.

К операционным и внереализационным относятся (в соответствии с новым Планом счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н и ПБУ 9/99 "Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации", утвержденным приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н) следующие доходы [9],[10]:

Операционные:

- поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование, временное владение и пользование активов организации;

- поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;

- поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, а также проценты и иные доходы ценным бумагам;

- прибыль, полученная организацией по договору простого товарищества (в результате совместной деятельности);

- поступления, связанные с продажей и прочим списание основных средств и иных активов, отличных от денежных средств в российской валюте, продукции, товарах;

- поступления от операций с тарой;

- проценты, полученные (подлежащие получению) за предоставленные в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование кредитной организацией денежных средств, находящихся на счете организации в этой кредитной организации.

Внереализационные:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, полученные или признанные к получению;

- поступления, связанные с безвозмездным пользованием активов;

- поступления в возмещение причиненных организации убытков;

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

- суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

- курсовые разницы.

- прочие доходы, признанные операционными и внереализационными.

Получение доходов связано с использованием производственных ресурсов, с издержками, в результате чего происходит уменьшение активов, т. е. возникают расходы. К ним относятся: расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и других материально-производственных запасов; расходы, возникающие в процессе переработки материально-производственных запасов и продажи готовой продукции, в том числе расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и прочих внеоборотных активов; коммерческие и управленческие расходы. Группировка расходов осуществляется по следующим элементам затрат: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты.

Превышение доходов над расходами, как уже отмечалось ранее, образует прибыль от обычных видов деятельности (прибыль от реализации); в противном случае образуется убыток. Основными источниками информации для определения прибыли предприятия являются: данные аналитического бухгалтерского учета по счетам, «Отчет о прибылях и убытках» (форма №2), «Отчет об изменениях капитала» (форма №3), бизнес-план предприятия. Прибыль может быть представлена в виде формулы:

Пб = Прп + Прмц + Пво + Поп + Пч (1)

где Пб - балансовая прибыль;

Прп - прибыль от реализации продукции;

Прмц - прибыль от реализации иных материальных ценностей;

Пво - прибыль от внереализационных операций;

Поп – прибыль от операционных операций;

Пч – прибыль от чрезвычайных операций.

Формулу для расчета прибыли от реализации продукции можно представить так:

Прп = n*Цj – Sj*Nj (2)

где:

 n — номенклатура выпускаемой продукции;

Цj — цена единицы продукции j-го наименования (без учета НДС и акциза);

Sj — полная себестоимость единицы продукции j-го наименования;

Nj — объем производства продукции j-го наименования в натуральных единицах.

Такой расчет прибыли имеет существенные недостатки: во-первых, он связан с определением полной себестоимость каждого вида продукции и, следовательно, с необходимость распределения всех косвенных расходов по управлению и обслуживанию предприятия по видам продукции; во-вторых, не учитывает динамики производства и образования переходящих остатков незавершенного производства и готовой продукции по периодам. Он применяется в основном в прогнозных или в плановых расчетах при небольшой номенклатуре продукции и сложившейся системе распределения косвенных расходов.

Информация о работе Формирование прибыли на предприятии и пути ее максимизации