Финансовый план и бюджет предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 02:51, курсовая работа

Описание работы

Планирование финансовых показателей позволяет находить внутренние резервы предприятия, соблюдать режим экономии. Получение планового размера прибыли и других финансовых показателей возможно лишь при условии соблюдения плановых норм затрат труда и материальных ресурсов. Объём финансовых ресурсов, рассчитанных на основе финансовых планов, устраняет чрезмерные запасы материальных ресурсов, непроизводительные расходы, внеплановые финансовые инвестиции. Благодаря финансовому планированию создаются необходимые условия для эффективного использования производственных мощностей, повышения качества продукции.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 178.17 Кб (Скачать)

     Инвестиционный  проект – это комплекс мероприятий по созданию нового или модернизированного действующего производства товаров, или предоставление услуг с целью получения доходов и достижения социального эффекта.

     3 РАЗДЕЛ

     КРАТКОСРОЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНРОВАНИЕ

     3.1. Методологические положения краткосрочного  финансового планирования

     Задачей краткосрочного финансового планирования является обеспечение финансирования деятельности компании, эффективное  использование временно свободных  денежных средств [3, c.248].

     Для обеспечения непрерывного развития предприятию требуется капитал, то есть деньги, вложенные в здания, машины и оборудование, в покупку и хранение запасов, счета дебиторов и другие активы. Как правило, все эти активы не приобретаются сразу, а создаются постепенно в течение некоторого периода времени. Назовем общие расходы компании, необходимые для финансирования дополнительных активов, потребностью компании в капитале.

     В большинстве компаний накопившаяся потребность в капитале растет не равномерно, а скорее волнообразно. Потребность в капитале имеет отчетливо выраженную положительную зависимость от роста объемов операций компании. Однако возможны и определенные сезонные колебания. Наконец, будут возникать и непредсказуемые заранее ежемесячные или еженедельные колебания [3, c.248].

     Накопившаяся  потребность в капитале может  быть удовлетворена за счет краткосрочных и долгосрочных источников финансирования. Когда долгосрочное финансирование не покрывает всех потребностей в капитале, тогда компании необходимо прибегать к краткосрочному финансированию для мобилизации недостающих средств. Когда долгосрочные финансовые ресурсы, полученные компанией, выше, чем ее накопившаяся потребность в капитале, тогда у компании возникает избыток денежных средств, который она может использовать для краткосрочного инвестирования. Таким образом, сумма долгосрочного финансирования, полученного компанией, при данной накопившейся потребности в капитале определяет, является ли компания в коротком периоде заемщиком или кредитором, т.е. кредитуется или инвестирует (рис. 3).

     Рис. 3 Динамика потребности в финансировании

     3.2. Прогнозирование дополнительных  финансовых потребностей

     Главная задача финансового планирования состоит  в определении дополнительных потребностей финансирования, которые появляются вследствие увеличения объемов реализации товаров или предоставления услуг. На уровне первого приближения эта задача может быть решена путем укрупненного прогнозирования основных финансовых показателей бизнеса предприятия. В качестве таких показателей используются статьи баланса и отчета о прибыли [3, c.255].

     Суть  подхода достаточно проста. Расширение деятельности предприятия (увеличение объемов продаж) неизбежно приводит к необходимости увеличения его активов (основных и оборотных средств). Сообразно этому увеличению активов должны появиться дополнительные источники финансирования. Часть этих источников (например, кредиторская задолженность и начисленные обязательства) увеличиваются сообразно наращиванию объемов реализации предприятия. Очевидно, что разница между увеличением активов и увеличением пассивов и составляет потребность в дополнительном финансировании. В процессе принятия решения о дополнительном финансировании выделяют:

      

     1) предварительный этап (этап обнаружения  и оценки проблемы);

      2) этап непосредственного решения  проблемы.

     С предварительным этапом связывают  следующие моменты:

     1) прогнозирование дополнительных  объемов основных и оборотных средств на планируемый период,

     2) прогнозирование дополнительных  собственных и заемных финансовых  источников, которые появляются в процессе нормальной деятельности предприятия,

     3) оценка объема дополнительного  финансирования как разницы между  дополнительным объемом активов и дополнительным объемом задолженностей и капитала [3, c. 255].

     Этап  решения проблемы представляет собой  с последовательность действий следующего содержания:

     Шаг 1: Прогноз отчета о прибыли на планируемый год.

     Шаг 2: Прогноз баланса предприятия на планируемый год.

     Шаг 3: Принятие решения об источниках дополнительного финансирования (на этом этапе потребуются итеративный пересчет основных показателей баланса и отчета о прибыли).

     Шаг 4: Анализ основных финансовых показателей.

     Каждый  из шагов требует более детального рассмотрения, что и будет сделано  ниже.

     Прогноз отчета о прибыли на планируемый  год. Для осуществления такого прогноза необходимо задаться следующими исходными данными:

     1. Прогноз продаж на планируемый год. Эта задача решается маркетингом предприятия. Причем в рамках рассматриваемого метода решение производится в очень укрупненном виде – в виде процента роста общего объема продаж, не разбитого на отдельные товарные группы. К примеру, главный маркетолог предприятия должен обосновать, что в планируемом году продажи возрастут на 10 процентов [1, c.233].

     2. Предположения относительно  коэффициентов операционных  затрат. В частности, можно предположить, что эти проценты остаются такими же, как и в текущем году, издержки растут пропорционально продажам. В более сложных случаях необходимо производить прогноз издержек отдельно.

     3. Ставки процентов  по заемному капиталу  и краткосрочным  банковским кредитам. Эти про центы выбираются исходя из опыта общения финансового менеджера с банковскими фирмами.

     4. Коэффициент дивидендных  выплат, который устанавливается в процессе общего корпоративного управления [1, c.234].

     Основная  цель прогноза отчет о прибыли  состоит в том, чтобы оценить  объем будущей прибыли предприятия, и какая часть прибыли будет реинвестирована.

       Прогноз баланса предприятия на планируемый год прогнозируется при следующих допущениях.

     Прогноз баланса предприятия на планируемый  год прогнозируется при следующих допущениях:

  1. Принимается, что все участвующие в производстве активы предприятия изменяются пропорционально объему продаж, если предприятие работает с полной производительностью. Если предприятия не использует свои основные средства на полную мощность, то основные средства изменяются не пропорционально объему продаж. В то же время, денежные средства, дебиторская задолженность, товарно-материальные запасы следует принять изменяющимися пропорционально объему продаж.
  2. Задолженности предприятия и собственный капитал должны увеличиваться в случае роста величины активов. Этот рост происходит не автоматически. Необходимо специальное решение финансового менеджера о дополнительных источниках финансирования.
  3. Отдельные обязательства, такие как кредиторская задолженность и начисленные обязательства изменяются пропорционально объему продаж спонтанно, так рост продаж приводит к увеличению масштаба деятельности предприятия, связанной с закупками сырья и материла .
  4. Разница между спрогнозированным объемом активов и спрогнозированным объемом задолженностей и капитала представляет собой искомый объем дополнительного финансирования
  5. Эта разница должна быть покрыта за счет статьи задолженностей (банковская ссуда, векселя к оплате, долгосрочный банковский кредит, объем эмиссии облигаций предприятия) и капитала. Решение о распределении дополнительных потребностей по отдельным категориям

     есть  прерогатива финансового директора.

     Принятие  решения об источниках дополнительного  финансирования – это процедура выбора между собственными и заемными средствами. [1, c.246]

     К собственным средствам относят:

  • акционерный капитал;
  • нераспределенная прибыль.

     К заемным средствам относятся

  • банковская ссуда,
  • кредитные ценные бумаги (векселя),
  • торговый кредит,
  • толлинг (давальческое сырье),
  • просроченная задолженность поставщикам,
  • факторинг (продажа дебиторской задолженности).

     Решения об источниках принимаются на основе условий финансирования, состояния компании и состояния финансового рынка.

     Анализ  основных финансовых показателей. Финансовые показатели рассчитываются, чтобы контролировать и балансировать пропорции собственных и заемных средств, а так же определять эффективность выбранных источников финансирования и их влияния на эффективность деятельности компании в целом. Если обнаруживается, что предприятие имеет финансовые показатели ниже уровня средних по отрасли, то это должно восприниматься как неудовлетворительное планирование деятельности предприятия.

     4 РАЗДЕЛ

     ФИНАНСОВЫЙ  ПЛАН И БЮДЖЕТ ПРЕДПРИЯТИЯ

     4.1. Финансовые документы предприятия

     Для исчисления финансовых потребностей предприятия  используется баланс чистых доходов, проектно-балансовая схема и прогноз потока наличностей.

     Использование балансовой сметы для определения  будущих потребностей в финансовых средствах основывается на прогнозе размеров ключевых статей балансовой схемы на намеченную дату в будущем. Выбор даты имеет важное значение. Она должна приходится на период нормальной эксплуатации предприятия [1,c. 147].

     Метод прогноза потока наличностей является во многих отношениях методом «финансового планирования». Он носит более всеобъемлющий  характер, чем метод балансовой смет, и является инструментом прогнозирования  размеров и сроков поступления необходимых  фондов. Теория прогноза потока наличностей  основывается на ожидаемых поступлениях наличностей на определённую дату и  на прогнозе расхода наличных средств  на другие периоды времени. Поскольку  отчёт о потоках наличностей  отражает лишь операции с наличностью, такие статьи безналичных расчёт, как амортизация, списания безнадёжных  долгов, нематериальные активы и другие статьи, в нём не отражаются. Необходимые  финансовые ведомости выполняются  в следующей очерёдности:

  • таблица движения наличности;
  • ведомость чистого дохода;
  • проектно-балансовая смета.

     Таблица движения наличности (модель денежных потоков) (табл.) составляется для согласования по времени притока средств (из финансовых ресурсов и дохода от продаж) с оттоком средств в виде инвестиционных затрат, издержек производства и других расходов. Игнорирования этого обстоятельства может привести к значительным потерям доходов в виде процентных ставок (в результате неиспользования средств) или задержек в осуществлении проекта (в результате нехватки финансовых средств). В таблице движения наличностей, следовательно, отражается приток и отток средств .

     Планирование  финансирования капиталовложения имеет  целью обеспечения проекта ресурсами  для финансирования инвестиционных расходов и согласования по времени  притока и оттока инвестиций. Финансовое планирование на период эксплуатации должно обеспечить, чтобы приток наличности в результате доходов от продаж был  достаточным для покрытия издержек производства и всех финансовых обязательств, таких, как погашение задолженности (основная сумма и проценты), уплата налогов и выплаты намеченных дивидендов. Этот аспект имеет особое значение в первые годы эксплуатации, когда выход продукции обычно бывает значительно ниже мощности, а объём задолженности, как правило , наиболее высок. Это относится, например, к кредитам поставщиков, которые  обычно должны погашаться в течении 5-8 лет равными долями по основной сумме и процентам.

     Выручка от реализации продукции определяется на основе прогнозных объёмов продаж по годам и прогнозных цен на единицу  продукции [1, c.148].

     При прогнозировании объёмов продаж учитывается результаты маркетинговых  исследований — рассматривается  ожидаемый ежегодный прирост  производства продукции и возможности  предприятия, т. е производственные мощности. Оценка прироста производства продукции должна исходить из анализа  перспектив развития отрасли ретроспективных  тенденций развития предприятия.

     Оценка  ежегодного роста цен на продукцию  предприятия основывается на макроэкономических и отраслевых исследованиях, а также  на данных о росте цен в прошлые  годы.

     Из  этой величины для расчёта чистого  денежного потока выделяется амортизационные  отчисления (износ) и расходы на выплату  процентов, которые рассматриваются  как отдельные показатели [2, c.55].

Информация о работе Финансовый план и бюджет предприятия