Финансовый план и бюджет предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 02:51, курсовая работа

Описание работы

Планирование финансовых показателей позволяет находить внутренние резервы предприятия, соблюдать режим экономии. Получение планового размера прибыли и других финансовых показателей возможно лишь при условии соблюдения плановых норм затрат труда и материальных ресурсов. Объём финансовых ресурсов, рассчитанных на основе финансовых планов, устраняет чрезмерные запасы материальных ресурсов, непроизводительные расходы, внеплановые финансовые инвестиции. Благодаря финансовому планированию создаются необходимые условия для эффективного использования производственных мощностей, повышения качества продукции.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 178.17 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     В условиях рыночной экономики, самостоятельности  предприятий, их ответственности за результаты деятельности возникает  объективная необходимость определения  тенденций развития финансового  состояния и перспективных финансовых возможностей. На решение таких вопросов и направлена финансовое планирование и бюджетирование, то есть составление  сметы затрат предприятия. Разработка финансового плана и бюджета  – это  отрасль финансового  менеджмента. Как составная часть  общего плана экономического развития, они должны согласовываться с  целями и направлениями последней. В свою очередь, финансовое планирование оказывает существенное влияние  на общую экономическую стратегию  предприятия. Изменение ситуации на макроуровне и на финансовом рынке  влечет коррекцию как финансовой, так и общей стратегии развития предприятия.

     В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в России предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений.

     Финансы предприятий, будучи частью общей системы  финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.

     В современных условиях рыночных отношений  возникает объективная необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться настоящих результатов на рынке.

     Финансовое  планирование напрямую связано с  планированием производственной деятельности предприятия. Все финансовые показатели базируются на показателях объёма производства, ассортимента продукции, себестоимости продукции.

     Планирование  финансовых показателей позволяет  находить внутренние резервы предприятия, соблюдать режим экономии. Получение планового размера прибыли и других финансовых показателей возможно лишь при условии соблюдения плановых норм затрат труда и материальных ресурсов. Объём финансовых ресурсов, рассчитанных на основе финансовых планов, устраняет чрезмерные запасы материальных ресурсов, непроизводительные расходы, внеплановые финансовые инвестиции. Благодаря финансовому планированию создаются необходимые условия для эффективного использования производственных мощностей, повышения качества продукции. 

 

     1 РАЗДЕЛ

     СУЩНОСТЬ  ПЛАНИРОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

     1.1 Назначение и цели планирования

     Успех предпринимательской деятельности во многом зависит от качества внутрифирменного планирования, включающего определение  перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждый предприниматель  должен решить три задачи: что, для  кого и как производить.

     Предпринимательская деятельность – это «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользователя имущество, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке».

     План – в самом общем смысле сова  образ чего-либо, модель будущего, система мер, направленная на достижение поставленных целей.

     План  предприятия – заранее разработанная система мероприятий, предусматривающая цели, содержание, сбалансированное взаимодействие ресурсов, объем, методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реализации определенной продукции или                        оказанию услуг [1, c. 8].

     Бизнес-план – это документ, представляющий собой результат комплексного исследования основных сторон деятельности предприятия; описание функционирования создаваемой или реконструируемой фирмы; рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы.  Бизнес-план в отличие от плана предприятия обычно отражает развитие одного конкретного направления его работы на определенном рынке. Предприятие может одновременно иметь несколько бизнес-планов. Степень детализации обоснований в бизнес-плане может быть разной в малом бизнесе бизнес-план и план предприятия могут совпадать по объему, и по содержанию [1, c.10].

     Технико-экономическое  обоснование (ТЭО) проекта – важнейший этап прединвестиционной стадии предпринимательского проекта. Его цель – приятие окончательного решения о наличии необходимых условий для практического осуществления проекта и выбор из множества альтернатив наиболее рационального варианта.

     В узком смысле ТЭО проекта –  это обоснование затрат ресурсов и экономических результатов  в натуральном и стоимостном  выражениях по возможности реализации целевой проблемы, комплекса работ, производственных, технических, технологических, инвестиционных проектов для принятия управленческих решений. В зависимости  от условий, целей и масштабов  ТЭО может быть самостоятельным  документом предшествовать разработке детального бизнес-плана или входить  в него в качестве необходимой  составной части [4, c. 15].

     Проект  – это замысел (задачи, проблема) и необходимые средства его реализации с целью достижения желаемого экономического, технического, технологического или организационного результата. Проект принимается также как совокупность организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления определенных действий.

     Инвестиционный  проект – это комплекс мероприятий по созданию нового или модернизированного действующего производства товаров или оказанию услуг с целью получения дохода и достижения социального эффекта.

     Ниша  рынка – это незанятая или неполностью занятая конкурентами часть («место») рынка. Иначе говоря, - это ограниченная сфера предпринимательской деятельности, ориентированная на определенного потребителя, позволяющая предприятию наиболее эффективным способом реализовывать свои возможности. В отличие от сегмента рынка емкости ниши обычно меньше и в ней в чистом виде нет конкурентов.

     Предпринимательский проект – это проект организации и производства продукции, проведения работ и оказания услуг в любой сфере деятельности, направленный на получение прибыли [4, c.16].

     Предпринимательская деятельность в любой сфере народного  хозяйства связана с возможными рисками достижениями цели. В условиях рыночной экономики конечный успех  предпринимательского проекта зависит  от множества факторов: одни обуславливают  перспективность предпринимательского мероприятия, другие указывают на его  невозможность или большую степень  риска его осуществления. Переменчивость многих важных слагаемых предпринимательского проекта многократно усиливает  непредсказуемость исхода цели. Тщательный учет возможного направления их влияния  на предпринимательский проект –  важнейшее условие успешной деятельности предпринимателя [1, c. 11].

     Каждый  разработчик бизнес-плана выбирает соответствующую или разрабатывает  свою методику, при использовании  которой, по его мнению, возможно получение  наиболее адекватных решений предпринимательского проекта. Поэтому универсальной  методики, подходящей для всех             случаев – нет.

     Поскольку в бизнес-плане оценивается перспектива  развития фирмы, он необходим и для  принятия решений, которые одобрили бы партнеры, соучредители или акционеры  фирмы. На его основе решаются жизненно важные для фирмы вопросы –  распределение прибыли, выплата  дивидендов, совершенствование организационной  структуры производства, изменение  характера взаимоотношений с  фирмами-партнерами и т.д.

     Грамотно  оформленный и обоснованный план важен и для персонала предприятия, т.к. способствует уверенной работе по его реализации.

     Основные  задачи предпринимательского проекта  – изучение емкости и перспектив развития рынка сбыта, обнаружение  рисков и «подводных камней», подстерегающих бизнес, определение его эффективности [1, c.11].

     Кроме того, предпринимательский проект позволяет:

  • обосновать экономическую целесообразность направления развития фирмы;
  • рассчитать ожидаемые финансовые результаты деятельности, в первую очередь объемы продаж, прибыль, доходы на капитал;
  • определить намечаемое финансирование выбранной стратегии, т.е. выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов.

     Таким образом, бизнес-план:

  • позволяет определить жизнеспособность будущего предприятия в условиях конкуренции;
  • содержит ориентиры для предпринимателя на каждом этапе становления предприятия;
  • служит главным инструментом получения финансовой поддержки от инвесторов.

     В разработке бизнес-плана участвуют  специалист разного профиля. В зависимости  от масштабов предпринимательского проекта, наличия у фирмы собственных  кадров, ее финансового положения этот документ разрабатывают специалисты фирмы и/или сторонние эксперты, либо                    консалтинговые агентства [5, c. 23].

     Предпринимательский проект – это документ, который  постоянно корректируются в зависимости  от реальных объективных условий  его реализации. Сроки, на которые  он рассчитан, определяются продолжительностью самого проекта. Обычно он составляется на полгода, 3-5 и более лет. Первый год реализации проекта рекомендуется  планировать с помесячной или  поквартальной разбивкой.

     Для предприятий, работающих в сфере  малого бизнеса, объем бизнес-плана  вместе с расчетной документацией, как правило, не превышает 50 страниц  машинописного текста, но может быть значительно больше или меньше. Крупные  проекты соответственно требуют  более масштабных исследований, и  поэтому объем их значителен.

     Как показано на рисунке 1, разработка предпринимательского проекта начинается с тщательного анализа состояния дел в предыдущем периоде, выявлении слабых сторон деятельности фирмы, ее позиции на рынке, конкурентоспособности, уровни цен, издержек производства и реализации продукции, состояния менеджмента, маркетинга фирмы и финансовых результатов. Итогами такого анализа должна быть стать разработка и формирование планируемых изменений по основным факторам, влияющим на финансовые результаты [ 1, c. 21]. 

     

     

     

     

       
 
 
 

     Рис 1. Структура предпринимательского проекта малого предприятия 

     1.2. Общие принципы финансового планирования

     В условиях перехода от административной к рыночной экономике процесс  планирования деятельности предприятия  претерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали  себя, и это было признано одной  из главных причин, приведших к  сложной экономической ситуации. Старая система планирования также  не соответствовала новым послеприватизационным  условиям. Работать же без планирования, как оказалось, не в состоянии ни одно предприятие. Таким образом, возникла необходимость разработки новой системы, отвечающей целям и задачам предприятия в условиях рыночной экономики, помогающей осуществлять эффективную управленческую деятельность. Разумеется, эта система должна базироваться на подходах и технологиях, используемых на западных предприятиях, имеющих многолетний опыт планирования.

     Почему  планирование жизненно важно для  хозяйствующего субъекта? Планировать необходимо для того:

  • чтобы понимать, где, когда и для кого предприятие собираетесь производить и продавать продукцию;
  • чтобы знать, какие ресурсы и когда понадобятся предприятию для достижения поставленных целей;
  • чтобы добиться эффективного использования привлеченных ресурсов;
  • наконец, чтобы предвидеть неблагоприятные ситуации, анализировать возможные риски и предусматривать конкретные мероприятия по их снижению [3, c. 243].

     С развитием мировой экономики  планирование деятельности стало основой  работы предприятий. Характерным примером этого является бизнес-план. Без него очень редкий инвестор решится вкладывать деньги в развитие или расширение бизнеса. От правильности точности прогнозов зависят успехи и неудачи предпринимательской деятельности.

     После отказа от старой системы планирования многие отечественные предприятия пытались самостоятельно разработать новую эффективную систему, но нехватка квалифицированных специалистов данного направления делала задачу как не выполнимой. Слепо перенимать западный опыт было неразумно. В идеальном случае современное планирование должно сочетать положительный опыт предыдущей системы хозяйствования и новое, что диктуется изменившимися условиями и позитивным зарубежным опытом.

Информация о работе Финансовый план и бюджет предприятия