Факторный анализ показателей рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью любого предприятия является прибыль, как важнейший показатель деятельности организации, однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов, огромное значение также имеет, какие средства были вложены для получения этой прибыли. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным ресурсам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.Теоретические основы оценки рентабельности предприятия.. 6
1.1 Общее понятие рентабельности………………………...……………………6
1.2 Рентабельность как показатель эффективности предприятия….…………8
1.3 Группы показателей рентабельности……………………………………...10
1.4 Методика расчета и анализа основных показателей рентабельности…..11
ГЛАВА 2. Экономический анализ хозяйственной деятельности ЗАО «Вегас»…………………………………………………………………………...21
2.1 Краткая характеристика предприятия….……………………….................21
2.2 Анализ финансовых результатов предприятия ………………………….21
2.3 Анализ рентабельности…………………………………………..…………22
2.4 Анализ показателей деловой активности и эффективности деятельности предприятия……………………………………………………………………...23
2.5 Факторный анализ показателей рентабельности………………………….27
ГЛАВА 3. Проблема повышения рентабельности..…………………..……30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

Факторный_анализ_показателей_рентабельности_предприятия.docx

— 119.62 Кб (Скачать)

 

 Общая оценка финансового  состояния предприятия и его  платежеспособности.

Приведем основные финансовые показатели в таблице 4 (см. Приложение).

Из таблицы видно, что  изменения произошли незначительные. Это произошло потому, что за отчетный период предприятие приобрело машины и оборудование, здания. Запасы увеличились  значительно на 83,8% в основном за счет приобретения сырья и материалов. Пополнение запасов обеспечивает непрерывность  процесса производства и, следовательно, кругооборот оборотного капитала. Снизилась дебиторская задолженность на 8,1%. На такую же сумму увеличились денежные средства. Увеличились заемные средства за счет краткосрочных кредитов банков. В общем, баланс предприятия увеличился за год на 6,6%.

 

 

2.5 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

 

Методология факторного анализа  показателей рентабельности предусматривает  разложение исходных формул расчета  показателя по всем качественным и  количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности  хозяйственной деятельности.

Для трехфакторной модели анализа рентабельности нам понадобятся  следующие показатели:

 

R=λP/(λF+λE)                      (1.11)

Где λP- Прибыльность продукции

λp = P/N

λF- Фондоемкость продукции

λf = F/N

λ E- Оборачиваемость оборотных средств

λ E = E/N

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторный анализ рентабельности приведен в таблице 5.

Таблица 5. Факторный анализ рентабельности, руб.

Расчеты для модели

Условные обозначения

2009

2010

Отклонения

Абсолютное, тыс.руб.

Отн., %

1. Прибыльность продукции

P/N

0,169126

0,16913

0

0

2.Фондоемкость продукции

F/N

0,323689

0,19052

-0,13

-41

3.Оборачиваемость оборотных  средств

E/N

0,1621292

0,113424

-0,05

-30

Прибыль

Р=N-S

4764930

8120629

3355699

70

Продукция, тыс.руб.

N

28173790

48015164

19841374

70,4

Себестоимость продукции, тыс.руб.

S

23408860

39894535

16485675

70,4

Величина внеоборотных активов, тыс.руб.

F

9119547

9147835

28288

0,3

Оборотные средства, тыс.руб.

E

4567795

5446073

878278

19,2


 

Найдем значение для базисного  и отчетного годов.

R0 = 0,169126/(0,323689+0,1621292) = 0,3481*100% = 34,81%

R1 = 0,16913/(0,19052+0,113424) = 0,55645*100% = 55,65%

Прирост рентабельности за отчетный период составляет

ΔR = 55,65% – 34,81% = 20,84%

Рассмотрим, какое влияние  на это изменение оказали различные  факторы.

Рассчитаем условную рентабельность по прибыльности продукции при условии, что изменилась только рентабельность продукции, а значения всех факторов остались на уровне базисных.

RΔP = λP1/(λF0+λE0) = 0,16913/(0,323689+0,1621292) = 0,3481*100% = 34,81%

Выделяем влияние фактора  прибыльности продукции:

 ΔRΔP = RΔP – R0 = 34,81% –  34,81% = 0%

Рассчитываем условную рентабельность по фондоемкости при условии, что изменились два фактора – рентабельность продукции и фондоемкость, а значение оставшегося третьего фактора сохранилось на уровне базиса.

RΔF = λP1/(λF1+λE0) = 0,16913/(0,19052+0,1621292) = 0,4796*100% = 47,96%

Выделяем влияние фактора  фондоемкости:

ΔRΔF = RΔF – RΔP = 47,96% -34,81% = 13,15%

Рассчитываем рентабельность для отчетного периода. Ее можно рассматривать как условную рентабельность при условии, что изменились значения всех трех факторов: рентабельности продукции, фондоемкости и оборачиваемости оборотных активов.

R1 = 0,16913/(0,19052+0,113424) = 0,55645*100% = 55,6%

Выделяем влияние фактора  оборачиваемости оборотных средств

ΔRΔE = R1 – RΔF = 55,6% -47,96% = 7,64%.

Итак,

ΔR = ΔRΔP + ΔRΔF + ΔRΔE = 0% + 7,64% + 13,15% = 20,79%.

Как видно из расчетов на рентабельность не влияет фактор прибыльности продукции. Самое большое влияние  оказывает фактор фондоемкости и чуть слабее проявляет себя фактор оборачиваемости оборотных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ  РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

 

Актуальность темы настоящей  работы определяется еще рядом причин. Во-первых, осуществление преобразований в Российской финансовой системе  и реструктуризация большинства  предприятий привели к тому, что  рентабельность промышленных предприятий  не только не возросла, но и ощутимо  снизилась. Важно в этой связи  понять, почему происходит такое снижение, какие средства следует использовать для того, чтобы ее стабилизировать  и даже повысить? Ответить на эти  вопросы невозможно без и уточнения понятия рентабельность, форм ее проявления, способов расчета, факторов, влияющих на ее величину. Во-вторых, становление социально ориентированной рыночной экономики сопровождается усилением конкуренции между промышленными предприятиями. В этих условиях могут сохранить и укрепить свои позиции только те хозяйственные структуры, которые стремятся к повышению эффективности хозяйствования. Отсюда задача выявления путей повышения прибыльности становиться актуальной не только в теоретическом плане, но и с целью улучшения хозяйственной практики.

В связи с переходом  экономики нашей страны на рыночные отношения изменяется и отношение  к получаемой от экономических субъектов  информации. Информация о финансовом состоянии организации, его финансовых результатах, становится очень важна для широкого круга пользователей, как внешних - налоговые инспекции, коммерческие банки, акционеры и т.д., так и внутренних - администрация, менеджеры, внутренние финансовые службы организации.

Программа реформирования финансовой системы, осуществляемая в Российской Федерации в настоящее время, направлена, с одной стороны, на то, чтобы сделать информацию, получаемую из финансовой отчетности, наиболее емкой, всесторонней и в то же время более  понятной, прозрачной и читаемой. В проведении такой реформы, в первую очередь, заинтересованы внешние пользователи. Внутри предприятия администрация может собрать любую информацию и самостоятельно провести анализ хозяйственной деятельности. Внешний пользователь, имея ограниченный доступ к внутренней управленческой информации, должен по максимуму получить сведения о деятельности организации из общедоступных источников - бухгалтерской отчетности организации. Заинтересованность акционеров-собственников организации в проведении такого реформирования очевидна. Во всем цивилизованном мире акционерный капитал имеет превалирующее значение для развития производства. Главное его преимущество заключается в способности аккумулировать на наиболее рентабельных участках экономики большие инвестиционные ресурсы, так как акционеры будут с большей охотой вкладывать свои сбережения в развивающиеся и доходные предприятия.

Имея на руках бухгалтерскую  финансовую отчетность за отчетный год  или за ряд предыдущих лет, акционеры  общества должны оценить эффективность  использования вложенных капиталов, рентабельность активов организации, финансовую устойчивость и перспективы  развития на будущее. К сожалению, это  сделать не всегда просто. Для более  точной оценки деятельности организации  необходимо использовать методы экономического анализа. Имея на вооружении набор инструментов анализа хозяйственной деятельности, возможно достоверно и всесторонне  оценить результаты хозяйственной  деятельности организации.

В экономически развитых западных странах ни один инвестиционный проект не обходится без глубокого экономического анализа. Для этого разработаны  целые комплексы оценки эффективности  деятельности организации. В эту  систему входят различные показатели: коэффициенты финансовой устойчивости, рентабельности, платежеспособности. Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей  ее повышения. Каждый их исходных показателей  раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

В результате многочисленных исследований деятельности успешных и  убыточных компаний, одно из которых  было приведено в журнале «Менеджмент  в России и за рубежом» и называлось «Статистический анализ рентабельности крупнейших фирм США» были разработаны оптимальные значения ряда коэффициентов, дающих возможность оценить динамику развития организации и перспективы ее роста на будущее. Для того чтобы экономический анализ имел практическое применение, он должен быть, с одной стороны, комплексным, т.е. анализ должен охватывать все стороны экономического процесса и всесторонне выявлять причинные зависимости, влияющие на деятельность организации в той или иной степени.

С другой стороны, анализ должен обеспечить системный подход, когда  каждый изучаемый объект рассматривается  как сложная изменяемая система, состоящая из ряда факторов внешней  и внутренней среды.

Как было показано, типичной ситуацией в практике отечественных  компаний является наличие большого количества расчетных показателей  рентабельности в сочетании с  весьма скромными выводами о причинах экономических затруднений организации  или, наоборот, о его резервах и  преимуществах. Это определяет неадекватности управленческой информации, ограниченность использования результатов обширных расчетов для принятия решений.

В то же время принятие управленческих решений должно быть основано на использовании  наибольшего числа ключевых параметров (относительных финансово-экономических  индикаторов), которые характеризуют  основные блоки деятельности организации  в текущем разрезе и ожидаемой  перспективе.

Эффективность управленческих решений, принимаемых на основании  использования показателей рентабельности, может быть достигнута при соблюдении ряда условий:

1. Правильный выбор объекта  управления и четкая постановка  цели решаемой задачи;

2. обоснование метода  расчета анализируемых показателей;

3. выявление количественной  и качественной оценки взаимосвязи  между факторами, определяющими  уровень рассматриваемых параметров;4. экономическая интерпретация полученных  результатов, сравнение их в  динамике с показателями других  компаний, среднеотраслевым уровнем,  принятыми «базовыми» нормами;

5. формулировка выводов  с выделением сильных и слабых  сторон, зон «риска» и «благополучия», выделение и ранжирование факторов, создающих возможность достижения  поставленной цели.

Таким образом, стремление компаний структурировать свои финансовые показатели, при последующем их анализе и  оценке, приведет к улучшению управления отечественными компаниями, а в результате, и к подъему экономики страны в целом. Актуальность данной работы в том, что на современном этапе  развития экономики России при финансовом анализе предприятий применяется  очень мало показателей, что мешает получить полную картину производственно-хозяйственной  деятельности предприятия. Большинство  фирм стремятся к увеличению прибыли, забывая при этом об эффективности  своей работы, однако увеличение этого  показателя не в полной мере отражает фактическую ситуацию, складывающуюся на предприятии, а при использовании  комплексных исследований финансовых показателей и, главное, правильной их оценке и анализе, принятие управленческих решений может стать намного результативнее и продуктивнее.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рентабельность характеризует  результативность деятельности организации. Показатели рентабельности позволяют  оценить, какую прибыль имеет  фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы предприятия. Существуют различные группировки  системы показателей рентабельности. Мы рассмотрели одну из таких классификаций  с подразделением показателей рентабельности на показатели, базирующиеся на затратном  подходе (рентабельность продукции, рентабельность деятельности); показатели, характеризующие прибыльность продаж (рентабельность продаж); показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала).

Как выяснилось в ходе проведения анализа, рентабельность хозяйственной  деятельности отражает норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупность источников, которые используются предприятием для осуществления своей деятельности.

Финансовая рентабельность характеризует эффективность инвестиций собственников предприятия, которые  предоставляют ему ресурсы или  оставляют в его распоряжении всю или часть принадлежащей  им прибыли с целью получения  максимального дохода в будущем.

И, наконец, показатели рентабельности продукции могут ответить на вопросы, касающиеся определения эффективности  основной деятельности предприятия  по производству и реализации товаров, работ, услуг.

В процессе написания курсовой работы была рассмотрена специфика такого экономического показателя как рентабельность, проведен факторный анализ предприятия на примере ЗАО «Вегас» и рассмотрены пути повышения рентабельности на предприятии.

Информация о работе Факторный анализ показателей рентабельности предприятия