Факторный анализ показателей рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью любого предприятия является прибыль, как важнейший показатель деятельности организации, однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов, огромное значение также имеет, какие средства были вложены для получения этой прибыли. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным ресурсам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.Теоретические основы оценки рентабельности предприятия.. 6
1.1 Общее понятие рентабельности………………………...……………………6
1.2 Рентабельность как показатель эффективности предприятия….…………8
1.3 Группы показателей рентабельности……………………………………...10
1.4 Методика расчета и анализа основных показателей рентабельности…..11
ГЛАВА 2. Экономический анализ хозяйственной деятельности ЗАО «Вегас»…………………………………………………………………………...21
2.1 Краткая характеристика предприятия….……………………….................21
2.2 Анализ финансовых результатов предприятия ………………………….21
2.3 Анализ рентабельности…………………………………………..…………22
2.4 Анализ показателей деловой активности и эффективности деятельности предприятия……………………………………………………………………...23
2.5 Факторный анализ показателей рентабельности………………………….27
ГЛАВА 3. Проблема повышения рентабельности..…………………..……30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

Факторный_анализ_показателей_рентабельности_предприятия.docx

— 119.62 Кб (Скачать)

Рентабельность реализованной  продукции определяемая как отношение  прибыли от операционной деятельности к сумме себестоимости реализованной  продукции, административных затрат и  затрат на сбыт.

Рассчитывается по формуле (1.9).

 

 

   (1.9)

где РР− рентабельность реализованной продукции, %;

Пв – валовая прибыль, тыс. руб.;

Срп – себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.;

Задм − административные затраты, тыс. руб;

Зсб – затраты на сбыт, тыс. руб.

 

Данный показатель характеризует  эффективность операционной деятельности и показывает, сколько предприятие  имеет операционной прибыли с  каждой гривны операционных затрат.

Рассчитывается в целом  по предприятию и отдельным видам  продукции.

В показателе рентабельности, рассчитанном в целом по продукции, усредняется уровень доходности отдельных видов изделий. Поэтому  в ходе анализа необходимо изучать  рентабельность отдельных видов  продукции или групп продукции. На рентабельность продукции влияют три фактора: изменение ассортимента, изменение себестоимости продукции, изменение цен продаж.

Важность анализа, показателя рентабельности отдельных видов  продукции, связана с тем, что  предприятие должно осуществлять контроль над затратами по ее производству и реализации. Если на рынке имеется достаточно высокий спрос на продукцию с низким уровнем рентабельности, предприятие может сделать выпуск такой продукции выгодным только сокращая затраты по ее производству. Анализ рентабельности отдельных видов продукции, а также всей совокупности её, поможет выявить внутренние резервы снижения себестоимости продукции, пути повышения качества продукции для возможного соответствующего увеличения цен, что в любом случае повысит рентабельность производства, а значит, улучшит финансовое, социально-экономическое положение предприятия.

В процессе анализа следует  изучить динамику перечисленных  показателей рентабельности.

Важным инструментом в  поиске, путей повышения эффективности  функционирования предприятий, является экономический анализ. С его помощью  изучаются тенденции развития, глубоко  и системно исследуются факторы  изменения результатов деятельности, изыскиваются резервы повышения  эффективности производства, выявляются и прогнозируются существующие и  потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, оценивается  воздействие принимаемых управленческих решений на конечные результаты работы предприятий.

Основным методологическим вопросом в экономическом анализе  является изучение влияние факторов на результаты деятельности предприятия. От глубины, комплексности и точности измерения влияния факторов в  конечном итоге зависят выводы и  рекомендации по результатам анализа, а также точность прогноза исследуемых  показателей.

На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает  влияние вся совокупность производственно  – хозяйственных факторов: уровень  организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура  продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль  по видам деятельности и направления  ее использования.

Методология факторного анализа  показателей рентабельности предусматривает  разложение исходных формул расчета  показателя по всем качественным и  количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности  хозяйственной деятельности.

В детерминированном факторном  анализе для этого используются следующие способы:

  • цепной подстановки;
  • индексный;
  • абсолютной и относительной разницы;
  • пропорционального деления;
  • интегрированный.

Первые четыре способа  основываются на методе элиминирования – т.е. устранить, отклонить, исключить  воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме  одного.

Этот метод исходит  из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, сначала изменяется один, а все другие остаются без  изменения, потом изменяются два, затем  три, и т.д., при неизменности остальных. Это позволяет определить влияние  каждого фактора на величину исследуемого показателя в отдельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ВЕГАС»

 

    1.  КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Полное название организации  – закрытое акционерное общество «Вегас», находящееся в г. Москва.

ЗАО «Вегас» было образовано в декабре 2006г. Его основной деятельностью стало производство и продажа изделий из кожи. Производимые организацией изделия сразу завоевали популярность благодаря отличному качеству и приемлемым ценам.

Организация специализируется на производстве трех товаров: кожаные  ремни, чехлы и папки. В распоряжении организации есть вся необходимая  техника и штат высококвалифицированных  сотрудников. Имеются собственные  складские помещения для хранения материалов и готовой продукции.

Организацией регулярно  проводятся рекламные компании. Их целью является расширение объема продаж и рынка сбыта. Для этого используются региональные теле и радиовещательные компании, пресса.

Целью стратегии предприятия  является завоевание и упрочнение положения  на региональном рынке, а также выход  на общероссийский уровень. В таблице 1 приведены основные технико-экономические  показатели (см. Приложение).

 

    1. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Предприятие увеличило объем  выпуска продукции и услуг  на 70,4%. Но это не привело к увеличению прибыли, напротив, произошло снижение на 43,8%. Снизился уровень оборачиваемости  оборотных активов на 30%. Поэтому предприятию требуется больше запасов материалов, сырья, а, следовательно, придется расходовать денежные ресурсы. Снижение оборотов и прибыльности продукции может быть связано с устареванием технологического процесса, замедлением документооборота и расчетов. Произошло снижение фондоотдачи и увеличение фондоемкости продукции. Возможно, на это повлияло неэффективное использование рабочего времени, устаревание оборудования. Это приведет к увеличению суммы амортизационных отчислений.

Рассмотрим, какую долю занимает каждая статья баланса (см. Приложение, табл. 2,3).

Из таблицы 2 видно, что  наибольший процент из внеоборотных активов приходится на основные средства как в 2010, так и в 2011 году, 43% и 40% соответственно. Из оборотных активов наибольшую долю занимает краткосрочная дебиторская задолженность: 18% и 15% соответственно.

Что касается пассива, то наибольший удельный вес занимают резервные фонды 33% в 2010г. и 31% в 2011г. Наименьший удельный вес приходится на резервный фонд, всего 22% и 20% соответственно.

 

 

2.3 АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

 

Рентабельность – это  показатель прибыльности. Финансовое состояние предприятия в значительной мере зависит от его рентабельности.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие  группы:

  1. Показатели рентабельности капитала.
  2. Показатели рентабельности продукции.
  3. Показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

Первая группа показателей  рентабельности формируется как  отношение прибыли к различным  показателям авансированных средств

Чистая прибыль     >         Чистая прибыль                   >         Чистая прибыль

   Все активы               Инвестиционный капитал               Собственный капитал   (1.1)

          (собственные средства + долгосрочные  обязательства)

 

Чистая прибыль / Все активы = 788170/13687342 = 0,058 – 2009г.

Чистая прибыль / Все активы = 1401250/14593908 = 0,096 – 2010г.

Чистая прибыль / Инв.капитал =788170/(7371833+1807185) =0,085866 -2009г.

Чистая прибыль / Инв.капитал = 1401250/(2100671+7984913) = 0,1389-2010г.

Чистая прибыль/ Собственный  капитал = 788170/ 7371833 = 0,1069 – 2009г.

Чистая прибыль/ Собственный  капитал = 1401250/7984913 = 0,1755 – 2010г.

 

2009: 0,057584 < 0,085866 < 0,1069

2010: 0,096 < 0,1389 < 0,1755

Несовпадение по этим показателям  характеризует степень использования  предприятием финансовых рычагов для  повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

Вторая группа показателей  формируется на основе расчета уровней  рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности.

 

 

2.4 АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ  ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ И       ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Коэффициенты рентабельности

1R – Рентабельность продаж 

K1R =P/N,                         (1.2)

где N – выручка от реализации продукции;

Р – прибыль от реализации продукции

K2R0 = 28173790/798210=18,68

K2R1 = 48015164/1508161=31,84

Δ K2R = 31,84-18,68=13,16

Данный коэффициент показывает, что в 2009г. на единицу реализованной продукции приходилось 13,68руб. прибыли, а в 2010 31,84руб. Рост является следствием роста цен при постоянных затратах на производство.

2R Рентабельность всего  капитала фирмы 

K2R =P/В,                        (1.3)

где В – средний за период итог баланса-нетто

K2R0 =28173790/14140625=1,99

K2R1 =48015164/14140625=3,34

Δ K2R =3,34-1,99=1,35

Коэффициент показывает повышение  эффективности использования всего  имущества предприятия.

 

3R Рентабельность основных  средств и прочих внеоборотных  активов

K3R =P/F                       (1.4)

где F –средняя за период величина основных средств и прочих внеоборотных активов.

K3R0=28173790/9119547=3,09

K3R1 =48015164/9147835=5,25

Δ K3R =5,25-3,09= 2,16

В 2009г. 3,09 руб. приходилось на единицу стоимости средств, а в 2010 5,25руб. Увеличение коэффициента показываете эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов.

 

4R Рентабельность собственного  капитала

K4R =P/И                      (1.5)

где И – средняя за период величина источников собственных средств предприятия по балансу

K4R =28173790/7678373=3.67

K4R =48015164/7678373=6,25

Δ K4R=6,25-3,67=2,58

Увеличение коэффициента показывает эффективность использования  собственного капитала.

 

Коэффициенты деловой  активности

1А) Коэффициент общей  оборачиваемости капитала

К1а = N/B,                       (1.6)

К1а0 =28173790/14140625=1,99

К1а1 =48015164/14140625=1,4

Δ К1а =1,4-1,99=-0,59

Произошло снижение кругооборота средств предприятия на 1,4 оборота за год.

 

2А Коэффициент оборачиваемости  мобильных средств 

К1а = N/(Z+R)                   (1.7)

где Z – средняя за период величина запасов по балансу

R – средняя за период  величина денежных средств, расчетов  и прочих активов.

К2а 0=28173790/(1702752+913725)=10,77

К2а1 =48015164/(1702752+913725)=18,35

Δ К2а =18,35-10,77=7,58

Скорость оборота всех мобильных средств предприятия увеличилась за год на 7,58.

 

3А Коэффициент оборачиваемости  материальных оборотных активов.

К3а = N/Z                         (1.8)

К3а0 =28173790/1702752=16,55

К3а1 =48015164/1702752=28,2

Δ К3а =28,2-16,55=11,65

Число оборотов запасов предприятия  за год увеличился на 11,65 оборота.

 

4А Коэффициент оборачиваемости  готовой продукции

К4а = N/Zr                        (1.9)

Где Zr- средняя за период величина готовой продукции.

К4а0 =28173790/483566= 58,26

К4а1 =48015164/483566=99,3

Δ К4а =99,3-58,26=41,04

Рост коэффициента говорит  об увеличении спроса на готовую продукцию  предприятия.

 

5А Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности

К5а =N/rа                       (1.10)

Где r – средняя за период дебиторская задолженность

К5а 0=28173790/2347768=12

К5а 0=48015164/2347768=20,45

Δ К5а =20,45-12=8,45

Скорость оборота дебиторской  задолженности возросла.

Информация о работе Факторный анализ показателей рентабельности предприятия