Факторный анализ показателей рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью любого предприятия является прибыль, как важнейший показатель деятельности организации, однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов, огромное значение также имеет, какие средства были вложены для получения этой прибыли. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным ресурсам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.Теоретические основы оценки рентабельности предприятия.. 6
1.1 Общее понятие рентабельности………………………...……………………6
1.2 Рентабельность как показатель эффективности предприятия….…………8
1.3 Группы показателей рентабельности……………………………………...10
1.4 Методика расчета и анализа основных показателей рентабельности…..11
ГЛАВА 2. Экономический анализ хозяйственной деятельности ЗАО «Вегас»…………………………………………………………………………...21
2.1 Краткая характеристика предприятия….……………………….................21
2.2 Анализ финансовых результатов предприятия ………………………….21
2.3 Анализ рентабельности…………………………………………..…………22
2.4 Анализ показателей деловой активности и эффективности деятельности предприятия……………………………………………………………………...23
2.5 Факторный анализ показателей рентабельности………………………….27
ГЛАВА 3. Проблема повышения рентабельности..…………………..……30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

Факторный_анализ_показателей_рентабельности_предприятия.docx

— 119.62 Кб (Скачать)

 

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНСОРЦИУМ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Комплексный анализ хозяйственной  деятельности

на тему: «ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

 

 

Студент

Моисеева Е.А.

   
 

(фамилия, имя, отчество)

 

(подпись)

Руководитель

Серова А.Э.

   
 

(фамилия, имя, отчество, уч. степень, звание)

 

(подпись)


 

 

 

 

 

 

«14» июня 2012 г.

 

 

 

 

2012 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1.Теоретические  основы оценки рентабельности предприятия.. 6

1.1 Общее понятие рентабельности………………………...……………………6

1.2 Рентабельность как показатель эффективности предприятия….…………8

1.3 Группы показателей рентабельности……………………………………...10

1.4 Методика расчета и анализа основных показателей рентабельности…..11

ГЛАВА 2. Экономический анализ хозяйственной деятельности ЗАО «Вегас»…………………………………………………………………………...21

2.1 Краткая характеристика предприятия….……………………….................21

2.2 Анализ финансовых результатов предприятия ………………………….21

2.3 Анализ рентабельности…………………………………………..…………22

2.4 Анализ показателей деловой активности и эффективности деятельности предприятия……………………………………………………………………...23

2.5 Факторный анализ показателей рентабельности………………………….27

ГЛАВА 3. Проблема повышения рентабельности..…………………..……30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….………………………36

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рыночная экономика в  Российской Федерации набирает всё  большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.

     Целью любого предприятия является прибыль, как важнейший показатель деятельности организации, однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием  своих ресурсов, огромное значение также имеет, какие средства были вложены для получения этой прибыли. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным ресурсам.

      Рентабельность и прибыль – показатели, которые четко отражают  эффективность деятельности предприятия, рациональность использования  предприятием своих ресурсов, доходность направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной и т.д.).

Являясь важнейшим обобщающим показателем экономической эффективности деятельности предприятия, рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Показатели рентабельности отражают факторную среду формирования прибыли предприятий, применяются при анализе эффективности управления предприятием, при определении долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

Поэтому вопрос формирования и увеличения показателя рентабельности  - чрезвычайно актуален, что и послужило основанием выбора темы исследования.

Влияние факторов по-разному  отражается на изменении результативных показателей хозяйственной деятельности. Разобраться в причинах изменения  исследуемых явлений, точнее оценить  место и роль каждого фактора  в формировании величины результативных показателей позволит классификация  факторов.

Исследуемые в анализе  факторы могут быть классифицированы по разным признакам.

Актуальность данной темы состоит в том, что в условиях современной экономики очевидным  становится тот факт, что практическое использование эмпирического и  теоретического экономического анализа  позволяет не только рационально  проанализировать сложившуюся ситуацию или возможные перспективы, но и  получить реальную выгоду от использования  новейших методов исследования в  условиях реального производства.

Базовым инструментом при  проведении комплексного анализа хозяйственной  деятельности предприятий является факторный анализ.

Целью написания данной работы является изучение методики расчета  показателей рентабельности и применение ее на практике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

  • дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
  • рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;
  • рассмотреть общую методику факторного анализа показателей рентабельности организации;
  • проанализировать показатели рентабельности на ЗАО «Вегас».
  • провести факторный анализ деятельности предприятия ЗАО «Вегас».

Объектом исследования является ЗАО «Вегас». Предметом исследования является факторный анализ предприятия.

В процессе написания курсовой работы использовались следующие приемы и методы:

  • горизонтальный анализ;
  • анализ коэффициентов (относительных показателей);
  • сравнительный анализ.

Основная идея экономического факторного анализа заключается  в разложении общей вариации результирующей функции на не зависящие друг от друга компоненты, каждая из которых  характеризует влияние вариации того или иного фактора или  взаимодействия целого ряда факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ  РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 

 

Когда создаётся предприятие, его владельца волнует, прежде всего, доходность, т.е. чтобы прибыль организации  покрывала затраты. Чем больше прибыль, тем эффективней происходит развитие, и появляются возможности для  расширения производственной деятельности предприятия.

Ввиду того, что современная  экономическая жизнь предприятий  крайне сложна на такие важные показатели, как прибыль и рентабельность, влияет (прямо или косвенно) очень  большое число различных факторов. Причем если влияние одних факторов буквально «лежит на поверхности» и  видно даже неспециалистам, то влияние  многих других не так очевидно и  грамотно оценить их влияние может, только тот человек, который в  совершенстве владеет методикой  экономического анализа.

Необходимо отметить, что  показатели рентабельности являются важными  элементами, отражающими факторную  среду формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при  проведении сравнительного анализа  и оценке финансового состояния  предприятия.

Рентабельным считается  предприятие, которое приносит прибыль. В современных рыночных условиях для того, чтобы покупатели предпочитали продукцию изготовленную данным предприятием, чтобы товары пользовались большим спросом, необходимо тщательно  следить за финансовым положением, правильно организовывать производственную деятельность и прослеживать экономические показатели.

В экономическом анализе  результаты деятельности предприятий  могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) − это показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим  эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить  эффективность управления предприятием, так как получение высокой  прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно  рассматривать как один из критериев  качества управления.

По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия  получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в  собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных  статей баланса.

Устанавливая связь между  суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования  прибыли. В процессе прогнозирования  с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений. Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

Таким образом, можно сделать  вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия  с различных позиций и систематизируются  в соответствии с интересами участников экономического процесса.

 

 

1.2 РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ  КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Имея на руках бухгалтерскую  финансовую отчетность за отчетный год  или за ряд предыдущих лет, акционеры  общества должны оценить эффективность  использования вложенных капиталов, рентабельность активов организации, финансовую устойчивость и перспективы  развития на будущее. К сожалению, это  сделать не всегда просто. Для более  точной оценки деятельности организации  необходимо использовать методы экономического анализа. Имея на вооружении набор инструментов анализа хозяйственной деятельности, возможно достоверно и всесторонне  оценить результаты хозяйственной  деятельности организации.

Рост любого показателя рентабельности зависит от единых экономических  явлений и процессов. Это, прежде всего, совершенствование системы  управления производством, на основе преодоления  кризиса. Это повышение эффективности  использования ресурсов организациями  на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных  отношений. Это индексация оборотных  средств и четкое определение  источников их формирования.

Доходность капитала исчисляется  отношением балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости  всего инвестированного капитала или  отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.:

Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат  и отражаются в бухгалтерском  балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно  рассматривать как результат  воздействия технико-экономических  факторов, а значит, как объекты  технико-экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов  производственно-хозяйственной деятельности от основных технико-экономических  факторов.

Информация о работе Факторный анализ показателей рентабельности предприятия