Анализ и учет на малых предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 04:46, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является экономический анализ на малых предприятиях, но поскольку на данный момент не разработаны особые методики анализа на малых предприятиях, нами будут рассмотрены методики экономического анализа платежеспособности предприятия малого бизнеса.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время значение малого бизнеса очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа платежеспособности предприятия.

Работа содержит 1 файл

КР МАлые (Восстановлен).docx

— 115.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     Для современной экономики характерно широкое сочетание различных  по масштабам производства предприятий  – крупных, средних и небольших. Предпринимательская деятельность небольших предприятий в традиционных отраслях объединяется общим понятием – «малое предприятие».

     Малое предпринимательство – это вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической  жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосостояние и достойный уровень жизни являются основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а потому может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

     Функционирование  на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого  рынка, непосредственная связь с  потребителем, узкая специализация  на определенном сегменте рынка труда  и услуг, возможность начать собственное  дело с относительно малым стартовым  капиталом – все эти черты  малого предпринимательства являются его достоинством, повышающими устойчивость на внутреннем рынке.

     Основной  целью курсовой работы является экономический анализ на малых предприятиях, но поскольку на данный момент не разработаны особые методики анализа на малых предприятиях, нами будут рассмотрены методики экономического анализа платежеспособности предприятия малого бизнеса.

     Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время значение малого бизнеса очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа платежеспособности предприятия.

     В настоящий момент предприятия вынуждены уделять больше внимание проблемам, связанным с формированием и повышением эффективности использования своих финансовых ресурсов и активизировать поиск путей улучшения своего финансового состояния.

     Сегодня вопрос анализа платежеспособности предприятия раскрыт в литературе подробно и включает в зависимости от автора методики различные составляющие. В основу исследования нами выбрана методика А. Д. Шеремета в сравнении с методиками анализа Г. В. Савицкой и Э. А. Маркарьяна.

     При проведении анализа были использованы следующие 
приемы и методы:

     а) Горизонтальный и вертикальный анализ;

     б) Анализ относительных показателей;

     в) Факторный анализ;

     г) Трендовый анализ.

     Информационную  базу курсовой работы составили законодательные 
акты, нормативные документы, освещающие данную тематику; материалы 
информационно-правовых программ "Гарант", "Консультант-ПЛЮС"; материалы периодических изданий, таких как «Вестник ХГАЭП», «Современная конкуренция», «Экономист», специальная литература, в том числе учебные пособия.

     В практической части курсовой работы проводится анализ платежеспособности предприятия малого бизнеса ОАО «Зерно». ОАО «Зерно» отвечает всем критериям отнесения к категории малых предприятий в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации» от 24 июля 2007 года. 
 
 

     1 Предприятия малого бизнеса и  их эффективность

    1. Малый бизнес – составная часть рыночной экономики

     Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.

     Для малого и среднего бизнеса характерно:

    • юридическая независимость;
    • управляют предприятием собственники капитала или партнеры-собственники  с целью получения предпринимательского дохода;
    • небольшие размеры по основным показателям деятельности субъекта хозяйствования: уставный капитал, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода);
    • небольшая численность персонала.

     Мелкие  и средние предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую модель, со специфическими чертами и законами развития. Для них характерны особенности в управлении и используемых экономических методах. Их можно свести к следующим:

     1) Высокая степень централизации и персонализации управления. Руководитель-собственник сосредотачивает в своих руках финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств;

     2) Высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;

     3)  Дефицит финансовых ресурсов - как собственных, так и заемных. Вместе с тем малому бизнесу присуще: быстрая реакция на требования рынка, высокий уровень специализации, возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях.

     Особенностью  малого предпринимательства, малого бизнеса  является обязательное наличие инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрением новых методов организации производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты.

     Развитие  малого бизнеса создает предпосылки  для ускоренного 
экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных 
рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной 
экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления). 
Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей 
развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью малого 
предприятия является высокая интенсивность использования всех видов 
ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, 
обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. 
Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть 
лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних 
работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов 
достижения рациональных показателей экономики в целом.

     Анализируя  зарубежный и отечественный опыт развития малого 
предпринимательства можно указать следующие преимущества малого 
предпринимательства:

    • увеличение числа собственников, а значит формирование среднего 
      класса - главного гаранта политической стабильности в 
      демократическом обществе;
    • рост доли экономически активного населения, что увеличивает 
      доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии 
      различных групп;
    • создание новых рабочих мест с относительно низкими 
      капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
    • трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а 
      также представителей социально уязвимых групп населения 
      (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);
    • подготовка кадров за счет использования работников с 
      ограниченным формальным образование, которые приобретают 
      свою квалификацию на месте работы;
    • разработка и внедрение технологических, технических и 
      организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной 
      борьбе, малые формы чаще склонны идти на риск и осуществлять 
      новые проекты);
    • косвенная стимуляция эффективности производства крупных 
      компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы 
      считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса вырастают 
      не только крупные компании, но и наиболее современные 
      наукоемкие отрасли и производства);
    • ликвидация монополии производителей, создание конкурентной 
      среды;
    • мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, 
      которые иначе остались бы невостребованными, а также более 
      эффективное их использование;
    • улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

     Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к 
сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной 
мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на 
деятельности предприятия.

     Однако  малому предпринимательству присущи  и определенные 
недостатки:

    • более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
    • зависимость от крупных компаний;
    • недостатки в управлении собственным делом;
    • слабая компетентность руководителей;
    • повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
    • трудности в заимствовании финансовых средств и получении кредитов;
    • неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при 
      заключении договоров (контрактов).
 
 
     
    1. Критерии  отнесения к категории малых предприятий
 

     В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных предприятий):

  • в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) которых суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);
  • в уставном капитале которых доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;
  • средняя численность работников за отчетный период не превышает 100 человек включительно. Также среди малых предприятий выделяют микропредприятия, численность которых не превышает 15 человек;
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) которых без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не превышает предельных значений, установленных Правительством РФ.

     Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, внесенные в Единый государственный  реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства[4].

     Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с  учетом всех его работников, в том  числе работающих по договорам гражданско-правового  характера и по совместительству с учетом реально отработанного  времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

     Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации  и осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Информация о работе Анализ и учет на малых предприятиях