Анализ и совершенствование разработки управленческих решений в социальной системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время эффективность достижения целей организации, реализация ее стратегии, взаимодействия с внешней средой в значительной мере определяются правильностью построения структуры организации.
Опыт функционирования организаций в последние годы свидетельствует о возможности их успешной работы в современных условиях.
Результативность деятельности организаций во многом определяется существующими организационными структурами управления, изменения которых направлены на создание благоприятных условий для стабилизации и развития организаций потребительской кооперации за счет более рационального использования всех имеющихся ресурсов.
Эффективность деятельности организаций системы в значительной мере зависит от степени совершенства организационных структур управления, которые должны адекватно изменяться с изменением миссии и стратегических целей организаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Структура управления организацией…………………………………………4
1.1. Сущность и типы структуры управления организацией…………………..4
1.2. Цели и функции системы управления, организационная структура системы управления………………………………………………………………6
2. Исследование методов управления организацией…………………………...8
2.1. Основные подходы и методы исследования структуры управления организацией………………………………………………………………………8
2.2. Основные тенденции развития структуры управления организацией…..12
3. Управление организацией в социальной сфере……………………………..16
3.1. Социальная сфера как объект управления………………………………...16
3.2. Социальное программирование как важный метод управления социальной сферой………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

Анализ и совершенствование разработки управленческих решений в социальной системе.docx

— 49.58 Кб (Скачать)

Отличие социального программирования от социального планирования как  составной части директивного социально-экономического планирования состоит в том, что, если последнее охватывало всю социальную сферу, то социальное программирование имеет дело лишь с ограниченным количеством  первоочередных социальных проблем.

Важной чертой социального программирования является четкое определение адресата получения ресурсов и государственных органов, ответственных не только за распределение ресурсов, но и в целом за решение проблемы.

Cоциальные программы по сравнению с индикативным методом планирования развития социальной сферы выступают в качестве более жесткого распределительного инструментария. Там, где рекомендательные функции индикативных планов оказываются недостаточными, в действие вступают меры активного государственного распределения и перераспределения финансовых и материальных ресурсов. Поэтому, в случае обострения практически любой социальной проблемы, руководящие органы стремятся взять в свои руки все рычаги прямого вмешательства в ход решения данной проблемы, игнорируя подчас более тонкие, косвенные методы регулирования, не заботясь о поиске новых, нетрадиционных путей выхода из трудной социальной ситуации, а то и просто не обращая внимания на первопричину данной социальной проблемы. Поскольку социальное программирование есть способ воздействия на решение определенных социальных проблем, рассмотрим, какие группы проблем могут решаться данным способом.

1. Крупные межотраслевые  проблемы, требующие ломки традиционных  схем управления отраслями и  сферами народного хозяйства.  Данный критерий был наиболее  распространенным в рамках централизованного  директивного планирования, когда  министерские барьеры становились  практически непреодолимой преградой  для осуществления совместных, целенаправленных  действий организациями и учреждениями  различной ведомственной подчиненности.

2. Крупные межрегиональные  проблемы, требующие координации  усилий множества территориальных  и отраслевых субъектов управления. Этот критерий приобретает особое  значение по мере делегирования  федеральными органами власти  целого ряда функций по управлению  социальной сферой субъектам  федерации. В результате значительная  часть ресурсов, необходимых для  решения подобных проблем, оказывается  в распоряжении территориальных  органов управления. Федеральные  же органы в такой ситуации  могут, во-первых, выделять федеральные  ресурсы, а, во-вторых, по согласованию  с субъектами федерации, координировать  выделение местных ресурсов. Примером  подобной межрегиональной проблемы, решаемой с помощью федеральной  социальной программы, является  проблема беженцев и перемещенных  лиц[15].

3. Социальные проблемы, связанные  с изменением отношений собственности,  со сменой экономического строя.  Как показывает российский опыт, недооценка подобных проблем  ведет к серьезным политическим  последствиям, обусловливая неприятие  социально-экономических реформ  значительными слоями общества. К числу проблем, которые необходимо решать с помощью активного государственного вмешательства, включая разработку и реализацию целевых социальных программ, относятся такие, как проблема адаптации различных групп и слоев населения к рыночным отношениям; проблемы занятости, переквалификации и трудоустройства работников, вытесняемых из сферы производства; социальные проблемы, связанные с приватизацией и сменой форм собственности предприятий и организаций.

4. Социальные проблемы, напрямую  обусловленные политическими действиями  правящей элиты. Руководящие структуры  должны четко представлять, что,  принимая те или иные политические  решения, они должны прогнозировать  все негативные социальные процессы  и предпринимать опережающие  действия, чтобы снизить остроту  возникающих проблем. К подобным  российским проблемам последних  лет можно отнести уже упоминавшуюся  проблему беженцев, проблему обустройства  офицеров и их семей, ранее  служивших в Восточной Европе  и в странах ближнего зарубежья,  и ряд других.

5. Социальные проблемы, нерешенность  которых в настоящее время  порождает значительные трудности  и последствия в ближайшей  и в более отдаленной перспективе.  Такие проблемы характеризуются  так называемым мультипликативным  эффектом, когда негативные симптомы  нерешенной проблемы нарастают  в быстрой прогрессии. К их  числу относится большинство  социально-экологических проблем;  ряд социально-демографических проблем,  связанных с повышением детской  заболеваемости и смертности; проблема  распространения СПИДа и тому  подобное. Повторим, что некоторые  из этих проблем в настоящее  время не «полыхают», а только  «тлеют», но на самом деле  такое «тление» является «горением  бикфордова шнура».

6. Проблемы, носящие экстремальный,  чрезвычайный характер, требующие  быстрого маневра ресурсами с  преодолением ведомственных и  территориальных барьеров. К таким  проблемам относятся социальные  проблемы, вызванные стихийными  бедствиями, катастрофами, военными  конфликтами. Отличительной особенностью  подобных проблем является полная  социальная незащищенность жертв  такого рода трагедий, что обусловливает  необходимость активного государственного  вмешательства, особенно на первых этапах ликвидации последствий. Однако в последующем программы помощи данным группам населения из чисто социальных превращаются в социально-экономические, т.е. предусматривающие комплекс мер по восстановлению экономики и ускорению социально-экономического развития.

Иными словами, задача государства  состоит в том, чтобы программными методами способствовать переходу указанных  групп населения к активной экономической  жизни и самообеспечению.

7. Социальные проблемы, влияющие  на производительность труда,  в целом на эффективность производства. В недавнем прошлом именно  такого рода проблемы (например, ликвидации ручного труда; адаптации  на производстве молодых работников  и т.п.) являлись объектом пристального  внимания со стороны государства,  стремившегося данным способом  решать ряд коренных противоречий, присущих директивно управляемой  экономике. В настоящее время,  по мере «ухода» государства  от прямого вмешательства во  внутрипроизводственнью процессы, данные социальные проблемы отошли  с точки зрения государственных  органов управления на второй  план. По существу решение этих  социальных проблем было возложено  на новых владельцев предприятий  и организаций, что безусловно  усугубило остроту данных проблем.  Но, в условиях резкого падения  инвестиционной активности, государство  вынуждено брать на себя решения  по крайней мере части социальных  проблем на производстве, например, связанных с конверсией военно-промышленного  комплекса. Решение же указанных  проблем наиболее целесообразно  осуществлять на основе программно-целевых методов[17].

8. Проблемы, обусловленные  физиологическими особенностями  отдельных групп населения, вызывающими  в свою очередь их социальную  неустроенность. К числу таких  проблем относятся проблемы физической  и психической инвалидности различного  происхождения (инвалидность с  детства, производственный травматизм, ранения, по старости). Следует  отметить, что в последние десятилетия данные проблемы являлись объектом активных государственных действий практически во всех развитых странах. Поэтому накоплен огромный мировой опыт решения на основе программных методов социальных проблем, обусловленных инвалидностью.

9. Проблемы, связанные с  нехваткой ресурсов для нормального  функционирования и развития  у отдельных отраслей социальной  сферы. Строго говоря, данные проблемы  являются вторичными по отношению  к проблемам низкой платежеспособности  отдельных групп населения и  признаваемой государством социальной  важности деятельности данных  отраслей социальной сферы. Отсюда  возникают программы поддержки  отдельных отраслей социальной  сферы, обеспечивающие бесплатный  или льготный характер предоставления  ими услуг. Это создает более  благоприятные условия жизнедеятельности  для социально уязвимых групп  населения.

В России разработаны и  функционируют программы в области  здравоохранения, образования, обеспечения  жильем и др. Даже краткий перечень потенциальных объектов программного регулирования показывает, что определение  их круга в конкретном случае в  органах власти каждого уровня представляется весьма непростым делом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Совершенствование процесса принятия управленческих решений и  соответственно повышение качества принимаемых решений достигается  за счет использования научного подхода, моделей и методов принятия решений. Поставленные во введении цели, на мой взгляд, в работе раскрыты. Подведя итоги, можно отметить некоторые выводы.

Решение - это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений  объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой  функции менеджмента.

Принятие решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий  от выбора отдельного человека, так  как является не индивидуальным, а  групповым процессом.

На характер принимаемых  решений огромное влияние оказывает  степень полноты и достоверной  информации, которой располагает  менеджер. В зависимости от этого  решения могут приниматься в  условиях определенности (детерминированные  решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения).

Комплексный характер проблем  современного менеджмента требует  комплексного, всестороннего их анализа, т.е. участия группы менеджеров и  специалистов, что приводит к расширению коллегиальных форм принятия решений.

Принятие решения –  не одномоментный акт, а результат  процесса, имеющего определенную продолжительность  и структуру. Процесс принятия решений  – циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации  и заключающихся в анализе  ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.

Принятие решений является самым важным делом в работе менеджера. Поэтому учиться принимать решения  нужно еще в процессе обучения, а не тогда, когда от руководителя уже зависит судьба предприятия. К тому сейчас можно учиться не только на собственных ошибках, но и  на опыте других людей и организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

1. Гражданский Кодекс  Российской Федерации (№ 51-ФЗ  от 30.11.1994, № 14-ФЗ от 26.01.1996, № 146-ФЗ  от 26.11.2001) М.: Проспект, 2006. – 448 с.

2. Трудовой кодекс Российской  Федерации (№ 197-ФЗ от 30.12.2001) М.: Проспект, 2008. – 288 с.

3. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации».

4. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: «Питер», 2010 -514с.

5. Бражко Е.И., Серебрякова Г.В., Смирнов Э.А. Управленческие решения: Учебное пособие. – М.: РИОР, 2009. – 126с.

6. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд.- СПБ.: Питер, 2011. – 608с.

7. Ивасенко А.Г. Разработка управленческих решений: Учебное пособие/ А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, Е.Н.Плотникова. – Новосибирск: СГГА,, 2010. -162с.

8. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента – 10-е изд., - М.: новое издание, 2010. – 336с.

9. Кент, Тони. Розничная торговля: Учебник для студентов вузов/  Т.Кент, О.Омар; пер. с англ.— М.: Юнити – Дана, 2010. -719с.

10. Лукичева Л.И. Управленческие  решения: Учебник по специальности  «Менеджмент организации». – М.: Омега – Л, 2009. – 383с.

11. Мазур И.И. Управление качеством / И.И. Мазур, В.Д.Шапиро, 4 –е изд., – М.: Омега, 2010. – 400с.

12. Саак А.Э., Тюшняков В.Н. Разработка управленческого решения: Учебник/ Саак А.Э., Тюшняков В.Н. – СПБ.: Питер, 2010. – 272с.

13. Фатхудинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. – М.: Инфра – М, 2010. – 344с.

14. Виноградов В.А. Муниципальное  управление: проблемы и решения  – М.: Российская академия наук, 2011.-487с.

15. Бовыкин В.И. Новый  менеджмент. Управление предприятиями  на уровне высших стандартов. - М.: Экономика, 2011. – 236с.

16. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник 2-ое изд., перераб. и  доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. – 277с.

17. Гуленко В.В. Менеджмент  слаженной команды. Соционика  и социоанализ для руководителей.  – Новосибирск, РИПЭЛ, 2009. – 490с.

18. Мальцев В.А. Основы  управления муниципальным хозяйством. СПб: Издательство ПИТЕР, 2011.-498с.

19. Новицкий Н.В. Менеджмент  организации. Учебное пособие.  – М.: Дело, 2011. - 376 с.

20. Социальная политика: Учебник. / Под ред. Волгина Н.А. - М.: Экзамен, 2009. - 548 с.

21. Управление социальной  сферой / Под. ред. В.Э. Гордина:  Учебник. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. -289с.

 

 

 


Информация о работе Анализ и совершенствование разработки управленческих решений в социальной системе