Анализ и совершенствование разработки управленческих решений в социальной системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время эффективность достижения целей организации, реализация ее стратегии, взаимодействия с внешней средой в значительной мере определяются правильностью построения структуры организации.
Опыт функционирования организаций в последние годы свидетельствует о возможности их успешной работы в современных условиях.
Результативность деятельности организаций во многом определяется существующими организационными структурами управления, изменения которых направлены на создание благоприятных условий для стабилизации и развития организаций потребительской кооперации за счет более рационального использования всех имеющихся ресурсов.
Эффективность деятельности организаций системы в значительной мере зависит от степени совершенства организационных структур управления, которые должны адекватно изменяться с изменением миссии и стратегических целей организаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Структура управления организацией…………………………………………4
1.1. Сущность и типы структуры управления организацией…………………..4
1.2. Цели и функции системы управления, организационная структура системы управления………………………………………………………………6
2. Исследование методов управления организацией…………………………...8
2.1. Основные подходы и методы исследования структуры управления организацией………………………………………………………………………8
2.2. Основные тенденции развития структуры управления организацией…..12
3. Управление организацией в социальной сфере……………………………..16
3.1. Социальная сфера как объект управления………………………………...16
3.2. Социальное программирование как важный метод управления социальной сферой………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

Анализ и совершенствование разработки управленческих решений в социальной системе.docx

— 49.58 Кб (Скачать)

2) управление в социальных  системах всегда имеет неформальную  сторону, которая возникает самопроизвольно  и зачастую не может быть  четко выявлена или подвержена  регламентации. 

Следовательно, когда решается задача формирования организаций и  структуры управления ими, необходимо в каждом конкретном случае определять и по возможности формулировать  исходные предпосылки.

Ключ к этому — системный  подход к организации, рассмотрение характеристик системы управления не изолированно, а в совокупности их связей и отношений с внешней  средой, целями, производственно-технической  базой, персоналом организации.

Производственно-хозяйственная  организация может характеризоваться  различными типами структур, основные из которых мы приводим ниже: [11]

  • производственная структура — это форма упорядоченности предприятий, производственных цехов и участков, передаточных устройств, складов и других элементов производственно-технической базы с точки зрения их расположения и взаимосвязи на производственных площадях;
  • технологическая структура определяется внутренним строением материально-энергетических процессов, составом и соотношением используемого оборудования, взаимосвязями между элементами основного и вспомогательного производства, специализацией и загрузкой производственных мощностей и т. п.;
  • экономическая структура представляет собой отношение компонентов основных и оборотных фондов предприятия, отражается в составе затрат на продукцию, проявляется в отношениях внутриорганизационного и общего хозрасчета и т. п.;
  • социальная структура характеризуется распределением работников предприятия по профессионально-квалификационному, половозрастному, национальному составу, уровню образования, семейному положению и т. п.;
  • информационная структура характеризуется относительным расположением источников и получателей сообщений в организации, составом и взаимосвязями носителей информации, направленностью и конфигурацией коммуникационных сетей и т. п.;
  • организационная структура управления — это взаимоотношения подразделений и должностей в организации, распределение ролей, полномочий и ответственности между ними, а также порядок функционально-технологических связей, возникающих в процессах управления.

Важной характеристикой  системы управления является стиль  руководства как способ объективного воздействия лиц, наделенных для  этого необходимыми полномочиями, на членов организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Основные тенденции  развития структуры управления  организацией.

К структуре управления предъявляется  множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение.

Они учитываются в принципах  формирования структуры управления, разработке которых было посвящено  немало работ отечественных авторов  в дореформенный период. Главные  из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Организационная структура управления должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.
  2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.
  3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
  4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
  5. Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.

Реализация этих принципов  означает необходимость учета при  формировании (или перестройке) структуры  управления множества различных  факторов воздействия на организационной структуры управления. [12]

Большое разнообразие организаций  в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур.

Подходы эти различны в  организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся  на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических  и "плоских", и так далее. Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного - двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры.

По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда, и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями  и т.п.), слаженная работа коих требует  координации и контроля. [9]

Построение формальной структуры  управления, в которой четко определены роли, связи, полномочия и уровни, становится императивом.

Важно обратить внимание на сопряжение структуры управления с  фазами жизненного цикла организации, о чем, к сожалению, нередко забывают проектанты и специалисты, решающие задачу совершенствования управленческих структур.

На стадии зарождения организации  управление нередко осуществляется самим предпринимателем. На стадии роста происходит функциональное разделение труда менеджеров.

На стадии зрелости в структуре  управления чаще всего реализуется  тенденция к децентрализации.

На стадии спада обычно разрабатываются меры по совершенствованию  управленческой структуры в соответствии с потребностями и тенденциями  в изменении производства. [9]

Наконец, на стадии прекращения  существования организации структура  управления или полностью разрушается (если фирма ликвидируется), или происходит ее реорганизация (коль скоро данную фирму приобретает или присоединяет к себе другая компания, приспосабливающая  структуру управления к той фазе жизненного цикла, в которой она  находится).

На формирование структуры  управления оказывают влияние изменения  организационных форм, в которых  функционируют предприятия.

Так, при вхождении фирмы  в состав какого-либо объединения, скажем, ассоциации, концерна и т.п., происходит перераспределение управленческих функций (часть функций, естественно, централизуется), поэтому меняется и структура управления фирмы.

Впрочем, даже если предприятие  остается самостоятельным и независимым, но становится частью сетевой организации, объединяющей на временной основе ряд  взаимосвязанных предприятий (чаще всего для использования благоприятной  ситуации), ему приходится вносить  в свою управленческую структуру  ряд изменений. Это связано с  необходимостью усиления функций координации  и адаптации к системам менеджмента  других компаний, входящих в сеть. [18]

Общая тенденция к децентрализации "электронного интеллекта", то есть к росту числа персональных компьютеров  при одновременном расширении использования  на уровне предприятия локальных  сетей, ведет к ликвидации или  сокращению объема работ по ряду функций  на среднем и низовом уровнях.

Это относится, прежде всего, к координации работы подчиненных  звеньев, передаче информации, обобщению  результатов деятельности отдельных  сотрудников.

Прямым результатом использования  локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при  сокращении числа уровней управления на предприятии.

В этом контексте стоит  отметить, что современное развитие информационных систем приводит к формированию нового типа предприятий, которые в  западной литературе получили название "виртуальных" компаний (организаций).

Под ними понимают совокупности независимых (чаще всего небольших  по размерам) предприятий, являющихся как бы узлами на информационной сети, обеспечивающей их тесное взаимодействие.

Единство и целенаправленность в работе этих фирм достигаются благодаря  гибкой электронной связи на базе информационной технологии, которая  пронизывает буквально все сферы  их деятельности. Поэтому границы  между входящими в них организациями  становятся "прозрачными", и каждая из них может рассматриваться  представителем компании в целом. [18]

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Управление организацией  в социальной сфере.

3.1. Социальная сфера как объект управления.

Важнейшая интегральная функция  мониторинга - научно-информационное, аналитическое сопровождение процессов  управления социальной сферой. Под  социальным управлением обычно понимается сознательное, целенаправленное воздействие  на социальную систему, организацию, институт или процесс в интересах регулирования, развития их деятельности. Одним из ключевых требований теории управления является неукоснительное соблюдение его общих принципов - системности, объективности, саморегулирования, механизма обратной связи, дополнительности, информационной достаточности, оптимальности, эволюционизма, вероятности, демократизма, состязательности, ведущего звена, стимулирования и контроля деятельности.

Специфическая особенность  управленческих воздействий в социальной сфере состоит в том, что в  качестве объекта управления здесь  выступает сложная совокупность разнородных по своей природе  компонентов: социотерриториальных общностей (население региона); организаций, предприятий и учреждений социальной инфраструктуры; органов управления различного уровня и подчинения. Если жизнедеятельность социальных общностей регулируется через спонтанное взаимодействие, общение множества социальных субъектов, та" социальные организации, обладающие более четкой ориентацией и формализацией отношений и деятельности, представляют типичный объект социально-административного управления.

Мощное воздействие на управление социальными отношениями  и процессами в обществе оказывает  сегодня рынок и обусловленные  им изменения форм собственности, многоукладность экономики, развитие новых форм хозяйствования и управления, социальная дифференциация и поляризация социальных субъектов. Данные подобного рода получаются в процессе комплексного применения различных социологических методов (наблюдение, массовые опросы, экспертный анализ, изучение публикаций печати и т.п.).

Социальная сфера - это  по преимуществу область управления распределительными отношениями, потребительским  поведением социальных субъектов. Естественно, рыночная реформа, осуществляемая ныне в обществе, не могла так или  иначе не затронуть деятельность большинства подразделений социальной инфраструктуры, не повлиять на потребительское  поведение, образ жизни новых  социальных субъектов (предприниматели, фермеры, финансовая, торговая буржуазия  и др.). 
Особым компонентом социальной сферы выступают различные социальные институты - правовые и морально-психологические нормы, установления, обычаи, традиции, так или иначе воздействующие на поведение; социальных субъектов, населения в целом.

Таким образом, социальная сфера  как самоуправляемая, динамически  сложная подсистема общества, в свою очередь, включает в себя несколько  подсистем - объектов управления и регулирования, обладающих имманентно присущими им закономерностями функционирования и  развития. Под управлением в этом смысле мы будем понимать перевод  той или иной подсистемы из одного состояния в другое или поддержание  функциональной стабильности управляемого объекта. Регулирование, как особый . вид управления, представляет собой поддержание объекта управления в заданных параметрах его устойчивого состояния посредством, воздействия на факторы, обусловливающие его жизнедеятельность.

Научно-информационное обеспечение  процесса управления социальной сферой должно охватывать весь управленческий цикл как целостную совокупность целенаправленных и непрерывных  действий, предпринимаемых субъектом  управления во времени и пространстве для достижения поставленных целей.

Важнейшую роль в управленческом цикле имеют информационно-коммуникационные связи, объединяющие все его элементы и этапы в единую систему. Вся  организационно-практическая деятельность руководителя имеет преимущественно  информационно-коммуникационный характер. Всякое управленческое решение, основываясь  на переработке и анализе огромных массивов информации, сводится к поиску одного из нескольких вариантов возможных  действий и организационному обеспечению  воплощения принятого решения в  жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Социальное программирование как важный метод управления социальной сферой.

Основным программно-целевым  методом управления социальной сферой является социальное программирование.

Социальное программирование представляет собой форму системного перераспределения ресурсов на основе заранее определенных целей, критериев  и возможных форм использования  данных ресурсов для решения конкретных социальных задач[15].

Информация о работе Анализ и совершенствование разработки управленческих решений в социальной системе