Анализ и совершенствование разработки управленческих решений в социальной системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время эффективность достижения целей организации, реализация ее стратегии, взаимодействия с внешней средой в значительной мере определяются правильностью построения структуры организации.
Опыт функционирования организаций в последние годы свидетельствует о возможности их успешной работы в современных условиях.
Результативность деятельности организаций во многом определяется существующими организационными структурами управления, изменения которых направлены на создание благоприятных условий для стабилизации и развития организаций потребительской кооперации за счет более рационального использования всех имеющихся ресурсов.
Эффективность деятельности организаций системы в значительной мере зависит от степени совершенства организационных структур управления, которые должны адекватно изменяться с изменением миссии и стратегических целей организаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Структура управления организацией…………………………………………4
1.1. Сущность и типы структуры управления организацией…………………..4
1.2. Цели и функции системы управления, организационная структура системы управления………………………………………………………………6
2. Исследование методов управления организацией…………………………...8
2.1. Основные подходы и методы исследования структуры управления организацией………………………………………………………………………8
2.2. Основные тенденции развития структуры управления организацией…..12
3. Управление организацией в социальной сфере……………………………..16
3.1. Социальная сфера как объект управления………………………………...16
3.2. Социальное программирование как важный метод управления социальной сферой………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

Анализ и совершенствование разработки управленческих решений в социальной системе.docx

— 49.58 Кб (Скачать)

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Структура управления организацией…………………………………………4

1.1. Сущность и типы структуры управления организацией…………………..4

1.2. Цели и функции системы управления, организационная структура системы управления………………………………………………………………6

2. Исследование методов управления организацией…………………………...8

2.1. Основные подходы и методы исследования структуры управления организацией………………………………………………………………………8

2.2. Основные тенденции развития структуры управления организацией…..12

3. Управление организацией в социальной сфере……………………………..16

3.1. Социальная сфера как объект управления………………………………...16

3.2. Социальное программирование как важный метод управления социальной сферой………………………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованных источников…………………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В настоящее время эффективность  достижения целей организации, реализация ее стратегии, взаимодействия с внешней  средой в значительной мере определяются правильностью построения структуры  организации.

Опыт функционирования организаций  в последние годы свидетельствует  о возможности их успешной работы в современных условиях.

Результативность деятельности организаций во многом определяется существующими организационными структурами  управления, изменения которых направлены на создание благоприятных условий  для стабилизации и развития организаций  потребительской кооперации за счет более рационального использования  всех имеющихся ресурсов.

Эффективность деятельности организаций системы в значительной мере зависит от степени совершенства организационных структур управления, которые должны адекватно изменяться с изменением миссии и стратегических целей организаций.

Проблемы формирования и  развития организационных структур управления являлись предметом научных  исследований отечественных ученых, в частности, они рассматривались  в трудах Бернвальда А.Р., Долбилина А.С, Ермакова В.Ф., Жигалова В.Т., Наговициной Л.П., Семенова А.К., Теплова В.И., Чаянова А.В. и др.

В настоящее время в  организациях идет поиск различных  вариантов формирования и развития организационных форм и структур управления.

 

 

 

1. Структура управления  организацией.

1.1. Сущность и  типы структуры управления организацией.

Организационная структура  – это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы  работающие в её рамках люди могли  наиболее эффективно добиться поставленной цели.

Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций  управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи  и разделение элементов управления.

Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано:

  • на подпроцессы промышленного производства;
  • изготавливаемые изделия;
  • пространственные производственные условия.

Организационная структура  регулирует:

  • разделение задач по отделениям и подразделениям;
  • их компетентность в решении определенных проблем;
  • общее взаимодействие этих элементов.

Тем самым фирма создается  как иерархическая структура.

Основные законы рациональной организации:

  • порядок задачи в соответствии с важнейшими точками процесса;
  • приведение управленческих задач в соответствии с принципами компетентности и ответственности (согласование компетентности и ответственности, согласование "поля решения" и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц принять к решению новые задачи);
  • обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за "процесс");
  • короткие пути управления;
  • баланс стабильности и гибкости;
  • способность к целее ориентированной самоорганизации и активности;
  • желательность стабильности циклически повторяемых действий.

На организационную структуру  влияют следующие факторы:

  • размеры предприятия;
  • применяемая технология;
  • окружающая среда.

Организационная структура  аппарата управления — форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность  создаются для выполнения определенного  набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения, должностные лица наделяются определенными  правами на распоряжение ресурсами  и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.

Схема организационной структуры  управления отражает статическое положение  подразделений и должностей и характер связи между ними:

  • линейные (административное подчинение);
  • функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);
  • межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

В зависимости от характера  связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:

  • линейная;
  • функциональная; линейно-функциональная;
  • матричная;
  • дивизиональная;
  • множественная.

1.2. Цели и функции  системы управления, организационная  структура системы управления.

Все множество целей организации  можно разделить на 4 вида:

- экономические - получение  прибыли от реализации продукции,  работ, услуг;

- научно-технические - обеспечение  современного научно-технического  уровня продукции и разработок, совершенствование технологий и  прочее;

- производственно-коммерческие - производство и реализация продукции  или услуг в заданном объёме  и с необходимой ритмичностью;

- социальные - достижение  необходимой степени удовлетворения  социальных потребностей работников.

В современных условиях в  качестве генеральной цели может  быть представлена экономическая цель.

Поскольку социальная цель является основой формирования целевой  направленности системы УП, то структуризация этого вида целей рассматривается  отдельно и более подробно.

Система целей для УП рассматривается  двояко. С одной стороны она  должна отвечать на вопрос: каковы конкретные потребности работников, удовлетворение которых они в праве требовать у администрации. С другой стороны, система должна определить: какие цели ставит перед собой администрация по использованию персонала и какие для этого необходимо создать условия. Эти цели не должны быть противоречивыми.

Система целей служит базой  для определения состава функций  управления. Для формирования функций  необходимо выявление их объектов и  носителей. Носителями функций управления выступают: руководство организации, заместители руководителей (включая  линейных руководителей , которые одновременно являются и объектами управления), руководитель службы управления персоналом или заместитель директора по кадрам, специализированные подразделения по управлению персоналом и специалисты по управлению персоналом (они также одновременно являются и носителями и объектами ). Объектами управления являются все сотрудники организации.

Современная концепция УП склоняется к приоритетности передачи большого объёма управленческих функций  непосредственным руководителям того или иного коллектива. При этом они должны получать необходимую  профессиональную и методическую помощь.

В службах УП должно работать около 2% от общего числа работающих, т.е. численность кадровой службы определяется из расчёта 1 работник отдела УП на 130 - 150 работников.

Количественный состав служб  УП определяется организационно - штатными структурами и уставом организации. При расчёте численности работников отдела руководствуются следующим:

- общая численность работников;

- характерные особенности  организации, связанные со сферой  её деятельности, условиями работы, масштабом и пр.;

- социальная характеристика  организации. Структурный и квалификационный  состав персонала;

- сложность и комплексность  решаемых задач по УП;

- техническое обеспечение  управленческого труда.

 

 

 

 

 

 

 

2. Исследование  методов управления организацией.

2.1. Основные подходы  и методы исследования структуры  управления организацией.

Научно-прикладные и практические проблемы совершенствования организации  управления, как правило, ставятся по отношению к конкретным объектам — производственно-хозяйственным  организациям или их комплексам, которые  выполняют соответствующие функции  по достижению общественно значимых целей. [13]

Организация рассматривается  при этом как некая четко определенная социальная целостность, которая представляет собой неотъемлемую часть общества как “органической системы”, коны той общественно-экономической формации, в которой существует. В то же время организация — это социальный коллектив, который имеет собственный  путь зарождения, развития, естественного  роста, а также управленческий “инструмент” для достижения определенных целей.

Отмеченные организационные  явления сосуществуют одновременно.

Не существует организаций  вообще, безотносительно к тому обществу, в котором они создаются и  действуют, в отрыве от конкретных социально-экономических, социально-культурных, исторических, производственно-технических  и иных условий.

Однако в каждой организации  проявляются также и специфические  закономерности их формирования и использования  как “инструментов”. [7]

Эти объективные закономерности во многом предопределяют принципы и  методы управления, его организационные  структуры, системы информации и  принятия решений, стили руководства, типы поведенческих ориентации членов организаций и другие их характеристики.

Сложность организации как  системы приводит к тому, что и  совокупность знаний о ней — это  тоже система. Поэтому необходим  междисциплинарный подход к исследованию организационных явлений. Чтобы  познать их в комплексе, необходимо привлекать экономические, социальные, правовые, естественные, инженерные и другие знания. Наука управления и хозяйственная практика создают основу для синтеза достижений различных наук и для выработки конкретных рекомендаций по построению наилучших структур, процессов, методов работы хозяйственных организаций.

Процессы управления производственно-хозяйственной  деятельностью по своей природе  являются информационными. Материально-вещественные и информационные процессы — это  процессы труда, в которых согласно К. Марксу взаимодействуют целесообразная деятельность, или самый труд, предметы труда и средства труда. Вместе с тем информационные процессы отличаются от материально-вещественных специфическим предметом и продуктом труда — информацией.

Задача совершенствования  системы управления (информационной части организации) неразрывно связана  с совершенствованием производственно-технической  системы (т. е. ее материально-вещественной части).

Повысить эффективность  деятельности организации можно  как за счет применения более производительного  оборудования, совершенных технологических  процессов, прогрессивных материалов, экономного использования всех видов  ресурсов, так и за счет воздействия  на поведение людей, участвующих  в процессах производства и управления. 

Если рассматривать проектирование и совершенствование организаций  как рациональный научно обоснованный процесс, то его объект—это состав, структура, функции аппарата управления. Но при этом следует учитывать  два момента: [6]

1) часть этапов полного  цикла по выработке управленческих  воздействий может выполняться  другими (в особенности вышестоящими) органами;

Информация о работе Анализ и совершенствование разработки управленческих решений в социальной системе