Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 10:29, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностью организации связи.
Исходя из указанной цели дипломной работы её основными задачами являются:
1) выявить причины образования дебиторской и кредиторской задолженности;
2) ознакомиться с организацией учёта дебиторской и кредиторской задолженности;
3) дать анализ дебиторской и кредиторской задолженности;
4) проанализировать финансовое состояние организации;
5) изучить систему внутреннего контроля за состоянием расчётов с дебиторами и кредиторами, дать оценку её эффективности;
6) оценить соответствие правил ведения учёта и порядок отражения информации в бухгалтерской отчётности требованиям законодательства и нормативных документов;
7) проанализировать динамику, структуру дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии и разработке системы мер по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью в Ишеевском МУЭС УФ ОАО «ВолгаТелеком»;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………... 4
Глава 1 Теоретические основы управления дебиторской и кредиторской задолженностью…………………………………………………………………….. 6
1.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности и их виды………….. 6
1.2 Этапы управления дебиторской и кредиторской задолженностью………… 13
1.3 Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью……….. 16
1.4 Оптимизация дебиторской задолженности…………………………………… 23
Глава 2 Анализ финансового состояния Ишеевского МУЭС Ульяновского филиала ОАО «ВолгаТелеком»………………………………………………...…..
29
2.1 Общая характеристика предприятия…………………………………………... 29
2.2 Анализ структуры актива и пассива баланса…………………………………. 29
2.3 Анализ ликвидности и платёжеспособности предприятия………………….. 36
2.4 Анализ финансовой устойчивости предприятия……………………………… 42
2.5 Анализ динамики и структуры дебиторской и кредиторской задолженности……………………………………………………………………….
48
Глава 3 Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженностей Ишеевского МУЭС Ульяновского филиала ОАО «ВолгаТелеком»…………….
52
3.1 Анализ структуры дебиторской и кредиторской задолженностей…………... 52
3.2 Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия………………………………………………………………………….
54
3.3 Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности……... 56
3.4 Влияние дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия………………………………………………………………………….
57
3.5 Оптимизация дебиторской и кредиторской задолженности…………………. 62
3.6 Расширенная факторная модель рентабельности дебиторской задолженности……………………………………………………………………….
63
Глава 4 Выводы и рекомендации по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностями и улучшению финансового состояния Ишеевского МУЭС Ульяновского филиала ОАО «ВолгаТелеком»
66
Заключение………………………………………………………………………….. 70
Список использованных источников……………………………………………… 72
Приложения А………………………………………………………………………. 74
Приложение Б……………………………………………………………………….. 76
Приложение В………………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.doc

— 766.00 Кб (Скачать)

Продление кредита влечет за собой дополнительные расходы: административные расходы деятельности кредитного отдела, компьютерной службы, а также комиссионные, выплачиваемые специальным агентствам, определяющим кредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг.

Достаточно полезна информация, полученная от кредитных бюро розничной торговли и профессиональных кредитных справочных служб. 

Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери: выставление счетов, оценку финансового положения клиентов и  перепродажу права на взыскание долгов.

Существует несколько способов выставления счетов [11, с.80].

При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на “А” могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на “Б”, счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.

Для ускорения взимания платежей можно направлять счета- фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Во всяком случае, вы должны составлять счета на крупные суммы немедленно.

Когда бизнес развивается пассивно, могут применяться сезонные датирования выставления счетов: предлагается продление срока платежей для стимулирования спроса среди покупателей, неспособных произвести платежи раньше, чем в конце сезона.

Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм.  Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также предприятию необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года (около 50 процентов коммерческих предприятий терпят крах в течение первых двух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете). Если необходимо, следует воспользоваться помощью агентства по сбору платежей для востребования денежных средств с не подчиняющихся покупателей.

Необходимо классифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты (расположить их по времени, истекшему с даты выставления счета) для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После того как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские задолженности, с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленными нормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя (например, отрасли промышленности).  Потери безнадежного долга обычно выше у малых компаний.

Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.

Можно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.

При предоставлении коммерческого кредита следует оценить конкурентоспособность предприятия текущие экономические условия. В период спада кредитную политику следует ослабить, чтобы стимулировать бизнес. Например, компания может не выставлять повторно счет покупателям, которые получают скидку при оплате наличными, даже после того, как срок действия скидки истек. Но можно ужесточить кредитную политику в условиях дефицита товаров, поскольку в такие периоды компания, как продавец, имеет возможность диктовать условия.

В целом управление дебиторской задолженностью включает:

1) анализ дебиторов;

2) анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;

3) контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;

4) разработку политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов;

5) оценку и реализацию факторинга.

1) Анализ дебиторов предполагает, прежде всего, анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий  договоров факторинга. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или, наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.

2) Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва по сомнительным долгам.

Определенный интерес представляет анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения и/или по периоду оборачиваемости. Подробный анализ позволяет сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.

3) Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей - характеристика финансовой устойчивости фирмы и эффективности финансового менеджмента. В практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация, которая делает невыгодным снижение дебиторской задолженности без изменения кредиторской (обязательств). Уменьшение дебиторской задолженности снижает коэффициент покрытия (ликвидности), фирма приобретает признаки несостоятельности и становится уязвимой со стороны Государственных органов и кредиторов. Вспомним, что баланс предприятия считается неплатежеспособным, если:

1)                 объем оборотных средств на конец периода : краткосрочная задолженность на конец периода  2;

2)                 объем источников объем внеоборотных собственных доходов - активов на конец периода : объем оборотных средств на конец периода  0,1.

Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее сбалансированности  с кредиторской.

При анализе соотношения дебиторской и кредиторской задолженности необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.

На уровень дебиторской задолженности влияют следующие основные факторы:

- оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты;

- контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности;

- анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации.

Для определения инвестиции в дебиторскую задолженность применяется расчет, который учитывает годовые объемы продаж в кредит и срок неоплаты дебиторской задолженности.

Делая обобщение можно сделать вывод, что в основе управления дебиторской задолженностью лежит два подхода:

1) сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;

2) сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т. е. оценка вероятности безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов.

Как уже было сказано, одним из важных моментов в управлении оборотным капиталом является определение разумного соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями. При этом необходимо проводить оценку не только своих собственных условий кредитования покупателей, но и условий кредита поставщиков сырья и материалов, с точки зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного дохода, получаемого предприятием при использовании скидок.

Таким образом, система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме.

Таким образом, для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, финансовому менеджеру следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.

Для того чтобы решить, следует ли компании давать кредит малоэффективным покупателям, надо сравнить доход от дополнительных продаж с дополнительными издержками, связанными с дебиторской задолженностью. Если у компании есть резервные производственные мощности, дополнительный доход является маржинальной прибылью с новых продаж, так как постоянные затраты в этом случае не меняются. Дополнительные расходы по дебиторской задолженности объясняются возможным увеличением безнадежных долгов и вложением денежных средств в дебиторскую задолженность на более продолжительный период времени.

1.4 Оптимизация дебиторской задолженности

Во-первых, разберемся, что такое дебиторская задолженность, и какими величинами она характеризуется. По своей сути, дебиторская задолженность это, конечно, вложение капитала. Фактически, фирма платит за товар вместо клиента в момент перехода права собственности на товар при заключении сделки купли-продажи. Формально можно было бы считать, что товар продается только в момент оплаты, а до этого товар как бы находится на складе. Однако фирма не может распоряжаться этим товаром, например, продать его. Поэтому экономически более осмысленно считать дебиторскую задолженность  вложением  капитала по  аналогии  с  вложениями  в запасы товаров, в основные средства, в ценные бумаги и т.д. Все это и отражает актив баланса фирмы.

Основными характеристиками дебиторской задолженности будут являться величина дебиторской задолженности и среднее время оборота дебиторской задолженности.

Выражение для прибыли:

 

где IТ - прибыль за период времени Т;

      I - прибыль за этот период без учета прибыли, приносимой непосредственно клиентами-дебиторами;

      D - дебиторская задолженность;

      Т - период времени, за который считается прибыль;

      TD - период обращения дебиторской задолженности;

     к - коэффициент пропорциональности между прибылью без учета постоянных расходов (т.е. прибылью, пропорциональной выручке от реализации) и выручкой от реализации товаров.

Распишем поподробнее, что представляет собой коэффициент к. Напишем выражение для прибыли за период времени Т:

где S - выручка от реализации;

      Ео - затраты на приобретение реализуемых товаров;

      Е - остальные расходы фирмы;

      ts - ставка налогов, исчисляемых от S (налог на пользователей автомобильных дорог, сбор на содержание жилищного фонда и т.п.);

      tНДС - ставка НДС;

      tI - ставка налога на прибыль;

      ks - коэффициент расходов, пропорциональных S (например, если исполнительные менеджеры «сидят» на проценте от выручки);

По-видимому, Ео пропорционально S:

где   коэффициент   ko   будет   определяться   средним   соотношением   цен приобретения и продажи товаров.

Подставив (1.3) в (1.2), получим:

Таким образом, мы разбили прибыль на две части - пропорциональную выручке от реализации и не зависящую от нее.

Теперь распишем поподробнее величины D и TD:

 

где d - количество дебиторов;

Di - дебиторская задолженность i-гo дебитора;

TDi - время, через которое i-й дебитор отдает деньги.

Теперь вернемся к выражению (1.1). Сначала ответим на вопрос - имеет ли смысл увеличивать D при неизменном TD? С точки зрения прибыли ответ очевиден - имеет. Однако при этом увеличивается вкладываемый капитал:

 

где С - капитал, вкладываемый в данный бизнес, за минусом дебиторской задолженности. По сути, это все строки актива баланса, так или иначе обеспечивающие вместе с данной дебиторской задолженностью прибыль I;

t0D - дебиторская задолженность, связанная с выплатой налоговых платежей до момента реального поступления денежных средств за отгруженные товары. Она характерна только для бухгалтерской политики учета реализации товаров по факту отгрузки. При политике же учета реализации товаров по факту поступления денежных средств за отгруженные товары, эта величина равна нулю;

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия