Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - проанализировать денежную и кредитную политику, инструменты и методы денежной кредитной политики.
Разработка и проведение денежно-кредитной политики включает в себя:
- проведение исследований по проблемам экономики и состоянию
денежно-кредитной сферы, образующих основу денежно-кредитной политики;
- определение направлений денежно-кредитной политики;
1. выбор основных инструментов денежно-кредитного регулирования:
рефинансирование банков, нормативы обязательных резервов, депозитные
операции, процентная политика, операции на открытом рынке;
2. создание и ведение базы статистических данных по объему денежной
массы, кредитам и сбережениям;
- составление денежных программ и контроль за их выполнением.

Содержание

Введение
Глава 1. Денежно-кредитная политика
1.1 Цели денежно-кредитной политики
1.2 Объекты и субъекты денежно-кредитной политики
1.3 Методы денежно-кредитной политики
1.4 Инструменты денежно-кредитной политики
Глава 2. Особенности развития денежно-кредитной системы России
1. Денежно-кредитная система как документ
2. Особенности денежной системы России
3. Особенности кредитной системы России
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.65 Кб (Скачать)
tify">     Предположим теперь, что на денежном рынке существует недостаток денежных средств в обращении. В этом случае центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно центральный банк начинает скупать  правительственные ценные бумаги у  банка и населения по выгодному  для них курсу. Тем самым центральный  банк увеличивает спрос на государственные  ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним подает, что делает казначейские ценные бумаги непривлекательными для их владельцев. Население и банк начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) денежного предложения. При этом процентная ставка падает.

     И снова можно отметить непредсказуемость  результатов денежно-кредитной политики в связи с тем, что открытый рынок - это финансовый рынок. Рост продаж на открытом рынке приводит к увеличению предложения финансовых активов, следовательно, к росту процентных ставок. В свою очередь рост процентных ставок отразится  на увеличении мультипликатора, что  отчасти погасит эффект снижении денежной базы. И наоборот, операции покупки на открытом рынке могут  привести к увеличению спроса на финансовые активы, снижению процентных ставок и  мультипликатора.

     Несмотря  на временное прекращение функционирования рынка государственных ценных бумаг (ГКО - ОФЗ), Банк России не исключает  из круга используемых инструментов денежно-кредитной политики такой  инструмент регулирования ликвидности  банковской системы, как операции на открытом рынке. В условиях сжатия финансовых рынков и обострения проблемы ликвидности  Банк России в сентябре 1998 года разработал приложение о введении в обращение  облигаций Банка России (ОБР) и  начал операции с ними, в том  числе Банк России предоставил банкам возможность использования указанных  ценных бумаг в качестве залога под  ломбардные, внутридневные кредиты  и кредиты "овернайт", а также  проведение с ними сделок РЕПО. В  настоящее время опыт эмиссии  ОБР продемонстрировал пока еще  слабое влияние этого инструмента  на банковскую ликвидность. [14 c.87]

     Рассмотренные инструменты политики используются центральным банком обычно в комплексе  в соответствии с целью денежно-кредитной  политики. Оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит от стадии развития и структуры финансовых рынков, роли центрального банка в экономике страны. Например, политика учетных ставок (ставок рефинансирования), занимая второе место по значению после политики центрального банка на открытом рынке, проводится обычно в сочетании с операциями центрального банка на открытом рынке. Так, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения центральный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками государственных ценных бумаг, поскольку им становится невыгодно восполнять резервы займами у центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке он резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг. Расширительная политика центрального банка становится более эффективной.

     управление  наличной денежной массой, эмиссия  денег

     Управление  наличной денежной массой представляет собой регулирование обращения  наличных денег, эмиссию, организацию  их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые центральным банком.

     валютное  регулирование

     Валютное  регулирование в качестве инструмента  денежно-кредитной политики стало  применятся центральными банками с 30-х годов ХХ века как реакция  на "бегство капиталов" в условиях рыночного кризиса и Великой  депрессии. Под валютным регулированием понимается управление валютными потокам  и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы. На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорта и импорта, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте, дефицит бюджета и источников его покрытия, экономическая и политическая ситуация и др. Реальный в конкретных условиях валютный курс может быть определен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли и продажи иностранной валюты. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту, для снижения этого курса скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Центральный банк проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности и в тоже время найти компромисс между интересами национальной валюты заинтересованы фирмы-экспортеры, они обеспечивают основную часть поступающей валютной выручки. 

 

       Глава 2. Особенности развития денежно-кредитной системы России 

      2.1 Денежно-кредитная политика как документ 

      Статья 45 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» гласит: «Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную  Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной  политики на предстоящий год и  не позднее 1 декабря - основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на предстоящий год.

      Предварительно  проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной  политики представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство  Российской Федерации.

      Основные  направления единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий  год включают следующие положения:

      - концептуальные принципы, лежащие  в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;

      - краткую характеристику состояния  экономики Российской Федерации;

      - прогноз ожидаемого выполнения  основных параметров денежно-кредитной  политики в текущем году;

      - количественный анализ причин  отклонения от целей денежно-кредитной  политики, заявленных Банком России  на текущий год, оценку перспектив  достижения указанных целей и  обоснование их возможной корректировки;

      - сценарный (состоящий не менее  чем из двух вариантов) прогноз  развития экономики Российской  Федерации на предстоящий год  с указанием цен на нефть  и другие товары российского  экспорта, предусматриваемых каждым  сценарием;

      - прогноз основных показателей  платежного баланса Российской  Федерации на предстоящий год;

      - целевые ориентиры, характеризующие  основные цели денежно-кредитной  политики, заявляемые Банком России  на предстоящий год, включая  интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы  процентных ставок, изменения золотовалютных  резервов; основные показатели денежной  программы на предстоящий год;

      - варианты применения инструментов  и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых  ориентиров при различных сценариях  экономической конъюнктуры;

      - план мероприятий Банка России  на предстоящий год по совершенствованию  банковской системы Российской  Федерации, банковского надзора,  финансовых рынков и платежной  системы.

      Государственная Дума рассматривает основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на предстоящий год и  принимает соответствующее решение  не позднее принятия Государственной  Думой федерального закона о федеральном  бюджете на предстоящий год. 3.2  

      2.2 Особенности денежной системы России 

      Денежная  система - это форма организации  денежного обращения в стране, т.е. движения денег в наличной и  безналичной формах. Она включает следующие элементы: денежную единицу, масштаб цен, виды денег в стране и порядок их эмиссии, порядок  обращения денег и платежей, а  также государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного  обращения. Денежное обращение - «кровеносная»  система экономики. От его успешного  функционирования зависит хозяйственная  активность, 31 экономический рост, благополучие общества. В современных условиях в России обострилась проблема нехватки денежных средств, проявляющаяся в  низком соотношении денежной массы и ВНП/ВВП. Данный показатель в экономической литературе называется коэффициентом монетизации. 
Россия имеет один из самых низких в мире уровень насыщенности хозяйственного оборота деньгами, самый крупный дефицит денег в обращении. В среднем по странам «большой семерки» уровень монетизации экономики составляет 55-100% , по развивающимся странам 40-60%. В России в начале 90-х гг. уровень монетизации экономики составлял около 40%, в 1994 г. - 24%, с началом проведения политики финансовой стабилизации - опустился к 1996 г. до 12-16% и остается примерно на этом же уровне в 1999 г. (16-17%, поданным Банка России).

      Дефицит денежной массы в обращении и  устойчиво высокие расходы государства  приводят к росту доли денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета. Все меньше становится финансирование оборотных средств реального  сектора (через кредиты банков) и  в еще меньшей мере - инвестиций. В последние годы более 50% денежной массы, обслуживающей хозяйственный  оборот в России, было отвлечено  на кредитование правительства (еще  в 1995 г. при всей «нерыночности» форм финансирования правительства этот показатель составлял только 19%, остальная  часть внутреннего кредита шла  на обслуживание экономики).

      Нехватку  рублей отчасти заменили неплатежи, бартерные сделки, денежные суррогаты  и иностранная валюта. Так, процент  бартерных операций в российской промышленности непомерно высок - около 50%. На некоторых ведущих предприятиях, производящих ликвидную продукцию (нефть, автомобили), доля бартера достигает 80-90%. 
 
 
 

      2.3 Особенности кредитной системы России 

      В России, как и в большинстве  других стран мира, действует двухуровневая  кредитная система: Центральный  банк - банковские институты и небанковские кредитные организации. Центральный  банк РФ (Банк России, Центробанк, ЦБ РФ) является эмиссионным центром страны, обладает монопольным правом выпуска  в обращение и изъятия из него наличных денежных знаков в форме  банкнот и монет. В качестве банка  банков он предоставляет централизованные кредиты коммерческим банкам, является главным банкиром Правительства  РФ, выполняет функции управляющего золотовалютными резервами, осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета (прежде всего организацию  через свои управления и отделения  приема бюджетных платежей в регионах и на местах) и прочее. Коммерческие банки являются основой кредитной  системы России. Некоторые из них  возникли на базе ранее функционировавших  специализированных государственных  банков, имевших устойчивое финансовое положение и обладавших разветвленной  сетью филиалов (Сбербанк, Мосбизнесбанк, Промстройбанк), другие создавались  практически «с нуля».

      В России уже сложилась кредитная  система, отличная от двух мировых моделей: американской и немецкой. В стране действуют универсальные банки (этим она отличается от американской модели), а также функционирует достаточно развитый сектор специализированных кредитных  организаций (этим она отличается от немецкой модели).

      В целом российские кредитные организации  повторяют путь, по которому развивалась  кредитная система в Западной Европе и других регионах мира с  конца 40-х - начала 50-х гг.: финансовый капитал России уже сращивается  с промышленным и торговым (например в форме финансово-промышленных групп), усиливается концентрация банков, их объединения в различных формах, возникают первые интернациональные союзы, консорциумы для осуществления отдельных проектов и программ.

      Следует отметить, что банковская система  России слабо выполняет свою вторую главную функцию - кредитование. В  результате из-за дороговизны кредитования половина российских промышленных предприятий  не прибегает к кредитам банков.

      К середине 1998 г. заметно выросли капиталы банков, создана серьезная материальная база, внедрены международные технологии и стандарты. Однако, августовский кризис 1998 г. нанес разрушительный удар прежде всего по кредитной системе России. За август-декабрь 1998 года капиталы банковской системы сократились на 30%.

      Обострению  кризиса способствовали также отток  вкладов населения и усиление недоверия к банкам. Общая сумма  вкладов в рублевом выражении  сократилась на 40%. Сужение ресурсной  базы и повышение кредитных рисков привели к резкому сокращению кредитной активности. В результате банковская система оказалась отброшенной  на несколько лет назад. Но, несмотря на это, она продолжает функционировать, средние и небольшие банки  развиваются, увеличивают капиталы и расширяют клиентуру.

      В сложившихся условиях остро стоит  вопрос о реструктуризации банковской системы. В частности, в рамках подготовки Банком России Концепции развития банковской системы предлагается принятие закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций» и закона «О реструктуризации кредитных организаций», а также  обеспечение результативной деятельности Агенства по реструктуризации кредитных  организаций (АРКО).

      По  оценке Банка России, из 1473 действующих  банков 1032 (70 %) являются финансово стабильными  и они способны работать без государственной  поддержки; 441 банк, или 30%, отнесены к  «проблемным»: у них образовался значительный дефицит ликвидных средств и капитала, они являются неплатежеспособными и не могут самостоятельно выйти из кризиса; 149 банков из числа «проблемных» имеют явные признаки несостоятельности (банкротства). 44 «проблемным» банкам, в число которых входят 18 крупных, оказывается государственная поддержка в силу их социальной и экономической значимости. На них приходится почти 50% активов и 45% вкладов населения (без Сбербанка РФ). Потребность средств на рекапитализацию банков оценивается Банком России в 75 млрд. руб.

Информация о работе Денежно-кредитная политика