Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - проанализировать денежную и кредитную политику, инструменты и методы денежной кредитной политики.
Разработка и проведение денежно-кредитной политики включает в себя:
- проведение исследований по проблемам экономики и состоянию
денежно-кредитной сферы, образующих основу денежно-кредитной политики;
- определение направлений денежно-кредитной политики;
1. выбор основных инструментов денежно-кредитного регулирования:
рефинансирование банков, нормативы обязательных резервов, депозитные
операции, процентная политика, операции на открытом рынке;
2. создание и ведение базы статистических данных по объему денежной
массы, кредитам и сбережениям;
- составление денежных программ и контроль за их выполнением.

Содержание

Введение
Глава 1. Денежно-кредитная политика
1.1 Цели денежно-кредитной политики
1.2 Объекты и субъекты денежно-кредитной политики
1.3 Методы денежно-кредитной политики
1.4 Инструменты денежно-кредитной политики
Глава 2. Особенности развития денежно-кредитной системы России
1. Денежно-кредитная система как документ
2. Особенности денежной системы России
3. Особенности кредитной системы России
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.65 Кб (Скачать)

1.4 Инструменты денежно-кредитной  политики

 

     В мировой экономической практике центральные банки используют следующие  основные инструменты денежно-кредитной  политики:

     изменение норматива обязательных резервов или  так называемых резервных требований

     Обязательные  резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого  банка. Эти резервы коммерческие банка обязаны хранить в центральном  банке. Исторически обязательные резервы  рассматривались центральными банками  как экономический инструмент, обеспечивающий коммерческим банкам достаточную ликвидность  в случае массового изъятия депозитов, позволяющий предотвратить неплатежеспособность коммерческого банка и тем  самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее время изменение  нормы обязательных резервов коммерческих банков, или резервных требований, используется как наиболее простой  инструмент, применяемый в целях  наиболее быстрой настройки денежно-кредитной  сферы. 

     Механизм  действия данного инструменты денежно-кредитной  политики заключается в следующем:

     если  центральный банк увеличивает норму  обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточности резервов коммерческих банков, которые они  могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно это  вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку  при изменении норматива обязательных резервов меняется величина депозитного  мультипликатора;

     при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение объема предложения денег. 

Норма резервирования увеличивается   Количество  ссужаемых денег уменьшается   Предприятия берут меньше кредитов   Денежная  масса в обращении уменьшается
 
Норма резервирования уменьшается   Количество  ссужаемых денег увеличивается   Предприятия берут больше кредитов   Денежная  масса в обращении увеличивается
 

     Этот  инструмент монетарной политики является наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку воздействует на основы всей банковской системы. Даже изначальное  изменение нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения  в объеме банковских резервов и привести к модификации кредитной политики коммерческих банков. [12c.52]

     Изменение норматива обязательных резервов влияет на денежное предложение посредством  мультипликатора. Все остальные  инструменты денежно-кредитной политики непосредственно воздействуют на размер денежной базы.

     Увеличение  денежной базы приводит частично к  росту количества денег на руках  населения, частично к увеличению вкладов  в коммерческих банках. Это в свою очередь влечет за собой усиление процесса мультипликации и расширение объемов денежной массы на величину большую, чем денежная база.

     В России система обязательных резервов введена в 1990г. (а последний ее вариант - в 1995г). норма резервов в  настоящее время составляет 15-20% (в зависимости от видов вкладов). К сожалению, система излишне  жесткая, потому что не подкреплена  другими эффективно действующими кредитными регуляторами и поэтому явственно  обнаруживает свою нерыночную природу. Одну из основных задач российская система резервирования, увы, не выполняет: стабильность в работе коммерческих банков она не прибавила и, скорее, рассчитана лишь на страхование всей банковской системы в целом.

     процентную  политику центрального банка, т.е. изменение  механизма заимствования средств  коммерческими банками у центрального банка или депонирования средств  коммерческих банков в центральном  банке

     Процентная  политика центрального банка проводится по двум направлениям: регулирование  займов коммерческих банков у центрального банка и депозитная политика центрального банка, которая еще может быть названа политикой учетной ставки или ставки рефинансирования.

     Ставка  рефинансирования - это процент, под  который центральный банк предоставляет  кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в  последней инстанции.

     Учетная ставка - процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя  коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под  залог ценных бумаг.

     Переучет  векселей долгое время был одним  из основных методов денежно-кредитной  политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли  определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

     Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной  дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую  сторону. Центральный банк покупает долговое обязательство по более  низкой цене, чем коммерческий банк. [7 c.36]

     Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает  центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими  банками увеличиваются их резервы, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И  наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы  невыгодными. Более того, некоторые  коммерческие банки, имеющие заемные  средства, пытаются возвратить их, так  как эти средства становятся очень  дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному  сокращению денежного предложения.

     Недостатком использования рефинансирования при  проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает  лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный  метод почти полностью теряет свою эффективность.

     Определение размера учетной ставки - один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной  ставки выступает показателем изменений  в области кредитно-денежного  регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой  инфляции и в то же время оказывает  на инфляцию большое влияние. Когда  центральный банк намерен смягчить или ужесточить кредитно-денежную политику, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Банк может устанавливать  одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или  проводить процентную политику без  фиксации процентной ставки. Процентные ставки центрального банка необязательны для коммерческих банков в их взаимоотношениях с клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммерческих ориентиром при проведении кредитных операций.

     Вместе  с тем именно при проведении этого  инструмента показывает, что результаты денежно-кредитной политики слабо  предсказуемы. Например, снижение ставки рефинансирования рассматривается  как мера, приводящая к расширению денежного предложения однако снижение ставки рефинансирования влияет на рыночную ставку процента, которая снижается, следовательно, увеличивается спрос  на наличные деньги и другие активы, спрос на которые находится в  обратной зависимости от уровня процентной ставки. В свою очередь спрос на депозиты снижается - мультипликатор уменьшается, но как и в каком периоде  снижение ставки рефинансирования повлияет на банковский мультипликатор, сказать  трудно. Поэтому в денежно-кредитной  политике следует различать кратко-срочные  и долгосрочные периоды. В кратко-срочном  периоде снижение ставки рефинансирования является "расширительной" мерой, в долгосрочном - сдерживающей.

     Наряду  с пересмотром ставки рефинансирования изменялись проценты за использование  ломбардным кредитом, кредитом "овернайт", операциями РЕПО и средствам банков, привлеченным в депозиты в Банк России.

     При осуществлении ломбардной политики в рамках политики рефинансирования центральный банк устанавливает  условия, при которых коммерческие банки получают ссуду под залог  депонированных в банке ценных бумаг  в деньгах центрального банка  по ломбардной процентной ставке, которая  может ежедневно меняться.

     Депозитные  операции центрального банка позволяют  коммерческим банкам получать доход  от так называемых свободных, или  избыточных, резервов, а центральному банку дают возможность влиять на размер денежного предложения.

     Банк  России с помощью указанных операций регулирует не только кратко-срочную  ликвидность банков, но и ликвидность  в среднесрочном периоде. Банк России будет и в дальнейшем использовать депозитные операции как инструмент оперативного изъятия излишней ликвидности  банковской системы для повышения  сбалансированного спроса и предложения  в различных секторах финансового  рынка.

     операции  с государственными ценными бумагами на открытом рынке

     операции  центрального банка на открытом рынке  в настоящее время являются в  мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной  политики. Центральный банк продает  или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе  государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается  наиболее гибким инструментом регулирования  кредитных вложений и ликвидности  коммерческих банков.

     Операции  центрального банка на открытом рынке  оказывают прямое влияние на объем  свободных ресурсов, имеющихся у  коммерческих банков, что стимулирует  либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность  банков, соответственно уменьшая или  увеличивая ее. Такое воздействие  осуществляется посредством изменения  центральным банком цены покупки  у коммерческих банков или продажи  им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, результатом которой должен стать отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает  цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая ее отклонение от рыночного  курса.

     Если  центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит  деньги на их корреспондентские счета; таким образом увеличиваются  кредитные возможности банков. Они  начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым уменьшая свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.

     Операции  на открытом рынке проводятся центральным  банком обычно совместно с группой  крупных банков и других финансово-кредитных  учреждений.

     Схема осуществления этих операций следующая:

     предположим, что на денежном рынке наблюдается  излишек денежной массы в обращении  и центральный банк ставит задачу ограничить или ликвидировать этот излишек. В данном случае центральный  банк начинает активно предлагать государственные  ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению, которые покупают правительственные ценные бумаг  через специальных дилеров. Поскольку  предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним  растут, соответственно возрастает их привлекательность для покупателей. Население (через дилеров) и банки  начинают активно скупать правительственные  ценные бумаги, что приводит в конечном счете к сокращению банковских резервов. Сокращение объема банковских резервов в свою очередь приводит к уменьшению предложения денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору. При этом процентная ставка растет.

Информация о работе Денежно-кредитная политика