Социальные проблемы России и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 08:41, курсовая работа

Описание работы

Сегодня Россия находится на пути становления гражданского, социально развитого общества. Согласно Конституции РФ, Россия – это социальное государство, и в России высшей ценностью провозглашается человек, его права и свободы (ст. 2, 7). Государство берет на себя обязанности социальной защиты всех граждан. Особое внимание социальной политики государства направлено на лиц попавших в трудную жизненную ситуацию, нуждающихся в социальной помощи, менее защищенных и уязвимых.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Теоретическое понимание социальной проблемы………………………………4
1.1. Алкоголизм как социальная проблема……………………………………...6
2.1. Бедность как социологическая проблема………………………………….10
2.1.1 понятие бедности ………………………………………………..……...10
2.1.2 типология бедности………………………………………………...…...11
2.1.3 причины бедности……………………………………………………....14
2.1.4 критерии бедности……………………………………………………....15
3.1.Социальные проблемы молодежи………………………………………….17
3.1.1 положение молодежи в обществе……………………………………...17
3.1.2 обзор проблем современной молодежи……………………………….18
3.1.3 социальные проблемы трудоустройства современной российской молодежи……………………………………………………………………………19
4.1.Наркомания как социальная проблема……………………………………..22
4.1.1 определение наркомании……………………………………………..22
4.1.2 причины наркотической зависимости……………………………….24
2.Анализ мер и путей решения социальных проблем…………………………...26
2.1 Методы борьбы с алкоголизацией населения………………………….26
2.2 Пути решения проблемы бедности в Российской Федерации………......34
2.3 Концепция государственной антинаркотической политики Российской Федерации…………………………………………………………………………..42
2.3.1 Система мер по сокращению предложения наркотиков……...……..45
2.3.2 Система мер по сокращению спроса на наркотики……………...…..49
3. Основные итоги и перспективы развития Арамильского городского округа……………………………………………………………………………….56
Заключение…………………………………………………………………………60
Список литературы………………………………………………………………...62

Работа содержит 1 файл

Эконом.география.doc

— 440.50 Кб (Скачать)

При организации  деятельности социальных служб для  несовершеннолетних и

молодежи  осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и

развитию  комплекса специализированных служб  и учреждений по оказании

подросткам  и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-

педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.

В соответствии с утвержденной номенклатурой органов  по делам молодежи

существует  следующая структура социальных служб:

Центр социально-психологической  помощи молодежи для  оказания

медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные

состояния, находящейся в конфликтных ситуациях, профилактики и предупреждения девиантного  и суицидального поведения данной категории молодежи;

Консультативный центр для подростков и молодежи, оказывающий

квалифицированную, экстренную, анонимную, бесплатную психологическую  помощь по телефону;

Приют для подростков, создающий условия для жизнедеятельности

несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий своего развития в семье, воспитательном учреждении, обществе;

Центр ресоциализации молодежи, предназначенный  для лиц,

вернувшихся из мест заключения, и оказывающий  им консультативную,

социально-правовую, профориентированную и психологическую  помощь, в первую очередь, несовершеннолетним, оказавшимся в дезаптированном  состоянии;

Центр информации для молодежи, оказывающий информационные и

методические  услуги органам исполнительной власти по делам молодежи,

организациям  и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодежи. «Молодежные» проблемы при всей  их специфике невозможно решить в отрыве от  системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, спорта и т.д. Становление же социальных служб осуществляется в современный период в условиях разобщенности отдельных программ и ведомственного противостояния. Социальные службы для молодежи испытывают значительные трудности, обусловленные, в частности, крайне медленным становлением единой системы в масштабах страны.

     Значительные  успехи в области организации  социальной работы с молодежью

достигнуты  в Астрахани, Новосибирске, Тюменской  области и других регионах

России.

    В 1997 году по итогам конкурса социальных учреждений органов по делам

молодежи 20 комплексам социальных молодежных служб  и подростково-молодежных  клубов были присвоены специальные статусы: опорный центр, опорно-экспериментальный  центр, экспериментальный центр.

Направлениями их работы являются:

  • оказание социально-психологической помощи подросткам и молодежи

 путем создания бесплатных анонимных кабинетов  психологической разгрузки, центров  и служб (Служба социально-психологической  помощи детям и подросткам «Форпост»  Екатеринбурга);

  • правовая помощь молодежи и молодой семье (Центр социальной поддержки молодежи Курска; Комплекс социальных служб молодежи Астрахани);
  • профилактическая воспитательная работа с несовершеннолетними

 (Комплекс  служб социальной помощи несовершеннолетним  Новосибирска; Центр«Четвертый мир» в Москве);

  • медицинская и медико-социальная помощь молодежи (Центр «Ювентус» в Новосибирске, центры реабилитации и планирования семьи в Хабаровске);

  Опорные и экспериментальные центры, используя  комплексный подход, вырабатывают и осуществляют многосторонние долгосрочные программы оздоровления молодежной социальной среды.

   Так, екатеринбургский «Форпост» отрабатывает инновационную модель

территориальной социальной службы для молодежи в  целях создания

государственно-общественной системы профилактики отклоняющегося поведения

детей и молодежи, восстановления и реорганизации  социальной инфраструктуры

для подростков и молодежи в микрорайонах, развития специализированных

социальных  служб адаптации и реабилитации молодежи.

  Пермский  «Социум» разрабатывает модели оказания психологической помощи

подросткам, молодым людям, подвергшимся насилию, несовершеннолетним

правонарушителям, воинам, вернувшимся из зоны боевых действий.

Социально-психологический  реабилитационный центр для детей  и подростков

«Зазеркалье» (г. Сургут) отрабатывает технологии экстренной помощи

несовершеннолетним, организации их временного проживания при экстремальной

ситуации. Проводится работа по созданию среды  общения подростков, молодежи по месту  жительства путем организации клубов общения, в том числе для молодых людей с ограниченными возможностями.

  Расширяется сеть социально-психологических центров  для молодых людей,

страдающих  различными формами химической зависимости, наркологических служб, анонимных  наркологических кабинетов для подростков и молодежи. Такие центры действуют в Хабаровском крае, Новосибирской, Кемеровской областях и других регионах.

  Особое  внимание мировой общественности к  проблемам молодых было привлечено в 1985 году в связи с проведением  Международного года молодежи. Была принята «Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и последующий период, которая включает 10 приоритетных направлений

деятельности: образование, занятость, ликвидация голода и нищеты,

здравоохранение, охрана окружающей среды, борьба со злоупотреблениями

наркотическими  средствами, борьба с преступностью  среди несовершеннолетних,

организация досуга, и т.д. 

      2.3 Данные о наркомании. Концепция государственной антинаркотической политики Российской Федерации

     Сегодня в России регулярно употребляют наркотики 5, 99 млн. Официальная статистика по наркомании приводит цифру - 500 тыс. наркоманов, однако это те, что добровольно встали на медицинский учет. Медицинские учреждения могут стационарно пролечить за год не более 50 тыс. человек.

     От  общего числа наркоманов в России по статистике - 
20% - это школьники. 
60% – молодежь в возрасте 16-30 лет 
20% - люди более старшего возраста 

     Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет по статистике 15-17 лет, резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9-13 лет. Замечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет - к наркомании их приобщают родители-наркоманы. Основными очагами распространения наркотиков в городах России являются школы и места развлечения молодежи - дискотеки и клубы. 70% из опрошенных первый раз попробовали наркотики именно в здесь. По мнению экспертов, каждый наркоман вовлекает вслед за собой в употребление наркотиков 13-15 человек. Число смертей от употребления наркотиков за последние годы выросло в 12 раз, а среди детей - в 42 раза. Приблизительная продолжительность жизни наркоманов с момента начала употребления наркотиков составляет в среднем - 4-5 лет. В последние годы наркоманы становятся основной причиной роста заболеваемости СПИДом. По статистике почти 90% выявленных в 2007-2008 гг. случаев заражения ВИЧ-инфекцией являлись следствием внутривенного употребления наркотиков, и причиной заражения явилось использование общих шприцев.Около 90% преступлений по данным МВД сегодня происходят на почве наркомании. Разбойные нападения, кражи, грабежи, убийства совершаются часто ради одной дозы.Статистика наркомании по России говорит, что зи числа употребляющих наркотики излечиваются только 5-6 процентов наркоманов. Излечившимися статистика считает, тех, кто не употребляет наркотики в течение года после лечения.

     Эти данные статистики по наркомании связаны, прежде всего, с крупными городами. Ежегодно от наркотиков гибнут 70 тысяч россиян. В 2007 году от наркомании умерло около 100 тыс. человек. 

Концепция государственной антинаркотической политики Российской Федерации (далее – Концепция) – официально принятая система основополагающих взглядов, определяющих меры и организацию практической деятельности государства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также по противодействию их незаконному обороту. Проблема распространения наркомании в Российской Федерации рассматривается как угроза, направленная на все сферы жизнедеятельности, включая национальную безопасность, жизнь и здоровье граждан, морально-нравственные устои общества. В Концепции сформулированы основные цели и направления государственной антинаркотической политики.

Основные положения Концепции развивают положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Государственная антинаркотическая политика – это система деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления муниципальных образований, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, общественных организаций и религиозных объединений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, профилактику наркомании, лечение и реабилитацию больных наркоманией.

Антинаркотическая деятельность – деятельность органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления муниципальных образований, Государственного антинаркотического комитета, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, общественных организаций и религиозных объединений по реализации государственной антинаркотической политики.

Целью государственной антинаркотической политики является снижение уровня наркотизации общества посредством установления строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, устранения причин и условий, способствующих их незаконному обороту и потреблению, формирования системы мер оказания достаточной и эффективной помощи больным наркологического профиля, формирования в обществе нетерпимости к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ.

Эта цель достигается решением следующих основных задач:

  • сокращение предложения наркотиков путем искоренения их нелегального производства и оборота внутри страны и снижения уровня внешней наркоагрессии;
  • сокращение спроса на наркотики путем организации системного взаимодействия механизмов профилактической, в т.ч. пропагандистской, лечебной, реабилитационной и законотворческой работы.
  • Основные направления государственной антинаркотической политики:
  • реализация общегосударственного комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации;
  • выработка мер адекватного противодействия их незаконному ввозу на территорию Российской Федерации;
  • развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере антинаркотической деятельности на многосторонней и двусторонней основе;
  • обеспечение надежного государственного контроля за легальным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • разработка и внедрение государственной системы мониторинга и оценки развития наркоситуации в Российской Федерации, как основы эффективной реализации государственной антинаркотической политики;
  • создание государственной системы профилактики наркомании, а также лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией, в том числе несовершеннолетних;
  • совершенствование организационного и правового обеспечения антинаркотической деятельности;
 

    2.3.1.Система мер по сокращению предложения наркотиков  

1. Меры по борьбе с незаконным оборотом наркотиков на территории Российской Федерации  

Борьба с незаконным оборотом наркотиков осуществляется на основе общегосударственного комплекса мер, в том числе превентивного характера, направленных на пресечение этого вида преступной деятельности, в первую очередь, по выявлению и пресечению деятельности транснациональных преступных группировок и организаций, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

К указанным мерам относятся:

  • усиление координации антинаркотической деятельности правоохранительных органов и специальных служб по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;
  • выявление и пресечение организованных преступных сообществ (преступных организаций);
  • подрыв экономических основ организованной наркопреступности, противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
  • выявление мест возможного производства наркотических средств и психотропных веществ, а также лиц, обоснованно подозреваемых в причастности к незаконному производству наркотиков, и организация их оперативного контроля;
  • выявление и уничтожение с использованием современных научно-технических средств незаконных посевов и очагов естественного произрастания дикорастущих растений, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, подпольных лабораторий и оборудования, используемых для незаконного изготовления наркотиков;
  • рекультивация и возвращение в сельскохозяйственный оборот земель, засоренных дикорастущими растениями, содержащими наркотические средства и психотропные вещества;
  • подготовка и укрепление кадров государственных органов, участвующих в противодействии незаконному обороту наркотиков;
  • техническое и технологическое перевооружение органов наркоконтроля и иных правоохранительных органов, осуществляющих деятельность в сфере борьбы с неза-конным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров адекватно существующей наркоугрозе;
  • разработка системы выявления новых видов наркотических веществ с целью их классификации и решения вопроса о включении в списки I, II, III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации;
  • создание системы идентификации изымаемых из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;

Информация о работе Социальные проблемы России и пути их решения