Социальные проблемы России и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 08:41, курсовая работа

Описание работы

Сегодня Россия находится на пути становления гражданского, социально развитого общества. Согласно Конституции РФ, Россия – это социальное государство, и в России высшей ценностью провозглашается человек, его права и свободы (ст. 2, 7). Государство берет на себя обязанности социальной защиты всех граждан. Особое внимание социальной политики государства направлено на лиц попавших в трудную жизненную ситуацию, нуждающихся в социальной помощи, менее защищенных и уязвимых.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Теоретическое понимание социальной проблемы………………………………4
1.1. Алкоголизм как социальная проблема……………………………………...6
2.1. Бедность как социологическая проблема………………………………….10
2.1.1 понятие бедности ………………………………………………..……...10
2.1.2 типология бедности………………………………………………...…...11
2.1.3 причины бедности……………………………………………………....14
2.1.4 критерии бедности……………………………………………………....15
3.1.Социальные проблемы молодежи………………………………………….17
3.1.1 положение молодежи в обществе……………………………………...17
3.1.2 обзор проблем современной молодежи……………………………….18
3.1.3 социальные проблемы трудоустройства современной российской молодежи……………………………………………………………………………19
4.1.Наркомания как социальная проблема……………………………………..22
4.1.1 определение наркомании……………………………………………..22
4.1.2 причины наркотической зависимости……………………………….24
2.Анализ мер и путей решения социальных проблем…………………………...26
2.1 Методы борьбы с алкоголизацией населения………………………….26
2.2 Пути решения проблемы бедности в Российской Федерации………......34
2.3 Концепция государственной антинаркотической политики Российской Федерации…………………………………………………………………………..42
2.3.1 Система мер по сокращению предложения наркотиков……...……..45
2.3.2 Система мер по сокращению спроса на наркотики……………...…..49
3. Основные итоги и перспективы развития Арамильского городского округа……………………………………………………………………………….56
Заключение…………………………………………………………………………60
Список литературы………………………………………………………………...62

Работа содержит 1 файл

Эконом.география.doc

— 440.50 Кб (Скачать)

Государственная монополия на розничную  продажу алкогольных 
напитков
 
Ответом на тяжелую эпидемию пьянства в североевропейских странах стала 
государственная монополия на розничную продажу алкоголя. Эта мера зарекомендовала себя как эффективное средство снижения алкогольных проблем и смертности в Швеции, Исландии, Норвегии, Финляндии, Канаде и т.д. Например, в США, в 19 штатах, имеющих ту или иную форму монополии на продажу алкоголя, по сравнению со штатами без монополии потребление алкоголя лицами 14–18 лет ниже на 14,5%, частота злоупотребления этой группой лиц алкоголем (более 70 г этанола за один прием) ниже на 16,7%, а смертность на дорогах по вине пьяного водителя ниже на 9,3%. В скандинавских странах такая монополия подразумевает продажу алкогольных напитков (как правило, крепче 4,7−5%) только в государственных магазинах, не считая обслуживания в барах. Цены в госмонопольных магазинах высоки, особенно на крепкие напитки, рабочий день ограничивается дневным временем суток, количество таких точек ограничено. Кроме того, госмонополия способствует пополнению государственного бюджета. Несмотря на высокие монопольные цены (а значит, и пониженное потребление крепких напитков), в странах с госмонополией совокупные поступления в бюджет от продажи спиртных напитков, как правило, выше, чем в странах того же уровня экономического развития без монополии. Преимущество государственной монополии на розничную продажу алкогольных напитков в том, что она позволяет минимизировать частный интерес, который в данной сфере нередко противоречит интересам общества. Сотруднику государственного магазина нет никакого интереса продавать алкоголь несовершеннолетним (ведь его зарплата при социально направленной госмонополии не зависит от выручки), в то время как для владельца частного киоска за этим стоит конкретный материальный выигрыш.

Совершенствование систем профилактики, лечения и реабилитации 
Профилактическая деятельность, как правило, должна строиться на принципах 
доказательной медицины, социологии, социальной психологии и обеспечиваться совместными усилиями психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что в плане профилактики наиболее предпочтительными являются программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и ориентированные на применение социально-психологического тренинга. В этой связи представляется крайне актуальной разработка и реализация Минздравсоцразвития России программы «Здоровый образ жизни», мероприятия которой направлены в том числе на борьбу с вредными привычками.

Для организации  эффективной работы по выявлению, лечению  и реабилитации 
больных алкоголизмом и алкозависимых необходимо уточнение потребностей населения страны в амбулаторной и стационарной помощи, диагностических, лечебных и реабилитационных мощностях, разработка и внедрение современных технологий. 
Нуждается в совершенствовании сеть наркологических диспансеров. Вероятно, 
потребуется развертывание дополнительных коек, как в наркологических диспансерах, так и в специализированных реабилитационных отделениях городских и районных учреждений здравоохранения, а также организация дневных стационаров. Одной из немногих эффективных мер незапретительного характера по борьбе со злоупотреблением алкоголем является краткая консультация врача после процедуры тестирования на наличие алкогольных расстройств здоровья. Такая процедура разработана и утверждена ВОЗ, и должна проводиться, как это уже принято в десятках стран, медицинскими работниками первичного звена, а также в больницах, травматологических пунктах, на предприятиях, в студенческих общежитиях и т.п.

 Организация помощи алкоголь-зависимым должна включать несколько этапов 
работы по профилактике, лечению и реабилитации, в том числе:

 
1. Первичную профилактику (работа  с семьей, в организованных коллективах,  в 
том числе с детьми дошкольного возраста). Взаимодействие с заинтересованными ведомствами.

 2. Вторичную профилактику (работа с группами риска, контингентами комиссий по делам несовершеннолетних, безнадзорными детьми и подростками, а также лицами с расстройствами поведения). Взаимодействие с семьей, с заинтересованными организациями и ведомствами.

3. Интервенцию  (первичное консультирование больных, их родственников и 
граждан и мотивирование больного на включение в лечебную программу). 
4. Детоксикацию (лечение абстинентного синдрома, соматических, 
неврологических и острых психопатологических расстройств).

 5. Лечение синдрома патологического влечения, аффективных и других 
расстройств, как преморбидных, так и связанных с хроническим употреблением 
психоактивных веществ.

 6. Психотерапию и коррекцию личностных расстройств.

7. Реабилитацию  и противорецидивные мероприятия (медицинское наблюдение и формирование реабилитационной среды). Взаимодействие семьей, с заинтересованными организациями и ведомствами.

Каждый  этап лечебно-реабилитационного процесса должен предполагать 
организацию ряда структурных подразделений для дифференцированного решения задач, а также обеспечения последовательности и преемственности работы, в которых должны реализоваться конкретные мероприятия по профилактике, лечению и реабилитации наркологических заболеваний. Развитие реабилитационной помощи должно соответствовать основным регламентам создания реабилитационных структур:

 
1.Выделение специальных реабилитационных коек в обычных наркологических учреждениях;

2.Трансформация имеющихся наркологических отделений в специализированные лечебно-реабилитационные отделения;

3.Организация самостоятельных реабилитационных учреждений (центров); 
4. Организация стационарозамещающих (амбулаторных и полустационарных) 
реабилитационных подразделений. Выбор алгоритма должен соответствовать конкретным условиям.

 Концептуальную важность для модели будущей лечебно-реабилитационной 
службы в стране имеет требование комплексности в работе со всеми заинтересованными сторонами - министерствами, ведомствами, местными органами, общественностью. Подобная комплексность требует рассмотрения национальной наркологической службы как единой государственно-общественной системы и соответствующего определения показателей и критериев оценки деятельности министерств в программно-целевом бюджетном планировании.

Алкозависимость, как весьма сложная проблема, требует создания сети различных альтернативных друг другу учреждений, предлагающих спектр различных подходов, включая социальную реабилитацию алкоголезависимых с проживанием в реабилитационном центре, консультирование, работу групп самопомощи и т.д. В отличие от наркологического подхода к лечению больных, программы реабилитации в меньшей степени опираются на лечение медикаментозными препаратами, которые в реабилитации алкоголезависимых применятся только на этапе детоксикации, и то не всегда. Гораздо бóльшую роль в них играют психотерапия, техники предотвращения срывов, работа с представлениями о себе, эмоциями. В целом, анализ сложившейся ситуации свидетельствует о необходимости лидирующей роли государства в развитии и финансировании реабилитационной помощи и разработке стандартов реабилитации алкоголезависимых граждан. Важное значение должна приобрести социальная реабилитация, которая может проходить в трудовом коллективе, а также в семье, где в ряде случаев все члены или родители – пьющие. Как форма социальной реабилитации может быть использована форма социального контракта по социальной реабилитации с алкозависимыми гражданами.

Развитие  законодательства призвано способствовать расширению участия общественных форм в организации реабилитации. При реабилитации алкоголезависимых лиц необходимо учитывать и «замещающий» фактор. Для различных социально-возрастных групп он разный. Для молодежи, в первую очередь, необходимо обеспечить доступ к спортивным секциям, культурному досугу. Для представителей более старшего поколения, необходимы условия работы, исключающие нетрезвый образ жизни. С другой стороны, расширение доступа к образованию и занятости в долгосрочной перспективы будут иметь позитивное влияние на алкогольную ситуацию, хотя ограничиваться этими мерами, безусловно, было бы неправильно.

 
Мониторинг производства, потребления алкоголя, связанных с алкоголем 
смертности и проблем

Названные выше управленческие механизмы должны быть основаны на системе мониторинга злоупотребления алкоголем. Задача дня – создание системы мониторинга при Минздравсоцразвития России (или при межведомственной комиссии при данном министерстве), уполномоченной мониторировать определенные показатели по уровням (муниципальный, региональный, ФО, федеральный), в т.ч. смертность, другие виды потерь и т.п. В мониторинг необходимо включить мониторинг формирования и исполнения законодательства и мониторинг пилотных территорий. Мониторинг даст сравнительную комплексную оценку состояния и динамики ситуации по регионам, выявит проблемы по каждому региону, увяжет с федеральной и региональной политикой, оценит эффективность принимаемых мер. Мониторинг необходимо организовать и в крупных городах, где проживает половина населения страны. При формировании системы мониторинга может быть использован опыт г. Ижевска. Может мониторироваться и риск смертности от непитьевого алкоголя, пересчет на риск смертности при переходе в другую категорию потребителей. Мониторинг позволит провести классификацию регионов и предложить дифференцированные по регионам меры, выполнять комплексную оценку региональной ситуации.

Необходима  подготовка периодического федерального и региональных докладов по проблеме злоупотребления алкоголем и ее решению, исполнению законодательства и на их основе – государственной программы мер. Для этого могут потребоваться научные исследования. По результатам социологических опросов, российское общество готово к внедрению эффективных мер по преодолению злоупотребления алкоголем. Об этом свидетельствуют и многочисленные местные инициативы. Социальной опорой при формировании общественного мнения, подготовке и осуществлении эффективных мер по борьбе с злоупотреблением алкоголем могут стать религиозные концессии, а также трезвенническое движение и гражданское общество в целом. При этом важную роль играет учет и поддержка конструктивных инициатив на местах. 

Информационно-разъяснительные  мероприятия, направляемые и 
координируемые государством

Для налаживания  систематической работы по информированию населения об 
огромном вреде, который алкоголь причиняет здоровью, благополучию и духовной целостности человека, необходимо проведение плановой общенациональной информационной кампании на основе разработок проекта «Общее дело» в сотрудничестве со СМИ и общественными организациями.

Документальные  фильмы и ролики социальной рекламы о вреде чрезмерного 
употребления алкоголя основаны на подходах, показавших высокую эффективность в отношении социальных проблем. По заключению ведущих российских экспертов в области общественного здоровья, они способны оказать значительное воздействие на установки россиян по отношению к потреблению алкоголя, снизив остроту алкогольных проблем в стране. 
Информационно-просветительные мероприятия также обеспечат понимание и, 
соответственно, поддержку населением осуществляемых государством ограничительных действий по защите от алкогольной угрозы.

 
Оценка демографической  эффективности предлагаемых мер

 
Проведенные при помощи математической модели, разработанной учеными 
Вычислительного центра Российской Академии наук, расчеты117 показывают, что при инерционном сценарии (т.е. если ситуация в России, включая алкогольную ситуацию, никак не изменится) к 2050 г. население России сократится со 140 до 93 млн. человек. При этом, если верх возьмет алкогольное лобби с его проектами «народной водки», снижения акцизов и т.п., то численность населения нашей страны может даже сократиться до уровня ниже 80 млн. чел. С другой стороны, внедрение в полном объеме вышеописанных мер ограничительной алкогольной политики скандинавского типа приведет к тому, что сокращение численности населения России будет меньше, чем при инерционном сценарии на 17 млн. человек118, и меньше, чем при «алкогольном» сценарии (с «народной водкой»), более чем на 30 млн. чел. Таким образом, цена «алкогольного вопроса» для нашей страны оказывается чрезвычайно высокой – речь идет о жизни тридцати миллионов наших соотечественников, а одно лишь внедрение предлагаемых мер должно спасти жизни семнадцати миллионов россиян.
 

   2.2 Пути решения проблемы бедности в Российской Федерации

Изначально, следует исходить из того, что бедность нельзя искоренить полностью, можно лишь уменьшить её уровень, который в России, независимо от критерия подсчета, достаточно велик. Необходимо отметить, что готовых рецептов и простых путей при решении проблемы бедности не существует. Существует множество мнений, как следует бороться с бедностью. Приведем лишь некоторые из них. 
    ООН рекомендует отменить плату за школьное обучение и основные услуги здравоохранения, сделать для всех социальных учреждений обязательным доступ к электро-, водоснабжению, канализации, интернету. 
    Россия, по мнению международных экспертов, попадает в ту категорию стран, которые могут улучшить свое благосостояние без финансовой помощи извне, при соблюдении рекомендаций ООН. Джеффри Сакс (занимает пост специального советника Генерального секретаря ООН по программе «Цели тысячелетия») считает, что главные проблемы РФ - коллапс промышленности после распада СССР, плохое здоровье населения (в частности, 1,1% взрослых заражены СПИДом, причем 80% носителей вируса моложе 30 лет) и огромная дистанция между богатыми и бедными (20% наиболее обеспеченных граждан получают 46,6% от общей суммы доходов россиян)

Информация о работе Социальные проблемы России и пути их решения