Виды лесопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 14:46, контрольная работа

Описание работы

Российская Федерация располагает самыми значительными в мире лесными ресурсами. Однако сам по себе большой объем лесных ресурсов, понятно, еще не может гарантировать ни высокого лесного дохода, ни высоких темпов роста объемов производства в лесном секторе экономики. В Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы, одобренной распоряжением Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 69-р, указывается, что лесной фонд страны в настоящее время используется недостаточно эффективно.

Содержание

Введение 3
Виды лесопользования 5
1. Особенности правового режима лесопользования 5
2. Основные виды лесопользования 8
3. Воздействие лесопользования на леса и лесовосстановление в Республике Ком……………………………………………………………………………………………11
Заключение 23
Библиографический список 25

Работа содержит 1 файл

виды лесопользования.doc

— 215.50 Кб (Скачать)
 

     ИРИНЕ 26 сентября4

     СЛИ

     Контрольная

       по лесному праву и лесной  политике. 
Тема:   Виды лесопользования.

     1 октября 
 
1) Только действующие правовые законы после 1 января 2007 года. Нормативно-правовые акты обязательны. 
 
2) Офолрмление работы для Лесного института 
 
Рекомендуемая лит-ра: 
 
1) Устойчивое лесоуправление в современных условиях, уч. пособие 
2) Уч.пособие:  Ловцова Н.В. "Правовое регулирование использования лесов" 
3) В.Н.Петров "Лесная политика и лесное право" 
4) А.П.Петров " Государственное хозяйственное управление лесами в условиях децентрализации"(2007 год) 
5) Журнал "Лесная Россия"(лесное агентство) 
6) Газета "Леса России"(лесное агентство) 
7) Лесные ведомости(союз лесопромышленников) 
8) Консультант +

 

      Оглавление 

 

      Введение

 

     Российская  Федерация располагает самыми значительными в мире лесными ресурсами. Однако сам по себе большой объем лесных ресурсов, понятно, еще не может гарантировать ни высокого лесного дохода, ни высоких темпов роста объемов производства в лесном секторе экономики. В Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы, одобренной распоряжением Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 69-р, указывается, что лесной фонд страны в настоящее время используется недостаточно эффективно:

     - за последние три года снизился  объем продажи древесины на лесных аукционах;

     - недостаточным остается экономический  эффект от использования участков  лесного фонда по договорам  аренды;

     - экстенсивное и непропорциональное  развитие лесоперерабатывающих  предприятий оказывает негативное  влияние на состояние лесного фонда;

     - сокращение площади высокопродуктивных  хвойных и одновременно накопление  менее ценных мягколиственных  насаждений создаст в будущем  проблемы в организации рентабельного  лесопользования.

     Признание того факта, что организация использования лесных ресурсов России сегодня малоэффективна, позволяет поставить вопрос: какую же роль может и должно играть законодательство об использовании и охране лесов для исправления создавшегося положения?

     За  относительно короткий в историческом плане промежуток времени, прошедший с начала радикальных политических и социально-экономических реформ в нашей стране, лесное законодательство уже трижды подвергалось кодификации: в 1993, 1997 и 2007 гг. В настоящее время идет оживленная работа над проектами нового Лесного кодекса РФ. Вопросы права собственности на леса и прав пользования лесными участками занимают в этих проектах значительное место и, соответственно, вызывают наибольшие разногласия у всех заинтересованных сторон. Кроме того, неэффективность государственного лесного хозяйства и низкие темпы роста в лесной промышленности послужили причиной обсуждения не только в органах государственной власти, но и на страницах периодических изданий вопросов о возможности передачи части лесов в собственность граждан и юридических лиц (частную собственность), о новых подходах к аренде участков лесного фонда. Аргументация обычно такова: государство не может эффективно управлять лесной собственностью, а вовлечение участков лесного фонда в гражданский оборот выявит новых собственников, каковыми должны стать в первую очередь крупные частные лесопромышленные компании.

     Целью данной работы является изучение проблем  лесопользования в Республике Коми.

 

      Виды лесопользования

     1. Особенности правового режима лесопользования

     Правовое  понятие леса определено Лесным кодексом РФ - лес представляет собой совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Такое понимание исходит из понятия леса в контексте экологических связей данного природного объекта с другими. Существенным дефектом этого понятия является то, что в нем не учитывается принцип дифференциации отраслей законодательства об использовании и охране природных ресурсов - земли, животного мира, вод и др.

     Юридическое понятие «лес», основывающееся на анализе  сферы действия лесного законодательства и содержания института права лесопользования, может быть определено как совокупность всех растительных организмов, древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхов, лишайников и т.п.) 1.

     Следует уточнить, что речь идет о совокупности названных видов, произрастающих в  пределах земель лесного фонда Российской Федерации; в лесах, не входящих в  лесной фонд, расположенных на землях обороны; городских лесах; древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях:

  • сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
  • транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
  • населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
  • водного фонда (на полосах отвода каналов);
  • иных категорий.

     В соответствии с Лесным кодексом РФ названные виды лесов и древесно-кустарниковой растительности являются объектами регулируемых им лесных отношений.

     Таким образом, лесное законодательство регулирует отношения по использованию и охране лесной и древесно-кустарниковой растительности как на землях лесного фонда, так и на иных землях. В свою очередь, в состав земель лесного фонда входят два вида земель - лесные и нелесные. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

     При регулировании отношений собственности, пользования и охраны лесов и растительного мира вне лесов законодательство учитывает функции, выполняемые растительным миром в природе и в обществе. В частности, они обладают средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, оздоровительными и иными полезными природными свойствами. Так, леса создают почву, смягчают климат, предотвращают наводнения, сохраняют влагу, противодействуя засухам, уменьшают эрозионное воздействие дождей, удерживают почву на склонах и предохраняют реки и морские побережья от заиления. Кроме того, особо следует подчеркнуть экономическое значение леса и иной растительности для удовлетворения потребностей человека2.

     Исходя  из экологической, экономической, духовной и иной значимости лесов и растительного мира вне лесов, а также сохранения биологического разнообразия, законодательство исходит из принципа, согласно которому правовой охране подлежат все виды диких растений, независимо от того, являются ли они полезными или вредными.

     Особенностью правового режима лесов является то, что лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находятся в федеральной собственности. Часть лесного фонда может быть передана федеральным законом в собственность субъектов РФ. Собственник же в соответствии с Лесным кодексом РФ несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов лесных отношений. Он же имеет право на получение доходов от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.

     С учетом экологически и социально  значимых функций лесов в лесном фонде выделяются леса первой, второй и третьей групп. Одновременно леса первой группы разделяются по категориям защитности. В лесном законодательстве определены критерии отнесения тех или иных лесов к указанным группам.

     В соответствии со ст. 56 ЛК РФ к лесам  первой группы относятся наиболее экологически и социально ценные леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса первой группы разделяются на следующие категории защитности3:

  • запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;
  • запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;
  • противоэрозионные леса;
  • защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения;
  • государственные защитные лесные полосы;
  • ленточные боры;
  • леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;
  • леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;
  • леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения;
  • леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов;
  • особо ценные лесные массивы;
  • леса, имеющие научное или историческое значение;
  • памятники природы;
  • орехово-промысловые зоны;
  • лесоплодовые насаждения;
  • притундровые леса;
  • леса государственных природных заповедников;
  • леса национальных парков;
  • леса природных парков;
  • заповедные лесные участки.4

     К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.

     Наконец, к лесам третьей группы относятся  леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Относительно использования данной группы лесов Лесной кодекс РФ устанавливает требование, согласно которому при заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. В свою очередь, леса третьей группы разделяются на освоенные и резервные леса по критериям, устанавливаемым федеральным органом управления лесным хозяйством5.

     Лесной  кодекс РФ регулирует как отнесение  лесов к группам, так и перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства. На практике потребность в изменении статуса лесных земель возникает в связи с решением общественно значимых задач экономического развития, например, для строительства дорог, трубопроводов, линий электропередачи и т.п. Так, перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах первой группы осуществляется Правительством РФ по представлению органа государственной власти субъекта РФ. Соответствующее решение должно быть согласовано с федеральным органом управления лесным хозяйством.6

     2. Основные виды лесопользования

     В лесном законодательстве введена новая  классификация лесов в зависимости от их экономического, экологического и социального значения. Леса делятся на три вида - защитные, эксплуатационные и резервные леса. Кроме того, осталась правовая норма - особо защитные лесные участки, которая позволяет сохранять наиболее ценные лесные участки в эксплуатационных лесах. В целом это является положительным моментом в регулировании лесных отношений, но важно, чтобы при фактической реализации данных норм не произошла «потеря» уже существующих особо охраняемых территорий, водоохранных зон и прочих защитных лесов.7

     Существенные  изменения произошли в отношении  определения правового режима и ограничений использования защитных лесов. Прежде всего, сняты ограничения на проведение рубок в защитных лесах и лесах ООПТ. Единственным ограничением в лесах особо охраняемых природных территорий, а также в лесопарках и городских лесах является запрещение сплошных рубок.

Информация о работе Виды лесопользования