Правовая охрана вод

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 19:51, контрольная работа

Описание работы

Воды - возобновляемый, но ограниченный и уязвимый природный ресурс, без которого немыслима жизнь человечества. Этот неотъемлемый компонент окружающей среды, обеспечивающий экономическое, социальное и экологическое благополучие населения, является основой жизни и деятельности народов всего мира.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1.Виды юридической ответственности за земельные правонарушения…….. 4
2. Административная ответственность за земельные правонарушения…... .4
3. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства..6
4. Дисциплинарная и материальная ответственность за нарушение земельного законодательства……………………………………………………………………………..8
5. Гражданско-правовая ответственность за земельные правонарушения….10
6. Земельно-правовая (специальная) ответственность за нарушение земельного законодательства……………………………………………………….……..12

Работа содержит 1 файл

КР.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

      Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 № 1404, содержит жесткие ограничения хозяйственной деятельности на примыкающих к воде участках. Согласно нормам Положения в водоохранных зонах, запрещено складирование мусора, отходов производства, заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов, размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водоохранной зоны менее 100 м и крутизне склонов прилегающих территорий более 3°. Запрещается проведение строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ без согласования с бассейновыми и другими органами управления в области использования и охраны вод.

      Прибрежные  защитные полосы являются линией наиболее жесткого режима и, как правило, должны быть залужены или покрыты древесно-кустарниковой растительностью. На территории прибрежных защитных полос дополнительно к предусмотренным водоохранной зоной ограничениям запрещены распашка земель, применение удобрений, складирование отвалов размываемых грунтов, размещение дачных и садово-огородных участков, выделение участков под индивидуальное строительство, движение автомобилей и тракторов. В то же время разрешается при наличии лицензии на водопользование предоставление земельных участков в названных полосах для размещения объектов портовых и гидротехнических сооружений. В самой лицензии должны быть конкретные требования по соблюдению водоохранного режима.

      Эффективность правовой защиты водосбора рек, озер, болот, каналов и водохранилищ зависит во многом от того, как отмеряются водоохранные зоны и их полосы. Согласно приведенному нами Положению они отсчитываются от уреза воды. Для рек, озер, стариц отсчет производят от среднемноголетнего уреза воды в летний период, для водохранилищ - от уреза воды при нормальном подпоре уровня, для морей - от максимального уровня прилива. Исходя из длины водотока и площади водоема для водотоков протяженностью 10—500 км и более отсчитывается ширина зоны в 50—500 м. Водоемы с площадью акватории до 2 кв. км. имеют зону в 300 м, при площади акватории от 2 кв.км. и выше — более 500 м.

      Ширина  прибрежной защитной полосы зависит  от вида угодья и крутизны склонов. На пашнях (при разных уклонах) прибрежные защитные полосы отсчитываются от 15 до 100 м; на лугах и сенокосах — от 15 до 50 м; на лесистой и кустарниковой местности — от 35 до 100 м. Это правило в какой-то степени учитывает такие факторы, как рельеф местности и т.д.

      Вышеуказанное Положение предусматривает проектирование водоохранных зон и их прибрежных защитных полос в соответствии с нормативно-методическими документами. Оно осуществляется по заказу органов территориального управления водным фондом МПР России или же водопользователей водохранилищ, предоставленных в обособленное пользование. Проекты подлежат государственной экспертизе (в том числе и экологической), а также утверждению государственными органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению федеральных бассейновых органов управления. Минимальные размеры зон и полос наносят на генеральные планы застройки городов и прочих поселений, планы землепользования, прочие планово-картографические материалы. Водоохранные зоны и их полосы обязательно следует наносить на планы и земельные карты. На местности они должны сопровождаться специальными знаками.

      Правовые  нормы о водоохранных зонах и  их прибрежных защитных полосах нуждаются  в неукоснительном исполнении. Нередко (например, в Московской области) не принимают или не реализуют решения  о выделении водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, довольно часто их режимы нарушают. В настоящее время происходит возведение коттеджей прямо на берегах пригородных водоемов и водотоков и даже питьевых водохранилищ, а для некоторых хозяйственников распаханные вплоть до уреза воды сельскохозяйственные угодья являются чуть ли не предметом особой гордости. Подобные действия наносят экологический вред и действующим законодательством воспрещены. Поэтому обеспечение соблюдения режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос представляется одной из важнейших задач государственного водного контроля и важнейшей функцией государственного управления. В настоящее время ряд исков прокуратуры о запрете строительства и сносе коттеджей у уреза воды питьевых водохранилищ удовлетворены, а экологический правопорядок восстанавливается.

               Ответственность за нарушения водного законодательства.

      В случае нарушения закрепленных законом  правил рационального использования  вод, невыполнения установленных мер  по их охране наступает юридическая ответственность - административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.

      Нормы Водного кодекса РФ не содержат перечня  водных нарушений и имеют отсылочный характер. Согласно ст. 130 лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

                                     Административная ответственность

      Штрафы  налагаются должностными лицами специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда за следующие виды водных нарушений:

      - самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование, переуступку  права водопользования, а также  совершение других сделок, в прямой  или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на воды;

      - загрязнение и засорение вод,  нарушение водоохранного режима  на водосборах, вызывающее их  загрязнение, водную эрозию почв  и другие вредные явления;

      - ввод в эксплуатацию предприятий,  коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие;

      - забор воды с нарушением планов  водопользования, самовольное производство  гидротехнических работ, бесхозяйственное  использование воды (добытой или отведенной из водных объектов), нарушение правил первичного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод;

      - повреждение водохозяйственных  сооружений и устройств, нарушение  правил их эксплуатации;

      - невыполнение лицами командного  состава судна или другого  плавучего средства обязанностей  по регистрации в судовых документах  операций с вредными для здоровья  людей или живых ресурсов моря  веществами и смесями.

                                         Уголовная ответственность

        Предусмотрена нормами Уголовного кодекса РФ за следующие экологические преступления в сфере охраны вод:

      - загрязнение, засорение, истощение  поверхностных или подземных  вод, источников питьевого водоснабжения  либо иное изменение их природных свойств (ст. 250);

      - загрязнение морской среды из  находящихся на суше источников  либо вследствие нарушения правил  захоронения или сброса с транспортных  средств или возведенных в  море искусственных сооружений  веществ и материалов, вредных  для здоровья людей и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды (ст. 252).

      Разграничение таких нарушений водного законодательства как загрязнение, засорение, истощение  вод, наказуемых в уголовном порядке, и подобных же административных проступков осуществляется по квалифицирующим признакам состава преступления - причинению существенного вреда, совершению этих деяний на территории заповедника, заказника, в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации и др.

      В соответствии с Постановлением Пленума  Верховного Суда РФ «О практике применения законодательства об ответственности  за экологические правонарушения»  эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с  неисправными очистными сооружениями, отключение очистных сооружений и устройств, нарушение правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов, иные действия, повлекшие загрязнение водоемов и водных источников и причинившие существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, должны квалифицироваться по ст. 250 УК РФ. К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях, так и другие лица (п. 9).

      Привлечение к уголовной или административной ответственности не освобождает  виновных лиц от обязанности возмещения причиненного ущерба в порядке, установленном гражданским законодательством.

      Согласно  ст. 131 ВК РФ граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно или по решению суда либо арбитражного суда в соответствии со специальными методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

      Иски  о возмещении ущерба, причиненного водным объектам в результате нарушения  водного законодательства, вправе предъявлять  органы управления водным фондом, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

      Сделки, совершенные с нарушением водного  законодательства, признаются недействительными  и влекут за собой последствия, предусмотренные  общими положениями гражданского законодательства о недействительных сделках.

                                          

 

                                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

     В процессе работы над контрольной работой были рассмотрены вопросы правовой охраны вод. В результате рассмотрения этого вопроса мы пришли к следующим выводам.

     Каждый человек обязан заботиться о сохранении природы на земле, т. к. речь идет о сохранении жизни и человека и всей цивилизации.

     Современное состояние экологической проблемы характеризуется тремя тенденциями:

  • гуманизацией охраны окружающей среды, что выдвигает на первое место общечеловеческие приоритеты, прежде всего право человека на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую среду, нравственную и юридическую обязанность каждого члена общества в сохранении и улучшении природной среды;
  • экономизацией охраны окружающей среды, в результате которой на основе развития экономического стимулирования предприятия, экологическая безопасность становится непременным условием их хозяйственной деятельности;
  • интернационализацией   охраны   окружающей среды. Природа не имеет государственных границ.   Она   едина   в   масштабе   нашей   планеты. Это достояние всех государств и народов. Количество правонарушений в области охраны окружающей   среды   за   последние   годы   возросло.

     Это    обусловлено    несколькими    взаимосвязанными причинами:

  • Во-первых, в условиях научно-технического прогресса и всестороннего развития общества значительно расширились масштабы антропогенного воздействия на природу. Увеличилась общая численность населения. Вырос процент городского населения. Усилилась миграция людей. И пространственно и в качественном отношении деятельность людей, связанная с воздействием на природу, стала во много раз более интенсивной. Соответственно увеличилась масса людей, непосредственно втянутая в процессы взаимодействия общества с природой и природной средой. При совокупности этих явлений, если даже относительная величина (коэффициент) экологической правонарушаемости остается неизменной или несколько снижается, абсолютное число экологических правонарушений должно закономерно возрастать.
  • Во-вторых, за последние годы расширилась и продолжает расширяться сфера правового регулирования в области охраны окружающей среды. Увеличились численно и ужесточились по содержанию конкретные требования, соблюдать которые обязано всевозрастающее число людей. Многие виды деятельности и поведения граждан, еще не так давно считавшиеся правомерными, сегодня на фоне новых экологических требований считаются правонарушениями. Сознание людей до некоторой степени отстает от современных требований, люди еще не привыкли всегда соблюдать новые для них экологические требования.

Информация о работе Правовая охрана вод