Правовая охрана вод

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 19:51, контрольная работа

Описание работы

Воды - возобновляемый, но ограниченный и уязвимый природный ресурс, без которого немыслима жизнь человечества. Этот неотъемлемый компонент окружающей среды, обеспечивающий экономическое, социальное и экологическое благополучие населения, является основой жизни и деятельности народов всего мира.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1.Виды юридической ответственности за земельные правонарушения…….. 4
2. Административная ответственность за земельные правонарушения…... .4
3. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства..6
4. Дисциплинарная и материальная ответственность за нарушение земельного законодательства……………………………………………………………………………..8
5. Гражданско-правовая ответственность за земельные правонарушения….10
6. Земельно-правовая (специальная) ответственность за нарушение земельного законодательства……………………………………………………….……..12

Работа содержит 1 файл

КР.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

     Российская  Федерация определяет государственную политику в области использования и охраны водных объектов, в частности, порядок использования водных объектов. Кроме того, Российская Федерация осуществляет владение, пользование и распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а также перераспределение водных ресурсов из федеральных водных объектов. В федеральном ведении также находятся государственный мониторинг, учет, кадастр и контроль в области использования и охраны вод. Кроме того, именно на уровне Российской Федерации разрабатывают, утверждают и реализуют государственные программы по использованию, восстановлению, охране водных объектов, а также по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод.

     В настоящее время статус субъектов РФ как участников водных отношений определен недостаточно. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ внес существенные изменения в ВК, а субъекты РФ лишаются многих существенных полномочий, которые перераспределяются в пользу Российской Федерации. Однако основанные на конституционных положениях нормы ВК об участии субъектов РФ в водных отношениях и о том, что водное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, сохранены.

     Муниципальным образованиям передаются отдельные государственные полномочия в сфере использования и охраны водных объектов, реализация которых подконтрольна государству. Для осуществления этих полномочий предаются материальные и финансовые средства. Кроме того, муниципальные образования владеют, пользуются и распоряжаются обособленными водными объектами, находящимися в их собственности. В рамках своих полномочий по благоустройству муниципальные образования могут регулировать охрану и использование водных объектов для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, пожарной безопасности, рекреации и т.д.

     Участниками водных отношений являются водопользователи - граждане и юридические лица, которым  предоставлены права пользования  водными объектами. В водном законодательстве строго разграничиваются водопользователи, осуществляющие предпринимательскую деятельность (граждане и юридические лица), и граждане, свободно использующие водный объект для собственных нужд. Последние не нуждаются в лицензировании, но в то же время не освобождены от требований, общих для всех водопользователей. От водопользователей следует отличать водопотребителей:  последние прямо не используют водный объект, а воду получают через водопользователей.

     По  числу водопользователей российские водные объекты также юридически классифицируются. Водные объекты, находящиеся в открытом и общедоступном пользовании неограниченного круга лиц, признаются объектами общего пользования. Водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются объектами общего пользования, если в водоохранных и природоохранных целях не установлено другое. На определенных условиях также допускается общее пользование частными обособленными водными объектами. При этом происходящее ограничение права собственника следует компенсировать и отразить в едином государственном реестре прав.

     Право общего пользования распространяется и на береговую полосу (бечевник) вдоль водоемов и водотоков, ширина которой не может превышать 20 м. Каждый вправе использовать ее для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования (включая рыболовство и причаливание плавательных средств).

     В свою очередь, водные объекты, используемые ограниченным кругом лиц, являются водоемами особого пользования. Они не исчерпываются частными обособленными водными объектами. В особое пользование могут предоставляться водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Это бывает в случаях обеспечения государственных и муниципальных нужд (оборона, транспорт, энергетика).

                 Виды права пользования водными объектами.

      Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь права на водные объекты: право долгосрочного  пользования (на срок от 3 до 25 лет), право  краткосрочного пользования (до 3 лет), право ограниченного пользования (публичный и частный водный сервитут). Кроме того, ВК предусматривает передачу водных объектов, как и земельных участков, на правах аренды. Однако для этого требуется отдельный федеральный закон, который пока не принят.

      Важное  юридическое значение имеет разделение водопользования на общее и специальное. Общее водопользование (осуществляется физическими и юридическими лицами без применения сооружений, технических средств и устройств) не требует лицензирования и заключения на его основе договора. Специальное водопользование, характерное применением сооружений, технических средств и устройств, предполагает получение лицензии и заключение договора.

      Лицензию  выдают специально уполномоченные органы государственного управления в сфере  охраны и использования водного фонда. Лицензия содержит сведения о водном объекте, водопользователе, водопотребителях, лимитах водопользования, об обязательствах водопользователей по отношению к окружающей среде, ее охране, к водопотребителям. Кроме того, в лицензии указывают координаты водных объектов (либо их частей), способы и цели их использования. Как отмечено многими специалистами, сама по себе лицензия не дает права пользования водными объектами: на ее основе заключают договор краткосрочного или долгосрочного пользования, воспроизводящий многие условия лицензии. В них в обязательном порядке включают условия, устанавливающие обязанности по охране окружающей среды, размер и порядок внесения платежей за пользование, а также ответственность сторон за неисполнение требований. Существенные условия договора определяют также порядок продления или досрочного прекращения права пользования водными объектами. Лицензии и договора подлежат обязательной государственной регистрации, ведется специальный государственный реестр договоров.

      Таким образом, лицензии и договора пользования водными объектами отчасти дублируют друг друга. Это нередко вызывает критику. В настоящее время предлагается упразднить лицензирование водопользования, оставив лишь договор пользования водными объектами. Но в случае отмены лицензии необходимо обеспечить состязательность и открытость при принятии решения о заключении договора пользования водным объектом. Кроме того, сами условия договора должны быть достаточно подробными и обстоятельными, что необходимо для предотвращения хищнического использования российских водных объектов. Поэтому при разработке проектов новой редакции ВК нередко предлагалось заключать договоры по результатам торгов и уточнить условия самих договоров.

      Договоры  пользования водными объектами  до сих пор заключали органы исполнительной власти субъектов РФ. Но в результате перераспределения полномочий субъектов РФ в пользу Российской Федерации, которое было осуществлено согласно Федеральному закону от 22.08.2004 № 122-ФЗ, договоры пользования водными объектами будут заключать уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

      Водные  сервитуты (как публичные, так и  частные) не требуют лицензии на водопользование. Каждый может пользоваться водными  объектами общего пользования или  иными водными объектами, если иное не предусмотрено российским законодательством (публичный водный сервитут). В силу договора или судебного решения права долгосрочных и краткосрочных пользователей водных объектов могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут).

      Законодатель  предусматривает виды водных сервитутов: забор воды без применения сооружений, технических средств и устройств; водопой и прогон скота; использование  водных объектов как водных путей  для маломерных плавательных средств.

      К рассматриваемым договорам пользования водными объектами применяют положения гражданского законодательства о сделках, договорах и сервитутах. Эти имущественные отношения, возникающие при использовании водных объектов, регламентирует гражданское законодательство, если иное не предусмотрено ВК.                

                                 Виды вредного воздействия на воды.

      В водном законодательстве различают  следующие виды вредного воздействия  на водные объекты: загрязнение, засорение, истощение. Загрязнение понимается как сброс, иное поступление в водный объект или образование в нем веществ, ухудшающих качество вод и негативно воздействующих на состояние сопряженных с ним земель (дна и берегов), что приводит к ограничению использования. В отличие от загрязнения, засорение заключается в сбросе или ином поступлении в водный объект инородных предметов и взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих его использование. Ни с засорением, ни с загрязнением не следует смешивать истощение вод – устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

      В то же время в реальной жизни водотоки и водоемы испытывают на себе все  три вида вредного воздействия, которые  тесно связаны друг с другом.

      Примером  может послужить следующая ситуация. Россия занимает печальное первенство по затонувшему имуществу. Многие водные объекты превращены в кладбища бесхозных кораблей, в свалку металлолома и затонувшей древесины. Подобное засорение носит массовый характер и, из-за ржавления металла и гниения древесины, нередко влечет за собой загрязнение, в результате происходит устойчивое ухудшение качества вод – признак истощения.

      Большую опасность представляет собой аварийное  загрязнение, возникающее при залповых сбросах вредных веществ, наносящих  вред или угрожающих здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной или иной деятельности, состоянию окружающей среды, а также биологическому разнообразию. Значительными полномочиями по предупреждению, пресечению и ликвидации аварийного загрязнения водных объектов обладает МЧС России. Его деятельность регламентирует Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

                                 Способы охраны водных объектов.

      Как было указано выше, водопользователи обязаны осуществлять меры по охране водных объектов. Поэтому использование водных объектов следует осуществлять с минимально возможными негативными последствиями для водных объектов. Чтобы степень воздействия человека на водную экосистему была не слишком высокой, водное законодательство предусматривает лимиты водопользования - установленные на определенный срок предельно допустимые объемы изъятия вод или сброса сточных вод нормативного качества.

      Охрану  водных объектов обеспечивают производственно-технические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные мероприятия, которые обязаны проводить физические и юридические лица. Следует отметить взаимную связь как собственно водоохранных мер, так и мер по предупреждению, пресечению и устранению последствий вредного воздействия вод (наводнения, затопления, подтопления, эрозии). При подобных явлениях также может происходить загрязнение или засорение вод: в разливающиеся весной реки и озера могут попадать вредные вещества, отходы производства.

                                        Направления правовой охраны.

      Правовую  охрану вод осуществляют по разным направлениям и различными способами. Для обеспечения охраны вод осуществляют регулирование деятельности источников загрязнения - объектов, с которых сбрасываются или иным образом поступают вредные вещества. Это могут быть промышленные и сельскохозяйственные предприятия, транспорт, коммунально-бытовое хозяйство и т.д. Они не должны вызывать загрязнение и засорение водных объектов сверх установленных нормативов.

      ВК  запрещает применение ядохимикатов и других химических средств, если это  влияет на состояние водных объектов и водных биоресурсов. В свою очередь, взрывные работы с применением ядерных  или иных технологий и выделением радиоактивных и токсичных веществ, а также захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ (материалов) воспрещены. При этом сброс сточных вод с токсичными веществами допускается только после их очистки в установленном порядке.

      В водном законодательстве предусмотрена защита водных объектов от засорения, поступление же взвешенных частиц в водный объект допускается в соответствии с требованиями водного законодательства.

      Водное  законодательство предусматривает  и некоторые особенности охраны подземных водных объектов. На их водосборных площадях запрещено размещение отходов, свалок, кладбищ, скотомогильников, если сами подземные воды используются для питьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещено и орошение земель сточными водами (если это влияет или может повлиять на подземные воды). В случае вскрытия водоносных горизонтов при использовании недр необходимо принять меры по охране этих водных объектов и сообщить о данном происшествии в уполномоченные органы.

      Водное  законодательство содержит в себе и специальные правовые институты, без которых охрана водных объектов окажется декларативной и неполноценной. Речь идет о водоохранных зонах, округах санитарной и горно-санитарной охраны, особо охраняемых водных объектах.

                             Водоохранные зоны водных объектов.

      Большой вред поверхностным водотокам и  водоемам наносит хозяйственная  деятельность на их берегах, оказывающая  особенно негативное воздействие на небольшие водотоки и водоемы. Чтобы  защитить водные объекты от загрязнения, засорения, заиления и истощения, а также сохранить среду обитания биоресурсов, отечественное законодательство пошло по пути создания водоохранных зон с полосами разной степени жесткости правового режима. Водоохранные зоны находятся на землях разных категорий: землях водного фонда, поселений, особо охраняемых территорий и объектов. Но в любом случае названные зоны имеют свой специфический правовой режим, определенный водным законодательством.

Информация о работе Правовая охрана вод